Напоминание

"Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж"


Автор: Больдвич Надежда Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 410"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Логопедия
Тема: "Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С» И «Ш».

(Начинается после завершения всех этапов различения этих звуков на слух. В начале

занятия нужно вспомнить положение языка и губ: при «С» губы улыбаются, а кончик

языка прижат к бугоркам за нижними зубами; при «Ш» губы в форме большого

кружка, язык - «Чашечка», кончик языка поднят кверху. Ребенку помогают лежащие

перед ним буквы С и Ш, а также «ручная модель языка»: во время произношения им

звука «С» он опускает кисть руки вниз, а при «Ш»- поднимает вверх. Речевой материал

можно как повторять, так и читать.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЯЙТЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА

НЕВЕРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЭТИХ ЗВУКОВ!)

1.1)

СА - ША 2) СА – ША – СА - ША 3) ША - СА 4) ША – СА – ША - СА

СЫ - ШИ СЫ – ШИ – СЫ - ШИ ШИ - СЫ ШУ – СУ – ШУ - СУ

СО - ШО СУ – ШУ – СУ - ШУ ШО - СО ШИ – СЫ – ШИ - СЫ

СУ - ШУ СО – ШО – СО - ШО ШУ-СУ ШО – СО – ШО - СО

5) Санки - шапка сырой - широкий сок - шоколад сумка - шуба

6) Я надел шапку и взял санки. Дорога сырая и широкая. Я съел шоколад и

выпил сок. Мама надела шубу и взяла сумку.

2. 1) Маша - коса усы - уши колесо - хорошо несу - кашу

2) У Маши длинная коса. А у мыши длинные усы. Хорошо покатилось

колесо. Я несу пшенную (рисовую, овсяную) кашу.

3. Са - са -са - хитрая лиса Со - со - со - покатилось колесо

Ша – ша - ша - каша хороша Шо - шо - шо - Маша пишет хорошо

Сы – сы - сы - у осы усы Су – су - су - сумку я несу

Ши – ши - ши - наши малыши Шу – шу - шу - хорошо пишу

4. 1) Наш – автобус пёс - карандаш узкая – дорожка шкаф – стаканы сосновые –

шишки 2) Наш автобус заехал в лес. Пёс грызет карандаш. Кошка бежит по узкой

дорожке. В шкафу стоят стаканы. Я собираю сосновые шишки.

5. Саша, сапожки, солнышко, сережки, веснушки, сушить, спешить, слушать, смешно,

страшно, шесть, путешествие, шерстяной шарф, пушистая кошка, ушастая мышка.

6. Саша спешит в школу. У Саши смешные веснушки. Это постаралось солнышко. У

Саши красные сапожки и серебряные сережки. Саша сушит сушки. Саша нашел шесть

сосновых шишек. Саша слушает стишок.

7. Произноси скороговорки: Шашки на столе, шишки на сосне. Поспешишь - людей

насмешишь. Шла Саша по шоссе, несла сушки на шесте и сосала сушку.

8. Добавь слово и повтори предложение: Играет в шахматы (шахматист). Играет в

шашки (шашист). Водит поезда (машинист). Путешествует (путешественник).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «З» И «Ж» (Рекомендации аналогичные.)

1.1)

ЗА - ЖА 2) ЗА – ЖА - ЗА 3) ЖА - ЗА 4) ЖА – ЗА - ЗА

ЗУ - ЖУ ЗО – ЗО - ЖО ЖИ - ЗЫ ЖУ – ЗУ - ЗУ

ЗО - ЖО ЗЫ – ЖИ - ЖИ ЖО - ЗО ЖИ – ЖИ - ЗЫ

ЗЫ - ЖИ ЗУ – ЖУ - ЗУ ЖУ - ЗУ ЖО – ЗО - ЖО

5) Заяц - жаба Жора - зонт зубы - жуют

6) Заяц увидел жабу. Зубы жуют пищу. Жора взял зонт. Зубр, жираф, журавль и заяц –

это животные.

2. 1) Коза - лужа сижу - грызу березы - ежи

2) Коза пьет из лужи. Я сижу и семечки грызу. У березы живут ежи.

3.

1) Позвонить – нужно надежный – рюкзак разные - пирожные

многоэтажное – здание

2) Мне нужно позвонить. Я беру в поездку надежный рюкзак. Сладкоежки любят

разные пирожные. Я живу в многоэтажном здании.

3. За – за – за - грозная коза Жи – жи – жи - в доме этажи

Жа – жа – жа - вижу я ежа Зы – зы – зы - рога у козы

4. «Добавь ЗА»: держать - (задержать). Слова: бежать, кружить, дрожать, служить,

жужжать, ржать.

!

Составь предложения с этими словами. (Повтори: Жук зажужжал, а лошадь заржала.)

5. ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ: ( Действия жука можешь изображать.)

Жук - жучок зажужжал, зажужжал, зажужжал.

Потом важно закружился, закружился, закружился.

Жабу увидел - задрожал, задрожал, задрожал

И за листик забежал, забежал, забежал.

6. Жизнь, железный, желтизна, заезжать, зажигать, заживать, задерживать.

7. Грузовик заезжает в железный гараж. Я зажигаю зажигалку.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники