Напоминание

АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения


Автор: Гладышева Любовь Валентиновна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением зрения
Тема: АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Согласовано

родители (законные представители)

_________________________/______________

Утверждено:

приказом от. №______

заведующего МБДОУ

_______________ /

Адаптированная образовательная программа

для воспитанника первой младшей группы №

Иванова Ивана Ивановича

Дата рождения: 2015

Срок реализации октябрь 2017 - май 2018

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

В

2017

2018

учебном

году

в

МБДОУ

№появилась

необходимость

в

разработке

адаптированной образовательной программы (далее - АОП) для ребенка с гиперметропией

слабой степени, прошедшего ТПМПК 17.03.2017 года и не получившего место в группах

обучающихся,

осваивающих

адаптированную

основную

образовательную

программу

дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.

АОП разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами:

-

Федеральный

закон

Российской

Федерации

от

29

декабря

2012

г.

№273-ФЗ

«Об

образовании в Российской Федерации»;

-

Приказ

Минобрнауки

Российской

Федерации

от

30

августа

2013

г.

1014

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам

образовательным

программа

дошкольного

образования»;

-

Приказ

Минобрнауки

России

от

17

октября

2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

15 мая 2013 г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций";

- Областной закон от 02 июля 2013 г. № 712-41-03 «Об образовании в Архангельской

области»;

- Устав ДОО;

- Локальные акты ДОО.

1.2.

Цели и задачи АОП

Целью АОП является создание условий для реализации индивидуально-ориентированных

мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ФИО

ребёнка,

воспитанника

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

зрению

(диагноз

гиперметропия слабой степени) в различных видах деятельности с учётом его возрастных и

индивидуальных психофизических особенностей.

Задачи:

выработать

единые

подходы

при

реализации

образовательного

проце сса,

обеспечивающие благоприятные условия для развития воспитанника с ОВЗ;

обеспечивать положительную динамику развития воспитанника с ОВЗ;

оптимизировать деятельность воспитателей по преодолению и профилактике зрительных

нарушений у воспитанника с ОВЗ;

разрабатывать эффективные методы и приемы образовательного процесса.

1.3.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

У

детей,

имеющих

аномалии

рефракции,

понижение

остроты

зрения

корригируется

оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные

возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей.

Гиперметропия,

или

дальнозоркость,

представляет

собой

нарушение

зрения,

которое

проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как

зрение вдаль остается нормальным.

2

Детская гиперметропия слабой степени –до +2 D: такие дети хорошо видят вдаль, но не

очень четко могут рассмотреть предмет вблизи.

При

условии

обеспечения

индивидуального

подхода

дети

с

относительно

легкими

нарушениями

зрения

могут

посещать

общеразвивающую

группу.

В

работе

с

детьми

с

нарушениями зрения необходимо получать своевременную информацию о состоянии зрения

ребенка,

неукоснительно

выполнять

рекомендации

врача

(ношение

корригирующих

очков,

соблюдение щадящего режима).

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

2.

Ребенок

интересуется

окружающими

предметами

и

активно

действует

с

ними;

эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится

проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

3.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает

назначение

бытовых

предметов

(ложки,

расчески,

карандаша

и

пр.)

и

умеет

пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится

проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки

опрятности.

4.

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

5.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию

говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в

группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в

детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

6.

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и

просьбами,

понимает

речь

взрослых;

знает

названия

окружающих

предметов

и

игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

7.

Стремится

к

общению

со

взрослыми

и

активно

подражает

им

в

движениях

и

действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую

задачу.

8.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным

играм небольшими группами.

9.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных

наблюдениях.

10. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится

двигаться

под

музыку;

эмоционально

откликается

на

различные

произведения

культуры и искусства.

11. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание

участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

12. Проявляет

интерес

к

продуктивной

деятельности

(рисование,

ле п ка ,

конструирование, аппликация).

13. У

ребенка

развита

крупная

моторика,

он

стремится

осваивать

различные

виды

движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных

играх с простым содержанием, несложными движениями.

