Автор: Антипова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Малыш"
Населённый пункт: город Мичуринск
Наименование материала: статья
Тема: "Система профилактической работы в ДОУ по предупреждению ДДТТ"
Раздел: дошкольное образование
Система профилактической работы
по предупреждению ДДТТ
в дошкольном учреждении
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-
транспортных
происшествий:
по
статистике,
каждой
десятой
жертвой
ДТП
становится
ребенок.
Чаще
это
связано
с
невыполнением
правил
дорожного
движения: ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции
водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той
опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому задача ДОУ – научить
детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте.
Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения
ДОУ начинает с самых маленьких детей по принципу от простого к сложному,
акцентируя свое внимание и внимание родителей на следующих задачах:
1.
Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного
движения, дорожных знаков (три цвета светофора, пешеходный переход –
наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде).
2.
Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные
возможности
детей,
использовать
такие
формы
обучения,
как
беседа,
развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и т.п.
Постепенно вырабатывается определенная система обучения дошкольников
правилам дорожного движения.
- В младшей группе дети учатся различать грузовые и легковые автомобили,
называть части машин, формируется умение определять красный, зеленый, желтый
цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учатся ориентироваться
в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).
-
В
среднем
дошкольном
возрасте
дети
знакомятся
с
улицей,
дорогой,
тротуаром; учатся в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить
из
него;
особое
внимание
уделяется
индивидуальной
работе:
рассматриванию
картинок, обыгрыванию игрушек.
-
В
более
старшем
возрасте
дети
знакомятся
со
светофором,
с
его
назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой
целью
проводятся
экскурсии,
беседы,
решаются
логические
задачи,
читаются
художественные
произведения,
а
также
детям
рассказывается
о
работе
регулировщика, о том, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре
перекрестка и т.п.
Знания
детей
о
правилах
дорожного
движения
находят
отражение
в
их
рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор,
рисуют
дома,
переходы,
светофоры,
машины,
дорожные
знаки.
В
играх
закрепляются
знания
правил,
дети
учатся
культуре
поведения
в
общественных
местах.
Основная
задача,
которую
мы
ставим
перед
собою:
организовать
профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали
прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Работа детского сада ориентирована на:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у
них необходимых навыков;
- Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного
поведения на дорогах;
-
Привлечения
внимания
предприятий,
организаций
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по
обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам
дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами; с детьми; с родителями.
В ДОУ реализуются такие формы работы с педагогами, как:
- изучение инструкций,
- консультации,
- практические занятия,
- организационные собрания,
- консультации по подготовке и проведению развлечений,
- конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.
В
помощь
педагогам
в
методическом
кабинете
имеются
разработанные
памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская
художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед,
экскурсий, целевых и условных прогулок. Для наглядности в работе с детьми
подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, аудиозаписи.
Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);
-
самостоятельная
работа
(рассматривание
иллюстраций,
решение
ситуативных
задач);
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-
драматизации).
Занятия,
проводимые
с
детьми,
имеют
практическую
педагогическую
направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки,
самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не
столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и
дорогах.
Знания,
сообщаемые
детям,
постепенно
усложняются,
уточняются,
дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению
дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе,
начиная с первой младшей группы.
Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
осуществляется
через
тематические
занятия,
беседы,
чтение
художественной
литературы,
рассматривание
картин,
плакатов,
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые
игры,
целевые
прогулки,
условные
прогулки,
экскурсии,
развлечения, конкурсы рисунков, изготовление атрибутов для игр.
В
совершенствовании
и
закреплении
знаний
особая
роль
отводится
организации
игровой
деятельности,
в
которой
формируются
пространственная
ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для
закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным
играм специальной тематики и др.
Дети
развиваются
наилучшим
образом
тогда,
когда
они
действительно
увлечены
процессом
обучения.
Тщательно
продуманная
среда
развития
сама
побуждает
детей
к
исследованию,
активности,
проявлению
инициативы
и
творчества.
