Напоминание

Интегрированные НОД по физической культуре на основе якутского фольклора и нестандартного оборудования


Автор: Ларионова Екатерина Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОБУ Д/с №79 "Лучик"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированные НОД по физической культуре на основе якутского фольклора и нестандартного оборудования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интегрированные НОД по физической культуре в ДОУ

на основе якутского фольклора и нестандартного оборудования

Физическое воспитание дошкольников играет важную роль в системе воспитательно-

оздоровительных мероприятий. Именно в дошкольном возрасте ребенок формирует жизненные

навыки, это то время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. Наши предки

уделяли постоянное внимание физическому воспитанию. В физическом воспитании большое

значение

имели

народные

игры,

отражающие

быт

и

культуру.

Самым

положительным

нравственным качеством якутов является трудолюбие, благодаря которому они приспособились

к суровым климатическим условиям.

Наши предки поклонялись Урун Айыы Тойону, а в его лице – Солнцу. У народа саха

зримым символом, воплощением бога Таҥара является солнце, которому раньше молились

каждое утро, самоназвание народа саха происходит от слова «сах», что переводится с тюркского

как свет, огонь, солнце. Они всегда были солнцепоклонниками и боготворили огонь, дающий

человеку

свет,

тепло

и

жизнь.

У

них

была

вера

Тенгри.

Тенгри

в

переводе

танара.

Тенгрианство - система религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова

восходит к Тенгри - обожествленному небу. Тенгрианство возникло на основании народного

мировоззрения,

воплотившего

ранние

религиозные

и

мифологические

представления,

связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Своеобразной

и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим миром,

природой.

Якуты народ древний и мудрый. Когда еще не умели писать и читать, они дни считали по

восходам солнца и луны. И рисовали палки на стене, так считали дни. У них календарь тесно

связан

со

скотоводческим

хозяйством.

Каждый

месяц

делился

на

три

декады,

которые

соответствовали фазам луны. Названия месяцев употребляются и сегодня:

– ыам ыйа или бииринньи (май) – первый месяц якутского хозяйственного года, начало

массового доения коров и кобылиц;

– бэс ыйа или иккинньи (июнь) – месяц заготовки сосновой заболони для употребления в

пищу зимой;

– от ыйа или уhунньу (июль) – время заготовки сена;

– атырдьах ыйа или тэрдунньу (август) – время стогования сена;

– балаган ыйа или бэсинньи (сентябрь) – месяц зимней юрты;

– алтынньы (октябрь) – шестой месяц;

– сэтинньи (ноябрь) – седьмой месяц;

– ахсынньы (декабрь) – восьмой месяц;

– тохсунньу (январь) – девятый месяц;

– олунньу (февраль) – десятый месяц;

– кулун тутар (март) – месяц держания жеребят;

– муус устар (апрель) – месяц снятия льдин с окон балагана для замены их бычьим

пузырем, стеклом или слюдой.

Какой месяц длинный или короткий они считали по суставам пясти. И каждый месяц

имеет свое название, они верят в богам. И в небе имеется девять ступеней (то5ус халлаан), и на

каждом ступеньке живут боги. Этот бог спускается на землю, назначенном месяце и вытворяет

чудеса. Наши предки поклонялись к этим богам.

Например: Январь – «Таҥха Хаан ыйа». Февраль – «Одун-Хаан ыйа». Март – «Дьөһөгөй

ыйа». Апрель – «Айыыһыт ыйа». Май – «Иэйэхсит ыйа». Сентябрь – «Улуу Суорун ыйа».

