Автор: Алешина Елена Александровна Должность: преподаватель социально-гуманитарных дисциплин Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 10" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: школа Лидера Раздел: среднее профессиональное
Алешина Елена Александровна,
кандидат политических наук,
преподаватель социально-гуманитарных дисциплин,
председатель ПЦК классных руководителей
Введение
Это школа для тех студентов, которые не желают оставаться частью
толпы, для тех, которым необходимо знать механизмы лидерства, влияния на
людей,
быть
мобильным,
занимать
активную
жизненную
позицию,
что
является образом или стилем жизни более высшего уровня, потому что лидер
делает лучше других то, что умеют все!
НСО «Школа лидерства» основана на развитии лидерских,
организаторских
способностей,
осознании
личной
успешности.
В
ходе
занятий
в
Школе
лидерства
рассматриваются
и
закрепляются
понятия:
«личная автономность и ответственность», «влияние на события в своей
жизни»,
«процесс
и
достижение
результата»,
«постановка
и
достижение
цели», «я - как часть команды», «формальное и неформальное лидерство»,
«разрешение конфликтов», «устранение личной агрессии»…
Школа лидерства помогает выработать личную жизненную стратегию
достижения успеха, раскрывает лидерский потенциал человека, дает каждому
студенту возможность взглянуть на себя, ситуацию и мир по-новому, с точки
зрения своих возможностей, делает человека активным по жизни.
Проблема
Отсутствие
у
студентов
специальных
организационных
навыков.
Как
следствие, активность студентов не может найти правильного направления.
Цель создания НСО
Получение базовых знаний студентами первого курса по психологии
лидерства,
психологии
группы,
психологии
общения.
Формирование
коммуникативных
навыков
и
дифференцированная
выработка
лидерских
качеств в зависимости от типа личности и от конкретных задач.
2
Задачи НСО
-
научить
первокурсников
гармонично
вливаться
в
коллектив
и
взаимодействовать со средой своего коллектива;
- стабилизировать эмоциональную атмосферу в коллективе;
-
воспитывать
толерантность:
уважительного
отношения
к
людям
вне
зависимости от их пола и возраста;
- формировать адекватную самооценку;
- развивать «командный дух»;
- помочь найти «свое место» каждому студенту в группе и реализовать свой
творческий потенциал, свои индивидуальные способности;
- Развитие мышления, внимания методики развития творческого потенциала
и самовыражения;
-
Формировать
и
развивать
нестандартное
мышление:
воображение,
фантазию, гибкость, системность, диалектичность.
Средства
Суть НСО состоит в пошаговой проработке качеств, необходимых для
успешного лидерства.
Проработка происходит посредствам тренингов, семинаров,
практического применения полученных знаний.
Идея создания НСО в том, чтобы застраховать человека от неудач, и
направить
его
по
пути
развития
так,
чтобы
раз
за
разом
получалось
выполнение какой-либо задачи, сконцентрировать студента на успехах.
3
Тематически обучение разделено на четыре блока:
I. Энергетика и уверенность
Управление стрессом, владение психологическим состоянием, уход от
страха и методы создания смелости, секреты привлекательности, свобода и
непринужденность.
Постановка
на
публике,
манера
поведения,
приемы
вовлечения, психологический контакт, захват и удержание внимания, умение
вызвать доверие и расположить к себе людей.
Тематика занятий-практикумов:
-
Семинар
«Личностные
характеристики
лидеров.
Черты
лидера,
к
чему
стремиться»
- Тренинг «Язык тела». Внешнее поведение лидера
- Тренинг навыков уверенного поведения
- Тренинг навыков убеждения и аргументации
- Тренинг навыков сохранения самообладания и спокойствия в сложных
ситуациях
II. Гибкость в достижении цели
Целеполагание, умение быть разным, маневрировать, находить
компромисс, брать от возможностей по максимуму. Связки целей и поиск
множественных ресурсов
Тематика занятий-практикумов:
- Лекция с элементами тренинга «Искусство убеждать»
- Лекция-семинар «Коммуникативные техники Лидера»
III. Оратор
Умение доходчиво, ясно и точно излагать мысли, «подвешенность»
языка. Нестандартность речи, метафоричность, образность, богатство речи,
расширение активного словарного запаса, мастерство убедительной речи
4
Тематика занятий-практикумов:
- Лекция-семинар искусство ведения беседы
- Лекция-семинар с элементами тренинга «Психология общения для Лидера»
- Семинар «Психология общения. Коммуникативная компетентность лидера»
- Тренинг «Актуализация коммуникативных навыков и лидерских качеств
участников»
- Тренинг навыков установления контакта с собеседником, техники активного
слушания
- Психологические основы эффективного общения
IV. Отличный управленец
Умение вовлекать в решение задач других людей, умение делегировать,
мотивировать,
воздействовать,
вдохновлять
и
стимулировать.
Секреты
Формулы
Власти,
Грамотный
подбор
сотрудников
и
окружения,
умение
договариваться
и
легко
решать
конфликтные
ситуации,
психологическое
доминирование, ситуативное руководство, опора на создание собственных
лидеров
Тематика занятий-практикумов:
- Семинар «Умение лидера работать в команде»
- Семинар «Пошаговая стратегия успеха»
- Тренинг навыков поведения в конфликтных ситуациях
Практическое применение полученных знаний
- В начале учебного года происходит активное знакомство студентов
кружками и студиями, работающих в колледже. Каждому студенту куратор и
руководители кружков помогают найти занятия по интересам.
- На первом организационном классном часе
распределяются
общественные поручения таким образом, чтобы каждый студент отвечал за
определенное направление деятельности в группе.
5
- В конце каждого месяца на итоговом организационном классном часе
студенты отчитываются за проделанную работу. Группа определяет качество,
результативность
выполненной
работы
и
дает
оценку
работы
за
месяц
каждому направлению:
-
учебная
комиссия
(староста,
зам.старосты,
ответственные
за
посещаемость);
- комиссия питания (2 человека, ответственные за питание в группе);
- организационно-информационная комиссия;
- член студенческого совета колледжа;
- досуговая комиссия;
- спортивная комиссия;
- научно-исследовательская комиссия;
- комиссия порядка
- На студентов первого курса делается ставка по привлечению во все
общеколледжные (день здоровья, аэробика, день учителя, день народного
единства, новогодний праздник, день святого Валентина, день защитника
Отечества, международный женский день, день смеха, день Победы, встречи
с ветеранами 9 гвардейской дивизии), районные («Солнышко лесное», акция
«Спешите делать добро», форум «Нет зависимости») городские мероприятия
(участие в фестивале-конкурсе творчества «Творчество молодых», участие во
всех выездных городских мероприятиях центра ГОУ МЦФВП).
На классных часах подводятся итоги участия в проведенных
мероприятиях
различного
уровня
и
направленности,
активные
студенты
награждаются грамотами, призами, выписываются поощрительные премии.
Результат проекта
Повышение качества системы студенческого самоуправления, через набор
команд актива из первокурсников, и обучение их по специальной пошаговой
программе теоретической и практической направленности.
6
7