Онтогенез развития связной речи у детей в процессе нормального развития
Автор: Аносова Тамара Григорьевна Должность: учитель олигофренопедагог Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Онтогенез развития связной речи у детей в процессе нормального развития Раздел: среднее профессиональное
У
детей
без
речевой
патологии
развитие
связной
речи
происходит
постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности
и общения.
На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального
общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. На
основе
понимания,
сначала
очень
примитивного,
начинает
развиваться
активная речь детей.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова,
позднее
они
начинают
служить
обозначениями
предметов.
Постепенно
появляются первые предложения.
На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи,
собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется
структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
Более
сложное
и
разнообразное
общение
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками
создает
благоприятные
условия
для
развития
речи:
обогащается
и
ее
смысловое
содержание,
расширяется
словарь,
главным
образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и
цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок
много
действует,
поэтому
его
речь
обогащается
глаголами,
появляются
местоимения, наречия, предлоги (употребление этих частей речи характерно
для
связного
высказывания).
Ребенок
правильно
строит
простые
предложения, используя разные слова и различный их порядок.
Для детей трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы
на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать
свои
мысли.
Их
речь
все
еще
ситуативна,
преобладает
экспрессивное
изложение. Дети допускают много ошибок при построении предложений,
определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее
дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной
речи
оказывает
активизация
словаря,
объем
которого
увеличивается
примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает
употреблять
в
речи
прилагательные
для
обозначения
признака
предмета,
наречия
–
для
обозначения
временных
и
пространственных
отношений.
Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.
Дети
чаще
начинают
пользоваться
придаточными
предложениями,
особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные,
определительные.
В
диалогической
речи
дошкольники
этого
возраста
употребляют
преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует
развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки
ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной
форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную
реплику, дополнить и исправить высказывания товарища.
Структура
речи
также
еще
несовершенна.
При
употреблении
сложноподчиненных
предложений
опускается
главная
часть
(обычно
они
начинаются с союзов потому что, что, когда).
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших
рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем
копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от
второстепенного,
главное
от
деталей.
Ситуативность
речи
остается
преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи, которая
понятна сама по себе.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
развитие
связной
речи
достигает довольно высокого уровня.
Развитие
детских
представлений
и
формирование
общих
понятий
является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения
обобщать,
делать
выводы,
высказывать
суждения
и
умозаключения.
В
диалогической
речи
дети
пользуются
достаточно
точным,
кратким
или
развернутым
ответом
в
соответствии
с
вопросом.
В
определенной
мере
проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики,
исправлять и дополнять ответ товарища.
Под
влиянием
совершенствующейся
мыслительной
деятельности
происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется
умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие
дошкольники
более
активно
участвуют
в
беседе
или
разговоре:
спорят,
рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают
товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и
неполной
передачей
их
качеств,
а
в
большинстве
случаев
вычленяют
характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно
полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и
закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое
отражение
в
монологической
речи
детей.
Развивается
умение
отобрать
нужные
знания
и
найти
более
или
менее
целесообразную
форму
их
выражения
в
связном
повествовании.
Значительно
уменьшается
число
неполных
и
простых
нераспространенных
предложений
за
счет
распространенных осложненных и сложных.
Итак,
к
моменту
поступления
в
школу
связная
речь
у
детей
с
нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.
Разговорная
речь
–
наиболее
простая
форма
устной
речи:
она
поддерживается
собеседниками;
ситуативна
и
эмоциональна,
так
как
разговаривающие
воспринимают
друг
друга,
воздействуя
с
помощью
различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации др.
Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи
более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения,
восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и
кратких сообщений.
Разговорная
речь
должна
быть
связной,
понятной,
логически
выдержанной,
иначе
она
не
сможет
стать
средством
общения.
Дети
дошкольного
возраста
овладевают
разговорной
речью
под
руководством
взрослых.
Для
ребенка
второго
и
третьего
года
характерна
легкая
отвлекаемость
от
содержания
разговора;
развитие
диалогической
речи
зависит от становления мышления, памяти, внимания, богатства словаря и
грамматического
строя.
Ребенок
четвертого
и
пятого
года
постепенно
переходит
от
отрывочных
высказываний
к
более
последовательным,
развернутым. В разговоре дети начинают задавать много вопросов, в том
числе
и
характерные:
почему?
зачем?
Дети
пяти
лет
способны
к
целеустремленному
разговору
в
течение
довольно
длительного
времени.
Такой
разговор
включает
вопросы,
ответы,
выслушивание
сообщений
собеседников и т.д.
Формирование
речи
ребенка
связано
с
развитием
его
логического
мышления.
Кроме
того,
основой
для
становления
монологической
речи
является свободное владение словарем и грамматическим строем языка.
Психология относит появление монологической речи у детей к пяти
годам. Эльконин Д.Б. так пишет об этом: «Изменение образа жизни ребенка,
формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности
приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи
общения, заключающиеся в передачи ребенком взрослому своих впечатлений,
переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в виде
монолога, рассказа о пережитом и виденном».
Дети
пяти-шести
лет
должны
овладеть
основными
типами
монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме).
Между ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и
существенное различие.
Пересказ
художественного
произведения
доступен
и
близок
детям
дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец,
который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым
вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
По
содержанию
рассказы
условно
можно
разделить
на
два
вида:
фактические и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический
рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память, а придумывая,
пользуется главным образом творческим воображением.
Содержание
фактического
рассказа
должно
точно
соответствовать
конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут
отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию) или
представления
(рассказы
по
памяти).
Примеры
фактических
рассказов:
описание
рассматриваемого
растения,
игрушки,
какого-либо
прошедшего
события, например новогоднего праздника в детском саду, дня рождения и
т.д. Этот вид детских рассказов очень ценен, так как помогает выявлять
детские интересы и воздействовать на них.
При
составлении
творческих
рассказов
(рассказов
по
воображению),
основанных
на
вымышленном
материале,
дети
также
используют
свой
предыдущий
опыт,
но
отдельные
сведения
ребенок
должен
объединить
теперь новой ситуацией, предположить какое либо событие [5].
Известно,
что
дети
семи
лет
могут
по
аналогии
с
прослушанными
сказками
придумывать
свои
несложные
сказки,
где
действующие
лица
наделяются
фантастическими
качествами
(звери
разговаривают,
люди
превращаются в невидимок и т.д.).
Дети седьмого года жизни постепенно овладевают структурой связного
сюжетного рассказа, выделяют в рассказе завязку, кульминацию, развязку,
используют
прямую
речь.
Но
содержание
творческих
рассказов
в
этом
возрасте однообразно, не всегда логично.
Развитие
самостоятельной
практической
деятельности
детей
дошкольного возраста побуждает развитие интеллектуальной практической
функции речи: рассуждение, объяснение способов действий, констатация,
обдумывание плана предстоящей деятельности и другое.
Таким образом, функции речевой деятельности ребенка развиваются от
знаковой
(обозначающей,
номинативной)
и
коммуникативной
функции
общения
к
планированию
и
регулированию
своих
действий.
К
концу
дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи,
присущими взрослым.