Развитие зрительного восприятия

Ребенок способен:

– различать основные цвета, черный и белый цвета;

– находить и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений;

3

различать

и

называть

плоскостные

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр);

– соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;

– сопоставлять предметы по величине (2-3)

Ребенок может самостоятельно:

– понимать назначение рук, пальцев рук;

– узнавать игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры;

– различать величину предметов.

1.5.Система оценки достижения планируемых результатов.

АОП предусматривает систему диагностики динамики развития ребенка:

педагогические

наблюдения,

педагогическую

диагностику,

связанную

с

оценкой

эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

инновационные

формы

работы,

фиксирующие

достижения

ребенка

в

ходе

образовательной деятельности;

–таблицы

педагогической

диагностики,

позволяющие

фиксировать

индивидуальную

динамику и перспективы развития ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и

поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и

пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной

активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности);

• художественной деятельности;

• физического развития.

– различные шкалы индивидуального развития.

– диагностика речевого развития (проводит учитель-логопед);

– диагностика состояния психических процессов и эмоционально-волевой сферы (педагог-

психолог).

Результаты диагностики (первичной и динамической) обсуждаются на медико-психолого-

педагогическом консилиуме и фиксируются в специально разработанных картах.

4

Индивидуальная карта

Ф.И.О.

Дата рождения

Медицинские сведения.

Соматический статус: развитие среднее гармоничное.

Психологическая характеристика

Мышление: средний уровень

Внимание: средний уровень

Восприятие: средний уровень

Воображение: средний уровень

Память: средний уровень

Поведение: соответствует возрасту

Психомоторное развитие:

соответствует возрасту

Педагогическая характеристика

Социально-коммуникативное развитие

Легко вступает в контакт со взрослыми, часто бывает инициатором общения.

Взаимодействие со сверстниками: легко идет на контакт со сверстниками, охотно играет с ними,

выступает инициатором игр и общения.

Умение попросить о помощи: умеет просить о помощи взрослых и сверстников и делает это при

необходимости.

Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами: способен придерживаться норм

и правил поведения в общественных местах и коллективе.

Физическое развитие

Группа здоровья

III

Уровень физической подготовки

средний

Речевое развитие (заполняется учителем-логопедом)

Речевое развитие соответствует / не соответствует возрастной норме

Речевые нарушения имеются /отсутствуют

Речевая коммуникация нарушена / не нарушена

Познавательное развитие: ребёнок любознательный, различает и называет геометрические

фигуры,

группирует

предметы

по

цвету,

величине,

понимает

и

устанавливает

причинно-

следственные связи, познавательное развитие соответствует возрасту.

Художественно-эстетическое развитие: проявляет интерес и занимается конструктивной

деятельностью, изобразительные умения сформированы недостаточно.

Мотивация к различным видам деятельности, общению: сформирована мотивация к различным

видам деятельности и общению.

Обучаемость (способность к усвоению новых знаний, умений, навыков):

способен к усвоению

новых знаний, умений и навыков.

Особенности общения: активный, жизнерадостный, эмоциональный ребёнок, в игре понимает и

выполняет правила, предпочитает находиться в обществе, взаимодействуя со сверстниками,

доброжелателен в общении.

Увлечения и интересы:

5

2. Содержательный раздел

2.1.План индивидуального сопровождения

на 2017 - 2018 учебный год

Направление сопровождения

Рекомендуемые направления деятельности

медицинское

1. Охрана здоровья воспитанника

2.

Проведение

оздоровительных

мероприятий

согласно

плану ДОО.

3. Взаимодействие с врачами детской поликлиники.

психологическое

1. Создание чувства психологической защищенности.

2. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

3. Развитие психических процессов.

логопедическое

1.консультирование родителей (законных представителей).

2.Консультирование

воспитателей

по

вопросам

речевого

развития воспитанника.

педагогическое

1.

организация

образовательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

особенностей

воспитанника

с

ОВЗ,

применение специальных методов и приемов работы.

2.консультирование родителей (законных представителей)

по вопросам воспитания и обучения.

6

2.2. Содержание работы по образовательным областям.

Воспитанник имеет заключение ТПМПК – гиперметропия слабой степени. Поэтому необходимо индивидуализировать (адаптировать)

методы, приемы, формы работы по всем образовательным областям.

