Автор: Ханюкова Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская основная общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: п.Борисовка Борисовского района Белгородской области
Наименование материала: Обобщающий урок - игра
Тема: "Лексика.Фразеология" 6 класс
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок по теме «Лексика. Фразеология» в 6 классе.
Игра « Лексическая догоняй-ка».
Цели урока: Организовать деятельность учащихся.
Задачи:
1.
Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах
русского языка.
2.
Формировать умение различать слова русского языка по сфере
употребления.
3.
Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
4.
Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении
языка.
5.
Прививать интерес к изучению русского языка.
6.
Развивать умение работать в группах.
7.
Формировать умение применять на практике полученные
знания.
8.
Развивать познавательные процессы (память, воображение,
мышление, внимание, речь).
Планируемые результаты:
-Предметные: знать лексические группы слов, различать понятия
однозначные и многозначные слова, профессиональные и
диалектные слова, историзмы и архаизмы.
-Метапредметные: уметь находить фразеологизмы в тексте,
пользоваться словарями, строить монологический ответ на
поставленный вопрос, систематизировать полученные знания,
обобщать и делать выводы.
Личностные: формировать чувство патриотизма, любовь к
родному языку, проявлять уважение к себе и окружающим.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мы завершили с вами изучение интересного, увлекательного
раздела русского языка «Лексика и фразеология». Узнали, что такое
слово, как оно появляется на свет, почему исчезает, сколько у него
может быть значений, какую роль играет в жизни человека. Мы не
только обобщим изученное по лексике и фразеологии, но и
подготовимся к сочинению-описанию природы.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более
200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Более 40 лет собирал ученый-
лексикограф слова.
Самый большой словарь – 17-томный «Словарь современного
русского литературного языка», созданный коллективом ученых
Института русского языка Академии Наук РФ, в котором объяснено
более 120 тысяч слов.
Это интересно. А.С.Пушкин в своих произведениях употребил
более 21 тысячи слов.
- Как мы должны относиться к слову?
Конечно, бережно. Ведь от внимательного отношения к слову,
понимания его значения зависит очень многое.
Сегодня играют 2 команды (класс предварительно разделен);
названия команд: «Лексиконики» и «Неоники». Наша игра
называется «Лексическая догоняй-ка». Соревнуясь между собой,
попытайтесь не отставать друг от друга. Ребята, пожелайте удачи
друг другу, все готовы к игре? Начинаем.
Конкурс 1.Домашняя догоняй-ка.
Вам было дано задание на дом: подобрать фразеологизмы, в
названии которых упоминаются животные.
Правила игры: За каждый правильный ответ команда получает
жетон. В конце игры подсчитываются жетоны учащихся и
определяется победитель.
Конкурс№2 Кто быстрее? Догоняй-ка. Все команды получают
задание:
Задание 1 «Лексиконикам»: Запишите предложение в тетрадь,
вставьте пропущенные буквы в слова, охарактеризуйте
предложение по структуре. Ответьте на вопрос: в каком значении,
прямом или переносном, употреблено словосочетание лист
золотой в этом предложении?
Кроет уж лист з..л..той влажную землю в л..су смело т..пчу я н..гой
вешнюю леса красу.
Задание 1 «Неоникам»: Запишите предложение в тетрадь, вставьте
пропущенные буквы в слова, охарактеризуйте предложение по
структуре. Ответьте на вопрос: в каком значении, прямом или
переносном, употреблено словосочетание золотой ковер в этом
предложении?
Обл..тели листья с клена,
Клен от х..л..да др..жит,
На доро..ке у балкона
З..л..той ковер лежит.
Конкурс 3: Грамотная догоняй-ка.
1 команда: Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они
обозначают? Запишите их в тетрадь. Кто готов написать их на
доске? (Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.
2 команда: Назовите слова с корнем -био- (жизнь). Что они
обозначают? Запишите их в тетрадь. Кто готов написать их на
доске? (биосфера, биология, биография, биосинтез) и т.д.
