Автор: Новосёлова Любовь Александровна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МАДОУ № 33 " Золотой петушок" Населённый пункт: город Реж, Свердловская область Наименование материала: проект Тема: "В ожидании новогоднего праздника" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 «Золотой петушок» г. Реж
Проект «В ожидании новогоднего праздника »
Старшая группа
« Солнышко »
Воспитатель:
Новосёлова Любовь Александровна
г. Реж 2015
Тип проекта – исследовательско – творческий
Возраст детей - 5 -6 лет
Проект краткосрочный – 1 месяц
Направление проекта – поисково-творческий
Историческая справка:
Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового
Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана
она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или
точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания
Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную
эпоху
принято
1-е
января,
время
вступления
в
должность
первых
должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских
царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от
вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь
едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.
Новогодняя
ель
имеет
несколько
легенд
о
ее
появлении.
Так,
по
христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась
подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с
елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель
наряжается.
Актуальность:
Всем
известно,
что
самый
любимый
праздник
детей
–
это
Новый
год.
Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные
подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты –
все
это
не
сравнится
даже
с
Днем
рождения.
Но
в
результате
опроса,
проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе,
и рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего
Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны.
Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также
определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были
детьми и сравнить, изменилось ли
что-либо за столько лет.
По общему
мнению, Новый год – это счастье.
Цель проекта:
создание
условий
для
формирования
представлений
о
Новом
годе
как
веселом
и
добром
празднике
и
развития
познавательных
и
творческих
способностей детей в процессе реализации творческого проекта «В ожидании
новогоднего
праздника»,
повышение
эффективности
детско-родительских
отношений.
Задачи проекта:
-Формировать
навыки
поисковой
деятельности
по
изучению
истории
появления новогодней елки;
-формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях
россиян и народов мира;
-познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей
о предметах, опасных в противопожарном отношении;
-продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;
-научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно
работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать
технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами»,
тестопластики,
развивать
аккуратность
и
собранность,
творческие
способности;
-развивать
коммуникативные
навыки,
самостоятельность,
инициативу,
творческое
воображение
во
время
придумывания
различных
рассказов,
сказок, стишков на новогоднюю тематику;
-воспитывать бережное отношение к ели.
Принципы реализации проекта
-Принцип
развивающего
образования,
целью
которого
является
развитие
ребенка;
-Принцип научной обоснованности и практической применимости;
-Принцип
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
- Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- Принцип формирования познавательных интересов и познавательных дей-
ствий ребенка в различных видах деятельности;
- Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
- Принцип учета гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
- Принцип построения образовательной деятельности на основе комплексно-
тематического принципа построения образовательного процесса;
-Принцип интеграции содержания дошкольного образования;
- Принцип ситуативности направленный на учет интересов и потребностей
детей.
Предполагаемый результат
У
детей
сформированы
навыки
поисковой
деятельности
по
изучению
истории появления новогодней елки, о новогодних традициях в России и в
разных странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во
время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина и
соленого
теста,
выполнять
аппликацию,
сгибают
бумагу
в
разных
направлениях,
сочиняют
небольшие
новогодние
истории,
воспитано
бережное отношение к ели.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап
–
включает
в
себя
изучение
научно
–
методической литературы по теме
2.
Этап практических действий:
- разработка проекта для старшей группы,
-
создание
предметно
–
развивающей
среды
для
ознакомления
детей
с
историей возникновения нового года в России и разных странах мира.
- внесение в группу игрушечных Деда мороза и Санта Клауса
- подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.
- создание коллекции новогодних открыток
- выполнение работ по изодеятельности
-
Новогодняя выставка совместного творчества «В ожидании новогоднего
праздника»
- Мастер-класс « Снежинка »
- разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3.
Заключительный этап:
- презентация проекта.
Условия реализации проекта:
Мотивационные:
отсутствие
у
детей
достаточных
знаний
о
праздновании Нового года в России и других странах мира.
Кадровые: исполнители проекта (воспитатели) для эффективного
решения
задач
должны
обладать
знаниями
о
истории
возникновения
праздника –Новый год.
Материально – технические: имеющиеся в наличии ДОУ.
Научно – методические: сотрудничество с детской библиотекой пос.
Быстринский.
Финансовые:
организация
работы
воспитателя
по
должностным
обязанностям и штатному расписанию (без дополнительных затрат).