Образовательная область

Основное содержание, задачи

Формы, методы, приемы работы

Познавательное развитие

-

повышать

познавательную

активность,

обогащать

с е н с о р н о - п е р ц е п т и в н ы й

о п ы т ;

с п о с о б с т в о в а т ь

формированию

п о з н а в ат е л ь н о - и с с л е д о в ат е л ь с ко й

деятельности, элементарных математических представлений

и конструктивной деятельности, расширять представления о

предметах и явлениях окружающего мира.

-

содержание

деятельности

в

образовательной

области

« П о з н а в ат е л ь н о е

р а з в и т и е »

о п р е д е л е н о

т р е м я

н а п р а в л е н и я м и :

ф о р м и р о в а н и е

э л е м е н т а р н ы х

математических

представлений;

конст руирование;

ознакомление с окружающим миром.

Первичные

представления

об

объектах

окружающего

мира.

Формировать

представления

о

предметах

ближайшего

окружения, о простейших связях между ними.

Учить

называть

цвет,

величину

предметов,

материал,

из

которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать

знакомые

предметы

(разные

шапки,

варежки,

обувь

и

т.

п.),

подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери

пару), группировать их по способу использования (из чашки

пьют и т. д.).

Упражнять

в

установлении

сходства

и

различия

между

предметами,

имеющими

одинаковое

название

(одинаковые

лопатки;

красный

мяч

синий

мяч;

большой

кубик

маленький кубик).

Учить называть свойства предметов: большой, маленький,

- использование разнообразных видов деятельности;

-

активное

вовлечение

зрительного,

тактильного,

слухового анализаторов;

- приоритет словесных и практических методов;

- фронтальная и индивидуальная форма работы;

-

индивидуальный

подбор

демонстрационного

и

наглядного материала.

7

мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению

непосредственного

чувственного

опыта

в

разных

видах

деятельности,

постепенно

включая

все

виды

восприятия.

Помогать

обследовать

предметы,

выделяя

их

цвет,

величину,

форму;

побуждать

включать

движения

рук

по

предмету

в

процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета,

гладить их и т. д.).

Речевое развитие

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладение

конструктивными

способами

и

средствами

взаимодействия

с

окружающими.

- развивать все компоненты устной речи детей: грамматического

строя речи, связной речи — диалогической и монологической

форм;

формировать

словарь,

воспитывать

звуковую

культуру

речи.

- практическое овладение нормами речи.

Художественная литература

-

воспитывать

интерес

и

любовь

к

чтению;

развитие

литературной речи.

-

воспитывать

желание

слушать

художе ственные

произведения, следить за развитием действия.

-

учить

понимать

речь

взрослых

без

наглядного

сопровождения.

Развивать

умение

детей

по

словесному

указанию

педагога

находить

предметы

по

названию,

цвету,

размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми

красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»);

называть

их

местоположение

(«Грибок

на

верхней

полочке,

высоко»,

«Стоят

рядом»);

имитировать

действия

людей

и

движения

животных

(«Покажи,

как

поливают

из

леечки»,

«Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь:

• существительными,

обозначающими

названия

игрушек,

- Дидактические игры, беседы, рассказывание,

8

предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа,

носовой

платок),

одежды,

обуви,

посуды,

мебели,

спальных

принадлежностей

(одеяло,

подушка,

простыня,

пижама),

транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов,

домашних животных и их детенышей;

• глаголами,

обозначающими

трудовые

действия

(стирать,

лечить,

поливать),

действия,

противоположные

по

значению

(открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть),

действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь,

пожалеть,

подарить,

обнять),

их

эмоциональное

состояние

(плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными,

обозначающими

цвет,

величину,

вкус,

температуру

предметов

(красный,

синий,

сладкий,

кислый,

большой, маленький, холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо,

холодно, жарко, скользко).

Способствовать

употреблению

усвоенных

слов

в

самостоятельной речи детей.

Звуковая

культура

речи.

