Напоминание

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Андреева Яна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я.А. Андреева

МБДОУ «Детский сад №45», г. Чебоксары

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового

типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической

основе,

где

выдвигается

подход

к

Человеку

как

к

индивидуальности.

Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения

новых

ценностей,

поэтому

особую

актуальность

приобретает

формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-

человек».

Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта

получила

в

рамках

зарубежной

психологии.

Теория

эмоционально-

интеллектуальных

способностей

Дж.

Майера,

П.

Саловея,

Д.

Карузо,

некогнитивная

теория

эмоционального

интеллекта

Р.

Бар-Она,

теория

эмоциональной

компетентности

Д.

Гоулмена

представляют

интересные

решения многих теоретических и практических проблем эмоционального

интеллекта.

Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига,

О.И.

Власова,

Г.В.

Юсупова,

М.А.

Манойлова,

Т.П.

Березовская,

А.П.Лобанов, А.С. Петровская и другие ученые работают над проблемой

развития эмоционального интеллекта в рамках отечественной психологии.

В отечественной психологии эмоциональный интеллект трактуется в

терминах

Л.С.

Выготского

«обобщение

переживаний»

[2],

А.В.

Запорожца

«эмоциональное

предвосхищение»

[3],

В.С.

Мухина

«разумность чувств» [4].

Основными

составляющими

эмоционального

интеллекта

являются

самоосознанность, самообладание, мотивация, чуткость, коммуникация.

Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное

развитие

человека

еще

в

Античности.

Немецкий

философ

Г.Гегель

утверждал, что разум безжизненен без чувства [5].

Кроме того, развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с

коммуникативным

развитием.

Эмоции

направляют

и

организуют

восприятие,

внимание,

память,

мышление,

пробуждают

воображение,

стимулируют

творческое

познание

действительности,

что

является

немаловажным

моментом

в

подготовке

ребенка

к

обучению

в

школе.

Эмоции

выполняют

мотивирующую

роль,

являясь

для

дошкольника

своеобразным пусковым механизмом деятельности [1].

В основе развития личности дошкольника может находиться,

эмоциональный интеллект который представляет собой готовность ребёнка

понимать

свои

эмоции

и

эмоции

окружающих.

Вместе

с

тем,

эмоциональная жизнь ребенка и умение выстроить взаимоотношения с

окружающим миром, как правило, вынесены за рамки организационного

педагогического

процесса

в

детском

саду.

Хотя

одним

из

ведущих

направлений организации детских образовательных учреждений является

воспитание ориентации на другого человека, так как только через другого

человека ребёнок переживает свой опыт социального взаимодействия и

получает

знания

для

выстраивания

взаимоотношений

с

окружающим

миром.

С целью формирования эмоционального интеллекта у детей старшего

дошкольного возраста в процессе экспериментирования был проведен

эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад №45» Чудесинка» г. Чебоксары

Чувашской

Республики.

В

нем

приняли

участие

дети

двух

групп

в

количестве

40

человек:

20

детей

экспериментальная

группа,

20

детей

контрольная группа. На первом этапе эксперимента были использованы

диагностические методики: «Диагностика эмоционального интеллекта у

детей 4-7 лет» Ю.А. Афонькина и «Эмоциональная идентификация» Е.И.

Изотова.

Рассмотрим

результаты

обследования

по

методике

«Диагностика

эмоционального

интеллекта

у

детей

4-7

лет»

Ю.А.

Афонькина.

По

полученным результатам можем сказать, что у детей обеих групп уровень

использования

мимики

и

пантомимики,

идентификации

графического

изображения

эмоций

и

понимание

эмоциональных

состояний

людей

в

большей

степени

находятся

на

одном

уровне.

Высокий

уровень

эмоционального интеллекта имеют 10% в ЭГ и 15% детей в КГ. Средний

уровень эмоционального интеллекта имеют в КГ 65% и в ЭГ 75 % детей.

Низкий уровень эмоционального интеллекта имеют в ЭГ 15% и в КГ 20%

детей.

Таким образом, большинство детей старшего дошкольного возраста

продемонстрировали средний уровень эмоционального интеллекта. В ходе

диагностирования

обратили

внимание,

что

у

некоторых

детей

нет

представлений, об эмоциях других людей и не знают, как изобразить ту или

иную

эмоцию.

Так,

дети,

у

которых

были

зафиксированы

высокий

и

средний уровень эмоционального интеллекта в ходе обследования были

общительны,

с

интересом

относились

к

заданию,

охотно

вступали

в

контакт, адекватно и продуманно изображали эмоции, которые их просили

показать.

Для

определения

эмоциональной

идентификации

использовали

методику

«Эмоциональная

идентификация»

Е.И.

Изотова.

Полученные

данные

свидетельствуют

о

том,

что

высокий

уровень

эмоциональной

идентификации показали 10% детей в КГ и 20% в ЭГ, средний уровень в

КГ составил 60% и в ЭГ – 55%, низкий уровень – 30% в КГ и 25% в ЭГ. В

большинстве

случаев

дети

с

высоким

уровнем

эмоциональной

идентификации, как правило, без труда определяли эмоцию, называли их и

соотносили изображения с пиктограммой. Во время выполнения задания

дети с высоким уровнем идентификации были активны и общительны.

Детей

со

средним

уровнем

эмоциональной

идентификации

оказалось

больше в обеих группах. Они охотно вступали в контакт, адекватно и

продуманно изображали эмоции, которые их просили показать, однако

некоторые

ожидали

одобрительной

эмоциональной

реакции

от

экспериментатора. Дети с низким уровнем эмоциональной идентификации

путались в изображении таких эмоций как: страх, презрение, отвращение,

удивление,

стыд,

интерес,

спокойствие.

Хорошо

определяли

радость,

печаль,

гнев.

При

воспроизведении

своего

ответа

каждый

раз

ждали

одобрения экспериментатора.

Таким

образом,

на

констатирующем

этапе

эксперимента

было

выявлено:

большинство

детей

имеют

средний

уровень

эмоционального

интеллекта,

и

лишь

немногие

дети

имеют

высокий

и

низкий

уровень

эмоционального интеллекта;

– некоторые дети не уверенны в своем выборе, недооценивают свои

знания – это проявлялось в сомнениях при ответах и изображении эмоций;

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что необходима

систематическая

работа

по

формированию

эмоционального

интеллекта

детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, перед нами стала

задача разработать программу эксперимента для развития эмоционального

интеллекта

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Данная

проблема

является актуальной и нуждается в дальнейшей разработке.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Афонькина,

Ю.

А.

Диагностика

эмоционального

интеллекта

у

дошкольников / Ю. А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2014

- №4.

2.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.:

Союз, 2006.

3.

Запорожец,

А.

В.

Избранные

психологические

труды:

В

2

т.

Т.1:

Психологическое

развитие

ребенка

/

Под.

Ред.

В.

В.

Давыдова,

В.

П.

Зинченко. М.: Педагогика, 1986.

4.

Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов /

Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение,1985.

5.

Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.

В. Осорина. - СПб.: Питер,1999.



В раздел образования