Напоминание

"Система профилактической работы в ДОУ по предупреждению ДДТТ"


Автор: Антипова Ольга Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Малыш"
Населённый пункт: город Мичуринск
Наименование материала: статья
Тема: "Система профилактической работы в ДОУ по предупреждению ДДТТ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система профилактической работы

по предупреждению ДДТТ

в дошкольном учреждении

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-

транспортных

происшествий:

по

статистике,

каждой

десятой

жертвой

ДТП

становится

ребенок.

Чаще

это

связано

с

невыполнением

правил

дорожного

движения: ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции

водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той

опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому задача ДОУ – научить

детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте.

Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения

ДОУ начинает с самых маленьких детей по принципу от простого к сложному,

акцентируя свое внимание и внимание родителей на следующих задачах:

1.

Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного

движения, дорожных знаков (три цвета светофора, пешеходный переход –

наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде).

2.

Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные

возможности

детей,

использовать

такие

формы

обучения,

как

беседа,

развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и т.п.

Постепенно вырабатывается определенная система обучения дошкольников

правилам дорожного движения.

- В младшей группе дети учатся различать грузовые и легковые автомобили,

называть части машин, формируется умение определять красный, зеленый, желтый

цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учатся ориентироваться

в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).

-

В

среднем

дошкольном

возрасте

дети

знакомятся

с

улицей,

дорогой,

тротуаром; учатся в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить

из

него;

особое

внимание

уделяется

индивидуальной

работе:

рассматриванию

картинок, обыгрыванию игрушек.

-

В

более

старшем

возрасте

дети

знакомятся

со

светофором,

с

его

назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой

целью

проводятся

экскурсии,

беседы,

решаются

логические

задачи,

читаются

художественные

произведения,

а

также

детям

рассказывается

о

работе

регулировщика, о том, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре

перекрестка и т.п.

Знания

детей

о

правилах

дорожного

движения

находят

отражение

в

их

рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор,

рисуют

дома,

переходы,

светофоры,

машины,

дорожные

знаки.

В

играх

закрепляются

знания

правил,

дети

учатся

культуре

поведения

в

общественных

местах.

Основная

задача,

которую

мы

ставим

перед

собою:

организовать

профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали

прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Работа детского сада ориентирована на:

- Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у

них необходимых навыков;

- Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по

предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

- Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного

поведения на дорогах;

-

Привлечения

внимания

предприятий,

организаций

по

профилактике

детского

дорожно-транспортного травматизма.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по

обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам

дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами; с детьми; с родителями.

В ДОУ реализуются такие формы работы с педагогами, как:

- изучение инструкций,

- консультации,

- практические занятия,

- организационные собрания,

- консультации по подготовке и проведению развлечений,

- конкурсы на лучший конспект занятия, дидактическую игру.

В

помощь

педагогам

в

методическом

кабинете

имеются

разработанные

памятки, тематические планы по возрастам, подобрана методическая и детская

художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед,

экскурсий, целевых и условных прогулок. Для наглядности в работе с детьми

подобраны плакаты, картины, макеты, фотоальбомы, аудиозаписи.

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация);

-

самостоятельная

работа

(рассматривание

иллюстраций,

решение

ситуативных

задач);

- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах,

дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-

драматизации).

Занятия,

проводимые

с

детьми,

имеют

практическую

педагогическую

направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки,

самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не

столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и

дорогах.

Знания,

сообщаемые

детям,

постепенно

усложняются,

уточняются,

дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению

дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе,

начиная с первой младшей группы.

Работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах

осуществляется

через

тематические

занятия,

беседы,

чтение

художественной

литературы,

рассматривание

картин,

плакатов,

дидактические,

подвижные,

сюжетно-ролевые

игры,

целевые

прогулки,

условные

прогулки,

экскурсии,

развлечения, конкурсы рисунков, изготовление атрибутов для игр.

В

совершенствовании

и

закреплении

знаний

особая

роль

отводится

организации

игровой

деятельности,

в

которой

формируются

пространственная

ориентация и умение применять эти знания на практике. Большое значение для

закрепления знаний о правилах дорожного движения отводится настольно-печатным

играм специальной тематики и др.

Дети

развиваются

наилучшим

образом

тогда,

когда

они

действительно

увлечены

процессом

обучения.