Упражнять

в

отчетливом

произнесении

изолированных

гласных

и

согласных

звуков

(кроме

свистящих,

шипящих

и

сонорных),

в

правильном

воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из

2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового

аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Социально-

коммуникативное развитие

создание условий для:

– усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности;

– развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми

и

с в е р с т н и к а м и

д о с т у п н ы м и

в о з р а с т у

и

психофизиологическим особенностям средствам;

– становления самостоятельности, целенаправленности и

- обогащение творческих игр новыми темами;

- ведущая роль педагога в организации театрализованной

деятельности;

- увеличение количества словесных игр;

- использование специально подобранных дидактических

игр;

- совместные действия.

9

саморегуляции

собственных

действий

в

и гр о во й

деятельности;

– формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества;

формирование

основ

безопасного

поведения

в

быту,

социуме, природе;

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления

о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в

связи с началом посещения детского сада; закреплять умение

называть свое имя.

Формировать

у

каждого

ребенка

уверенность

в

том,

что

взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям,

близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей

семьи.

Детский

сад.

Развивать

представления

о

положительных

сторонах

детского

сада,

его

общности

с

домом

(тепло,

уют,

любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше

друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой

комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек,

как

аккуратно

заправлены

кроватки.

На

прогулке

обращать

внимание детей на красивые растения, оборудование участка,

удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на

участке.

Родная страна. Напоминать детям название города, в ко-

тором они живут.

Художественно-

эстетическое развитие

создание условий для:

- развития художественного восприятия,

- воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные

пониманию

детей

произведения

изобразительного

искусства,

Мастерская по изготовлению продуктов детского

творчества, слушание, исполнение, импровизация,

экспериментирование, музыкально-дидактические игры

10

литературы;

-

развивать

умение

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

картинок;

-знакомить

с

народными

игрушками:

дымковской,

богородской,

матрешкой,

ванькой-встанькой

и

другими,

соответствующими возрасту детей;

- обращать внимание детей на характер игрушек (веселая,

забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Рисование. Обогащать сенсорный опыт путем выделения

формы

предметов,

обведения

их

по

контуру

поочередно

то

одной, то другой рукой.

Подводить

к

изображению

знакомых

пр ед мето в ,

предоставляя свободу выбора.

Привлекать внимание к изображенным на бумаге разнооб-

разным линиям, конфигурациям. Вызывать чувство радости от

штрихов и линий, которые нарисовал. Побуждать к дополнению

нарисованного

изображения

характерными

деталями;

к

осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий,

пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

Учить

различать

цвета

карандашей,

фломастеров,

правильно

называть

их;

рисовать

разные

линии

(длинные,

короткие,

вертикальные,

горизонтальные,

наклонные),

пересекать

их,

уподобляя

предметам:

ленточкам,

платочкам,

дорожкам,

ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить к рисованию

предметов округлой формы.

Формировать

правильную

позу

при

рисовании

(сидеть

свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная

рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш —

тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше

11

железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем

ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к

краю баночки.

Лепка. Вызывать интерес к лепке. Знакомить с пластичес-

кими материалами: глиной, пластилином, пластической массой

(отдавая

предпочтение

глине).

Учить

аккуратно

пользоваться

материалами.

Учить отламывать комочки глины от большого куска; лепить

палочки

и

колбаски,

раскатывая

комочек

между

ладонями

прямыми

движениями;

соединять

концы

палочки,

плотно

прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями

ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик,

яблоко,

ягода

и

др.),

сплющивать

комочек

между

ладонями

(лепешки,

печенье,

пряники);

делать

пальцами

углубление

в

середине

сплющенного

комочка

(миска,

блюдце).

Учить

соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и

шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать класть пластилин и вылепленные предметы на

дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Физическое развитие

создание условий для:

– становления ценностей здорового образа жизни;

– развития представлений о своем теле и своих физических

возможностях;

приобретения

двигательного

опыта

и

совершенствования

двигательной активности.

-подвижные

дидактические

игры,

подвижные

игры

с

правилами, игровые упражнения, соревнования;

- соблюдение режима физических нагрузок;

- многократное повторение упражнений.

12

2.3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАН-МАРШРУТ на воспитанника группы №21 МБДОУ № 79 «Сказка»

Ф.И. ребёнка, возраст

Заключение ТМПМК от...2017 г.: рекомендовано следующее:

1.