Октябрь – «Хотой Айыы ыйа». Ноябрь – «Байанай ыйа». Декабрь – «Билгэ Хаан ыйа». У

каждого месяца есть свои значения, обычаи и традиции. Январь – предсказания, наши предки

предсказывали весну, каким она будет. В зимнее короткое время они сидя в балагане играли

настольные игры, малоподвижные игры. Февраль – холод, падает

рог быка – зимы, март –

рождение жеребенка, лошадь у якутов символ мужества, стремление, апрель – наступление

весны, рождение новой жизни, в народе говорят что с небо Айыыһыт падает в землю, май –

природа зеленеет и цветет, в этом месяце рыба мечет икру, июнь – начало лета,

встречают

новый год, празднуют «Ысыах», в этом месяце наши предки собирали бересты и изготавливали

посуды, сентябрь – готовятся к зиме, переезд с летних пастбищ поближе к зимовьям, октябрь –

начинается зима, земля покрывается снегом, ноябрь – месяц охоты, декабрь – короткие зимние

дни начинаются, люди длинными вечерами сказывали сказки, олонхо.

Для того чтобы приобщить детей к якутской культуре, традициям, обычаям я связывала

свои занятия с якутским календарем. По этому каждая занятия придумана чтобы дать ребенку

понятия о значении месяца через движения, воплотить воображения через сказку, фольклор

«Олонхо».

Соединяя

движение

и

фольклор

формирует

этнокультурные

представления,

развивает

физические

качества,

воспитываем

нравственные

качества

у

детей

дошкольного

возраста.

Народные подвижные игры и упражнения являются традиционным средством

педагогики. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, представление о

чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и

красотой движений – это первый шаг к овладению культурой здорового образа жизни.

В

философии

каждого

народа

во

всем

мире

свои

ценности,

традиции

и

обычаи,

существующие

с

древних

времен,

дающие

коренные

основы

в

подсознании

каждого

индивидуальности современности.

Традиция

то,

что

перешло

от

одного

поколения

к

другому,

что

унаследовано

от

предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

Обычай – устанавливающийся порядок в поведении, в быту.

Традиций

у

якутов

перешедших

из

поколения

в

поколение

множество.

Они

имеют

отношение к семье, к рождению и воспитанию детей, родству, природе, огню, земле, воздуху, а

также

к

взаимоотношению

с

чужими

людьми,

с

окружающим

миром,

традициям

охоты,

рыболовства, к ведению хозяйства.

Упражнения

повторяют,

движения

наших

предков

в

быту,

во

время

охоты,

схожи

с

движениями охотника, подкрадывающегося к дичи, округленными движениями рук рыбака,

закручивающего бечевки невода или рыболовного сака, гармоничными движениями предков в

жизни и в быту, в танце «Осуохай».

С древних времен якуты славились открытостью души, честностью, мудростью, тонким

пониманием природы. Якуты, освоившись на Крайнем Севере, сумели создать и сохранить

свою национальную культуру и нравы, несущие глубокие корни древности. Любой из нас

обязан знать историю своего народа, уважать традиции, передавать потомкам дары мудрости.

Я разрабатывала свой авторский проект и цель моего проекта: систематизация

физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ с вовлечением в нее всех участников

образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, снижения

заболеваемости, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу

жизни

посредством

использования

элементов

якутского

фольклора

и

традиций

народного

воспитания.

Задачи:

обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к

заболеваниям,

неблагоприятным

воздействиям

внешней

среды,

формирование

ценностного

отношения к здоровому образу жизни;

создание

условий

для

развития,

саморазвития

и

реализации

потребности

детей

в

двигательной

активности,

посредством

элементов

якутского

фольклора

на

физкультурных

занятиях в ДОУ;

организация

интегрированных

видов

образовательной

и

игровой

деятельности,

их

внедрение

в

образовательный

процесс

по

физическому

направлению

с

учетом

якутского

фольклора;

просветительско-воспитательная

работа,

направленная

на

формирование

ценности

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

воспитание

культуры

здоровья

с

привлечением

фольклорного материала и традиций народного воспитания физических качеств.

Интегрированное занятие по эпосу олонхо «Ньургун Боотур стремительный» состоит

из трех частей:

Во вводной части рассказывается о среднем мире, о ее природе, о танце «Стерха», о аласах

(лугах), где пасутся коровы, лошади, о цветке сардана, проводится упражнение на дыхание.

