Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога


Автор: Толочко Людмила Викторовна
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 44"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога
Раздел: полное образование





Назад





Здоровьесберегающие технологии

в профессиональной деятельности педагога
Профессия учителя является стрессогенной. Постоянный контакт с учениками и родителями требуют высокого нервно-эмоционального напряжения. Последствия нервных стрессовых переживаний педагогов проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Нередко возникающие конфликтные ситуации отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний. «Букет» болезней становится больше в зависимости от педагогического стажа учителя. Так, в нашей школе работают 78 педагогов, которые по возрасту делятся на следующие группы: - моложе 25 лет – 7 человек; - 25 – 35 лет – 7 человек; - 36 – 54 года – 39 человек; - пенсионеры – 25 человек. В процентном отношении это хорошо видно на диаграмме: Коллектив школы состоит в основном из людей зрелого возраста. Анализируя анкеты учителей, мы выделили основные факторы, которые влияют негативно на их здоровье, а именно:  большая нагрузка (для получения большей зарплаты);  стресс;  слабая двигательная активность;  отсутствие возможности оздоровления в летний период (70% опрошенных педагогов в летний период нигде не оздоравливались за 1
последние 3 года, а из оздоровившихся большинство проводили на даче). Основные заболевания наших учителей это:  болезни горла: ларингит, фарингит, так как учитель вынужден много говорить в процессе урока;  нарушения функций опорно-двигательного аппарата , что сопровождается остеохондрозом и другими проблемами с суставами и позвоночником.  проблемы с желудочно-кишечным трактом (колиты, гастриты, язвы) в результате неправильного питания;  болезни сердечнососудистой системы;  нервно-психические заболевания;  хроническая усталость. Изучив литературу по вопросу здоровья современного учителя, мы пришли к выводу, что аналогичные результаты получены в большинстве учебных заведений. Таким образом, одной из проблем современной системы образования является проблема сохранения профессионального здоровья педагога. Понимая важность и актуальность данной проблемы, мы определили одну из главных целей нашего образовательного учреждения: сохранение физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов посредством совершенствования здоровьесберегаюшей образовательной среды. Нами разрабатывается проект «Здоровая школа», одним из подпроектов которого будет «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога». Мы видим следующие пути улучшения психического, физического и социального здоровья наших педагогов: 1. Формирование эффективного учебного процесса с помощью внедрения электронных средств. Это: а) снимает физическую и психическую нагрузку с учителя; б) мотивирует учащихся; в) легче запоминается; г) сокращается объем домашних заданий, что позволяет учащимся больше времени использовать на занятия в кружках и секциях). Создан электронный учебник «Безопасная школа» для 9 – 10 классов (с музыкой Моцарта «Мелодия ангелов», «Турецкий марш», позволяющей активировать или успокоить настрой урока). Начата работа над учебником «Здоровая школа» для 5 – 8 классов + электронный учебник. 2. Создание кабинета интенсивной подготовки для педагога (с музыкой, компьютером, ароматерапией для подготовки к урокам, к выступлению) 3. Проведение психологических тренингов по сохранению здоровья для педагогов (был в феврале). 4. Создание комнаты психологической разгрузки с ароматерапией, массажным креслом, музыкотерапией, кислородными коктейлями. 5. Создание музыкальных пауз на переменах с телевизионными программами клипов, снятых самими учащимися (юмор, показ 2
призеров спортивных соревнований или интересного классного мероприятия). 6. Создание информационного банка здоровья для педагогов и учащихся (диагностика здоровья специалистами – медиками, компьютерная диагностика, оценка и коррекция иммуно- дефицитного состояния с помощью аппарата «Хелпер»). 7. Использование медицинских технологий по коррекции йододефицита (Фарм. Академия), т.к. недостаток йода влечет за собой слабую деятельность щитовидной железы и как следствие – плохую мыслительную деятельность. 8. Формирование культуры питания (рациональное питание, коктейль бар, фито чаи). 9. Создание лаборатории инновационных методов педагогики с привлечением специалистов из педагогического университета, медицинской и фармакологической академий. 10. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для учителей (ЛФК, производственная гимнастика, настольный теннис, занятия на тренажерах и т.д.) 11. Проведение корпоративных мероприятий с выездом на природу (Каменный город, Усть-Качка, туристические базы). 12. Внедрение проекта «Путь к успеху» для педагогов и учащихся (развитие феноменальной памяти, искусство публичного выступления). 13. Создание театра миниатюр на тему здоровья («Прививкин») для учащихся и педагогов. Думаем, что осуществив данные мероприятия, у педагогов нашей школы снимется эмоциональное, нервное, психическое и физическое напряжение. Здоровье окрепнет. Интерес к своей профессии возникнет вновь. Творчество и активность станут постоянными спутниками педагога. 3


В раздел образования