Посещение первой младшей группы, для обучающихся, осваивающих адаптированные программы дошкольного образования с

ограниченными возможностями здоровья по зрению

Основные задачи

Примерные дидактические игры и упражнения

- осуществлять профилактику зрительного переутомления

- элементы зрительной гимнастики

- рекомендации врача-офтальмолога.

- Закреплять умение анализировать основные признаки предметов:

форму, цвет, величину и пространственное положение.

-

Формировать

способы

зрительного

восприятия

предметов

окружающей

деятельности,

различать

и

называть

форму

геометрических фигур

Дидактические игры и упражнения: «Угадай, что это», «Чудесный

мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото»,

«Составь узор», «Найди то, что я покажу», «Составь из частей

целое», «Поручения», «Найди свой значок», «Найди пару», «Дополни

изображение».

- Уметь использовать эталоны, формы (геометрические фигуры) при

выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в

окружающей обстановке.

Дидактические

игры.

Обогащать

в

играх

с

дидактическим

материалом

сенсорный

опыт

(пирамидки

(башенки)

из

5-8

колец

разной

величины;

«Геометрическая

мозаика»

(круг,

треугольник,

квадрат,

прямоугольник);

разрезные

картинки

(из

2-4

частей),

складные

кубики

(4-6

шт.)

и

др.);

развивать

аналитические

способности

(умение

сравнивать,

соотносить,

группировать,

устанавливать

тождество

и

различие

однородных

предметов

по

одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че-

го не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и

т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный

мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.);

мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями,

шнуровкой и т.д.). «Найди такой же», «Найди игрушку, похожую на

прямоугольник, круг, квадрат», «Круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник вокруг нас», «Найди пару», «Составь изображение»,

«На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор».

Развивать

цветовосприятие,

закреплять

знание

основных

цветов

спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Составь

узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик», «Что у нас

красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу».

13

«Окрась воду», «Цветной волчок», «Морские волны», «Волшебные

цветы», «Телевизор», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи

узор», «Разноцветные сарафаны», «Разноцветные странички»,

«Оденем куклу».

Знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и

приложения.

Дидактические игры и упражнения: «Цветные круги», «Найди такой

же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины»,

«Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик»,

«Цветной диск», «Каждый предмет – в свою коробку», «Кто выше,

кто ниже», «Найдите в группе самые высокие и самые низкие

предметы», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Поставь по

следу».

Различать

движущиеся

предметы,

понимать,

называть

словом

скоростные качества движения (быстро, медленно).

Дидактические игры и упражнения: «Кто быстрее добежит до

флажка?», «Чей шаг длиннее?», «Прокати мяч в ворота», «Что

быстрее покатится – мяч или тяжелый шар?», «Пойдем быстро,

побежим медленно», «Набрось кольцо на движущийся предмет», «Что

едет быстро, что медленно?», «Прокати мячик, машину, санки с

горки», «Какие санки едут дальше (пустые или с детьми)?», «Чей мяч

взлетит выше?».

Продолжать

учить

детей

правильно

воспринимать

картинки

по

заданному плану, сличать изображения с реальными предметами

«Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подбери пару» и

т.д.

Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и

соотносить их с реальными предметами.

Дидактические игры и упражнения: «Подбери к предмету его

изображение (силуэтное, контурное, цветное)», «Чем похожи и чем

отличаются изображения?»,«Составь из частей целое изображение»,

«Разложи предметы и их изображения по величине». «Совмести

контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предметные

изображения». «Найди предмет в группе по контурному и силуэтному

изображениям», «Раскрась картинку».

В

процессе

наблюдения

окружающего

мира

активизировать

сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия детей

Дидактические игры и упражнения: «Угадай, какой предмет в руках»,

«Чудесный мешочек», «Калейдоскоп», «Прозрачные картинки», «Где

звенит колокольчик», «Угадай по голосу, кто я», «Кто как кричит»,

«Что дальше, что ближе».

14

Обучать ориентировке в пространстве.

«Поставь игрушку на верхнюю полку в шкафут «Принеси игрушку,

которая стоит слева в шкафу», «Найди предметы на рисунках в

группе», «Подойди к окну», «Спрячься за дверь», «Спрячь мяч в

шкафу», «Повесь игрушку на елку».

