Автор: Жукова Ирина Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ д/с "Яблонька" Населённый пункт: Ульяновская область, Мелекесский р-н, р.п Мулловка Наименование материала: статья Тема: Когда нужно обращаться к логопеду Раздел: дошкольное образование
Когда нужно обращаться к логопеду
Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У
некоторых детей это выходит сразу красиво и правильно, а другие… . Как родители не бьются над
этой проблемой, ну не доходит дело дальше, чем «ыба», «воска», вместо слов рыба или ложка»,
хоть плачь.
С
подобными
случаями
ко
мне
обращаются
многие
родители.
Я
им
всегда
говорю,
что
их
самодеятельность может только ухудшить ситуацию и навредить ребенку. В подобных случаях
нужно обязательно обращаться к специалисту – логопеду.
Когда нужно обращаться к логопеду ? Время обращения к логопеду в подобных ситуациях, носит
индивидуальных характер. Почему? У подавляющего большинства ребят сам процесс овладения
звуками заканчивается к 4-5 годам. Поэтому лучше обратиться в 4 года к логопеду, если вы
заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает более 3 звуков.
Часто родители обращают свое внимание на нечеткости и погрешности в речи своих детей, когда
нужно поступать в школу, именно в это момент они создали большие проблемы ребенку и самим
себе.
Приведу пример еще одной типичной ситуации: перед школой родители вдруг замечают, что
ребенок оказывает не выговаривает то или иной звук или звуки и по ускоренной программе
начинают самостоятельно устранят эти недостатки речи и в этой спешке невольно наносят ребенку
дополнительный ущерб. Проблемы не решаются, а усложняются и терпение всех участников уже
на исходе. Знакомая ситуация? И такое встречается сейчас часто.
От чего же здесь нужно в первую очередь предостеречь родителей? Поскольку родители не
владеют техникой постановки звуков, они могут предложить ребенку, только один вариант -
подражать их речи: « Слушай, как я говорю и повторяй». Ребенок, стараясь угодить маме, пыхтит и
пробует сказать, как она. Не зная, как это нужно делать правильно, ребенок может добиться
искаженного звучания звука. Именно поэтому в ряде случаев возникают межзубные и боковые
варианты произношения звуков, горловое [р] и другие варианты, которые исправлять потом будет
гораздо сложнее.
Работа
над
коррекцией
звукопроизношения
сложна
и
требует
определенной
системности,
последовательности.
Время
постановки
одного
звука
зависит,
в
первую
очередь
от
индивидуальных особенностей ребенка и занимает разное по длительности время: от месяца до
года,
а
в
некоторых
сложных
случаях
и
более.
В
любом
случае
родителям
надо
запастись
терпением, не ждать, что за одно занятие у ребенка появится звук, и довести начатый курс
коррекции произношения у ребенка до конца.
Именно
поэтому
нужно,
вовремя
обращаться
к
грамотному
специалисту,
который
сможет
правильно
применить
необходимые
методы
и
приемы
устранения
нарушений
речи.
Научить
правильному произношению ребенка, конечно, легче в дошкольном возрасте, но если вы прождали
до школы, а звуки так и не появились, тогда звуки лучше ставить в срочном порядке в младшем
школьном возрасте, но по времени процесс может длиться дольше. Потому что по мере взросления
ребенка, его привычка неправильного произношения закрепляется и хуже подается коррекции.
Для того, чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную
гимнастику, выполнять гимнастику правильно.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильного уклада органов артикуляции (языка,
губ, нижней челюсти и т.д.), необходимого для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция
–
основа
хорошей
дикции.
Артикуляционные
упражнения
для
детей
с
нарушением
звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке
звука (это задача логопеда).
Артикуляционная
гимнастика
обязательно
должна
проводиться
систематично,
регулярно,
в
противном случае новый навык не закрепится. Желательно выполнять гимнастику 1-3 раз в день.
В
процессе
выполнения
гимнастики
следить
за
качеством
выполнения
движений,
а
не
за
количеством,
амплитуда
повторений
каждого
упражнения
колеблется
от
3
до
10
раз.
Артикуляционную
гимнастику
необходимо
выполнять
перед
зеркалом,
медленно,
особенно
в
начале, потом ребенок уже начнет чувствовать движения и сможет контролировать себя без
помощи зеркала.
Все упражнения комплекса гимнастики должны выполнять строго по указанному порядку, точно и
плавно,
в
медленном
темпе,
иначе
гимнастика
не
имеет
смысла
и
не
принесет
пользу.
Необходимо следовать всем советам, рекомендациям логопеда. Необходимо набраться терпения,
сил и довести начатое дело до конца.