Напоминание

игры активизирующего общения для детей раннего возраста


Автор: Исупова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №31
Населённый пункт: Удмуртия, г.Глазов
Наименование материала: методичекая разработка
Тема: игры активизирующего общения для детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Игры активизирующего общения для детей раннего возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевые

слова:

р а з в и т и е

д и а л о г и ч е с ко й

р е ч и ;

и г р ы

активизирующего

общения;

условия

использования

игр

активизирующего

общения; дети раннего возраста; исследование.

Аннотация:

В

статье

раскрываются

исследования

по

проблеме

развития диалогической речи у детей раннего возраста с использованием игр

активизирующего

общения.

Дается

определение

игр

активизирующего

общения. Раскрывается экспериментальное исследование.

В

современном

дошкольном

образовании

речь

рассматривается

как

одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня развития речи

зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и

общее интеллектуальное развитие.

Проблемой развития диалогической речи занимались многие ученые,

такие как М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.

Я.

Рубинштейн, Л. В. Щерба, Л. П. Якубинский, они определили обще

дидактические подходы к развитию диалогической речи. Ученые отмечают,

что общение выступает в качестве одного из основных условий развития

ребенка,

ведущего

вида

человеческой

деятельности,

направленного

на

познание и оценку самого себя. Ученые дают различные трактовки понятия

диалога, раскрывают его структуру и особенности.

Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового

общения, классической формой речевого общения.

По мнению Л. П. Якубинского, диалог это - не только форма речи, он

еще

«разновидность

человеческого

поведения».

Как

форма

речевого

взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-

речевых умений, освоение которых происходит постепенно»

М. М. Бахтин диалог называет классической формой речевого общения

и отмечает, что в зависимости от условий и ситуации он может принимать

разный характер. Также ученый отмечает, что диалогическая форма речи

ребенка

в

раннем

детстве

неотделима

в

своем

существовании

от

деятельности взрослого

Анализ исследований С.Я.Рубинштейна, B.C.Мухиной, М.И.Лисиной,

А.Г.Рузской,

А.Г.Арушановой

,

Д.Э.Розенталь

показывают,

что развитие

диалогической

речи

играет

ведущую

роль

в

процессе

речевого

развития

ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию

речи в детском саду[4].

Большой вклад в развитии диалогической речи, внесла А.Г.Арушанова.

Она

называет

диалог

естественной,

природной,

реактивной,

ситуативно-

непроизвольной

формой

речи,

которая

часто

подавляется

в

условиях

организованных занятий.

О д н и м

и з

с р е д с т в

р а з в и т и я

д и а л о г и ч е с ко й

р еч и

А . Г.

Арушановавыделяет игры (сценарии, сеансы) активизирующего общения.

Игры активизирующего общение - это диалог воспитателя с детьми в

совместной деятельности, не имеющей жесткой программы, строящейся на

импровизации, совместном творчестве педагога и детского коллектива. К

таким играм относятся игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации,

игры-импровизации, игры - загадки.

Основное

различие

между

обучающим

занятием

и

сеансом

активизирующего общения состоит в том, что в последнем случае взрослый

выступает,

как

партнер

по

обучению.

Он

уважает

право

ребенка

на

инициативу, его желание говорить на интересующие его темы. Взрослого

интересует, прежде всего, собственная инициативная речь ребенка, а именно,

те

диалоги

между

детьми,

возгласы

и

лингвистические

эксперименты

(песенки-шумелки,

рифмовки,

словотворчество),

которые

так

мешают

педагогу вести фронтальное занятие. Именно эта «несанкционированная»

речевая активность выступает как программное содержание обучения.

По

мнению,

Т.

Б.

Хорошевой,

необходимо

учить

д е т е й

эмпотировать(сопереживать) вступая в активизирующее общение

Таким образом, актуальность проблемы способствовала выбору темы

исследования

«Условия

использования

игр

активизирующего

общения

в

развитии диалогической речи детей раннего возраста»

Целью

нашего

исследования

является

выявление

условий

использования

игр

активизирующего

общения

в

развитии

диалогической

речи детей раннего возраста.

Наша работа началась с выделения задач по развитию диалогической

речи:

1.

вовлекать

детей

в

разговор

во

время

рассматривания

игрушек,

картин, иллюстраций.

2.

формировать

умение

вести

диалог

с

педагогом,

слушать

и

понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него

3.

напоминать

детям

о

необходимости

говорить

«спасибо»,

«пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» и т.д.

4.

развивать инициативную и диалогическую речь.

Для успешного решения этих задач мы выделили ряд необходимых

условий:

1.

наличие игровой мотивации

2.

использование игрушек и ситуаций, которые понятны детям этого

возраста;

3.

эмоциональная, образная, ярко окрашенная, понятная ребенку речь

воспитателя;

4.

учет

возвратных

и

индивидуальных

особенностей,

потребности

каждого ребенка, уровень речевого развития

5.

понимание, признание и принятие каждого ребенка, как личности.