В основной части рассказывается о Ньургун Боотуре и его сестре Айталы Куо. Здесь дети

выполняют упражнение с элементами якутских национальных движений:

1. «Встреча солнца»,

2. «Доярушка»,

3. «Взбивание куорчэх»,

4. «Косим сено»,

5. «Рубка дров»,

6. «Качели»,

7. «Чохчоохой»

Показывают охоту Ньургун Боотура через метание в цель. Ньургун Боотур идет спасать

сестру – дети выполняют прыжки «Ыстана», перепрыгивание через «огонь Бай5ал». Прыжки

боковым способом по гимнастической скамейке.

Заключительная часть:

Ньургун

Боотур

побеждает

«абасы»

и

спасает

сестру.

Подвижная

игра

«Кутурук

былдьаьыы». И в конце занятия – осуохай.

Одно из занятий основывается на сказке «Биэс ынахтаах Бэйбэрэкээн эмээхсин».

В первой части занятия рассказывается, как старушка Бэйбэрэкээн идет проверить в поле

своих коров. В поле растут цветы – упражнение: дети, поднимая руки вверх, идут на носках;

подражание коровам: на четвереньках идут змейкой по гимнастической скамейке; птички поют

и летают: – как птички, махая руками, бегают по залу.

Во второй части, старушка Бэйбэрэкээн принесла домой полевой хвощ – травинку с пятью

отростками и доит коров, звенят колокольчики.

Имитационные упражнения:

1.

«Доярушка»,

2.

«Колокольчики»,

3.

«Ножницы»,

4.

Хаардьыган Бэргэн скачет на коне «Чохчоохой»,

5.

«Стрельба из лука»,

6.

«Дьиэрэнкэй»

Как Хаардьыган Бэргэн отправляется за невестой:

- прыжки высоту на двух ногах через «шест»

- ходьба по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи

- перекаты боком

В заключительной части, Хаардьыган Бэргэн с женой – хвощинкой стали жить – поживать

да добра наживать. Подвижная игра «Кулун куллурустуур».

Интегрируя с якутским фольклором физкультурные занятия мы формируем физические

качества.

Через

якутские

упражнения

и

игры

добились

выполнения

детьми

всех

видов

движений.

Например:

гибкость:

«Водоем

из

проруби»,

координацию

движений:

«Дул5алааьын», ходьба гимнастической скамейке через огонь Бай5ал, быстрота: игра «Кутурук

былдьаьыы», «Ньургун Боотур уонна абааьы», «Былаатынан охсуу» прыжки в длину с разбега

«Ус дойду урдунэн ыстаныы», и т.д.

Кроме

того,

использование

народных

средств

физического

воспитания

способствуют

повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и

координации движений. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к

людям,

развивается

чувство

товарищества

и

доброты,

справедливого

и

великодушного

отношения к сопернику.

Приобщение

детей

к

якутской

национальной

культуре

и

традициям

мы

используем

нестандартные оборудования для подвижных игр и упражнений.

Сделали из деревянной палки пешни. Наши предки с давних времен до с их пор делают

пешней проруби, что бы напоить коров. По этому, это игра называется: «Ойбон алларыы»

(Делать прорубь).

В обруче лежат воздушные шары, задача детей быстрее лопать шары пешней. Это игра

развивает координацию движений, глазомеру, силы рук, ловкости.

Игра «Рыбалка», цель игры ловить удочкой рыб. Здесь можно играть на время, или на

количество. Можно интегрировать с математикой.

Это

игра

развивает

у

детей

координацию

движений,

глазомер,

силы

воли,

мелкую

моторику, мышцы спины и ног.

Игра «Зайцы», из фанеры вырезали фигурки зайцев. Они используются для метания в

горизонтальную цель. Так же можно использовать как ориентир для младшего возраста, для

ходьбы и бега «змейкой».

«Сани», сделанные из тальника. Используются для прыжков.

Цель: Учить детей прыгать через препятствие; приземляться на двух ногах; соблюдать

технику безопасности при прыжке. Ход игры: В ряд ставят несколько санок, играющие по

очереди прыгают через них. Правила: Начинают прыгать только по сигналу воспитателя на двух

ногах, легко приземляться, не задевая санок.

