Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором"


Автор: Фролова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 "Загадка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Фролова Наталья Дмитриевна

Учитель-логопед высшей категории

МБДОУ «Детский сад №98 «Загадка»

Г.Норильск

Тема: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного

возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным

фольклором».

Аннотация:
У детей с ОНР слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста
Ключевые слова:
народная педагогика, фольклор, дети с ОНР. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи ; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. У детей с ОНР слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается их существенные признаки, причинно-следственные связи обнаруживается несформированность навыка практического словообразования, неточное знание и употребление многих слов. Дети малоэмоциональны, стараются избегать общения. Для решения данной проблемой я стала применять русский народный фольклор. Цель моей работы: Развитие речи дошкольников с ОНР посредством малых форм фольклора. Поставленные задачи: 1. Использование малых фольклорных форм в формировании произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий. 2. Формирование коммуникативных умений и навыков связной речи. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной
педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”. Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ. ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима работе. Мы можем взять ее в ПОМОЩНИКИ в овладении детьми родным языком Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество нужно нам для развития просодическом стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре в непринужденной обстановке, в привычной им среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов. Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются незаменимым материалом для дикционных упражнений. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. В коррекционной работе русский народный фольклор: • помогает расширить словарный запас детей; • способствует развитию слуховой памяти; • дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение; • развивает фонематический слух; • оказывает помощь в автоматизации звуков речи. Для этого педагогам, работающим на группе с ТНР (логопед, воспитатели, музыкальный руководитель), рекомендовано в планах на каждый месяц (включая режимные моменты) обозначить такие формы работы как: - рассказывание сказок, пересказ сказок; - заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок; - рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам; - обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора; - проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь это важная составляющая общего познавательного развития детей. Вот, например, скороговорки: СКОРОГОВОРКИ Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами. Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.
Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика. Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Методика разучивания скороговорки:
На былинке пылинка, Пылинка на былинке. • Прохлопать ритм скороговорки. • Произнести скороговорку хором, индивидуально. • Послушать, какие звуки выделил голосом логопед. • Повторить эти звуки, четко артикулируя. • Произнести звуки [п], [б] хором и по одному. • В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]? • Произнести скороговорку тихо, громко. • Произнести скороговорку грустно, весело. • Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке. • Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом. Мы занимаемся данной работой 2-ой год, приобщили к этому и родителей. Создали вместе с родителями и детьми «Копилочку» по лексическим темам (пословицы, поговорки, потешки, загадки и скороговорки). Данный материал можно использовать и для автоматизации и дифференциации звуков. Тесно сотрудничаем с детским фольклорным ансамблем «Забава» под руководством Поляковой Н.Д. Провели «Праздник народных игр» и музыкальную сказку «Петушок и бобовое зернышко». В феврале запланировали «Масленичные гуляния». Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи. От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.


В раздел образования