Наша работа началась с составления перспективно – тематического

планирования по образовательной области «Речевое развитие». В наш план

вошли четыре темы: «Семья», «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие

животные»

Согласно тематике были разработаны игры активизирующего общения:

«Моя семья», «В гости к бабушке», «Мишка в гостях у ребят», «Поможем

зайчику», «Киска в гостях у ребят», «Собачка в гостях у ребят», «Ежик в

гостях у ребят», «В гостях у лесных зверей».

При разработке игр активизирующего общение мы обратили внимание

на возрастные и индивидуальные особенности детей, на уровень речевого и

познавательного развития. Учитывая эти особенности, нами были подобраны

игры, персонажи которых уже знакомы и понятны детям. Например, кошка,

собачка, зайка, лошадка.

Этапы

подобранных

и

разработанных

нами

сценариев

плавно

переходили один в другой, была постоянная смена деятельности – работа за

столами, на ковре, физкультминутка, задания на развитие мышления, мелкой

моторики,

на

развитие

диалогической

формы

речи.

Особая

роль

была

отведена художественной литературе: заучиванию потешек, стишков и их

обыгрыванию.

В ходе проведения игр мы опирались на принцип интеграции с учетом

5 образовательных областей. Преимущества этих игр заключаются в том, что

их

можно

использовать

не

только

на

занятиях,

но

и

в

самостоятельной

деятельности детей.

Во всех играх мы создавали игровую мотивацию. Например, в гости к

детям приходили игрушки, лесные и домашние животные, а также дети сами

отправлялись в путешествие, что вызывало у детей положительные эмоции и

поддерживало

положительный

микроклимат

на

протяжении

всей

игры.

Необходимость в помощи этим персонажам, помогала нам в решении задачи

воспитания чувства эмпатии у детей.

Также

при

проведении

игр

мы

побуждали

детей

приветствовать

игровых персонажей, и прощаться c ними, а также использовать в речи слова

выражающие

благодарность.

Например,

«Скажем,

Мишке

«Здравствуй,

Миша!»».

Также

мы

ставили

задачу

закрепить

в

речи

детей

слова,

обозначающие части тела (глаза, нос, лапы, уши). Например, «У Мишки

блестящие

черные,

как

бусинки…

(глазки),

и

черный

блестящий,

как

пуговка…

(нос).

На

голове

у

него…

(уши).

Ушки

какие?

(Маленькие.)

Лапы… (большие, толстые). Мишка косо… (лапый). А вот хвоста у Мишки…

(нет)». Интонацией незавершенности мы побуждали детей вступить в диалог.

Дети,

которые

не

смогли

выразить

свои

эмоции

словами

просто

подходили и гладили его. Несмотря на отсутствие речи в ходе игры, мы

относились с пониманием к ребенку и принимали его таким, продолжая

проводить работу по развитию диалогической речи.

В процессе проведения разработанных нами игр было замечено, что

дети, которые при проведении первых игр не называли животных, их части

тела, стали активно участвовать в игре, называли не только зверей и их части

тела, но и стали использовать прилагательные, их речь активизировалась.

Таким образом, по окончании работы мы сделали вывод о том, что,

разработанные нами игры по развитию диалогической речи детей раннего

возраста

оказались

эффективными.

Следовательно,

мы

достигли

поставленной перед нами цели. Сценарии активизирующего общения можно

использовать

не

только

с

детьми

дошкольного

возраста,

но

и

с

детьми

раннего возраста.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «Моя семья».

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи: Обучающие:

1.

Учить называть свое имя, имена близких родственников (мамы,

папы, бабушки, дедушки, брата, сестры).

Развивающие:

1.

Закреплять умение определять наименования родственных

отношений между близкими членами семьи.

2.

Развивать позицию активного участника игры.

Воспитывающие:

1.

Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и

заботливое отношение к членам своей семьи;

2.

Побуждать детей к рассказу о людях, с которыми они живут.

3.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

4.

Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые

события, сопереживать героям.

Материал: сюжетная картина «Коза с козлятами», игрушечные

козлята.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотоальбомов детей.

Просмотр презентации на тему «Моя семья».

Показ сказки «Волк и семеро козлят».

Рассказ воспитателя о родственных отношениях.

Ход общения:

Воспитатель садится с детьми полукругом на ковер и начинает

проговаривать текст пальчиковой игры «Моя семья»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я!

Самый маленький.

Вот и вся моя семья.

Дети поочередно загибают пальчики от большого пальчика до

мизинца. Во время произношения последней строчки дети сжимают и

разжимают кулачки. Постепенно все дети включаются в процесс игры.

Воспитатель: - Ребятки, расскажите мне про вашу семью.

- Варя, с кем ты живешь? (с мамой, папой)

- А как зовут твоих маму и папу? (дети отвечают)

-Мама у тебя какая? (красивая, нежная, любимая, милая, ласковая)

- А папа, какой? (смелый, добрый, сильный, хороший)

- Что вы любите дома делать вместе? (играть, смотреть телевизор,

готовить, убираться).