Тщательно

продуманная

среда

развития

сама

побуждает

детей

к

исследованию,

активности,

проявлению

инициативы

и

творчества.

Построение

предметно-развивающей

среды

взрослыми

позволяет

организовать

как

совместную,

так

и

самостоятельную

деятельность

детей

так,

чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В

этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное

- она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Поэтому

большое внимание в ДОУ уделяется созданию предметно-развивающей среды. В

группах

оформлены

содержательные,

красочные,

мобильные

уголки

ПДД

(Приложение №1) , куда вошли:

· дидактические, развивающие, настольные игры;

· атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «Дорога» и т.д.;

· классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;

· подборки художественной литературы;

· альбом «Виды транспорта»;

· подборка иллюстраций по правилам дорожного движения;

· книжки-малышки ;

· комплекты дорожных знаков;

· макет улицы с транспортными средствами;

· подборка проблемных ситуаций и т.п.

Оборудование носит развивающий характер, что позволило сформировать у

детей

в

игровой

форме

представления

о

ПДД,

овладеть

различными

мыслительными операциями.

Важно

отметить,

что

работа

с

детьми

по

приобщению

их

к

дорожной

безопасности проводится с самых первых дней их пребывания в детском саду.

Уже с 1,5 лет детей учат различать и называть цвета светофора (красный, желтый,

зеленый),

а

также

тому,

что

они

обозначают.

Для

этого

педагоги

используют

дидактическую игру «Светофор»; подвижные игры «Стоп», «Сигналы светофора»;

макет светофора; сюжетно-ролевую игру «Пешеходы».

Детей

старшего

дошкольного

возраста

учим

различать

дорожные

знаки,

предназначенные

для

водителей

и

пешеходов.

Дети

знакомятся

с

предупреждающими

знаками:

«Дети»,

«Пешеходный

переход»;

запрещающими:

«Въезд

запрещен»,

«Подача

звукового

сигнала

запрещена»;

предписывающими:

«Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место

остановки автобуса», «Пешеходный переход»; объясняют, что означает каждый знак,

разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета своей улицы.

Для

лучшего

усвоения

нового

материала

используются

приемы

пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или

мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.

В течение года организуются развлечения, праздники, веселые старты.

Педагоги

не

останавливаются

на

достигнутом.

Планируется

изготовление

новых атрибутов для сюжетно-ролевых игр, дополнение в оформление детского

сада. А в летние каникулы – обогащение развивающей среды на территории ДОУ.

Большое внимание уделяется работе с родителями. Основные формы работы с

родителями: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций,

пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями,

анкетирование, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление

фото-стендов

и

папок-передвижек,

оформление

мини-книжек

по

правилам

дорожного

движения

с

целью

закрепления

знаний

детей,

сочинение

сказок,

совместные

с

детьми

экскурсии

по

городу,

вовлечение

родителей

в

участие

в

конкурсе «Дорожная азбука».

На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту

моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с

родителями

уделяем

тому,

чтобы

родители

сами

подавали

пример

детям

в

безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать

правила поведения дошкольники учатся, прежде всего у взрослых.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся

по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с

ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить

ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей

навыков безопасного поведения на дорогах.

Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для

профилактической работы с детьми.

Дети нашего детского сада заняли I и III места в муниципальном этапе

областного

конкурса

детского

творчества

"Дорога

глазами

детей"

в

номинации

"Волшебная

кисть",

а

коллектив

детского

сада

получил

Почетную

грамоту

от

Управления народного образования за активное участие в муниципальном этапе

областного конкурса детского творчества.

Огромную

помощь

в

работе

с

детьми

и

родителями

оказывает

ГИБДД,

организуя

для

детей

познавательные

досуги,

выступления

для

родителей

на

собраниях,

а

так

же

драматический

театр

и

ООО

«Артист»,

организуя

представления

по

ПДД

для

детей

ДОУ.

Своим

опытом

работы

педагоги

ДОУ

делились

на

ГПО,

обобщая

опыт

работы,

представляя

проект

«Азбука

безопасности».

Результатом работы с детьми является не только их теоретическая подготовка,

но

и

применение

на

практике

полученных

знаний

и

навыков.

А

это

гарантия

безопасности детей на улицах города.

Коллектив дошкольного учреждения твердо убежден, что изучение правил

дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и начинать работу с

детьми необходимо с самого раннего возраста.