Построение
предметно-развивающей
среды
взрослыми
позволяет
организовать
как
совместную,
так
и
самостоятельную
деятельность
детей
так,
чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В
этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное
- она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Поэтому
большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В
группах
оформлены
содержательные,
красочные,
мобильные
уголки
ПДД
(Приложение №1) , куда вошли:
· дидактические, развивающие, настольные игры;
· атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «Дорога» и т.д.;
· классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
· подборки художественной литературы;
· альбом «Виды транспорта»;
· подборка иллюстраций по правилам дорожного движения;
· книжки-малышки ;
· комплекты дорожных знаков;
· макет улицы с транспортными средствами;
· подборка проблемных ситуаций и т.п.
Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у
детей
в
игровой
форме
представления
о
ПДД,
овладеть
различными
мыслительными операциями.
Важно
отметить,
что
работа
с
детьми
по
приобщению
их
к
дорожной
безопасности проводится с самых первых дней их пребывания в детском саду.
Уже с 1,5 лет детей учат различать и называть цвета светофора (красный, желтый,
зеленый),
а
также
тому,
что
они
обозначают.
Для
этого
педагоги
используют
дидактическую игру «Светофор»; подвижные игры «Стоп», «Сигналы светофора»;
макет светофора; сюжетно-ролевую игру «Пешеходы».
Детей
старшего
дошкольного
возраста
учим
различать
дорожные
знаки,
предназначенные
для
водителей
и
пешеходов.
Дети
знакомятся
с
предупреждающими
знаками:
«Дети»,
«Пешеходный
переход»;
запрещающими:
«Въезд
запрещен»,
«Подача
звукового
сигнала
запрещена»;
предписывающими:
«Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место
остановки автобуса», «Пешеходный переход»; объясняют, что означает каждый знак,
разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета своей улицы.
Для
лучшего
усвоения
нового
материала
используются
приемы
пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или
мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.
В течение года организуются развлечения, праздники, веселые старты.
Педагоги
не
останавливаются
на
достигнутом.
Планируется
изготовление
новых атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дополнение в оформление детского
сада. А в летние каникулы – обогащение развивающей среды на территории ДОУ.
Большое внимание уделяется работе с родителями. Основные формы работы с
родителями: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций,
пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями,
анкетирование, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление
фото-стендов
и
папок-передвижек,
оформление
мини-книжек
по
правилам
дорожного
движения
с
целью
закрепления
знаний
детей,
сочинение
сказок,
совместные
с
детьми
экскурсии
по
городу,
вовлечение
родителей
в
участие
в
конкурсе «Дорожная азбука».
На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту
моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с
родителями
уделяем
тому,
чтобы
родители
сами
подавали
пример
детям
в
безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать
правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.
Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся
по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с
ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить
ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей
навыков безопасного поведения на дорогах.
Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для
профилактической работы с детьми.
Дети нашего детского сада заняли I и III места в муниципальном этапе
областного
конкурса
детского
творчества
"Дорога
глазами
детей"
в
номинации
"Волшебная
кисть",
а
коллектив
детского
сада
получил
Почетную
грамоту
от
Управления народного образования за активное участие в муниципальном этапе
областного конкурса детского творчества.
Огромную
помощь
в
работе
с
детьми
и
родителями
оказывает
ГИБДД,
организуя
для
детей
познавательные
досуги,
выступления
для
родителей
на
собраниях,
а
так
же
драматический
театр
и
ООО
«Артист»,
организуя
представления
по
ПДД
для
детей
ДОУ.
Своим
опытом
работы
педагоги
ДОУ
делились
на
ГПО,
обобщая
опыт
работы,
представляя
проект
«Азбука
безопасности».
Результатом работы с детьми является не только их теоретическая подготовка,
но
и
применение
на
практике
полученных
знаний
и
навыков.
А
это
гарантия
безопасности детей на улицах города.
Коллектив дошкольного учреждения твердо убежден, что изучение правил
дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и начинать работу с
детьми необходимо с самого раннего возраста.
Приложение
Перспективный план работы
с детьми 2-3 лет по обучению правилам дорожного движения
Дата
Тема
Цель
Октябрь
Беседа
«Знакомство
с
улицей»
Формировать представления об окружающем
пространстве; помочь детям ориентироваться
в окружающем мире, объяснить назначение
улицы
Ноябрь
Дидактиче ская
и г р а
«Где мы гуляем?»
