Роль использования словесных задач - в обучении грамоте детей-дошкольников. Метаграммы
Автор: Погосян Лариса Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Д/с №545 ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль использования словесных задач - в обучении грамоте детей-дошкольников. Метаграммы Раздел: дошкольное образование
использования словесных задач - в обучение грамоте детей-
дошкольников. Метаграммы.
Занятия по обучению грамоте всегда становятся более интересными, когда в них
использованы занимательные игровые приёмы. Именно поэтому, на этапе овладения
грамотой, который включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым
и лексико-синтаксическим анализом и синтезом, а так же чтением до поступления в
школу эффективным приемом является использование метаграмм - словесных задач-
загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одинакового количества
букв. Детям предлагается, угадав одно из слов метаграммы, заменить в нём одну букву
так, чтобы получилось новое слово, соответствующее смыслу загадки, например: из
слова «точка», заменив «Т» на «Д», получается другое слово - «дочка», или «санки -
банки», «грач-врач», «лайка-майка», «кошка-мошка».
Элементы загадочности и простота рифм метаграмм делают это развлечение
доступным, увлекательным для всех членов семьи, которые делят досуги со своими
детьми. Занимательная продуктивная, совместная деятельность взрослого и ребенка в
игровой атмосфере всегда приятна. Такая деятельность способствует к творческому и
интеллектуальному времяпрепровождению. Именно поэтому игры-метаграммы создают
положительный эмоциональный настрой, который способствует не только умственному,
но и психоэмоциональному развитию ребенка в целом. Предлагаю коллегам и родителям
использовать на занятиях следующие метаграммы.
Он зимою спит в берлоге,
Ждет, когда придет весна,
Если звук мы в слове сменим,
То на лбу растет она. (мишка-шишка)
Утром на траве блестят
Капли ласковой воды,
А сменю одну лишь букву
И вплету в неё цветы . (роса – коса)
Раннею весною
Он первый прилетит,
Но стоит букву поменять,
Вдруг спросит: «Что болит»?
(грач - врач)
Он со звуком «М» в начале
Зацветает на полях,
Но, а если «Р» вставляем,
Сила вся в его клешнях. (мак – рак)
Целый день гоняет мышку,
Отдыха не знает.
Стоит поменять лишь букву,
Это слово уж летает. (кошка – мошка)
Набухают на деревьях
Они раннею весной.
Но, а в чём несет медведь
Вкусный мёд домой? (почка – бочка)