Приложение

Перспективный план работы

с детьми 2-3 лет по обучению правилам дорожного движения

Дата

Тема

Цель

Октябрь

Беседа

«Знакомство

с

улицей»

Формировать представления об окружающем

пространстве; помочь детям ориентироваться

в окружающем мире, объяснить назначение

улицы

Ноябрь

Дидактиче ская

и г р а

«Где мы гуляем?»

Подводить детей к пониманию, что гулять

можно

только

в

определенных

местах;

обратить внимание детей, что они гуляют на

участке детского сада

Декабрь

Н а б л ю д е н и е

з а

транспортом

Знакомить

с

грузовой

машиной,

е е

назначением; дать понятие, что все машины –

это транспорт

Январь

И г р ы

д е т е й

с

машинками

Учить игровым приемам; показать, как надо

действовать с игрушками в игровой ситуации

Февраль

Дидактиче ская

и г р а

« Д л я

ч е г о

н у ж н ы

машины?»

Знакомить с видами транспорта; объяснить,

что машины перевозят людей и грузы, строят,

работают в поле

Март

Ролевая игра «Водитель

и автомобиль»

Развивать

умение

ориентироваться

в

пространстве; закрепить игровые действия с

и г ру ш ка м и

( рул я м и ,

ма ш и н а м и ) ,

с

предметами-заместителями

Апрель

Дидактиче ская

и г р а

«Что

такое

светофор?»

Чтение произведения М.

Дружининой

«Умный

светофор» (отрывок)

Знакомить детей со светофором, побуждать к

а к т и в н о м у

у ч а с т и ю

в

п е р е с к а з е

произведения;

рассказать,

как

выглядит

светофор;

объяснить,

для

чего

он

нужен;

привлечь всех ребят в группе к инсценировки

отрывка произведения

Май

Р о л е в а я

и г р а

« А в т о м о б и л и

и

светофор»

Учить

правильно

понимать

с иг на лы

светофора;

закрепить

игровые

навыки

с

и г р у ш к а м и

( м а ш и н к а м и ,

р у л я м и ,

светофором)

Перспективный план работы

с детьми 3-4 лет по обучению правилам дорожного движения

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

Рассматривание картины

«Улицы города». П/игра

«Водители»

Дать

представления

об

улице,

дороге,

тротуаре, машинах и элементарных правилах

поведения на улице.

Октябрь

«Грузовой автомобиль».

Дидактиче ская

и г р а

«Найди свой цвет».

Познакомить

детей

с

основными

частями

машины (кабина, кузов, колеса, руль, окна),

уточнить знания о работе шофера (управляет

автомобилем,

перевозит

грузы).

Развивать

внимание.

Ноябрь

Разучивание

стихотворения

А.

Барто

«Грузовик»

Развитие речи детей, закрепление знаний о

грузовом транспорте.

Декабрь

« З н а к о м с т в о

с о

светофором».

Дидактиче ская

и г р а

«Светофор».

Дать

детям

представление

о

назначении

светофора,

о

его

сигналах,

закрепить

представления о свете

Январь

Разучивание

стихов

и

песен о транспорте.

Сюжетно-ролевая

игра

«Едем

к

бабушке

в

деревню».

Знакомство

с

правилами

поведения

в

транспорте.

Февраль

Р а с с к а з

н а

т е м у :

«Машины

на

улицах

нашего города».

Закрепить

знания

детей

о

транспорте,

за

к о т о р ы м

н а б л ю д а л и

н а

у л и ц е .

Активизировать

в

речи

слова»

машина

легковая, грузовая, автобус, поезд, пароход.

П о б у ж д а т ь

м а л ы ш е й

д е л и т ь с я

в п е ч а т л е н и я м и

о

з н а ко м ы х

в и д а х

транспорта.

Март

Чтение стихотворения Э.

Мошковской «Поезд».

Продолжать

знакомство

с

транспортом.

Учить

выбирать

игрушки,

относящиеся

к

т р а н с п о р т у.

П о б у ж д а т ь

д е т е й

к

высказываниям, следить за артикуляцией.

Апрель

Инсценировка

рассказа

Н .

П а в л о в о й

« Н а

машине».

Развивать

представления

детей

о

средстве

передвижения, активизировать употребление

в

речи

слов:

машина,

колеса,

поехали.

В

конце чтения подвести детей к пониманию

основного смысла рассказа: нельзя оставлять

друзей в беде.

Май.

