Напоминание

Формирование проектной культуры педагога


Автор: Медведева Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДС"Ёлочка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Формирование проектной культуры педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила: Медведева Валентина Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС «Ёлочка» «Ребенка обучи – дашь миру человека» В. Гюго. Принцип интеграции предполагающий взаимодействие образовательных областей, требует переориентации педагогов ДОУ с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Что же это за понятие?
Проектная культура педагога дошкольного учреждения - сложное интегративное понятие, включающее общекультурную, компетентностную и личностную составляющие. Она формируется в коллективе, поэтому ее значимым внешним элементом является корпоративная культура организации, объединяющая ценности, нормы, традиции, стиль, социальный климат. Обобщенная модель проектной культуры педагога представлена на слайде.
Преимущество проектного метода состоит в том, что он:
- является одним из методов развивающего обучения, т. к в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию логического и творческого мышления; - способствует повышению компетентности педагогов При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания, создавать проблемные ситуации. Важно так организовать познавательную деятельность ребенка, чтобы он, столкнувшись с противоречием (проблемой) захотел и смог решить его, то есть открыть для себя и усвоить неизвестное. Метод проектов связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Система работы с использованием метода проекта создает условия для творческой, поисковой, исследовательской деятельности дошкольников. Проблемные ситуации всегда возникают в процессе создания проектов. Ребенок сам решает реальную проблему. Схема «Модель формирования проектной культуры педагогов ДОУ в условиях реализации образовательных программ» Способность выявлять и анализировать проблемы ДОУ
Четкое представле н и е о проекте в образовани и , к а к явлении Способнос ть осуществл ять планирова н и е в рамках проектной деятельно сти Способност ь формулиро вать систему целей проводимы х проектов Способност ь в в е с т и п р о е к т в деятельност н о е п о л е группы детей Овладени е различны ми методика ми творческо й деятельно сти Способнос ть разрабатыв а т ь и реализовы вать проекты Способность работать в команде Разработка проекта – дело творческое, но зависимое от многих внешних обстоятельств, никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда предполагает созданию некоего продукта.
Работа по созданию включает основные компоненты:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы проекта); - выработку гипотез; - поиск и предложение возможных вариантов решения; - сбор материала; - обобщение полученных данных; - подготовка и защита проекта. В зависимости от того, что положено в основу проекта,
выделяю типы проектов:
1. Исследовательский. Проект предполагает актуальность взятой для исследования темы, формирование проблемы исследования, предмет и объект, обозначение задач исследования, опреление методов, литературу, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования. Результат такого проекта можно оформить в виде сборников сочинений, отчетов, газет или коллективной поделки. Например: «Дыхание и здоровье», «Путешествие капельки» и другие. 2. Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересов участников проекта. Результат такого проекта может быть спектакль, сказка или постановка. Например: «Теремок на новый лад», «Буратино и золотой ключик», «Мамин день» и другие. 3. Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчество здесь очень высокая. В основном, этот метод используют педагоги в младших и средних групп. Например: «Моё день рождение», «Красная шапочка и ее друзья» и другие.
4. Ознокомительно – ориентировочные (информационные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком то объекте, явлении; предполагается ознакомлении широкой аудитории. Такие проект требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Например: «Как хорошо у нас в саду», «Детский сад со всех сторон». 5. Практико – ориентированные проекты. Эти проекты отвечает четко обозначенной с самого начало результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. В этом проекте можно создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (огород на подоконнике, выращивание цветов и фруктовых деревьев). Например: «Вырастим фасоль в группе», «Наши чисты руки», «Мандариновое дерево» и другие. Детском саду проекты внедряются со второй младшей группы – в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, в средней группе. – в исследовательской деятельности, в старшей и подготовительной группе- в проектной деятельности. В дошкольной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проекта. Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видам коррекции, сроками исполнения, этапностью и количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Сформулировать цель и задачи проекта можно, исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Таки образом, проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию.
Деятельность

в

образовательном

проекте

подчинена

определенной

логике,

которая реализуется в последовательности ее этапов.
1 этап – целеполагание. На этом этапе педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени: формулирует проблемы, определяет продукт проекта, вводит в игровую ситуацию. 2 этап – разработка проекта. Педагог помогает в решении задач, организует деятельность и составляет план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, где можно найти информацию, какое оборудование можно использовать. Дети объединяются в рабочие группы и распределяют роли и обязанности. 3 этап – выполнении проекта. Педагог оказывает детям помощь при необходимости: контролирует и направляет осуществление проекта. 4 этап – подведение итогов. Все участник готовятся к презентации проекта и представлению зрителям продукт совместной деятельности. На этом этапе определяются задачи для новых проектов.
Классификация

проектов

по

продолжительности
(срокам реализации): краткосрочные (несколько занятий, 1–2 недели); среднесрочные (1–3 месяца); долгосрочные (полгода, 1 уч. год).
Виды

проектов

по

количеству

участников
: индивидуальный, групповой, коллективный (в рамках ДОУ, массовый (городской, районный)
При

использовании

метода

проекта

очень

важно

использование

исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность

действий:
 определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;  выдвижение проектной гипотезы;  поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
 обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и т.д.);  сбор, систематизация и анализ полученных данных;  подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и пр.);  формулирование выводов, и выдвижение новых проблем для исследования;  распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т.д.)
Результаты метода проекта:
1. Полученный продукт: результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр. 2. Культурное развитие ребенка: дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. 3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми: в ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых и безопасности. 4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры: родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
1. Проблема. 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации. 4. Продукт работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы. Практика показала, что успешная работа возможна только там, где создана соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойной, доброжелательной атмосферы. Совместная работа над проектом, самостоятельный поиск конкретных знаний, содействуют выработке способов решения проблемы участниками, формированию у них поисковый и коммуникативных умений, обеспечивают их развитие. В заключении хотелось бы вспомнить слова великого педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!»


В раздел образования