Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога
Автор: Толочко Людмила Викторовна Должность: заместитель директора по УВР Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 44" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога Раздел: полное образование
в профессиональной деятельности педагога
Профессия учителя является стрессогенной. Постоянный контакт с
учениками и родителями требуют высокого нервно-эмоционального
напряжения. Последствия нервных стрессовых переживаний педагогов
проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости,
рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности
профессиональной деятельностью. Нередко возникающие конфликтные
ситуации отрицательно сказывается на физическом, психическом,
социальном здоровье учителя, становится причиной возникновения
профессиональных заболеваний. «Букет» болезней становится больше в
зависимости от педагогического стажа учителя.
Так, в нашей школе работают 78 педагогов, которые по возрасту
делятся на следующие группы:
- моложе 25 лет – 7 человек;
- 25 – 35 лет – 7 человек;
- 36 – 54 года – 39 человек;
- пенсионеры – 25 человек.
В процентном отношении это хорошо видно на диаграмме:
Коллектив школы состоит в основном из людей зрелого возраста.
Анализируя анкеты учителей, мы выделили основные факторы, которые
влияют негативно на их здоровье, а именно:
большая нагрузка (для получения большей зарплаты);
стресс;
слабая двигательная активность;
отсутствие возможности оздоровления в летний период (70%
опрошенных педагогов в летний период нигде не оздоравливались за
1
последние 3 года, а из оздоровившихся большинство проводили на
даче).
Основные заболевания наших учителей это:
болезни горла: ларингит, фарингит, так как учитель вынужден много
говорить в процессе урока;
нарушения функций опорно-двигательного аппарата , что
сопровождается остеохондрозом и другими проблемами с суставами и
позвоночником.
проблемы с желудочно-кишечным трактом (колиты, гастриты, язвы) в
результате неправильного питания;
болезни сердечнососудистой системы;
нервно-психические заболевания;
хроническая усталость.
Изучив литературу по вопросу здоровья современного учителя, мы
пришли к выводу, что аналогичные результаты получены в большинстве
учебных заведений.
Таким образом, одной из проблем современной системы образования
является проблема сохранения профессионального здоровья педагога.
Понимая важность и актуальность данной проблемы, мы определили
одну из главных целей нашего образовательного учреждения: сохранение
физического, психического и социального здоровья учащихся и педагогов
посредством совершенствования здоровьесберегаюшей образовательной
среды. Нами разрабатывается проект «Здоровая школа», одним из
подпроектов которого будет «Здоровьесберегающие технологии в
профессиональной деятельности педагога».
Мы видим следующие пути улучшения психического, физического и
социального здоровья наших педагогов:
1.
Формирование эффективного учебного процесса с помощью внедрения
электронных средств. Это: а) снимает физическую и психическую
нагрузку с учителя; б) мотивирует учащихся; в) легче запоминается; г)
сокращается объем домашних заданий, что позволяет учащимся
больше времени использовать на занятия в кружках и секциях). Создан
электронный учебник «Безопасная школа» для 9 – 10 классов (с
музыкой Моцарта «Мелодия ангелов», «Турецкий марш», позволяющей
активировать или успокоить настрой урока). Начата работа над
учебником «Здоровая школа» для 5 – 8 классов + электронный учебник.
2.
Создание кабинета интенсивной подготовки для педагога (с музыкой,
компьютером, ароматерапией для подготовки к урокам, к выступлению)
3.
Проведение психологических тренингов по сохранению здоровья для
педагогов (был в феврале).
4.
Создание комнаты психологической разгрузки с ароматерапией,
массажным креслом, музыкотерапией, кислородными коктейлями.
5.
Создание музыкальных пауз на переменах с телевизионными
программами клипов, снятых самими учащимися (юмор, показ
2
призеров спортивных соревнований или интересного классного
мероприятия).
6.
Создание информационного банка здоровья для педагогов и учащихся
(диагностика здоровья специалистами – медиками, компьютерная
диагностика, оценка и коррекция иммуно- дефицитного состояния с
помощью аппарата «Хелпер»).
7.
Использование медицинских технологий по коррекции йододефицита
(Фарм. Академия), т.к. недостаток йода влечет за собой слабую
деятельность щитовидной железы и как следствие – плохую
мыслительную деятельность.
8.
Формирование культуры питания (рациональное питание, коктейль бар,
фито чаи).
9.
Создание лаборатории инновационных методов педагогики с
привлечением специалистов из педагогического университета,
медицинской и фармакологической академий.
10. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для учителей
(ЛФК, производственная гимнастика, настольный теннис, занятия на
тренажерах и т.д.)
11. Проведение корпоративных мероприятий с выездом на природу
(Каменный город, Усть-Качка, туристические базы).
12. Внедрение проекта «Путь к успеху» для педагогов и учащихся
(развитие феноменальной памяти, искусство публичного выступления).
13. Создание театра миниатюр на тему здоровья («Прививкин») для
учащихся и педагогов.
Думаем, что осуществив данные мероприятия, у педагогов нашей
школы снимется эмоциональное, нервное, психическое и физическое
напряжение. Здоровье окрепнет. Интерес к своей профессии возникнет
вновь. Творчество и активность станут постоянными спутниками педагога.
3