Подводить детей к пониманию, что гулять
можно
только
в
определенных
местах;
обратить внимание детей, что они гуляют на
участке детского сада
Декабрь
Н а б л ю д е н и е
з а
транспортом
Знакомить
с
грузовой
машиной,
е е
назначением; дать понятие, что все машины –
это транспорт
Январь
И г р ы
д е т е й
с
машинками
Учить игровым приемам; показать, как надо
действовать с игрушками в игровой ситуации
Февраль
Дидактиче ская
и г р а
« Д л я
ч е г о
н у ж н ы
машины?»
Знакомить с видами транспорта; объяснить,
что машины перевозят людей и грузы, строят,
работают в поле
Март
Ролевая игра «Водитель
и автомобиль»
Развивать
умение
ориентироваться
в
пространстве; закрепить игровые действия с
и г ру ш ка м и
( рул я м и ,
ма ш и н а м и ) ,
с
предметами-заместителями
Апрель
Дидактиче ская
и г р а
«Что
такое
светофор?»
Чтение произведения М.
Дружининой
«Умный
светофор» (отрывок)
Знакомить детей со светофором, побуждать к
а к т и в н о м у
у ч а с т и ю
в
п е р е с к а з е
произведения;
рассказать,
как
выглядит
светофор;
объяснить,
для
чего
он
нужен;
привлечь всех ребят в группе к инсценировки
отрывка произведения
Май
Р о л е в а я
и г р а
« А в т о м о б и л и
и
светофор»
Учить
правильно
понимать
с иг на лы
светофора;
закрепить
игровые
навыки
с
и г р у ш к а м и
( м а ш и н к а м и ,
р у л я м и ,
светофором)
Перспективный план работы
с детьми 3-4 лет по обучению правилам дорожного движения
Дата
Тема
Цель
Сентябрь
Рассматривание картины
«Улицы города». П/игра
«Водители»
Дать
представления
об
улице,
дороге,
тротуаре, машинах и элементарных правилах
поведения на улице.
Октябрь
«Грузовой автомобиль».
Дидактиче ская
и г р а
«Найди свой цвет».
Познакомить
детей
с
основными
частями
машины (кабина, кузов, колеса, руль, окна),
уточнить знания о работе шофера (управляет
автомобилем,
перевозит
грузы).
Развивать
внимание.
Ноябрь
Разучивание
стихотворения
А.
Барто
«Грузовик»
Развитие речи детей, закрепление знаний о
грузовом транспорте.
Декабрь
« З н а к о м с т в о
с о
светофором».
Дидактиче ская
и г р а
«Светофор».
Дать
детям
представление
о
назначении
светофора,
о
его
сигналах,
закрепить
представления о свете
Январь
Разучивание
стихов
и
песен о транспорте.
Сюжетно-ролевая
игра
«Едем
к
бабушке
в
деревню».
Знакомство
с
правилами
поведения
в
транспорте.
Февраль
Р а с с к а з
н а
т е м у :
«Машины
на
улицах
нашего города».
Закрепить
знания
детей
о
транспорте,
за
к о т о р ы м
н а б л ю д а л и
н а
у л и ц е .
Активизировать
в
речи
слова»
машина
легковая, грузовая, автобус, поезд, пароход.
П о б у ж д а т ь
м а л ы ш е й
д е л и т ь с я
в п е ч а т л е н и я м и
о
з н а ко м ы х
в и д а х
транспорта.
Март
Чтение стихотворения Э.
Мошковской «Поезд».
Продолжать
знакомство
с
транспортом.
Учить
выбирать
игрушки,
относящиеся
к
т р а н с п о р т у.
П о б у ж д а т ь
д е т е й
к
высказываниям, следить за артикуляцией.
Апрель
Инсценировка
рассказа
Н .
П а в л о в о й
« Н а
машине».
Развивать
представления
детей
о
средстве
передвижения, активизировать употребление
в
речи
слов:
машина,
колеса,
поехали.
В
конце чтения подвести детей к пониманию
основного смысла рассказа: нельзя оставлять
друзей в беде.
Май.
Ц е л е в а я
п р о г у л к а
«Наблюдение за работой
светофора»
Закрепить
знания
детей
о
светофоре,
его
назначении, правила безопасного поведения
на дороге.
Перспективный план работы
с детьми 4-5 лет по обучению правилам дорожного движения
Дата
Тема
Цель
Сентябрь
Ц е л е в а я
п р о г у л к а
«Улица нашего города».