Таким образом, воспитатель проводит беседу с каждым ребенком.

Звучит фонограмма и заходит коза.

Воспитатель: Ой, ребятки, кто это к нам пришел?

Дети: Коза!

Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся с козой. Скажем ей -

Здравствуй, коза!

Дети здороваются с козой.

Коза: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что у тебя случилось?

Коза: Я потеряла своих козлят. (Плачет)

Воспитатель: Наверное, они вышли погулять и скоро вернутся.

Ребятки, мне очень жалко козу. А вам жалко?

Дети: Жалко.

Воспитатель: Коза переживает за своих малышей. Поможем ей найти

их? А как же мы поможем козе, мы же никогда не видели ее малышей. Что же

нам делать?

Коза (показывает рисунок): Это рисунок моей семьи. Может быть, он

поможет вам найти моих козлят.

Воспитатель: Ребятки, давайте посмотрим на рисунок. Что мы видим

на рисунке? (ответы детей)

Воспитатель (работа с картинкой): Ребятки, посмотрите, мама коза

большая, а козлятки какие?

Дети: Маленькие.

Воспитатель: Что козлятки делают?

Дети: Прыгают, играют и т.д.

Дети с воспитателем ищут игрушечных козлят в группе.

Коза: Спасибо вам, ребятки. Вы помогли мне найти моих козлят. За

это я с вами поиграю. Вы любите играть?

Дети: Да!

Коза: Тогда давайте поиграем, вставайте в круг и поворачивайтесь за

мной.

Коза играет с детьми в подвижную игру, побуждая их договаривать

выделенные слова игры, повторять их за взрослым.

Подвижная игра: «Семья»

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор ходили,

Дружною семьей. (Ходьба по кругу)

Встанем в круг и по порядку

Дружно сделаем зарядку. (Выполняется упр. в соответствии с

текстом)

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева,

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Коза: Какие вы молодцы, ребятки! Спасибо за помощь. Нам с

козлятами пора возвращаться домой. До свидания, ребятки! Дети

прощаются с козой и козлятами.

Воспитатель: Ребятки, давайте вспомним, о чем мы говорили? (о

семье)

- С пальчиками какую игру играли?- Кто есть у нас в семье? - Кто

приходил к нам в гости? Что мы делали?

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

на тему «В гости к бабушке»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи: Обучающие:

1.

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных -

внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и

отвечать на вопросы воспитателя;

2.

Упражнять детей в четком произношении звуков.

3.

Побуждать узнавать и называть домашних животных; рассказывать, кто

что ест.

4.

Упражнять в произношении существительных, обозначающих

домашних животных и их детенышей.

Развивающие:

1.

Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать

заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не

перебивая говорящего взрослого.

2.

Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со

взрослыми и другими детьми.

3.

Развивать позицию активного участника игры.

Воспитывающие:

1.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

2.

Воспитывать интерес к художественному слову; желание помочь

животным; бережное отношение к животным.

3.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных

взаимоотношений со сверстниками.

Материал: кукла-перчатка - бабушка Зина; домик; мультимедийное

оборудование, компьютерные игры «Кто живет во дворе?», «Где моя мама?»;

аудиозапись: Сергей и Екатерина Железновы «Паровоз» ; дидактическая

игра «Половинки домашних животных».

Предварительная работа:

Беседы: «Домашние животные», «Детеныши животных»;

Конструирование паровозика из строительного материала;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Чтение художественной литературы: потешки, песенки, заклички:

«Пошел

котик

на

торжок…»;

сказки:

«Бу-бу,

я

рогатый»,

лит.

обр.

Ю.

Григорьева, «Ты, собачка, не лай…»,пер. И. Токмаковой; поэзия: «Лошадка»,

«Кто как кричит», «Котенок», «Петушок», «Надувала кошка шар» ; проза:

«Спала кошка на крыше…», «Путаница», «Кто сказал «мяу».

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход общения:

Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам в группу пришло письмо от

бабушки Зины. Она приглашает нас к себе в гости. Поедем?

Дети: Да!

Воспитатель: Быстрее всего мы доберемся на паровозе! Занимайте

места в паровозе. Дети садятся в паровоз, построенный из стульчиков.

Звучит песня С., Е. Железновых «Паровоз»

Воспитатель:Вот мы и приехали в деревню. Посмотрите, кто нас

встречает? (Ответы детей)

Бабушка Зина (воспитатель с куклой-перчаткой): Здравствуйте, мои

дорогие. Как давно у меня не было гостей. Скучно мне одной жить.

Поиграете со мной? Воспитатель: Ребятки, поиграем с бабушкой Зиной?

(Ответы детей)

Компьютерная игра «Кто живет во дворе у бабушки?» - см.

