Автор: Андреева Яна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 45"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Я.А. Андреева
МБДОУ «Детский сад №45», г. Чебоксары
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового
типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической
основе,
где
выдвигается
подход
к
Человеку
как
к
индивидуальности.
Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения
новых
ценностей,
поэтому
особую
актуальность
приобретает
формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-
человек».
Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта
получила
в
рамках
зарубежной
психологии.
Теория
эмоционально-
интеллектуальных
способностей
Дж.
Майера,
П.
Саловея,
Д.
Карузо,
некогнитивная
теория
эмоционального
интеллекта
Р.
Бар-Она,
теория
эмоциональной
компетентности
Д.
Гоулмена
представляют
интересные
решения многих теоретических и практических проблем эмоционального
интеллекта.
Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига,
О.И.
Власова,
Г.В.
Юсупова,
М.А.
Манойлова,
Т.П.
Березовская,
А.П.Лобанов, А.С. Петровская и другие ученые работают над проблемой
развития эмоционального интеллекта в рамках отечественной психологии.
В отечественной психологии эмоциональный интеллект трактуется в
терминах
Л.С.
Выготского
–
«обобщение
переживаний»
[2],
А.В.
Запорожца
–
«эмоциональное
предвосхищение»
[3],
В.С.
Мухина
–
«разумность чувств» [4].
Основными
составляющими
эмоционального
интеллекта
являются
самоосознанность, самообладание, мотивация, чуткость, коммуникация.
Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное
развитие
человека
еще
в
Античности.
Немецкий
философ
Г.Гегель
утверждал, что разум безжизненен без чувства [5].
Кроме того, развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с
коммуникативным
развитием.
Эмоции
направляют
и
организуют
восприятие,
внимание,
память,
мышление,
пробуждают
воображение,
стимулируют
творческое
познание
действительности,
что
является
немаловажным
моментом
в
подготовке
ребенка
к
обучению
в
школе.
Эмоции
выполняют
мотивирующую
роль,
являясь
для
дошкольника
своеобразным пусковым механизмом деятельности [1].
В основе развития личности дошкольника может находиться,
эмоциональный интеллект который представляет собой готовность ребёнка
понимать
свои
эмоции
и
эмоции
окружающих.
Вместе
с
тем,
эмоциональная жизнь ребенка и умение выстроить взаимоотношения с
окружающим миром, как правило, вынесены за рамки организационного
педагогического
процесса
в
детском
саду.
Хотя
одним
из
ведущих
направлений организации детских образовательных учреждений является
воспитание ориентации на другого человека, так как только через другого
человека ребёнок переживает свой опыт социального взаимодействия и
получает
знания
для
выстраивания
взаимоотношений
с
окружающим
миром.
С целью формирования эмоционального интеллекта у детей старшего
дошкольного возраста в процессе экспериментирования был проведен
эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад №45» Чудесинка» г. Чебоксары
Чувашской
Республики.
В
нем
приняли
участие
дети
двух
групп
в
количестве
40
человек:
20
детей
экспериментальная
группа,
20
детей
контрольная группа. На первом этапе эксперимента были использованы
диагностические методики: «Диагностика эмоционального интеллекта у
детей 4-7 лет» Ю.А. Афонькина и «Эмоциональная идентификация» Е.И.
Изотова.
Рассмотрим
результаты
обследования
по
методике
«Диагностика
эмоционального
интеллекта
у
детей
4-7
лет»
Ю.А.
Афонькина.
По
полученным результатам можем сказать, что у детей обеих групп уровень
использования
мимики
и
пантомимики,
идентификации
графического
изображения
эмоций
и
понимание
эмоциональных
состояний
людей
в
большей
степени
находятся
на
одном
уровне.
Высокий
уровень
эмоционального интеллекта имеют 10% в ЭГ и 15% детей в КГ. Средний
уровень эмоционального интеллекта имеют в КГ 65% и в ЭГ 75 % детей.
Низкий уровень эмоционального интеллекта имеют в ЭГ 15% и в КГ 20%
детей.
Таким образом, большинство детей старшего дошкольного возраста
продемонстрировали средний уровень эмоционального интеллекта. В ходе
диагностирования
обратили
внимание,
что
у
некоторых
детей
нет
представлений, об эмоциях других людей и не знают, как изобразить ту или
иную
эмоцию.
Так,
дети,
у
которых
были
зафиксированы
высокий
и
средний уровень эмоционального интеллекта в ходе обследования были
общительны,
с
интересом
относились
к
заданию,
охотно
вступали
в
контакт, адекватно и продуманно изображали эмоции, которые их просили
показать.
Для
определения
эмоциональной
идентификации
использовали
методику
«Эмоциональная
идентификация»
Е.И.
Изотова.
Полученные
данные
свидетельствуют
о
том,
что
высокий
уровень
эмоциональной
идентификации показали 10% детей в КГ и 20% в ЭГ, средний уровень в
КГ составил 60% и в ЭГ – 55%, низкий уровень – 30% в КГ и 25% в ЭГ. В
большинстве
случаев
дети
с
высоким
уровнем
эмоциональной
идентификации, как правило, без труда определяли эмоцию, называли их и
соотносили изображения с пиктограммой. Во время выполнения задания
дети с высоким уровнем идентификации были активны и общительны.
Детей
со
средним
уровнем
эмоциональной
идентификации
оказалось
больше в обеих группах. Они охотно вступали в контакт, адекватно и
продуманно изображали эмоции, которые их просили показать, однако
некоторые
ожидали
одобрительной
эмоциональной
реакции
от
экспериментатора. Дети с низким уровнем эмоциональной идентификации
путались в изображении таких эмоций как: страх, презрение, отвращение,
удивление,
стыд,
интерес,
спокойствие.
Хорошо
определяли
радость,
печаль,
гнев.
При
воспроизведении
своего
ответа
каждый
раз
ждали
одобрения экспериментатора.
Таким
образом,
на
констатирующем
этапе
эксперимента
было
выявлено:
–
большинство
детей
имеют
средний
уровень
эмоционального
интеллекта,
и
лишь
немногие
дети
имеют
высокий
и
низкий
уровень
эмоционального интеллекта;
– некоторые дети не уверенны в своем выборе, недооценивают свои
знания – это проявлялось в сомнениях при ответах и изображении эмоций;
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что необходима
систематическая
работа
по
формированию
эмоционального
интеллекта
детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, перед нами стала
задача разработать программу эксперимента для развития эмоционального
интеллекта
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Данная
проблема
является актуальной и нуждается в дальнейшей разработке.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Афонькина,
Ю.
А.
Диагностика
эмоционального
интеллекта
у
дошкольников / Ю. А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2014
- №4.
2.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М.:
Союз, 2006.
3.
Запорожец,
А.
В.
Избранные
психологические
труды:
В
2
т.
Т.1:
Психологическое
развитие
ребенка
/
Под.
Ред.
В.
В.
Давыдова,
В.
П.
Зинченко. М.: Педагогика, 1986.
4.
Мухина, В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов /
Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение,1985.
5.
Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.
В. Осорина. - СПб.: Питер,1999.