Учитывая
принципы
дошкольного
образования,
были
разработаны
модели
ознакомления
с
праздником
«Новый
год»
во
всех
блоках
педагогического процесса
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ «НОВЫЙ ГОД»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ «НОВЫЙ ГОД»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНИЗОВАННАЯ
ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ
НОД
ЭКСКУРСИИ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С
ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
НОВОГОДНЕЙ
ТЕМАТИКЕ
ОБОБЩЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О НОВОМ ГОДЕ
КОММУНИКАЦИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТИ
-РОВАНИЕ
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И
ДЕТЕЙ
ДИАГНОСТИКА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ О НОВОМ
ГОДЕ
ЦЕЛЕВЫЕ
ПРОГУЛКИ
ИГРЫ
РАССКАЗЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ, ЧТЕНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
РАБОТА С
КАЛЕНДАРЕМ
ОЖИДАНИЙ
РАБОТА С
МОДЕЛЯМИ
БЕСЕДЫ С
ДЕТЬМИ НА
НОВОГОДНИЕ
ТЕМЫ
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
НОВОГОДНЮЮ ТЕМУ
ПРАЗДНИК
НОВОГОДНЕЙ
ЕЛКИ «В ГОСТЯХ У
ЗОЛУШКИ»
ОПЫТЫ,
ПОИСКОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОСМОТР
ФИЛЬМОВ И
СЛАЙДОВ
СБОР
КОЛЛЕКЦИЙ
(ОТКРЫТОК)
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ
«НОВЫЙ ГОД»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для
реализации
проекта
был
разработан
перспективный
план
по
ознакомлению с праздником «Новый год»
СОЗДАНИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГОМ
СИТУАЦИЙ НАБЛЮДЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
РАБОТА С
ЛИТЕРАТУРОЙ
РАЗНЫЕ ВИДЫ ИГР
ХУДОЖЕСТВЕННО-
ТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЭКСПЕРИМЕНТИРО-
ВАНИЕ
Перспективный план по ознакомлению детей с праздником «Новый год»
№
п/п
Содержание работы
Цель
1
Беседа « К нам приходит
Новый год»
Познакомить
детей
с
историей
возникновения
праздника,
праздничными
народными
обычаями
и
традициями, развивать познавательную активность.
2
« И с т о р и я
п о я в л е н и я
новогоднего
ко стюма»
(изготовление масок)
Пополнить
знания
детей
об
изготовлении
костюмов,
привлекать
к
изготовлению
самодельных
масок,
развивать художественное творчество и фантазию.
3
Сюжетно-ролевая
игра
«Магазин
н о в о год н и х
костюмов»
Воспитывать у детей доброжелательность
,
позитивное
отношение друг к другу.
4
«Новый год у ворот»
Формировать
понятие
о
традициях
и
обычаях
празднования
Нового
года
на
Руси,
истории
их
возникновения.
Соотносить
традиции
и
обычаи
проведения
праздника
в
старину
и
в
наши
дни;
расширять
представления
детей
о
культуре
своего
народа.
5
Заучивание
стихотворения
К.
Фофанова
«Нарядили
елку»
Учить внимательно слушать стихотворение, развивать
литературную
речь;
во спитывать
чутко сть
к
художественному слову.
6
По
дви
жн
ые
игр
ы:
«Д
ва
Мо
роз
а»,
«С
леп
и
сне
жо
к»
Развивать
быстроту,
ловкость;
совершенствовать
двигательные
умения и навыки детей
7
Рисование «Зима»
Учить
детей
передавать
в
рисунке
картину
зимнего
города,
учить
рисовать,
сочетая
в
рисунке
разные
материалы.
8
Аппликация
«Новогодний
Продолжать
учить
детей
создавать
аппликацию
из
карнавальный костюм»
оторванных уголков салфеток, аккуратно наклеивать их
на вырезанные заготовки платьев. Развивать творческую
самостоятельность.
9
« У к р а ш е н и я
д л я
н о в о г о д н е й
е л к и »
-
поделки детей
Вовлечение детей и родителей в активную творческую
деятельность
10
«Новогодние
пе сни
и
пляски»
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, к
хороводу «В лесу родилась елочка»
11
Б е с е д а
« Н о в о г о д н я я
открытка»
Ознакомление с назначением открыток и различными
способами их изготовления
12
Аппликация
«Новогодняя
открытка»
Закреплять
умение
преобразовывать
квадрат
в
треугольники, вырезать круги из квадратов, создавать из
этих фигур декоративные композиции.
13
Беседа «Подарки от Деда
М о р о з а »
(
к а к и м и
способами
Дед
Мороз
разносит подарки)
Развивать
у
детей
умение
слушать,
поддерживать
интерес к проекту.
14
«Письмо Деду Морозу»
Показать детям приемы оформления письма, развивать
творческое
воображение
и
самостоятельность
в
творческом поиске.
15
Чтение
сказки
«Мороз
Иванович»
Учить детей эмоционально воспринимать содержание
сказки, подвести к пониманию идей произведения.
16
Дидактические игры « Что
изменилось?», « Дорисуй»
Формировать желание действовать с разнообразными
д и д а к т и ч е с к и м и
и г р а м и ,
п о б у ж д а т ь
к
самостоятельности в игре.
17
Рисование «Наша нарядная
елка»
Учить создавать в рисунке образ нарядной елки, учить
смешивать краски на палитре для получения разных
оттенков цветов.
18
Лепка «Снегурочка»
Учить лепить фигуры человека, правильно передавая
форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции.
19
«В поисках Деда Мороза»
Закреплять
знания
детей
об
окружающем
мире
и
здоровье человека. Обобщить знания детей о зимних
явлениях в природе.