презентацию «Голоса животных» (животные по очереди подают голос,

дети отгадывают, кому он принадлежит)

Бабушка Зина: Ребята, какие вы догадливые, всех моих животных

узнали. Вы смышленые, а пальчики-то у вас ловкие? Умеете с пальчиками

играть? (Ответы детей)

Пальчиковая игра («Домашние животные»)

Раз, два, три, четыре, пять, Поочередно загибаем пальчики на

левой руке

Как животных нам назвать? Хлопаем в ладоши

Самых близких, самых верных — Указательным пальцем левой

руки

Каждый знает их, наверно загибаем пальцы на

правой руке.

Лошадь, корова, собака и кошка

Как назовем их? Разводим руки в стороны,

Подумай немножко как бы спрашивая у

окружающих

В доме с хозяином дружно живут Изображаем руками крышу

Значит, домашними все их зовут. дома над голо Дети

повторяют движения за персонажем и договаривают выделенные слова.

Бабушка Зина: А картинки вы любите собирать? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Половинки» Дети играют за столом.

(Внезапно звучит плач)

Воспитатель: Ой, ребятки, что это? Вы слышите, кажется, кто-то

плачет? Кто это?

Дети: малыши.

Воспитатель: Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Да

они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму.

Компьютерная игра «Где моя мама?» - см. презентацию

Дети отгадывают, чей детеныш и по щелчку детеныш сам «подходит»

к нужному животному

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это? Чей это детеныш? (на

экране фото котенка).

Дети: У кошки ( спрашиваем у нескольких детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Мама – кошка, а детеныш?

Дети: Котенок.

Таким образом, проходит игра с каждым животным.

Бабушка Зина: Ой, ребятки, заигралась я с вами. Животных моих

уже кормить пора. Поможете мне? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Воспитатель: Умницы, детки, знаете, что едят домашние животные и

чем бабушка может их накормить.

Бабушка Зина: Спасибо, детки за помощь. Поиграли вы со мной,

развеселили меня. Животных моих покормить помогли.

Раздается гудок паровоза

Воспитатель: Слышите гудок паровоза, это паровоз нас ждет. Пора

возвращаться обратно, в детский сад. Давайте с бабой Зиной попрощаемся.

До свидания, баба Зина. Нам с ребятками у вас очень понравилось.

Бабушка Зина: До свидания, приезжайте еще в гости.

Дети садятся в паровоз. Звучит песня С., Е. Железновы «Паровоз»

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «Мишка в гостях у ребят»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым; создание благоприятного микроклимата в

группе.

Задачи: Обучающие:

1.

Закрепить знание стихотворения А.Л. Барто «Мишка»

2.

Упражнять в использовании существительных, обозначающих

части тела.

3.

Упражнять в использовании прилагательных, обозначающих

качества.

Развивающие:

1.

Развивать позицию активного участника игры.

2.

Развивать двигательную активность, желание включаться в

совместные игры.

Воспитывающие:

1.

Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые

события, сопереживать героям.

2.

Воспитывать чувство доброты.

Материал: плюшевый медведь с забинтованной лапой

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихотворений А.Л.Барто «Мишка», «Зайку

бросила хозяйка» и др.

Беседа «Что такое доброта»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Форма проведения: Развлечение.

Ход общения:

Педагог с детьми под музыку проходят в музыкальный зал и садятся

на стульчики.

Проводится организационная музыкальная игра « Ладушки-ладошки»

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки. Имитация

мытья рук.

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки. Хлопки в

ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек. Крошим хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки! Хлопки в

ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками. Гладим котенка

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки. Хлопки в

ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку. Положили руки

на колени

Как они устали, ладушки-ладошки. Поглаживание

рук

За дверью раздается плач.

Воспитатель: Ой, ребятки, кто это так громко плачет?

(Предположения детей)

Воспитатель открывает дверь и заносит плюшевого медведя с

перевязанной лапой.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это к нам пришел?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Скажем мишке «Здравствуй Миша»

Дети: «Здравствуй Миша»

Воспитатель: Мишка какой?

Дети: Большой, мягкий, пушистый.

Педагог обобщает и дополняет высказывания детей. Интонацией

незавершенности педагог побуждает детей вступить в диалог.

Воспитатель: У Мишки блестящие черные, как бусинки…

Дети: Глазки.

Воспитатель: Черный, блестящий, как пуговка…

Дети: Нос.

Воспитатель: На голове у него…

Дети: Уши.

Воспитатель: Ушки какие?

Дети: Маленькие.

Воспитатель: Правильно, ушки маленькие. А лапы?

Дети: Большие, толстые.

Воспитатель: А как вы думаете, почему он такой грустный?

Дети: У него болит лапка.

Воспитатель: Да, и правда, лапка у мишки перевязана. Что случилось

с твоей лапкой, мишка? Расскажи мне.

Воспитатель берет медведя, подносит к уху, «слушает» его рассказ.

Воспитатель обыгрывает стихотворение А.Л.Барто «Оторвали

мишке лапу».

Воспитатель: Ребятки, что случилось с мишкой? Давайте еще раз

вместе расскажем.

Воспитатель еще раз обыгрывает стихотворение, а дети

договаривают выделенные слова четверостишия:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

Воспитатель: Ты мишутка не грусти, на ребяток посмотри. Они тебя

не будут обижать и на пол бросать, а будут с тобой аккуратно играть. Ты пока

посиди, посмотри, как наши ребятки танцевать умеют.