Ц е л е в а я

п р о г у л к а

«Наблюдение за работой

светофора»

Закрепить

знания

детей

о

светофоре,

его

назначении, правила безопасного поведения

на дороге.

Перспективный план работы

с детьми 4-5 лет по обучению правилам дорожного движения

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

Ц е л е в а я

п р о г у л к а

«Улица нашего города».

Уточнить

представления

детей

об

улице,

д о р о г е ,

т р о т у а р е .

П о з н а ко м и т ь

с

элементарными

правилами

поведения

на

улице.

Учить

детей

переходить

улицу

в

разрешенных для этого местах.

Октябрь

Целевая

прогулка

с

элементами

тренировки

«По

дороге

в

детский

сад».

Обучение детей переходу улицы.

Ноябрь

« К а к и е

б ы в а ю т

машины?».

Сюжетно-ролевая

игра

Познакомить со специальным транспортом.

Закрепить

ролевые

действия

водителя

транспорта.

«Шоферы».

Декабрь

«Улица

прекрасна,

но

порой опасна».

Познакомить детей с тем, к чему приводит

несоблюдение правил дорожного движения.

Январь

Чтение

художественной

л и т е р а т у р ы :

С .

Михалков

«Бездельник

светофор»,

Б.

Житков

« Ч т о

я

в и д е л ?

Светофор».

Развитие

речи

детей

и

представлений

об

окружающем мире.

Февраль

Познавательная беседа с

просмотром

и л л ю с т р а ц и й :

« К а к

можно играть?».

Объяснить детям, как нужно играть, чтобы

не попасть в беду.

Март

« П е р е к р е с т о к

и

«полосатая зебра».

П о з н а к о м и т ь

д е т е й

с

п о н я т и е м

«перекресток»

и

«пешеходный

переход».

Обратить внимание детей на сигналы машин

при поворотах.

Апрель

З н а к о м с т в о

с

дорожными

знаками

и

указателями.

Продолжить

знакомство

детей

с

азбукой

безопасности.

Май

Целевая

прогулка

по

городу

с

элементами

практики: «Моя улица».

Закрепить

знания

детей

о

правилах

дорожного движения, показать детям город,

переходы, светофор.

Перспективный план работы

с детьми 5-6 лет по обучению правилам дорожного движения

Дата

Тема

Цель

Сентябр

ь

Бе седа

«В

го стях

у

светофора».

П/игра

«Найди

свой

цвет».

Уточнить

представления

детей

о

сигналах

светофора,

закрепить

правила

перехода

проезжей части.

Октябрь

Беседа

«Путешествие

в

Автоград».

Д / и г р а

« У м н ы е

машины».

Закрепить

понятие

об

обще ственном

транспорте,

правилах

пользования

и

поведения

в

нем,

учить

детей

различать

грузовой

и

легковой

транспорт,

знать

и

называть части машины.

Ноябрь

Б е с е д а

« Ю н ы е

пешеходы».

Закрепить понятие «пешеход», тренировать

детей в применении знаний на практике

Игра «Умелый пешеход».

Декабрь

Б е с е д а

« З е б р а

н а

асфальте».

П / и г р а

« М ы

пешеходы».

П о з н а ком и т ь

д е т е й

с

п е ш е ход н ы м

переходом,

закрепить

правила

пользования

им.

Январь

Б е с е д а

« П р а в и л

д о р ож н ы х

н а

с в е т е

н е м а л о ,

в с е

б ы

и х

в ы у ч и т ь

н а м

н е

мешало».

Д/игра

« С л ом а н н ы й

светофор».

Разучивание правил дорожного движения в

стихотворной

форме,

закрепить

навыки

безопасного поведения на дороге.

Февраль

Беседа «День дорожного

знака».

Д/игра

«Угадай,

какой

знак».

Познакомить

детей

с

названиями

и

назначениями

дорожных

знаков,

учить

определять, какие знаки предназначены для

водителей,

а

какие

для

п е ш еход о в ,

закреплять

правила

безопасного

поведения

на дороге.

Март

Б е с е д а

« И г р а

н а

мостовой

закончит ся

бедой».

Д/игра «Как вести себя

правильно».

Познакомить

детей

с

тем,

что

может

произойти,

если

не

соблюдать

правила

д о р о ж н о г о

д в и ж е н и я ,

с о з д а в а т ь

провокационные ситуации на знания правил

дорожного движения.

Апрель

Познавательная

игра

«Путешествие по улицам

города».