20
Беседа
«Елочка,
зеленая
иголочка»
Познакомить детей с историей появления новогодней
елки.
21
Беседа «Оставим елочку в
лесу»
Расширять
знания
детей
о
хвойных
деревьях,
о
сосновом лесу в нашем городе, экологической пользе
деревьев, безопасном поведении.
22
Инструктаж
по
технике
безопасности «Безопасный
Новый
год»
(памятка
для
родителей)
Закреплять
правила
поведения
детей
на
новогоднем
утреннике.
23
Р и с о в а н и е
« Е л о ч к и -
красавицы»
Учить
детей
рисовать
нетрадиционным
способом,
используя ватные палочки, трафареты.
24
Дидактические
игры
«
С л о ж и
е л о ч к у
и з
геометрических
фигур»,
«С кем дружит ель?», « С
какой ветки детки?»
Формировать желание действовать с разнообразными
дидактическими играми, закреплять умение выполнять
п р а в и л а
и г р ы ,
в о с п и т ы в а т ь
т в о р ч е с к у ю
самостоятельность.
25
Аппликация «Игрушки на
е л к у »
( в ы р е з а н и е
снежинок)
Учить
детей
складывать
лист
бумаги
по
диагонали,
вырезать несложные элементы.
26
Оформление
родительского
уголка
по
т е м е
« Н о в ы й
г о д -
семейный праздник»
Дать
рекомендации
родителям
по
досугу
детей
в
праздничные новогодние дни.
27
Ук р а ш е н и е
г ру п п ы
к
Новому году
Привлечь родителей к оформлению групповой комнаты.
28
Чтение
х/л
В.
Сутеев
« Е л к а » ,
В .
У с а ч е в
«Новогоднее поздравление
снеговика», С. Козлов «Как
ёжик, ослик и медвежонок
встречали Новый год»
Продолжать
развивать
интерес
к
художественной
литературе.
Учить
внимательно
и
заинтересованно
слушать сказки, рассказы и стихи. Помочь детям понять
скрытые мотивы поведения героев произведения.
29
Пальчиковая
гимнастика
«Новый год», «Снежок»
Развивать
пальцевую
пластику,
мыслительные
процессы, внимание
30
Памятка
для
родителей
«Правила
поведения
и
безопасность детей на льду
в зимний период»
Дать
рекомендации
родителям
о
безопасности
детей
зимой .
31
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
р о д и т е л е й
« Ч т о
з а
праздник Новый год»
Дать рекомендации родителям по темам: «Новый год
для
детей.
Как
устроить
праздник»,
«Что
подарить
ребенку на Новый год»
32
Аппликация «Наша елка» (
из вырезанных ладошек)
Показать
детям
приемы
нетрадиционной
техники
выполнения аппликации.
33
Интервью
детей
«Какой
п о д а р о к
т ы
х о ч е ш ь
получить на Новый год»
В
диалоге
выяснить
у
детей
какой
бы
подарок
они
хотели получить от Деда Мороза ; развивать речь детей.
34
«Письмо
Деду
Морозу»
( сочинение текста письма
и выбор рисунков для Деда
Мороза)
Развивать связную речь детей, творческое воображение
35
Ч т е н и е
с т и х о в
к
Новогоднему празднику
Учить выразительно читать стихи
36
Праздник «Новый год»
Создать
праздничную
атмосферу,доставить
детям
радость
37
Выст авка
рисунков
к
Новому году
Учить детей делиться впечатлениями от празднования
Нового года, развивать творческое воображение.
Ход исследования.
В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках зимы и о зимних
праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением
ждут Нового Года. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение
дома, подарки под елкой, веселый праздник-все это не сравнится даже с днем
рождения. Но в результате опроса, проводимого в группе, выяснилось, что не
только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения
праздника и его традиций. Дети не видят особой разницы между Дедом
Морозом
и
Санта-Клаусом,
не
во
всех
семьях
принято
накрывать
традиционный праздничный стол, готовить исконно русские блюда, ставить
дома
новогоднюю
елку,
делать
подарки
близким
и
друзьям…т
.е.
утрачиваются
семейные
традиции
встречи
Нового
года.
Все
чаще
заимствуются и используются западные традиции и символы Нового года.
Поэтому мы решили узнать как можно больше об этом, а также украсить
группу к Новому году.
Вывод :
Этот
проект
значим
для
всех
его
участников.
На
новогоднем
представлении, которое стало итоговым нашим мероприятием, пришло много
родителей, им очень понравилась наша новогодняя сказка. Дети включились
в веселье: пели, играли, читали стихи, водили хороводы. Именно во время
подготовки и проведения этих представлений в детском саду была заложена
добрая
традиция-творить
чудо
новогодней
сказки
для
детей
творческим
коллективом педагогов и родителей. Считаю, что в процессе работы над
проектом
поставленные
задачи
были
успешно
решены.
Родители
были
просвещены
в
вопросах
новогодней
истории
страны,
вовлечены
в
деятельность ДОУ. Дети активно участвовали в оформлении группы, знают
историю новогодней елки. В группе была создана праздничная атмосфера в
преддверии Нового года.