Воспитатель: Ребятки, покажем мишке, как мы танцевать умеем?

Дети: Да!

Танец « Мишка танцует»

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, мишке понравилось, как вы

танцевали. Мишка больше не грустит, а улыбается.

Воспитатель: А тебе, мишка, понравилось у нас? Тогда оставайся с

нами. Ребятки, мишка останется у нас и будет приходить к нам играть.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «Зайчишка в гостях у ребят»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым; создание благоприятного микроклимата в

группе.

Задачи:

Обучающие:

4.

Закрепить знание стихотворения А.Л. Барто «Зайка»

5.

Упражнять в использовании существительных, обозначающих

части тела.

6.

Упражнять в использовании прилагательных, обозначающих

качества.

Развивающие:

3.

Развивать позицию активного участника игры.

4.

Развивать двигательную активность, желание включаться в

совместные игры.

Воспитывающие:

3.

Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые

события, сопереживать героям.

4.

Воспитывать чувство доброты.

Материал: заяц в мокром платке, шарф, большой зонт.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихотворений А.Л.Барто «Мишка», «Зайка»

и др.

Беседа «Что такое доброта»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Форма проведения: Развлечение.

Ход общения:

Педагог с детьми под музыку проходят в музыкальный зал и садятся

на стульчики.

Проводится организационная музыкальная игра « Ладушки-ладошки»

Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки. Имитация

мытья рук.

Поиграли в ладушки, ладушки-ладошки. Хлопки в

ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек. Крошим хлеб

Поиграли снова в ладушки-ладошки! Хлопки в

ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками. Гладим котенка

С ним мы поиграли в ладушки-ладошки. Хлопки в

ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку. Положили руки

на колени

Как они устали, ладушки-ладошки. Поглаживание

рук

За дверью раздается плач.

Воспитатель: Ой, ребятки, кто это так громко плачет?

(Предположения детей)

Воспитатель открывает дверь и заносит плюшевого зайца в мокром

платке .

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это к нам пришел?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Зайчик какой?

Дети: Маленький, мягкий, пушистый.

Педагог обобщает и дополняет высказывания детей. Интонацией

незавершенности педагог побуждает детей вступить в диалог.

Воспитатель: У зайки блестящие черные, как бусинки…

Дети: Глазки.

Воспитатель: Розовый, блестящий, как пуговка…

Дети: Нос.

Воспитатель: На голове у него…

Дети: Уши.

Воспитатель: Ушки какие?

Дети: Длинные.

Воспитатель: Правильно, ушки длинные. А что у зайки на шее?

Дети: Платочек.

Воспитатель: Ребятки, а платочек почему-то у зайки мокрый, да и

зайка грустный. Давайте спросим у него, что случилось.

Воспитатель берет зайца, подносит к уху, «слушает» его рассказ.

Воспитатель обыгрывает стихотворение А.Л.Барто «Зайка».

Воспитатель: Ребятки, что случилось с зайкой? Давайте еще раз

вместе расскажем.

Воспитатель еще раз обыгрывает стихотворение, а дети

договаривают выделенные слова четверостишия:

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Ребятки, что случилось с зайкой?

Дети: Зайка промок под дожем.

Воспитатель: Правильно, зайка промок под дождем и ему холодно.

Давайте поможем зайке согреться. Как можно согреть зайку?

(Предположения детей)

Вместе с детьми снимают мокрый платок, одевают тёплый шарф.

Воспитатель: Оставайся у нас зайка. В этом садике ребята добрые,

они никогда не бросят тебя под дождём. А, если дождик и пойдёт, то спрячут

под зонтик. Смотри, как они это умеют делать.

Малоподвижная игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Посмотрите, зайка согрелся и

больше не грустит. Зайка останется у нас и будет с нами играть.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «Киска в гостях у ребят»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи:

Обучающие:

2.

Продолжать знакомить детей с домашними животными: кошкой

уточнить представления о внешнем виде и предпочитаемой пище.

3.

Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний,

слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Развивающие:

3.

Развивать слуховое восприятие.

4.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и

силой голоса.

5.

Активизировать словарь: хвостик, лапки, кошечка.

6.

Развивать позицию активного участника игры.

Воспитывающие:

5.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

6.

Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые

события, сопереживать героям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в альбомах: «Домашние

животные».

Чтение потешек «Пошел котик на торжок», «Мышки водят

хоровод» и др.

Дидактические игры «Один - много», « Кто что ест», «К нам

приехал паровоз».

Чтение стихотворений «Кто что ест»

Материалы: Ширма «Домик», кукла-рукавичка Кошка, картинки с

изображением продуктов.

Ход общения:

Воспитатель привлекает внимание детей к ширме-домику, стоящей

на столе.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой красивый домик стоит.

Интересно, кто же в этом домике живет? Как вы думаете? (Предположения

детей).