Конкурс 4: Словарная догоняй-ка. Найдите «четвертое лишнее».
1 команда: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
2 команда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Конкурс 5. Толковая догоняй-ка. Найдите в толковом словаре в
течение двух минут по два слова:
Команда 1: профессиональное
Команда 2: устаревшее
Конкурс 6: «Я начну, а ты продолжи».
Задание командам. Закончите фразеологизм.
Команда 1
Команда 2
На все руки (мастер).
Смотреть правде (в глаза).
Выносить сор (из избы).
Как ветром (сдуло).
Комар носа (не подточит).
Держать язык (за зубами).
Как корова (языком слизала).
Куда глаза (глядят).
Яблоку негде (упасть)
От горшка ( два вершка).
Конкурс 7. Шуточная догоняй-ка. Найдите ошибку во
фразеологизме.
Команда 1
Команда 2
Денег гуси не клюют.
Спит как из ведра.
Зарубить на подбородке
Вилами на траве писано.
Сесть в ботинок.
Мутить чернила.
Физкультминутка.
Конкурс8 Терминологическая догоняй-ка.
Тест.
1. Укажите диалектное слово.
а) морковь,
б) овощи,
в) свекла,
г) бурак.
2. Укажите неологизм.
а) соревнование,
б) принтер
в) аппарат,
г) корабль.
3 Укажите фразеологизм.
а) Петя плохо работал.
б) На уроке Петя работал спустя рукава.
в) Он не выполнил задания.
г) Он бездельничал.
4. Укажите раздел, изучающий лексику.
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
5. В каком словосочетании прилагательное можно заменить
антонимом черствый?
а) свежий костюм,
в) свежий воротничок,
б) свежий журнал,
г) свежий хлеб.
6. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от
корки до корки?
а) Таня чувствует себя на катке хорошо.
б) Ученик прочитал книгу до конца.
в) Змей Горыныч унес царевну далеко.
г) Оля сильно покраснела.
7. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово
диалектное?
а) перен.,
б) обл.,
в) спец.,
г) устар.
Конкурс 9. Развлекательная догоняй-ка.
Задание командам. Изобразите при помощи пантомимы
фразеологизм, указанный в карточке. Соперникам необходимо
угадать фразеологизм.
1.
Ломать голову.
2.
В рот воды набрал
Конкурс 10. Поэтическая догоняй-ка. Прочитайте стихи об
осени.
Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос:
Весь от ливней полосатый
Месяц движется десятый.
Мы домой бежим по лужам,
Зонтик старенький промок.
Мы с тобою крепко дружим,
Вместе сядем за урок.
За окном дрожит листва,
С чёрных веток свесясь…
Ясно нам, как дважды два.
- Что это за месяц?
- А время года?
Да, это осень. Паустовский как-то однажды сказал, что хорошо бы
иметь такой словарь, в котором можно было собрать слова,
имеющие отношение к природе, и разделить бы этот словарь на
разделы: слова лесные, слова полевые, слова луговые. Это было бы
здорово!
В 6 классе мы начинаем работу над описанием природы. Вам
предстоит создать лирические миниатюры об осени, этой
прекрасной поре, воспетой поэтами, художниками, композиторами.
Вы знаете немало стихотворений, посвящённых осени. Много их у
А.С. Пушкина. Ведь это его любимое время года.
Каждая команда представляет своего любителя поэзии.
11.Домашнее задание.
Ребята, на сегодняшнем уроке вы вспомнили омонимы, антонимы,
синонимы, увидели, что они помогают нам выразить свои мысли,
чувства, переживания. Осталось проверить свои творческие силы и
возможности. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Осень»,
используя лексические средства выразительности: эпитеты,
метафоры, сравнения. Пусть вам при этом помогут замечательные
картины русских художников Левитана, Шишкина, Поленова,
Грабаря.
Заключительное слово учителя:
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...
12. Подведение итогов урока. Награждение
13.Рефлексия