Напоминание

Литературное краеведение в Казани


Автор: Жиглий Юлия Владимировна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: Казанский государственный институт культуры
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Литературное краеведение в Казани
Раздел: высшее образование





Назад




ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В КАЗАНИ

Изучение и восприятие литературы в Казани и Казанской губернии

XIX века тесно связано с деятельностью Общества любителей отечествен-

ной словесности при Императорском Казанском университете. Возникшее

в 1806 г. при казанской гимназии и первоначально называвшееся Общество

вольных упражнений в российской словесности, это объединение неодно-

кратно

становилось

предметом

изучения

историков,

литературоведов

и

краеведов. В XIX – начале XX в. к истории Общества обращались в своих

работах Н.Я.Агафонов, Н.Н.Булич, Н.П.Загоскин, Н.П.Лихачев, М.Н.Пине-

гин, Н.А.Попов и др. В XX – начале XXI в. материалы, связанные с истори-

ей Общества и деятельностью его участников, изучались в исследованиях

В.В.Аристова,

Е.А.Вишленковой,

И.П.Ермолаева,

В.Г.Загвозкиной,

М.К.Корбута,

В.А.Климентовского,

Ф.А.Литвиной,

С.М.Михайловой,

Н.К.Пиксанова и др.

В

самом

начале

своей

деятельности

Общество

сформулировало

основную цель своей работы: «Ученое общество, при здешнем Импера-

торском университете учрежденное, имеет с прочими Обществами общую

цель и пользу. Но сверх того, оно учреждено еще на пользу ученого его

округа, на пользу многих любителей словесности, Отечества и наук»

1

.

В данный период понятие пользы трактовалось в широком смысле и

связывалось прежде всего с просвещением, нежели с социальной пробле-

матикой, внимание к которой возрастет в 1850 – 1860-е гг. В художествен-

ных произведениях и работах писателей и мыслителей эпохи Просвещения

и начала XIX века популярны были идеи воспитания, образования и культ

Отечества и связанные с ними образы-символы и аллегории. Примером

тому могут служить работы П.С.Кондырева, О.Е.Срезневского, А.Ф.Мерз-

лякова, где подчеркивалось значение словесности для развития русской

культуры. Так, секретарь Общества П.С.Кондырев в своем выступлении

«Историческое обозрение Казанского общества любителей отечественной

словесности и о пользе оного» задает риторический вопрос «…где прилич-

нее быть Обществу, как не при высшем Государственном ученом месте, ка-

ков Университет, где все ветви учености питаются, растут, укрепляются,

усовершаются и процветают…» (с. 42). По мнению П.С.Кондырева, про-

цветание университета и развитие «публики», т.е. той части казанского об-

щества, которая стремится к образованию, неотделимы от развития гума-

нитарных наук – «…весьма известно, сколь важна словесность для наук.

Ни чрез какую ветвь учености, может быть, нельзя так успешнее действо-

вать на просвещение народа, как чрез словесность, которая занимает при-

ятно и наше сердце, и ум, и воображение, питает наше любопытство и до-

ставляет нам пользу» (с. 42).

1

Описание торжества Общества 12 декабря 1814 года // Труды Казанского общества лю-

бителей отечественной словесности. 1815. Кн.1. С.41.

1

Дидактическая и просветительская роль литературы ясно осознава-

лась в начале XIX века многими поэтами, писателями, критиками, журна-

листами, как и в предшествующую эпоху, когда происходило становление

российского государства и высокие гражданские идеи находили свое отра-

жение в произведениях М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева и др. Истоки пони-

мания

литературы

как

«Учителя

жизни»

связаны

также

с

традициями

древнерусской литературы, которая, как и во многих других культурах,

придавала слову, словесности сакральный смысл.

В Казанском обществе любителей отечественной словесности осо-

бую актуальность приобретала национальная специфика литературы: чле-

ны общества собирали народные предания, пословицы, поговорки, записы-

вали обряды различных народов Казанской губернии – русских и татар, чу-

вашей и марийцев и мн.др. В работах П.С.Кондырева, К.Ф.Фукса, Г.Р.Солн-

цева подчеркивалось, что любая национальная литература и язык имеют

непреходящее историческое, эстетическое и воспитательное значение и их

развитие способствует развитию культуры в целом. Недаром на печати Об-

щества были изображены казанский герб и восходящее солнце с надписью:

«И на меня светит» (НА РТ. Ф.92, оп.1, д.456, л.6).

