Автор: Чаплыгина Любовь Викторовна
Должность: учитель - дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МБДОУ№7
Населённый пункт: РСО АЛАНИЯ. Г. Моздок
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: социально бытовая ориентировка для детей с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний
и умений, непосредственно связанный с организацией собственного
поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-
бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка
предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех
жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой)
деятельности.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает
специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и
социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может
формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого
дефекта зрения.
Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку
быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни
учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.
Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за
одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни
современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих
людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые
позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне семьи. Даже
когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они
содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует
выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Главная цель курса СБО в ДОУ— помочь ребенку с глубоким нарушением
зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее,
сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о
бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей
делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в
семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить
круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
1
Начиная работу по СБО в детском саду, В средней школе знания по СБО
закрепляются и расширяются, и призваны создать прочную базу для
полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.
Назначение занятий по СБО в ДОУ заключаются в следующих задачах:
§ восполнить пробелы домашнего воспитания детей по вопросам
социально-бытовой ориентировки;
§ дать правильные представления и знания о предметах домашнего
обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и
правилах обращения с ними;
§ выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; -
сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; -
познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями,
в которые они могут обратиться;
§ научить правилам поведения в общественных местах, в различных
службах быта и учреждениях;
§ выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью,
научить детей вступать в общение с различными людьми в различных
ситуациях.
Программа курса СБО включает следующие разделы:
«Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура
поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Изучение программного материала призвано способствовать расширению
у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене,
самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим
нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям
ближайшего окружения школы. Ознакомление детей с предметами быта
включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с
этими предметами, а также выработку необходимых рациональных,
правильных навыков использования этих предметов по назначению.
2
По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных
ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и
взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится
иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО в каждой возрастной группе
расширяется и усложняется.
В результате занятий по СБО уже к окончанию детского сада
желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные
для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.
Подведем итоги. Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном
формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с
оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом
пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в
общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области
социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей им
необходимы специальные занятия, направленные на элементарную
абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация предполагает
формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих
самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения и с
рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и
понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных
видах бытовой и социальной деятельности. Педагогу всегда надо помнить,
что правильное описание способа выполнения какого-либо предметно-
практического действия ребенком с нарушением зрения ни в коей мере не
означает, что он может эти действия выполнять. Этот разрыв между
теоретическими знаниями и их конкретным приложением, характерные для
детей с нарушением зрения, отмечается в исследованиях многих тифлологов
3
(Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Н.С. Костючек, В.З. Денискина, И.В.
Новичкова, В.А. Феоктистова и др.).
Самым значимым и эффективным методом изучения программного
материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая
деятельность детей. Но именно она при зрительном дефекте и протекает
своеобразно, и тем более своеобразно формируется.
Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания, требуют от
педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия,
многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку».
«Способ сопряженных действий» заключается в следующем: педагог,
находясь за спиной ребенка, берет его руки в свои и выполняет ими
необходимые операции. При этом все они проговариваются.
Этот способ наиболее эффективно позволяет «соединять» слова с
соответствующими им действиями и тем самым преодолевать характерный
для детей с нарушением зрения разрыв между теоретическими знаниями и
практическими умениями. Речевое объяснение часто требует больше
времени, чем само действие, и задерживает его выполнение, но слова
позволяют восполнить отсутствие или недостатки зрительного восприятия.
Значения собственной предметно-практической деятельности учащихся
позволяют детям научиться выполнять необходимые повседневные действия
по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за
одеждой и обувью, ремонту одежды, уходу за жилым помещением.
Таким образом, формированию практических и трудовых навыков и
умений непосредственно содействует именно практический метод, так как
навыки не могут быть сформированы без самих практических действий
учащихся, без упражнений и закреплений определенных операций и
последующего их превращения в умение. Практическая работа по освоению
того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию
правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого
4
действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после
выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям
учащихся. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в
бокал, если он не научился еще наливать холодную воду.