Воспитатель: А мы сейчас с вами постучим в дверь и узнаем, кто в

домике живет.

Воспитатель стучит в дверь домика. Никто не отзывается.

Воспитатель: Никто не отзывается. А может, вы попробуете

постучать? Все вместе. Тогда нас точно услышат.

Дети стучат кулачками по ладошке, имитируя стук в дверь.

Из-за ширмы доносится мяуканье кошки.

Воспитатель: Ребятки, кто в этом домике живет?

Дети: Кошка.

Воспитатель: Ребятки, давайте позовем кошку. Кис-кис-кис.

Дети: Кис-кис-кис

Из-за ширмы появляется кошка.

Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся с кошкой. Здравствуй,

киса.

Дети здороваются с кошкой.

Кошка: Мяу-мяу.

Воспитатель: Как с нами поздоровалась кошка?

Дети: Мяу-мяу.

Воспитатель: Правильно, кошка мяукает.

Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая. Шерстка у кошки

мягкая, пушистая, длинная. Потрогайте кошку.

Дети по очереди гладят кошку.

Воспитатель: Ребятки, какая шерстка?

Дети: Мягкая, пушистая.

Воспитатель: А еще какая?

Дети: Шерстка длинная.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что у кошки есть на голове?

Дети: Ушки, носик, глазки, усы.

Воспитатель: Правильно. А что еще есть у кошки?

Дети: Лапки.

Воспитатель: Верно, у кошки есть лапки, а на лапках цап-царапки. А

что же еще есть у кошки. Длинный, пушистый…?

Дети: Хвост.

Воспитатель: Правильно, хвост. Ребятки, кошечка любит играть.

Поиграем с ней?

Дети: Да!

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Дети берут на себя роль мышек, а воспитатель с игрушкой кошкой

догоняет их.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. С кошкой поиграли. Понравилось

вам с кошкой играть?

Дети: Да!

Вдруг раздается жалобное мяуканье.

Воспитатель: Ребятки, что же случилось? Почему киска плачет?

(Предположения детей.)

Воспитатель: А может быть, она проголодалась? Как же нам помочь

киске?

Дети: Давайте ее покормим.

Дидактическая игра «Кто что ест»

Воспитатель раскладывает на столе муляжи продуктови

разыгрывает игру «магазин», а дети выбирают, какие из них любит кошка и

относят ей, обыгрывают кормление.

Воспитатель:

Молодцы,

ребятки.

Кошку

покормили.

Давайте

повторим, что любит кушать кошка?

Дети: Молоко, рыбу, сливки, мышек.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, кошка зевает и трет лапками

глазки. Что с ней случилось?

Дети: Кошка хочет спать.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с кошкой. Она вернется в свой

домик и будет там спать. А мы пойдем на прогулку.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме « Собачка в гостях у ребят»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи:

Обучающие:

1.

Продолжать знакомить детей с домашними животными: собакой,

уточнить представления о внешнем виде и предпочитаемой пище.

2.

Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний,

слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Развивающие:

3.

Развивать слуховое восприятие.

4.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и

силой голоса.

5.

Активизировать словарь: хвостик, лапки, собачка.

6.

Развивать позицию активного участника игры.

Воспитывающие:

7.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

8.

Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые

события, сопереживать героям.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в альбомах: «Домашние

животные».

Чтение потешек «Пошел котик на торжок», «Спит кот Васька на

печи» и др.

Дидактические игры «Один - много», « Кто что ест», «К нам

приехал паровоз».

Чтение стихотворений «Кто что ест»

Материалы: Ширма «Домик», кукла-рукавичка Собака, картинки с

изображением продуктов.

Ход общения:

Воспитатель привлекает внимание детей к ширме-домику, стоящей

на столе.

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой красивый домик стоит.

Интересно, кто же в этом домике живет? Как вы думаете? (Предположения

детей).

Воспитатель: А мы сейчас с вами постучим в дверь и узнаем, кто в

домике живет.

Воспитатель стучит в дверь домика. Никто не отзывается.

Воспитатель: Никто не отзывается. А может, вы попробуете

постучать? Все вместе. Тогда нас точно услышат.

Дети стучат кулачками по ладошке, имитируя стук в дверь.

Из-за ширмы доносится собачий лай .

Воспитатель: Ребятки, кто в этом домике живет?

Дети: Собака.

Воспитатель: Ребятки, давайте позовем кошку. (Свистит).

Дети подражают воспитателю, пытаются свистеть.

Из-за ширмы появляется собака.

Воспитатель: Ребятки, давайте поздороваемся с собакой. Здравствуй,

собачка.

Дети здороваются с собакой.

Собака: Гав-гав-гав.

Воспитатель: Как с нами поздоровалась собака?

Дети: Гав-гав-гав.

Воспитатель: Правильно, собака лает.

Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая. Шерстка у собачки

мягкая, гладкая, блестящая. Потрогайте собачку.

Дети по очереди гладят собаку.

Воспитатель: Ребятки, какая шерстка?

Дети: Мягкая, гладкая.