Уточнить
представления
детей
об
улице,
д о р о г е ,
т р о т у а р е .
П о з н а ко м и т ь
с
элементарными
правилами
поведения
на
улице.
Учить
детей
переходить
улицу
в
разрешенных для этого местах.
Октябрь
Целевая
прогулка
с
элементами
тренировки
«По
дороге
в
детский
сад».
Обучение детей переходу улицы.
Ноябрь
« К а к и е
б ы в а ю т
машины?».
Сюжетно-ролевая
игра
Познакомить со специальным транспортом.
Закрепить
ролевые
действия
водителя
транспорта.
«Шоферы».
Декабрь
«Улица
прекрасна,
но
порой опасна».
Познакомить детей с тем, к чему приводит
несоблюдение правил дорожного движения.
Январь
Чтение
художественной
л и т е р а т у р ы :
С .
Михалков
«Бездельник
светофор»,
Б.
Житков
« Ч т о
я
в и д е л ?
Светофор».
Развитие
речи
детей
и
представлений
об
окружающем мире.
Февраль
Познавательная беседа с
просмотром
и л л ю с т р а ц и й :
« К а к
можно играть?».
Объяснить детям, как нужно играть, чтобы
не попасть в беду.
Март
« П е р е к р е с т о к
и
«полосатая зебра».
П о з н а к о м и т ь
д е т е й
с
п о н я т и е м
«перекресток»
и
«пешеходный
переход».
Обратить внимание детей на сигналы машин
при поворотах.
Апрель
З н а к о м с т в о
с
дорожными
знаками
и
указателями.
Продолжить
знакомство
детей
с
азбукой
безопасности.
Май
Целевая
прогулка
по
городу
с
элементами
практики: «Моя улица».
Закрепить
знания
детей
о
правилах
дорожного движения, показать детям город,
переходы, светофор.
Перспективный план работы
с детьми 5-6 лет по обучению правилам дорожного движения
Дата
Тема
Цель
Сентябр
ь
Бе седа
«В
го стях
у
светофора».
П/игра
«Найди
свой
цвет».
Уточнить
представления
детей
о
сигналах
светофора,
закрепить
правила
перехода
проезжей части.
Октябрь
Беседа
«Путешествие
в
Автоград».
Д / и г р а
« У м н ы е
машины».
Закрепить
понятие
об
обще ственном
транспорте,
правилах
пользования
и
поведения
в
нем,
учить
детей
различать
грузовой
и
легковой
транспорт,
знать
и
называть части машины.
Ноябрь
Б е с е д а
« Ю н ы е
пешеходы».
Закрепить понятие «пешеход», тренировать
детей в применении знаний на практике
Игра «Умелый пешеход».
Декабрь
Б е с е д а
« З е б р а
н а
асфальте».
П / и г р а
« М ы
–
пешеходы».
П о з н а ком и т ь
д е т е й
с
п е ш е ход н ы м
переходом,
закрепить
правила
пользования
им.
Январь
Б е с е д а
« П р а в и л
д о р ож н ы х
н а
с в е т е
н е м а л о ,
в с е
б ы
и х
в ы у ч и т ь
н а м
н е
мешало».
Д/игра
« С л ом а н н ы й
светофор».
Разучивание правил дорожного движения в
стихотворной
форме,
закрепить
навыки
безопасного поведения на дороге.
Февраль
Беседа «День дорожного
знака».
Д/игра
«Угадай,
какой
знак».
Познакомить
детей
с
названиями
и
назначениями
дорожных
знаков,
учить
определять, какие знаки предназначены для
водителей,
а
какие
для
п е ш еход о в ,
закреплять
правила
безопасного
поведения
на дороге.
Март
Б е с е д а
« И г р а
н а
мостовой
закончит ся
бедой».
Д/игра «Как вести себя
правильно».
Познакомить
детей
с
тем,
что
может
произойти,
если
не
соблюдать
правила
д о р о ж н о г о
д в и ж е н и я ,
с о з д а в а т ь
провокационные ситуации на знания правил
дорожного движения.
Апрель
Познавательная
игра
«Путешествие по улицам
города».
Через
игровую
деятельность
продолжать
работу по профилактике детского дорожно-
транспортного
травматизма,
развивать
п р о с т р а н с т в е н н ы е
п р е д с т а в л е н и я ,
воображение.