Развивать мелкую моторику

«Шнуровка», мозаики, самомассаж и массаж, пальчиковые игры.

Сопровождение

проводится

с

учетом

ведущей

деятельности

игровой

и

осуществляется

различными

методами

и

технологиями:

основанными на индивидуальном подходе; игровые технологии: ролевые игры, сюжетные игры; групповые технологии.

.

15

2. Применение специальных технических средств обучения:

- мультимедийная установка (презентации, обучающие программы);

- аудиомагнитофон;

- цифровой фотоаппарат.

3. Организационный раздел

3.1.Условия реализации АОП

1.

Функционирование ПМПк

2.

Взаимодействие

с

семьей

учетом

рабочих

программ

воспитателей,

специалистов, плана работы ПМПк)

Направлени

я

взаимодействия

Содержание работы

Формы

взаимодействия

Ответственный

педагог/специалист

Информационно-

аналитическое

- изучение семьи

-выяснение

образовательных

потребностей

родителей

(законных представителей)

Анкетирование

наблюдение

воспитатель

Познавател

ьное

-

п о в ы ш е н и е

педагогической

культуры

р од и т е л е й

( з а к о н н ы х

представителей)

- родительские собрания

-

к о н с у л ь т а ц и и

специалистов

- открытые занятия

- тренинги

- совместная проектная

деятельность

Воспитатели

Специалисты

Наглядно-

информационное

-

пропаганда

психолого-

педагогических

знаний

по

воспитанию

и

обучению

ребенка с ОВЗ

- родительские уголки

- папки-передвижки

- сайт

Воспитатели

Специалисты

Досуговое

-

вовлечение

родителей

в

воспитательно-

образовательный процесс.

- выставки

-дни открытых дверей

- акции

-праздники

Воспитатели

Специалисты

3.2. Информационно-методическое обеспечение реализации программы.

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

(для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в

детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

16

3 . 3 . Особенности

организации

развивающей

предметно-пространственной

среды группы

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

соответствовать

требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и санитарно-

эпидемиологическим требованиям.

При организации среды сохраняются общепедагогические требования.

При организации развивающей среды необходимо учитывать:

структуру дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и

взаимодействии с окружающей средой;

специфику

организации

свободного, безбарьерного

передвижения

и

контакта,

общения детей с окружающей средой;

соответствие

информационного

поля

развивающей

среды

познавательным

и

коммуникативным возможностям детей.

Требования к материалам и пособиям для детей с нарушениями зрения

1.

Материалы

и

пособия

должны

быть

доступны

для

зрительного

восприятия:

быть

яркими,

красочными,

насыщенными

по

цвету

основном

используются

красный,

оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь

чистые натуральные цвета).

2. Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое

композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные

визуальные

признаки

предметов,

объектов

и

явлений

окружающего

мира.

3. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

4.

Фон

изображения

должен

быть

разгружен,

без

лишних

деталей,

затрудняющих

восприятие предмета (объекта) и его качеств.

7.

Материалы

и

пособия

должны

быть

изготовлены

из

натурального,

прочного,

нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у

ребенка желание играть и заниматься с ними.

8. В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в

соответствии

с

соотношениями

по

величине

реальных

объектов

(кроме

специальных

заданий).

9.

При

выборе

изображений

следует

учитывать

пропорциональность

отношений

по

величине

в

соответствии

с

соотношениями

реальных

объектов,

высокий

цветовой

контраст,

более

четкого

выделения

ближнего,

среднего

и

дальнего

планов

(четкая

перспектива).

10. Материалы и пособия должны быть определенных размеров - более крупные для

фронтальных

демонстраций

(не

менее

15

см.)

и

строго

дифференцированные

для

индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребенка).

13. Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для

создания

контрастности.

Для

близоруких

детей

предпочтительней

темный

фон

(желательно

зеленый)

и

светлый

объект,

а

для

дальнозорких

наоборот.

Объект

(изображение или предмет) должен быть без бликов, без лишних деталей.

3.4. Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество

занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (воспитатель)

10

Ежедневно

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Пн., Чт.

Индивидуальные занятия педагога-

психолога

1

Понедельник, вечер

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

1

Четверг, вечер

17

18



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники