"Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором"
Автор: Фролова Наталья Дмитриевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №98 "Загадка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным фольклором" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с ОНР посредством ознакомления с русским народным
фольклором».
Аннотация:
У
детей
с
ОНР
слабо
развиты,
а
иногда
и
не
сформированы
навыки
правильного
общения.
На
современном
этапе
поиск
новых
форм
и
методов
обучения
детей
–
один
из
актуальных
вопросов
педагогики.
С
повышением
внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и
качественного
улучшения
системы
его
речевого
развития.
Наряду
с
поиском
современных
моделей
воспитания,
необходимо
возрождать
лучшие
образцы
народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё
применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста
Ключевые слова: народная педагогика, фольклор, дети с ОНР.
Содержание
образовательной
области
«Коммуникация»
направлено
на
достижение
целей
овладения
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи ; связной речи -
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
У
детей
с
ОНР
слабо
развиты,
а
иногда
и
не
сформированы
навыки
правильного общения. Связное высказывание отличается отсутствием четкости,
последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не
учитывается
их
существенные
признаки,
причинно-следственные
связи
обнаруживается несформированность навыка практического словообразования,
неточное
знание
и
употребление
многих
слов.
Дети
малоэмоциональны,
стараются избегать общения.
Для решения данной проблемой я стала применять русский народный
фольклор. Цель моей работы: Развитие речи дошкольников с ОНР посредством
малых форм фольклора.
Поставленные задачи:
1.
Использование
малых
фольклорных
форм
в
формировании
произношения,
фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий.
2.
Формирование коммуникативных умений и навыков связной речи.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один
из
актуальных
вопросов
педагогики.
С
повышением
внимания
к
развитию
личности
ребёнка
связывается
возможность
обновления
и
качественного
улучшения
системы
его
речевого
развития.
Наряду
с
поиском
современных
моделей
воспитания,
необходимо
возрождать
лучшие
образцы
народной
педагогики.
Фольклор
как
сокровищница
русского
народа
находит
своё
применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Лингвистическое
воспитание
должно
начинаться
в
первые
годы
жизни
ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе
народного слова К.Д.Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок,
изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного
слова”.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство.
Веселые
песенки,
замысловатые
загадки,
пословицы,
заклички,
приговорки,
потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные
сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
ЗНАЧЕНИЕ
УСТНОГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
В
КОРРЕКЦИИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая
стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой
забавой.
На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима работе.
Мы можем взять ее в ПОМОЩНИКИ в овладении детьми родным языком
Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между
родителями
и
детьми
преобладает
обиходно-бытовая
лексика
Отсутствие
эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает
ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и
красочности речь блекнет, тускнеет.
Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет
ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны,
поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно
подобрать почти к любой ситуации.
Устное народное творчество нужно нам для развития просодическом стороны
речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в
совершенстве:
иметь
достаточное
дыхание,
норма
отработанный
ритм,
характерный тембр, варьировать интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, должны
овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять
его в шутке, игре в непринужденной обстановке, в привычной им среде.
Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где,
как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и
диалогическую речь?
На
самом
деле
вся
эта
стихотворная
«шумиха»
незаменима
в
коррекционной работе.
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на
слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух.
Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила
игры, соблюдать нормы поведения.
Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все
дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам,
понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши,
загадки.
Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления,
а через сказки, пословицы, скороговорки.
Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный
только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей
следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение
слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного
слова.
Говоря
о
народном
творчестве,
мы
подразумеваем
не
только
русский
фольклор, но и творчество других народов.
Пословицы, поговорки, песенки, потешки, загадки, скороговорки являются
незаменимым
материалом
для
дикционных
упражнений.
Малые
формы
фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети
учатся
четкому
и
звонкому
произношению,
проходят
школу
художественной
фонетики.
По
меткому
определению
К.Д.
Ушинского,
пословицы
и
поговорки
помогают
"выломать
язык
ребенка
на
русский
лад".
Целевое
назначение
дикционных
упражнений
многообразно.
Они
могут
быть
использованы
для
развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования
правильного
произношения
звуков
речи,
для
усвоения
произношения
трудно
сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и
различного темпа речи. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за
каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом
случае
речь
ребенка
будет
звучать
естественно
и
выразительно.
Потешки,
скороговорки,
пословицы,
поговорки
являются
богатейшим
материалом
для
развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим
ребенка
к
дальнейшему
восприятию
поэтической
речи
и
формируем
интонационную выразительность его речи.
В коррекционной работе русский народный фольклор:
• помогает расширить словарный запас детей;
• способствует развитию слуховой памяти;
• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
• развивает фонематический слух;
• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.
Для этого педагогам, работающим на группе с ТНР (логопед, воспитатели,
музыкальный руководитель), рекомендовано в планах на каждый месяц (включая
режимные моменты) обозначить такие формы работы как:
- рассказывание сказок, пересказ сказок;
- заучивание потешек и поговорок, пословиц и скороговорок;
-
рассматривание
иллюстраций
известных
художников
к
русским
народным
сказкам;
-
обогащение
и
активизация
активного
словаря
детей
посредством
русского
фольклора;
- проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь
это важная составляющая общего познавательного развития детей.
Вот, например, скороговорки:
СКОРОГОВОРКИ
Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без
ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и
чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством
русского языка, с новыми поэтическими фразами.
Скороговорка
—
веселая
и
безобидная
игра
в
быстрое
повторение
труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и
слов.
Они
не
повторяются,
в
этом
их
секрет
и
обаяние.
Это
и
полезные
грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном
употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая
игра в словотворчество.
Особенность
скороговорки
в
том,
что
в
ней
нет
«чепухи»,
абсурдных
словосочетаний.
Скороговорка
представляет
картинку
знакомых
реалий
повседневной жизни.
Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.
Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать
различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует
точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения.
Стихотворная
ритмика
организует
четкость
речи,
не
разрешает
пропускать,
менять
звуки.
Она
служит
организационным
моментом
и
для
дыхания:
дает
возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи
внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для
развития
фонематического
слуха,
формирования
способности
ребенка
улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Методика разучивания скороговорки:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
• Прохлопать ритм скороговорки.
• Произнести скороговорку хором, индивидуально.
• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.
• Повторить эти звуки, четко артикулируя.
• Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.
• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?
• Произнести скороговорку тихо, громко.
• Произнести скороговорку грустно, весело.
•
Выделить
голосом
слова
«пылинка»
и
«былинка»
в
следующей
последовательности:
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.
Мы занимаемся данной работой 2-ой год, приобщили к этому и родителей.
Создали вместе с родителями и детьми «Копилочку» по лексическим темам
(пословицы,
поговорки,
потешки,
загадки
и
скороговорки).
Данный
материал
можно
использовать
и
для
автоматизации
и
дифференциации
звуков.
Тесно
сотрудничаем с детским фольклорным ансамблем «Забава» под руководством
Поляковой Н.Д.
Провели «Праздник народных игр» и музыкальную сказку
«Петушок
и
бобовое
зернышко».
В
феврале
запланировали
«Масленичные
гуляния».
Коррекционная
работа
зачастую
невидима,
кропотлива,
сложна.
Она
включает
в
себя
разные
виды
деятельности:
массаж,
постановку
звука,
автоматизацию
звуков
речи,
различные
игры
и
упражнения
для
выработки
дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического
строя речи.
От оптимального решения логопеда, его выдумки, фантазии и творческого
подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий.
Чтобы
эта
работа
была
живой,
интересной,
разнообразной,
яркой,
красочной,
образной,
увлекательной,
веселой,
высокоэффективной;
чтобы
укрепить
ниточку,
которую
называют
связью
поколений;
чтобы
воспитывать
интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны
использовать народное творчество.