Май
Беседа «На улице – не в
комнате,
о
том,
ребята,
помните».
Коллективная постройка
и з
с т р о и т е л ь н о г о
материала «Моя улица».
Уточнить
и
закрепить
знания
детей
о
правилах
поведения
на
улице,
проезжей
части,
тротуаре,
выяснить
готовность
правильно
действовать
в
сложившейся
ситуации,
закрепить
практические
навыки,
знания о городе.
Перспективный план работы
с детьми 6-7 лет по обучению правилам дорожного движения
Дата
Тема
Цель
Сентябрь
«Знай и выполняй
правила уличного
движения»
Расширять представления об улицах города;
закреплять
знания
о
правилах
дорожного
движения и о дорожных знаках.
Октябрь
«Безопасный
перекресток»
Дополнять
представление
о
движении
машин на перекрестке; закреплять знания об
особенностях
движения
транспорта
и
пешеходов
на
регулируемом
перекрестке;
знакомить
со
знаком
«Регулируемый
перекресток»,
совершенствовать
знания
о
значении сигналов регулировщика.
Ноябрь
«Транспорт нашего
города»
Расширять
знания
о
том,
какой
транспорт
бывает;
закреплять
знания
о
в и д а х
общественного
транспорта;
продолжать
знакомить с особенностями передвижения на
подземном
транспорте
метрополитена
и
правилами
поведения
в
нем
пассажиров;
расширять
представления
о
правилах
поведения
в
общественном
транспорте;
закреплять
представления
о
дорожных
знаках «Железнодорожный переезд».
Декабрь
«Моя дорожная грамота»
Расширять знания о правилах пешеходов на
д о р о г у
и
т р о т у а р е ;
о
н а з н а ч е н и и
предупреждающих знаков, предназначенных
для
водителей;
закреплять
знания
об
и н ф о р м а ц и о н н о - у к а з а т е л ь н ы х
и
з ап р е щ а ю щ и х
д о р ож н ы х
з н а ка х ;
о
назначении
знаков
сервиса;
продолжать
у ч и т ь
р а з л и ч а т ь
и н ф о р м а ц и о н н о -
у к а з а т е л ь н ы е ,
з а п р е щ а ю щ и е
и
предупреждающие знаки.
Январь
«О чем говорят
дорожные знаки»
Продолжать
работу
по
ознакомлению
с
д о р о ж н ы м и
з н а к а м и
и
п р а в и л а м и
безопасного движения на дороге; расширять
представления
о
назначении
дорожных
знаков;
знакомить
с
дорожными
знаками
«Круговое
движение»,
«Въезд
запрещен»,
«Опасный поворот», «Разрешено движение
только
вело сипедисту »,
«Ра з ре ше но
движение только пешеходу».
Февраль
«Школа моего
микрорайона»
Дать
представление
о
безопасном
пути
от
дома
к
школе;
учить
использовать
свои
знания
правил
дорожного
движения
при
передвижении
без
взрослого;
развивать
ориентировку в окружающем пространстве и
умение наблюдать за движением машин по
проезжей части города и во дворе.
Март
«Опасный перекресток»
Расширять
знания
об
о с о бе н н о с тя х
движения транспорта на перекрестке; дать
представление о том, как переходить улицу
на
перекрестке,
где
нет
указателей;
дать
понятие о нерегулируемом перекрестке.
Апрель
«На транспортной
площадке»
Игра-викторина «Знаки
на дорогах»
Определить,
как
усвоили
дети
правила
безопасного движения; закрепить знания о
сигналах
светофора;
уточнить
знания
о
работе
инспекторов
ГИБДД;
воспитывать
внимательность, сообразительность, умение
выполнять правила безопасности движения;
быть взаимно вежливыми с окружающими.
Май
«Ребенок на улицах
города»
(на транспортной
площадке»
Закрепить знания об ориентировке на дороге,
применяя правила дорожного движения для
пешеходов
и
водителей
в
различных
практических ситуациях; повторить правила
поведения,
предписанные
пассажирам
различного
вида
транспорта,
используя
различные
модели
ситуаций;
воспитывать
к у л ь т у р у
п о в е д е н и я
н а
у л и ц е ,
взаимоуважение в игре; упражнять внимание
и память.