Автор: Больдвич Надежда Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 410"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Логопедия
Тема: "Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж"
Раздел: дошкольное образование
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «С» И «Ш».
(Начинается после завершения всех этапов различения этих звуков на слух. В начале
занятия нужно вспомнить положение языка и губ: при «С» губы улыбаются, а кончик
языка прижат к бугоркам за нижними зубами; при «Ш» губы в форме большого
кружка, язык - «Чашечка», кончик языка поднят кверху. Ребенку помогают лежащие
перед ним буквы С и Ш, а также «ручная модель языка»: во время произношения им
звука «С» он опускает кисть руки вниз, а при «Ш»- поднимает вверх. Речевой материал
можно как повторять, так и читать.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПРАВЛЯЙТЕ В РЕЧИ РЕБЕНКА
НЕВЕРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЭТИХ ЗВУКОВ!)
1.1)
СА - ША 2) СА – ША – СА - ША 3) ША - СА 4) ША – СА – ША - СА
СЫ - ШИ СЫ – ШИ – СЫ - ШИ ШИ - СЫ ШУ – СУ – ШУ - СУ
СО - ШО СУ – ШУ – СУ - ШУ ШО - СО ШИ – СЫ – ШИ - СЫ
СУ - ШУ СО – ШО – СО - ШО ШУ-СУ ШО – СО – ШО - СО
5) Санки - шапка сырой - широкий сок - шоколад сумка - шуба
6) Я надел шапку и взял санки. Дорога сырая и широкая. Я съел шоколад и
выпил сок. Мама надела шубу и взяла сумку.
2. 1) Маша - коса усы - уши колесо - хорошо несу - кашу
2) У Маши длинная коса. А у мыши длинные усы. Хорошо покатилось
колесо. Я несу пшенную (рисовую, овсяную) кашу.
3. Са - са -са - хитрая лиса Со - со - со - покатилось колесо
Ша – ша - ша - каша хороша Шо - шо - шо - Маша пишет хорошо
Сы – сы - сы - у осы усы Су – су - су - сумку я несу
Ши – ши - ши - наши малыши Шу – шу - шу - хорошо пишу
4. 1) Наш – автобус пёс - карандаш узкая – дорожка шкаф – стаканы сосновые –
шишки 2) Наш автобус заехал в лес. Пёс грызет карандаш. Кошка бежит по узкой
дорожке. В шкафу стоят стаканы. Я собираю сосновые шишки.
5. Саша, сапожки, солнышко, сережки, веснушки, сушить, спешить, слушать, смешно,
страшно, шесть, путешествие, шерстяной шарф, пушистая кошка, ушастая мышка.
6. Саша спешит в школу. У Саши смешные веснушки. Это постаралось солнышко. У
Саши красные сапожки и серебряные сережки. Саша сушит сушки. Саша нашел шесть
сосновых шишек. Саша слушает стишок.
7. Произноси скороговорки: Шашки на столе, шишки на сосне. Поспешишь - людей
насмешишь. Шла Саша по шоссе, несла сушки на шесте и сосала сушку.
8. Добавь слово и повтори предложение: Играет в шахматы (шахматист). Играет в
шашки (шашист). Водит поезда (машинист). Путешествует (путешественник).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «З» И «Ж» (Рекомендации аналогичные.)
1.1)
ЗА - ЖА 2) ЗА – ЖА - ЗА 3) ЖА - ЗА 4) ЖА – ЗА - ЗА
ЗУ - ЖУ ЗО – ЗО - ЖО ЖИ - ЗЫ ЖУ – ЗУ - ЗУ
ЗО - ЖО ЗЫ – ЖИ - ЖИ ЖО - ЗО ЖИ – ЖИ - ЗЫ
ЗЫ - ЖИ ЗУ – ЖУ - ЗУ ЖУ - ЗУ ЖО – ЗО - ЖО
5) Заяц - жаба Жора - зонт зубы - жуют
6) Заяц увидел жабу. Зубы жуют пищу. Жора взял зонт. Зубр, жираф, журавль и заяц –
это животные.
2. 1) Коза - лужа сижу - грызу березы - ежи
2) Коза пьет из лужи. Я сижу и семечки грызу. У березы живут ежи.
3.
1) Позвонить – нужно надежный – рюкзак разные - пирожные
многоэтажное – здание
2) Мне нужно позвонить. Я беру в поездку надежный рюкзак. Сладкоежки любят
разные пирожные. Я живу в многоэтажном здании.
3. За – за – за - грозная коза Жи – жи – жи - в доме этажи
Жа – жа – жа - вижу я ежа Зы – зы – зы - рога у козы
4. «Добавь ЗА»: держать - (задержать). Слова: бежать, кружить, дрожать, служить,
жужжать, ржать.
!
Составь предложения с этими словами. (Повтори: Жук зажужжал, а лошадь заржала.)
5. ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ: ( Действия жука можешь изображать.)
Жук - жучок зажужжал, зажужжал, зажужжал.
Потом важно закружился, закружился, закружился.
Жабу увидел - задрожал, задрожал, задрожал
И за листик забежал, забежал, забежал.
6. Жизнь, железный, желтизна, заезжать, зажигать, заживать, задерживать.
7. Грузовик заезжает в железный гараж. Я зажигаю зажигалку.