Через

игровую

деятельность

продолжать

работу по профилактике детского дорожно-

транспортного

травматизма,

развивать

п р о с т р а н с т в е н н ы е

п р е д с т а в л е н и я ,

воображение.

Май

Беседа «На улице – не в

комнате,

о

том,

ребята,

помните».

Коллективная постройка

и з

с т р о и т е л ь н о г о

материала «Моя улица».

Уточнить

и

закрепить

знания

детей

о

правилах

поведения

на

улице,

проезжей

части,

тротуаре,

выяснить

готовность

правильно

действовать

в

сложившейся

ситуации,

закрепить

практические

навыки,

знания о городе.

Перспективный план работы

с детьми 6-7 лет по обучению правилам дорожного движения

Дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Знай и выполняй

правила уличного

движения»

Расширять представления об улицах города;

закреплять

знания

о

правилах

дорожного

движения и о дорожных знаках.

Октябрь

«Безопасный

перекресток»

Дополнять

представление

о

движении

машин на перекрестке; закреплять знания об

особенностях

движения

транспорта

и

пешеходов

на

регулируемом

перекрестке;

знакомить

со

знаком

«Регулируемый

перекресток»,

совершенствовать

знания

о

значении сигналов регулировщика.

Ноябрь

«Транспорт нашего

города»

Расширять

знания

о

том,

какой

транспорт

бывает;

закреплять

знания

о

в и д а х

общественного

транспорта;

продолжать

знакомить с особенностями передвижения на

подземном

транспорте

метрополитена

и

правилами

поведения

в

нем

пассажиров;

расширять

представления

о

правилах

поведения

в

общественном

транспорте;

закреплять

представления

о

дорожных

знаках «Железнодорожный переезд».

Декабрь

«Моя дорожная грамота»

Расширять знания о правилах пешеходов на

д о р о г у

и

т р о т у а р е ;

о

н а з н а ч е н и и

предупреждающих знаков, предназначенных

для

водителей;

закреплять

знания

об

и н ф о р м а ц и о н н о - у к а з а т е л ь н ы х

и

з ап р е щ а ю щ и х

д о р ож н ы х

з н а ка х ;

о

назначении

знаков

сервиса;

продолжать

у ч и т ь

р а з л и ч а т ь

и н ф о р м а ц и о н н о -

у к а з а т е л ь н ы е ,

з а п р е щ а ю щ и е

и

предупреждающие знаки.

Январь

«О чем говорят

дорожные знаки»

Продолжать

работу

по

ознакомлению

с

д о р о ж н ы м и

з н а к а м и

и

п р а в и л а м и

безопасного движения на дороге; расширять

представления

о

назначении

дорожных

знаков;

знакомить

с

дорожными

знаками

«Круговое

движение»,

«Въезд

запрещен»,

«Опасный поворот», «Разрешено движение

только

вело сипедисту »,

«Ра з ре ше но

движение только пешеходу».

Февраль

«Школа моего

микрорайона»

Дать

представление

о

безопасном

пути

от

дома

к

школе;

учить

использовать

свои

знания

правил

дорожного

движения

при

передвижении

без

взрослого;

развивать

ориентировку в окружающем пространстве и

умение наблюдать за движением машин по

проезжей части города и во дворе.

Март

«Опасный перекресток»

Расширять

знания

об

о с о бе н н о с тя х

движения транспорта на перекрестке; дать

представление о том, как переходить улицу

на

перекрестке,

где

нет

указателей;

дать

понятие о нерегулируемом перекрестке.

Апрель

«На транспортной

площадке»

Игра-викторина «Знаки

на дорогах»

Определить,

как

усвоили

дети

правила

безопасного движения; закрепить знания о

сигналах

светофора;

уточнить

знания

о

работе

инспекторов

ГИБДД;

воспитывать

внимательность, сообразительность, умение

выполнять правила безопасности движения;

быть взаимно вежливыми с окружающими.

Май

«Ребенок на улицах

города»

(на транспортной

площадке»

Закрепить знания об ориентировке на дороге,

применяя правила дорожного движения для

пешеходов

и

водителей

в

различных

практических ситуациях; повторить правила

поведения,

предписанные

пассажирам

различного

вида

транспорта,

используя

различные

модели

ситуаций;

воспитывать

к у л ь т у р у

п о в е д е н и я

н а

у л и ц е ,

взаимоуважение в игре; упражнять внимание

и память.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники