Автор: Гиниятуллина Лейсан Мансуровна Должность: учитель индивидуального обучения Учебное заведение: "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №142 VIII вида" Населённый пункт: г. Казань Наименование материала: методическая разработка Тема: Речевые нарушения у детей с олигофренией Раздел: среднее профессиональное
Речевые нарушения у детей с олигофренией
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с
тем
развитие
речи
и
познавательной
деятельности
характеризуются
определенными
особенностями.
Формирование
речи
основывается
на
развитии
познавательной
деятельности, но эти 2 процесса являются относительно автономными. Известно, что
уровни
речевого
развития
детей
с
идиотией,
имбецильностью
и
дебильностью
существенно различаются. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается
на речевом развитии ребенка. Однако, отсутствует явная, непосредственная коррекция
между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с
умственно отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким
уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно
более
высоким
уровнем
владением
речью.
Уровень
речевого
развития
большинства
умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
Выделяются две группы олигофрении:
1. олигофрения с недоразвитием речи;
2. атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.
У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи
(дислалия,
дизартрия,
ринолалия,
дисфония,
дислексия,
дисграфия,
заикание
и
т.д.).
Особенности
речевых
расстройств
у
умственно
отсталых
детей
состоит
в
том,
что
преобладающим в их структуре является семантический дефект.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого
нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как
целостная функциональная система. При умственной отсталости все компоненты речи: ее
фонетико-фонематическая
сторона,
лексика,
грамматический
строй.
У
умственно
отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной
речи.
У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или
меньшей
степени
все
этапы
речевой
деятельности.
Отмечаются
слабость
мотивации,
снижение
потребности
в
речевом
общении;
нарушено
смысловое
программирование
речевой
деятельности,
создание
внутренних
программ
речевых
действий.
Вследствие
целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью,
сличение полученного результата с предварительным замыслом.
При
умственной
отсталости
в
различной
степени
нарушены
многие
уровни
порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный.
При этом, наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные
уровни
(смысловой,
языковой),
требующие
сформированности
операций
анализа
и
синтеза,
абстрагирования,
обобщения
и
сравнения.
Сенсомоторный
уровень
речи
у
умственно отсталых детей страдает по-разному.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они
разнообразны
по
своим
проявлениям,
механизмам,
стойкости
и
требуют
дифференцированного
подхода
при
их
анализе.
Систематика
и
механизм
речевых
расстройств
у
этих
детей
определяются
не
только
наличием
общего,
диффузного
недоразвития
мозга,
что
обуславливает
системное
нарушение
речи,
но
и
локальной
патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет
картину нарушений речи при умственной отсталости.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они
с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной
школы.
В структуре олигофренического дефекта особое место занимает специфическое
нарушение речи, тесно связанное как с интеллектуальным, так и с общим личностным
недоразвитием
детей
данной
категории.
Поэтому
в
системе
воспитательно
-
образовательной работы с умственно отсталыми детьми начиная с дошкольного возраста,
большое
внимание
уделяется
коррекции
недостатков
речевого
развития.
Изучение
особенностей овладения аномальным ребенком словесной речью, ее становления у детей с
нарушением интеллекта, определение подходов, содержания и методов работы с детьми
именно в дошкольном возрасте, т.е. в период, наиболее сензитивный для овладения речью,
приобретает особую актуальность.
В
литературе
по
проблеме
олигофрении
содержатся
данные
о
специфике
первоначального
этапа
речевого
развития
этой
категории
детей.
В
публикациях
мы
находим многочисленные свидетельства того, что ранее органическое поражение ЦНС в
большинстве случаев приводит к грубой задержке самых первых речевых проявлений у
ребенка.
Для
речевого
развития
детей
с
олигофренией
характерно
отсутствие
или
чрезвычайно
позднее
появление
спонтанного
лепета
и
(что
очень
важно
для
последующего овладения речью) лепета в ответ на говорение взрослого. Авторы отмечают
значительное
запаздывание
появления
первых
слов;
весьма
замедлено,
затрудненно
протекает у умственно отсталых детей процесс овладения фразовой речью: переход от
произношения отдельных слов к построению двусловного предложения растягивается (по
сравнению с их нормально развивающимися сверстниками) на долгое время.
У
детей
с
олигофренией
чрезвычайно
медленно
образуются
и
закрепляются
речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается
стойкое
фонетическое
недоразвитие,
доминирование
в
речи
имен
существительных,
недостаточное
употребление
слов,
обозначающих
действие,
признаки
и
отношения,
пониженная речевая активность, бедность речевого общения (Певзнер М.С., Правдина
Е.А., Петрова В.Г., Рубинштейн С.Я., Сухарева Г.Е.).
В
последние
годы
в
лаборатории
воспитания
и
обучения
аномальных
детей
дошкольного
возраста
НИИ
дефектологии
АПН
изучалось
формирование
речи
у
умственно
отсталых
детей
в
связи
с
овладением
различными
видами
практической
деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной, трудовой). В
центре
внимания
находились:
соотношение
речи
и
содержание
реальных
действий,
производимых ребенком; формы словесной регуляции, доступные умственно отсталым
детям на разных возрастных этапах и периодах обучения, а также возможность развития
речевых навыков у детей с интеллектуальным дефектом средствами другой деятельности.
Регулирующая
функция
речи
имеет
многочисленные
формы
проявлений:
в
деятельности речь сначала выполняет сопровождающую роль; затем отражает содержание
и последовательность того, что сделано, - выступает в форме отчета о завершенных
действиях,
как
фиксация
готового
результата;
в
более
совершенном
виде
речевая
регуляция приобретает характер предварительного планирования (Лубовский В.И., Лурия
А.Р., Левина Р.Е.).
В.И.Лубовский экспериментально выявил грубые нарушения всех проявлений
словесной регуляции у детей- олигофренов
дошкольного возраста. Автор пришел к
выводу, что у этой категории детей к 4-5 годам сформирована лишь побудительная или
пусковая функция слова, т.е. оно выступает только как сигнал к действию, У нормально
развивающегося ребенка эта функция слова формируется к концу 2-го года жизни. У
дошкольников
с
нарушением
интеллекта
речь
долго
не
опосредует
естественного
подражания.
Таким
образом,
у
умственно
отсталого
дошкольника
недоразвиты
все
компоненты
устной
речи,
касающиеся
фонетико-фонематической
и
лексико-
грамматической сторон. Кроме того, у умственно отсталых детей могут быть все виды
речевых нарушений как сопутствующие проявления интеллектуального дефекта. Может
быть механическая дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, заикание.
У умственно отсталого дошкольника в силу недоразвития коры головного мозга
медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с
трудом
абстрагируются
от
конкретной
ситуации,
их
речь
сводится
к
использованию
заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого
опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей.
Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь
формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению
отдельных
предметов
и
действий,
изображенных
на
картинке.
Внимание
к
речи
окружающих и контроль за своей речью снижены.
Речевые нарушения у умственно отсталых детей подразделяются на 2 группы:
1.
Недоразвитие
речи
как
симптом
синдрома
олигофрении.
У
ребенка
недостаточное внимание, восприятие, слабая память, нет достаточного контроля
за
своими
действиями
и
за
речью.
Как
одно
из
проявлений
олигофрении
отмечается
несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
2. На фоне олигофрении могут быть любые речевые нарушения не как проявления
умственной
отсталости,
а
дополнительно
к
ней
без
причинно-следственной
соотносительности речевой и интеллектуальной неполноценности.
Все речевые нарушения у умственно отсталых детей встречаются чаще, чем у
детей с нормальным интеллектом.