Воспитатель: А еще какая?

Дети: Шерстка блестящая.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А что у собаки есть на голове?

Дети: Ушки, носик, глазки, усы.

Воспитатель: Правильно. А что еще есть у собаки?

Дети: Лапки.

Воспитатель: Верно, у кошки есть лапки. А что же еще есть у кошки.

Короткий, гладкий…?

Дети: Хвост.

Воспитатель: Правильно, хвост. Ребятки, собачка любит играть.

Поиграем с ней?

Дети: Да!

Подвижная игра «Лохматый пес»

В центре группы на стул сажают игрушку-собаку. Дети ходят вокруг

собаки со словами:

Вот лежит лохматый пёс

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что же будет?!

Под этот текст дети, приближаются к псу. На последние слова

текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса.

Воспитатель берёт игрушку и догоняет детей. Дети бегают по залу в

разных направлениях.

Затем пёс «устаёт», опять ложится спать.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. С собачкой поиграли. Вам

понравилось?

Дети: Да!

Вдруг собачка начинает жалобно скулить.

Воспитатель: Ребятки, что же случилось? Почему собачка плачет?

(Предположения детей.)

Воспитатель: А может быть, она проголодалась? Как же нам помочь

собачке?

Дети: Давайте ее покормим.

Дидактическая игра «Кто что ест»

Воспитатель показывает детям картинки с изображением

продуктов, а дети выбирают, какие из них любит кошка и относят ей,

обыгрывают кормление.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Собачку покормили. Давайте

повторим, что любит кушать собака?

Дети Мясо и косточки.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, собачка зевает и трет лапками

глазки. Что с ней случилось?

Дети: Собака хочет спать.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с собакой . Она вернется в свой

домик и будет там спать. А мы пойдем на прогулку.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «Ёжик в гостях у ребят»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи: Обучающие:

1.

Учить детей действовать по подражанию и показу взрослого.

2.

Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные (еж), о

его внешнем виде и повадках.

Развивающие:

7.

Развивать позицию активного участника игры.

8.

Развивать координацию движений, моторику пальцев рук.

Воспитывающие :

1.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, взаимопомощи.

2.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

Материал: Игрушка –ёж, картонные заготовки ежей на каждого

ребенка, прищепки.

Предварительная работа:

Просмотра альбома «Дикие животные», иллюстраций по теме.

Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание картины «Ежи в лесу»

Беседа «Для чего ежу иголки»

Ход общения:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребятки, слышите? Кто это к нам стучится? Давайте

посмотрим.

За дверью воспитатель находит игрушку – ежа.

Воспитатель: Кто же это?

Дети: Ежик.

Воспитатель: Правильно, это еж. Скажите, какой еж?

Дети: Маленький, колючий, красивый.

Воспитатель: Что есть у ежа?

Дети: Голова, лапки, иголки, глазки, носик.

Воспитатель: А для чего ему нужны иголки?

Дети: Для защиты.

Воспитатель: Правильно, когда ежу страшно, он сворачивается в

клубок и иголки его защищают от других животных.

Воспитатель дополняет и обобщает ответы детей.

Воспитатель: Но как же он тут оказался?

Ежик «рассказывает» причину своего появления воспитателю на ухо.

Воспитатель: Ребятки, оказывается еж пришел к нам из леса. В лесу у

ежика было много друзей, но они куда-то потерялись. Поможем ежику найти

друзей?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте сначала поищем у нас в группе, вдруг они

пришли к нам, пока нас не было.

Дети с воспитателем ищут ежей в группе и находят ежей ( из

твердого картона)без иголок.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Как много друзей нашли для ежика.

Только какие-то они странные. Чего у них не хватает?

Дети: Иголок.

Воспитатель: Как же они будут защищаться без иголок? Что же нам

теперь делать?

Дети: Сделать ежикам иголки.

Дети делают ежикам иголки из прищепок.

Воспитатель: Ребятки, ежик говорит вам спасибо за помощь. А за то,

что вы ему помогли, ежик хочет с вами поиграть. А вы хотите?

Дети: Да!

( ежик спрашивает в какую игру они хотят поиграть)

Подвижная игра «солнышко, солнышко».

Солнышко, солнышко золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

Побежал в саду ручей, прилетело сто грачей

А сугробы тают, тают, а цветочки расцветают

Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли ежику друзей найти и

поиграли с ним. Ежик говорит, что ему пора возвращаться в лес. Давайте

попрощаемся с ежиком.

Дети прощаются с ежиком.

Сценарий активизирующего общения в первой младшей группе

по теме «В гостях у лесных зверей»

Цель: развитие игровой деятельности, включение детей в речевое

взаимодействие со взрослым.

Задачи:

Обучающие:

1.

Учить детей действовать по подражанию и показу взрослого.

2.

Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные (лиса,

медведь, заяц), об их внешнем виде.

Развивающие:

9.

Развивать позицию активного участника игры.

10.

Развивать координацию движений, моторику пальцев рук.

Воспитывающие :

7.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, взаимопомощи.