Многие предметы и орудия труда, используемые на занятии, могут быть
детям не знакомы. Поэтому первым условием формирования трудового
действия является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение
техническими приемами работы с ними. Педагогу целесообразнее
«демонстрировать» последовательность операций или руками незрячего
ребенка, или того, кто видит хуже остальных, или того, кому предметно-
практическая деятельность дается труднее, чем остальным. Сначала педагог,
проговаривая все производимые действия, выполняет их совместно с тем
ребенком, который имеет остаточное или слабое зрение и легко овладевает
программным материалом по СБО. Затем, проводится обучение
одновременно уже двух воспитанников: тифлопедагог при этом берет самого
«трудного» ребенка, а первый из обученных, становясь помощником
педагога, — самого «легкого». Ребенку помощнику такое поручение
позволяет поупражняться в сопряженных действиях со сверстником. Эти
навыки имеют большое компенсаторное значение и очень будут полезны ему
как в школьной, так и в будущей самостоятельной жизни. Любая форма
педагогического воздействия требует дифференцированного подхода к
учащимся и учета индивидуальных возможностей каждого из них. Поэтому
важно так организовать занятия, чтобы у безынициативных детей пробудить
интерес и стремление к познаниям в социальной и бытовой сферах жизни
человека, а главное обрести веру в свой успех.
Коллективный труд имеет огромное значение и для социализации детей. В
ходе коллективной работы они учатся выделять ориентиры, которые
помогают слепым и слабовидящим контролировать свои действия в
коллективе, согласовывать их с работой других.
5
Представление о знаниях и навыках детей педагог может составить из
бесед с детьми, их родителями, воспитателями, а также по результатам
собственных наблюдений. Особое внимание следует уделить
стимулированию активности детей, не проявляющих интереса к занятиям по
СБО. Для активности детей на занятии, когда оно проводится в кабинете,
очень важно, чтобы все находящиеся в нем предметы располагались в строго
определенных местах, т.е. местоположение любого предмета (мебель,
наглядное пособие, прибор, кухонная утварь др.) должно быть однажды
определено и не меняться. Порядок в кабинете облегчает детям
самостоятельную ориентировку в нем. дети постепенно понимают, что
строгий порядок экономит их время, которое в противном случае слепому и
слабовидящему приходится тратить на поиски нужного предмета. Некоторые
занятия целесообразно проводить в классных комнатах. Это относится,
например, к теме «Уход за жилищем». Ведь младшие дошкольники
значительную часть времени проводят в группе и здесь на практике
постигают функции дежурного.
В ходе наблюдения за детьми в естественных условиях, за их
поведением в повседневных ситуациях, можно определить, какие навыки и в
какой мере сформированы у детей.
В курсе социально-бытовой ориентировки значительное место
занимают экскурсии. Они позволяют проводить занятия и достигать
поставленных учебных задач в естественных условиях. Экскурсии могут
предварять изучение темы, могут быть текущими в контексте ее изучения или
завершающими. Сами экскурсии могут носить ознакомительный характер
или практический, когда в ходе проведения экскурсии отрабатываются какие-
либо практические действия.
Культура поведения — это неотъемлемая часть культуры человеческого
общества. От того, насколько у детей сформированы навыки культурного
6
поведения, во многом зависит и успешность их социально-бытовой
ориентировки и адаптации.
У слепых и слабовидящих детей в большей степени, чем нормально
видящих, необходимо формировать навыки культурного поведения, так как
они резко ограничены в усвоении правил поведения по подражанию.
Так, многие навыки общения чисто технического свойства (жесты, мимика
и др.) принципиально не могут быть приобретены детьми с нарушением
зрения спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания другим,
как это происходит у людей с нормальным зрением.
Наша работа была бы неполноценной без помощи родителей. Проводим с
родителями консультации, беседы по волнующим вопросам, и необходимости
более тщательного подхода к этой теме. Предлагаем по дороге домой или в
прогулки выходных дней обращать внимание детей на сезонные изменения в
природе, соответствующая одежда детей, дома, транспорт. Давать дома
элементарные поручения, помощь родителям и т.д. Только при двусторонней,
совместной работе со стороны педагогов и родителей мы можем
гарантировать на положительный результат, и лучшей социализации наших
детей.
7