Напоминание

"Знакомство детей с картами Проппа"


Автор: Трифанова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство детей с картами Проппа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СКАЗОЧНИКОВ

Сказка-это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это

«золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.

К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке

человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям

другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и

гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным

участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро

и свободу.

Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и

действовать, творить, опираясь на них.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей,

позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Карты Проппа или сказочные ситуации, как называл их известный ученый-фольклорист В.Я.Пропп,

тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, он выделил 31 постоянную функцию.

В своей работе «Грамматика Фантазии» Д.Родари сократил их количество до 20.

Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в

полном объеме. Д.Родари отмечал, что преимущество карт очевидно, т.к каждая карта - целый

срез сказочного мира; каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка. Карты Проппа,

как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. Сказочных ситуаций или функций 20:

1.

Запрет

2.

Нарушение запрета

3.

Вредительство

4.

Отъезд героя

5.

Задача

6.

Встреча с дарителем

7.

Волшебные дары или волшебное средство

8.

Появление героя

9.

Вредитель или антигерой

10.

Борьба

11.

Победа

12.

Возвращение домой

13.

Прибытие домой

14.

Ложный герой

15.

Трудные испытания

16.

Ликвидация беды

17.

Узнавание героя

18.

Изобличение ложного героя

19.

Наказание ложного героя

20.

Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди».(запрет, нарушение запрета,

вредительство, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя,

борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец.)

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее

отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад,

переносит в сказочный мир. Ее цель- подготовить аудиторию к слушанию сказки,

заинтересовать. (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в

небесном государстве жили-были…)

Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами:

речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и

описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером

описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д).

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к

реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам

текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете»-выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

« Что в дороге пригодится»-основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка,

аленький цветочек)

«Узнай героя»-выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между

ними

« Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач»

«Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая

кольчуга и.т.д

«Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните

его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе- непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем

сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими

изображениями).По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно

выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать

по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт,

заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие

волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в

сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова»,»

«Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «

Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с

другой стороны(Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей

неповторимой волшебной сказки.

Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл

звуков, слов и фраз, научится играть со словами ,станет сочинять.

Карта Проппа

Цель урока: знакомство детей с картами Проппа; обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Цель урока: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для

сочинения новых сказок.

Задачи урока:

Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах

множественного числа.

Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность:

способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

Ход занятия

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте

подумаем, что нам в дороге пригодиться?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

На ковре-самолете

В сапогах-скороходах

На крылатом коне

На сивке-бурке

На коньке-горбунке

На сером волке

На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Колечко

Клубок

Перышко

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

Скатерть-самобранка

То, не знаю что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

Двое из сумы

Джин из бутылки

Волшебная лампа Алладина

Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Живая и мертвая вода

Молодильные яблоки

Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

Барабан

Дудочка

Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

Гребешок – лес

Полотенце – речка

Щетка, зуб – горы

Другие средства:

Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2. Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю

что”).

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную

страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски,

заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Голос: Нет, меня никто не может видеть, я то – не знаю что”

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

Голос: Крепко держитесь, вниз не смотрите.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают.

Ослабевает ветер и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко

сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация

на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение

запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

“Дом с колокольчиком” /звучит голос/

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром,

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь

Старушка приветливо скажет:

– Входи, не стесняйся, дружок! –

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна,

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать

книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”,

“Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

I.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку

каждый день и прозвали ее Красной шапочкой. Однажды Красная шапочка пошла к

бабушке отнести горшочек масла и пирожок.

II.

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. Ни с кем не

разговаривай по дороге, это очень опасно.

III.

Но девочка собирала цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она

рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

IV.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке. Бежит, а навстречу ему... Наф – Наф.

Обрадовался волк, хотел его съесть, а поросенок предложил ему отправиться нему в гости,

где ждут его два братца Ниф – Ниф и Нуф -Нуф.

V.

Волк решил съесть поросят и отправился в гости к Наф -Нафу. Но Наф – Наф быстро

захлопнул дверь перед самым носом волка. Волк потерял время

VI.

И когда пришел к бабушке, Красная Шапочка была уже там.

VII.

Стали они жить – поживать, горя не знать

Или:

...Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был

Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

... Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей

прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками и он остался

сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно,получились новые и интересные

сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Избушка Бабы-Яги.

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух

на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших

косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи.

Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и

родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с

помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,

В тесной маленькой избушке,

Было пять сыновей

И все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими глазами

Вот с такой головой

Вот такой бородой

Ничего не ели

Целый день глядели

И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а

сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни

так внизу и мелькают. Ослаб ветер и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания,

победа.

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам

Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

1.

Сказка “Про добрую девочку Машу”.

2.

Сказка “Заколдованная царевна”.



В раздел образования