Напоминание

Путешествие по "Реке времени" как один из эффективных методов для работы с детьми в исследовательской деятельности


Автор: Гантимурова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с №9 "Калинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Назарово
Наименование материала: Статья
Тема: Путешествие по "Реке времени" как один из эффективных методов для работы с детьми в исследовательской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Путешествие по «Реке времени» как один из эффективных методов для работы с детьми в исследовательской деятельности. Гантимурова Наталья Анатольевна, воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Калинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» г. Назарово Красноярского края Ребёнок по своему характеру является неутомимым исследователем всего того, что находится с ним рядом, что окружает его. Такое исследовательское поведение является естественным, природным состоянием. Ребёнок способен разбирать и собирать разные игрушки, рвать и мять бумагу и затем смотреть, что будет. Таким образом, ребёнок познаёт окружающий мир, свою любознательность ребёнок проявляет во всём и везде, дома, на природе, во время прогулок на улице, может наблюдать и любоваться звёздами, а затем задать вопросы: «Почему?», «Как?», «Что будет если?». И задача взрослых состоит в том, чтобы обучить детей процессу самостоятельного приобретения знаний путём собственной исследовательской деятельности. Такое взаимодействие с ребёнком, прежде всего, направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Поэтому в соответствии с Федеральным го сударственным образовательным стандартом в центре внимания педагога является ориентация образовательного процесса на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию в повседневной жизни. Чем больше ребёнок познаёт, исследует окружающий его мир, тем богаче становится его внутренний мир, тем легче он вступает в коммуникации. В своей педагогической работе использую такой метод познавательно- исследовательской деятельности как «Путешествие по «Реке времени». Основной развивающей задачей является формирование представлений об историческом времени окружающего нас мира, от прошлого к настоящему и будущему. Вся деятельность ребёнка дошкольного возраста проходит в игровой форме, поэтому «Путешествие по «Реке времени» является одной из наиболее интересных, познавательных и доступных пониманию ребёнка игровой формой, для реализации развивающих и познавательных задач. Метод «Путешествие по «Реке времени» я использую при проведении непосредственной образовательной деятельности в области «Познание», а так же во время отведённых для других образовательных режимных моментов, таких образовательных областей как «Художественное творчество» (лепка, рисование), «Социально-коммуникативное развитие». Что же представляет собой «Река времени»? Прежде всего, это большой лист бумаги, можно использовать обои, на которой нарисована широкая
полоса синего цвета, напоминающая реку. Данная река разбита на четыре времени – островка. В начале учебного года вместе с детьми эти островки обозначили как «древность», «старина», «наше время», и «будущее». По мере изучения материала данные островки времени могут также делиться на временные отрезки «начало», «середина», «конец». Во время работы с полотном «Река времени» использую символы – метки времени, по которым дети определяют, о каком периоде времени будет говориться занятии. Это картинки с изображением жилища людей, людей разных эпох проживания, предметы быта и другое. В процессе проведения путешествия символы – метки в начале учебного года прикрепляю я, а затем на последующих образовательных занятиях ребёнок может делать это самостоятельно по ходу всего путешествия и при поддержке своих сверстников. Как при проведении любой непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении занятия в форме «Путешествия по «Реке времени», я использую сюрпризные моменты, которые помогают настроить и заинтересовать детей на дальнейшую работу. Это могут быть: письма о помощи, письма истории о каких-нибудь предметах, старые вещи или предметы и другое. Поведение путешествия носит тематический характер и на этих занятиях формируются представления детей об истории возникновения: -Истории жилища; -Истории разных профессий; -История посуды, одежды, мебели; -История транспорта; -История создания книги и письменности. Применяя данную форму работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо помнить, что детям не будут интересны и понятны углубленные знания по географии, истории, экологии. Задача педагога – воспитателя состоит в том, чтобы создать такие условия при которых ребёнок на проводимых занятиях, а затем и в повседневной жизни, проявит свою любознательность, пытливый ум, познавательную инициативность, умение сравнивать и анализировать, устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями. Но для того чтобы дети получили интересующие их знания, воспитатель должен сам быть заинтересованным в исследовательской деятельности, мог находить нужную для детей информацию и уметь их преподать. Очень важно, что бы на таких занятиях педагог придерживался некоторым принципам: «научности», «От простого к сложному». Так как дети должны получать сведенья научно доказанными, и в не искажённом виде. Опыт работы показывает, что используя в своей работе такой метод как «Путешествие по «Реке времени» способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности детей, учит
детей самостоятельному поиску, открытию и усвоение нового, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Считаю, что такой метод является одним из инновационных подходов в формировании и развитии детской способности быть исследователем.


В раздел образования