8.

Побуждать детей к игровому общению со сверстниками.

Материал: Декорации леса - ёлки, дорожка, выложенная из скотча,

дорожка из гимнастических палочки, мягкие игрушки – лиса, медведь, заяц.

Дидактическая игра «Починим мишке зонтик», зонтик.

Предварительная работа:

Просмотра альбома «Дикие животные», иллюстраций по теме.

Дидактическая игра «Починим мишке зонтик».

Чтение и заучивание стихотворений А. Барто «Мишка», стих. «

Мишка косолапый по лесу идёт…»

Игры с макетом «Дикие животные»

Рассматривание следов диких животных – зайца, медведя, лисы.

Ход общения:

Воспитатель: Ребятки, вы любите гулять?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите, мы с вами прямо сейчас отправимся в

волшебный лес?

Дети: Хотим.

Воспитатель: В лес, ребята, мы пойдём,

А в лесу зверей найдём.

Как же там у них дела?

Мы посмотрим, детвора.

Чтобы нам в лес попасть, надо пройти по длинной тропинке.

Дети идут за воспитателем по извилистой тропинке, выложенной из

цветного скотча. В «лесу» воспитатель обращает внимание детей на

красоту ёлочек, дети любуются лесом. Под одной из елочек дети находят

игрушку лису.

Воспитатель: Ребятки, кто это?

Дети: Лиса.

Воспитатель: И правда, лиса. А какая она?

Дети: Рыжая, пушистая, хитрая.

Воспитатель: А что это такое у лисы – длинный, пушистый, рыжий?

Дети: Хвост.

Воспитатель обобщает и дополняет высказывания детей.

Воспитатель: Ребятки, лисичка очень любит играть. Поиграем с ней?

Дети: Да!

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

Воспитатель:

Молодцы,

ребятки,

поиграли

с

лисичкой.

Лисичка

устала. Она будет отдыхать, а мы с вами пойдем дальше по лесу гулять. А

чтобы дальше пойти, надо высоко поднимать ножки. В лесу много веточек,

чтобы не упасть нужно их перешагивать.

Воспитатель и дети идут, высоко поднимая ноги, перешагивая,

через гимнастические палочки.

Под ёлочкой дети находят медведя – игрушку ( он украшен бантиком

и с колпачком на голове).

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто это?

Дети: Медведь.

Воспитатель: А медведь какой?

Дети: Большой, красивый, нарядный.

Воспитатель: А что у мишки на голове?

Дети: Колпак.

Воспитатель обобщает и дополняет высказывания детей.

Воспитатель: Да, посмотрите, медведь большой,

Весь нарядный и смешной.

День рождения у него,

Он подарка ждёт давно.

Воспитатель: Ребятки, что же мы мишке подарим? (Предположения

детей)

Воспитатель: Давайте расскажем ему стихи.

Дети рассказывают стих. А. Барто «Мишка», стих. « Мишка

косолапый по лесу идёт…»

Мишка благодарит детей за подарок.

Воспитатель обращает внимание детей на следы зайца,

нарисованные на картоне.

Воспитатель: Ребятки, смотрите, тут чьи-то следы. Интересно, кто же

их оставил. (Предположения детей).

Воспитатель: Давайте мы с вами пройдем по этим следам и узнаем,

кто же их оставил.

Дети проходят по следам и находят возле елки игрушку- зайца.

Воспитатель: Ребятки, кто же оставил эти следы?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Правильно, это заяц. Посмотрите, зайка какой?

Дети: Серый, пушистый.

Воспитатель обобщает и дополняет высказывания детей.

Воспитатель: Уши у зайца длинные, а хвост?

Дети: Короткий.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Поиграем с зайкой?

Дети: Да.

Малоподвижная игра «Заинька попляши».

Воспитатель: Молодцы ребятки. Давайте вспомним, кого мы

встретили в лесу?

Дети: Лису, медведя, зайца.

Воспитатель: Правильно, а что мы с ними делали? (Ответы детей).

Воспитатель: С лисой с зайцем поиграли, медведю стихи рассказали.

Молодцы!

А теперь нам пора в детский сад возвращаться. А вернемся мы туда на

поезде.

Воспитатель с детьми имитируют движение поезда.

Список литературы

1.

Алексеева

М.

М.,

Яшина

В.

И.

методика

развития

речи

и

обучение

родному

языку:

Учебн.

пособие

для

студ.

и

сред.

пед.

учеб.

заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.:Издательский центр «Академия»,

2000.-400 с.

2.

Арушанова А. Г. Истоки диалога: Кн. для воспитателей детского

сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2003

3.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое

пособие для воспитателей детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:

«Мозаика-Синтез»,2004.

4.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А.Г.

Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЭК», 1997. - 384 с

5. Хорошева Т. Б. Приемы воспитания эмпатии у детей дошкольного

возраста

средствами

художественной

литературы.-

Глазов

дистанционная

Всероссийская конференция «Дошкольное образование в 21 веке».- 2010



В раздел образования