Автор: Базарова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №16"
Населённый пункт: р.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края
Наименование материала: разработка урока литературы 6 класс
Тема: В чём смысл названия сказки-были Пришвина "Кладовая солнца"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 6-ом классе по сказке-были Михаила Пришвина
Учитель: Базарова Елена Викторовна
СБОУ «СШ №16» р.п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района
Хабаровского края
Цель урока: определение смысла названия сказки-были
и основной идеи произведения,
воспитание ценностного отношения к
людям,
к жизни через переосмысление текста и содержания произведения
1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Чем он необычен?
На нашем уроке присутствуют гости. Все они хорошие люди, несущие добро
в мир.. Поздоровайтесь с ними, ребята!
Перед вами у каждого маршрутные листы, которые будут сопровождать вас в
течение урока. Подпишите их, запишите число…Ребята, извините, но моя
рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще
одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука
отказалась
записать
тему
урока?
(Данный
вопрос
записывает
в
уголке
классной доски) Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо
знакомого материала…
2. Сейчас я прочитаю вам одно художественное произведение. Слушайте
внимательно,
определите
жанр
произведения,
осмыслите
услышанное.
Какова основная мысль текста, подумайте.
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О,
мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача.
Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая
дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым
визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок
разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были
убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один
визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и -
о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом
дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал:
“Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то,
что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
- Определите жанр
- Кто герои произведения?
-Определите основную мысль притчи
-А как можно озаглавить текст?
-А как озаглавить текст, чтобы основная мысль была выражена в названии?
-А вы верите в свои силы?
-Какое произведение мы сейчас изучаем?
-Какую роль для текста играет название?
-Почему на сегодняшний урок я решила прочитать вам эту притчу?
-Какое отношение имеет притча к уроку?
-Почему Пришвин так назвал свое произведение?
-Так о чём будем говорить?
Определите тему урока, поставьте цель урока…
4.
-О чём говорили на прошлых уроках?
-Каков жанр данного произведения? А почему?
-Назовите героев? Симпатичны ли они вам? Чем симпатичны?
-Где происходят события?
У нас три группы. Вы сейчас станете мудрыми совами.
Работа в группах. Собрать информацию, нарисовать иллюстрацию, сделать
записи
1-ая группа: Лес
2-ая группа: Болото
3-я группа: Село, люди
(Группы работают 15 минут)
5.
Выступления групп, заполнение кластеров
Главная жизненная мудрость!!!!
6.
Всмотримся в название произведения. Кладовая- что это?
А солнце? С чем ассоциируется солнце?
- Так что же находится у солнца в кладовой? (Богатая природа с её
полезными ископаемыми, люди с их добрыми характерами,,,)
Вывод: Кладовая солнца- богатство природы и богатство души
человеческой… Соль земли- щедрые на добро, трудолюбивые мудрые люди.
Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее
плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы,
животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но
природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без
окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как
физическая, так и духовная.
О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?
Слайд 6: Сам автор сказал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о
людях и думаю…»
-Как понимаете данное высказывание?
Рефлексия.
1. Оценивание работы групп и индивидуально каждого
2. Пословицы (учащиеся и гости вытягивают пословицы и объясняют их
смысл)
Домашнее задание: составить цитатный план сказки-были