Чтобы

подчеркнуть

преемственность

просветительских

традиций,

члены Общества нередко в своих выступлениях аппелируют к именам из-

вестных русских писателей XVIII – начала XIX века. Например, О.Е.Срез-

невский в своем выступлении «Рассуждение о влиянии словесности в нрав-

ственное образование человека», подчеркивая значимость литературы в

развитии отдельной личности и общества и необходимость изучения отече-

ственной словесности, перечисляет имена известных авторов, выявляет

своеобразие творчества каждого из них и воздействие их произведений на

читателя: «Можно ли не воспламеняться духом от восторгов Ломоносова,

не пленяться изображениями Хераскова и Державина, не млеть сердцем от

нежностей Карамзина, не трогаться меланхолическими чувствованиями

Капниста и простосердечием Хемницера и Богдановича, не содрогаться от

сцен Сумарокова, Княжнина и Озерова, не смеяться острым шуткам Фон-

визина и Крылова, и не очистить и не возвысить вкуса своего красотами

Дмитриева?» (с. 66). Казанский ученый акцентирует внимание на том, что

литература должна быть средством образования и воспитания, немаловаж-

ное значение в котором приобретает духовно-эстетическая составляющая:

«Итак, образование ума, вкуса и сердца – вот польза, от упражнения в

изящных науках проистекающая! И никакие другие искусства столь драго-

ценного плода произвести не могут» (с. 67).

В 1840-е годы, когда после длительного перерыва возобновляется ра-

бота Казанского общества любителей отечественной словесности, продол-

жается работа над составлением словарей и изучение творчества писа-

телей, связанных с Казанью и Казанским краем: Г.Р.Державина, А.С.Пуш-

кина и др. Большую роль в культурной жизни Казани играл в эти годы са-

2

лон Фуксов. Так, 17 ноября 1843 г. состоялся вечер, посвященный 100-ле-

тию

со

дня

рождения

Г.Р.Державина.

Открыла

вечер

хозяйка

дома

А.А.Фукс, которая прочитала отрывок из своего нового романа «Зюлима»,

содержащий описание лагеря Пугачева под Казанью. Г.Н.Городчанинов и

Л.Н.Ибрагимов выступили с поэтическими произведениями «Бессмертие

пиита» и «Памяти великого Державина».

Казанским сообществом планировалось поставить памятник поэту,

был

объявлен

всероссийский

конкурс

на

создание

лучшего

проекта

и

утвержден

проект

Гальдберга.

Памятник

Г.Р.Державину

в

Казани

был

открыт 23 августа 1847 г. и проведено торжественное заседание Казанского

общества

любителей

отечественной

словесности,

посвященное

памяти

поэта. Свои стихотворные произведения читали здесь Г.Н.Городчанинов,

Г.И.Солнцев, с торжественной речью выступил К.К.Фойгт, с отчетом о со-

здании памятника – Г.С.Суровцев. Речи Фойгта и Суровцева были опубли-

кованы в «Ученых записках Казанского университета», а описание откры-

тия памятника из «Казанских губернских ведомостей» перепечатано «Жур-

налом Министерства народного просвещения».

Таким образом, в первой половине

XIX века было сделано немало

ценного для развития литературы и культуры Казанского края: членами

Общества и их единомышленниками была увековечена память великого

земляка Г.Р.Державина, зафиксированы и опубликованы подробности пре-

бывания

А.С.Пушкина

в

Казани,

активно

развиваются

славяноведение,

журналистика,

ведутся

фольклорные,

этнографические,

краеведческие

изыскания.

Литература

Аристов В.В. Первое литературное общество Поволжья (К истории

Казанского общества любителей отечественной словесности в 1806 – 1818

гг.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1992. – 48 с.

Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета (1805 – 1819):

Рассказы по архивным документам: в 2 ч. – Казань: Тип. Казан. ун-та, 1887

– 1891. – Ч. 1. – 639, 5 с.; Ч.2. – 799, 7 с.

Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с

начала XIX в. – 2-е изд. – СПб.: Тип. Стасюлевича, 1912. – 712 с.

Кондырев П.С. Историческое обозрение Казанского общества люби-

телей отечественной словесности и о пользе оного // Труды Казанского об-

щества любителей отечественной словесности. – 1815. – Кн. 1. – С. 24 –

51.

Литвина Ф.А. Литературно-общественная жизнь города Казани (в

конце XVIII – первой половине XIX вв.) // Страницы истории города Каза-

ни. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981. – С. 43 – 54.

3

Мерзляков А.Ф. Речь, произнесенная в первое заседание Общества

после изгнания неприятеля // Труды Общества любителей российской сло-

весности при Императорском Московском университете. Ч.5. – М.: В уни-

верситетской типографии, 1816. – С.15 – 43.

4



В раздел образования