Перспективный план НОД по физической культуре на основе якутского фольклора

Месяц

Тема

Программное содержание

Оборудование

1 Январь

(«Танха

Хаан» ыйа)

«Сахалыы

остуол

оонньуулара»

Обучение детей якутским

настольным играм.

Совершенствование физических

качеств, через подвижные игры.

Развитие у детей мышления.

Развитие мелкой моторики и

ловкости рук. Воспитание

нравственных чувств через игру.

Веревки, гимн.

палки, стулья,

обруч.

Якутские игры:

«Хабылык»,

«Хаамыска»,

«Тырыынка»,

«Тыксаан».

2 Февраль

(«Одун

Хаан» ыйа)

«Биэс

ынахтаах

Бэйбэрэкээн

эмээхсин»

(остуоруйа)

Знакомить детей с устным

народным творчеством.

Совершенствовать прыжки в

высоту, развивать координацию

движений и ловкость. Воспитывать

личностные качества посредством

подвижных игр и движений.

Шест, маты,

скамейки,

набивные мячи,

музыка.

3 Март

(«Дьоhогой»

ыйа)

«Дьурулуйар

Ньургун

Боотур»

(олонхо)

Обучение национальным видам

прыжков «Ыстана».

Совершенствование физических

качеств; развивать глазомер.

Приобщать детей к национальной

культуре. Воспитание нравственных

чувств.

Кегли, малые

мячи, гимн.

скамейки,

веревки, дикие

животные из

картона,

декорации,

музыка.

4 Апрель

(«Айыыhыт

» ыйа)

«Олонхо

дойдута»

Совершенствование физических

качеств. Развивать гибкость,

выносливость. Дать представление

о живой природе родного края.

Обогащение познавательной сферы.

Воспитание нравственных чувств.

Карта

республики,

оформление

станции.

5 Май

(«Иэйэхсит

ыйа»)

«Мои друзья -

Северяне»

Ознакомить детей с якутскими

национальными играми, играми

малых народностей. Развивать

физические качества через игры.

Воспитание нравственных,

патриотических чувств.

Сюжетные

картинки из

жизни народов

Севера,

шапочки,

атрибуты.

6 Июнь

(«Урун

Айыы

Тойон» ыйа)

«Ыhыах»

Ознакомить детей с национальной

культурой и традициями.

Совершенствование физических

качеств. Развивать быстроту,

ловкость, координацию движений.

Воспитание нравственных чувств.

Оборудование

для

перетягивания

палки,

«ыа5ыйа» с

высотой 15 см.,

10см., 5см.,

стойки,

декорации.

7 Сентябрь

Саха

Ознакомить детей якутскими

атрибуты

(«Улуу

Суорун»

ыйа)

остуоруйалара

сказками. Совершенствование

физических качеств. Развивать

быстроту, ловкость, координацию

движений. Воспитание

нравственных чувств.

8 Октябрь

(«Хотой

Айыы» ыйа)

«Ким

до5ордоох ол

дьоллоох»

Ознакомить детей с играми народов.

Совершенствование физических

качеств. Развивать быстроту,

ловкость, координацию движений.

Воспитание нравственных чувств.

атрибуты

9 Ноябрь

(«Байанай

ыйа»)

«По следам

Байанайа»

Обучение скользящему шагу,

прыжкам в длину с разбега,

Развивать глазомер. Воспитание

нравственных, патриотических

чувств.

Маты, кегли,

мешочки,

веревки.

1

0

Декабрь

(«Билгэ

Хаан» ыйа)

«Мой

северный

край»

Обучение прыжкам через

препятствие, пролезанию через

обруч, метанию в вертикальную

цель. Развивать глазомер, ловкость,

гибкость. Воспитание личностных

качеств.

Нарты, обручи,

стойки, маты,

вертикальная

цель, мешочки,

веревки.



В раздел образования