Понятие и характеристика связной речи, проблема ее развития
Автор: Мельник Татьяна Витальевна Должность: учитель олигофренопедагог Учебное заведение: КГКОУ ШИ №19 Населённый пункт: Солнечный район, п. Березовый Наименование материала: статья Тема: Понятие и характеристика связной речи, проблема ее развития Раздел: среднее профессиональное
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд
логически
сочетающихся
предложений),
обеспечивающее
общение
и
взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность
речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее
понятности
для
слушателя
или
читателя».
Следовательно,
основной
характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные
стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум
причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в
мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его
речи.
В
методике
термин
«связная
речь»
употребляется
в
нескольких
значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой
деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию
речи.
Развитие
связной
речи
является
центральной
задачей
речевого
воспитания
детей.
Это
обусловлено,
прежде
всего,
ее
социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи
реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь
–
высшая
форма
речи
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная
речь,
по
мнению
Ерастова
Н.П.,
характеризуется
наличием
четырех основных групп связей:
- логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
- функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
- психологических – отнесенность речи к сферам общения;
- грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру,
отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть
культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды
связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность
(правдивое
изображение
окружающей
действительности,
подбор
слов
и
словосочетаний,
наиболее
подходящих
к
данному
содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.
Она
носит
характер
последовательного
систематического
развернутого
изложения.
Основная
функция
связной
речи
–
коммуникативная.
Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Рассмотрим
их более подробно.
Первичная по происхождению форма речи – диалоговая. Имея ярко
выраженную
социальную
направленность,
она
служит
потребности
непосредственного
живого
общения.
Диалог
как
форма
речи
состоит
из
реплик
(отдельных
высказываний),
их
цепи
последовательных
речевых
реакций, он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов
и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников речевого
общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность
ситуации,
знание
предмета,
о
котором
идет
речь.
В
диалоге
наряду
с
собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и
невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной
выразительности.
Под
монологической
речью
понимается
связная
речь
одного
лица,
коммуникативная цель которой – сообщении о каких-либо фактах, явлениях
реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную
форму
речи,
служащую
для
целенаправленной
передачи
информации.
К
основным
свойствам
монологической
речи
относятся:
односторонний
и
непрерывный
характер
высказывания,
произвольность,
развернутость,
логическая
последовательность
изложения,
обусловленность
содержания
ориентацией
на
слушателя,
ограниченное
употребление
невербальных
средств передачи информации.
Являясь
особым
видом
речевой
деятельности,
монологическая
речь
отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и
обобщаются
такие
компоненты
языковой
системы,
как
лексика,
способы
выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также
синтаксические
средства.
Вместе
с
тем
в
ней
реализуется
замысел
высказывания
в
последовательном,
связном,
заранее
спланированном
изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает
удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого
сообщения,
задействование
всех
видов
контроля
над
процессом
речевой
деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой, как на
слуховое,
так
и
на
зрительное
(составление
рассказа
по
наглядному
материалу) восприятие.
Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.
В
процессе
общения
монологическая
речь
органически
вплетается
в
диалогическую.
Монолог
может
приобретать
диалогические
свойства,
а
диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими
репликами употребляется развернутое высказывание.
Независимо
от
формы
(монолог,
диалог),
основным
условием
коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей
стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления
связных высказываний.
Термином высказывание определяются коммуникативные единицы (от
отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и
интонации
и
характеризующиеся
определенной
грамматической
или
композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида
высказываний
(описание,
повествование
и
другое)
относятся
связность,
последовательность
и
логико-смысловая
организация
сообщения
в
соответствии с темой и коммуникативной задачей.
В своей работе Введенская Л. А. отмечает, что развитие связной речи
ребенка начинается с его общения с взрослыми в форме разговора. Общение
это
основывается
на
том,
что
видят
оба
беседующие.
Общность
непосредственной
ситуации
накладывает
отпечаток
на
характер
их
речи,
освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь
ребенка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде
всего,
она
выражает
отношение,
поэтому
в
ней
много
восклицаний
(междометий).
Наименование
предметов
в
ней
чаще
всего
заменяется
личными и указательными местоимениями.
Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах,
исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи
становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтет
ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения,
мимику и интонацию.
Маленький
ребенок
овладевает,
прежде
всего,
разговорной
речью,
касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но
уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи
возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее
содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится
понятным
для
слушателя.
Эта
более
совершенная
форма
связной
речи
развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По
мере развития дошкольника его отношения с взрослыми перестраиваются,
его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом
беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в
данный момент видят и переживают. Например, дома ребенок рассказывает о
том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние
средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не
понимает того, что пытается рассказать ребенок, она задает ему вопросы, а он
должен
называть
то,
чего
она
не
видела.
Иначе
говоря,
изменившиеся
общественные отношения требуют от ребенка большей полноты и точности
изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти
новые
слова,
чтобы
удовлетворить
свою
потребность
в
общении.
Таким
образом,
по
мнению
Рубинштейна
С.Л.,
и
создаются
предпосылки
для
обучения ребенка связной речи.