Автор: Каркарина Светлана Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
Населённый пункт: м.р. Волжский, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование
Технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо » –
РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В Казахстане технология известна
с
конца
90-х
годов и
по-другому
называется
« Чтение
и
письмо
для
развития
критического мышления » (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу
ее
положены
идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития
ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения
и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития
критического мышления ; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и
правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии
ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что
они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели
свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы
и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться
огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
1) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать
серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
2) Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному
познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
3) Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах
и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их
необходимо только несколько изменить.
4
) Существует
неразрывная
связь
между
развитием
мыслительных
навыков
и
формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается
критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными,
научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников
столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все
же им знакомы дискуссии и обсуждения.
Отвечу на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведу цитату тех же
авторов:
«Думать
критически
означает
проявлять
любознательность и
использовать
исследовательские
методы:
ставить
перед
собой
вопросы
осуществлять
планомерный
поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь
фактами,
а
вскрывая
причины и
последствия
этих
фактов.
Критическое
мышление
предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный
вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по
определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
Критическое
мышление
предусматривает
внимание
к
аргументам
оппонента и
их
логическое осмысление» [ ].
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих
навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения
ребенка.
Оно
формируется
быстрее,
если
на
уроках
дети
являются
не
пассивными
слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с
собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в
данной
области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно
устанавливают
внутрипредметные и
межпредметные
связи).
Кроме
того,
учащиеся
должны
научиться
(а
педагоги
должны
помочь
им
в
этом)
подвергать
сомнению
достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать
выводы,
конструировать
новые
примеры
для
использования
теоретического
знания,
принимать
решения,
изучать
причины и
последствия
различных
явлений и
т.д.
Систематическое
включение критического
мышления
в
учебный
процесс
должно
формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
R.
Paul
(США)
предложил
разграничивать
критическое
мышление
в
«слабом» и
«сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего,
развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом»
смысле.
Напротив,
человек,
прибегающий
к
критическому
мышлению в
«сильном»
смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по
собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из
возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят
новые
представления
на
основании
предыдущих
знаний
и
представлений.
Данное
положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность
активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по
привычной
схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема
действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению –
рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько
иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
1) актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой
теме;
2) пробудить к ней интерес;
3 ) активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая
свои мысли собственными словами;
4) структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и
составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по
реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
1) получение новой информации;
2) ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если
учащийся
перестает
его
понимать,
воспринимая
сообщение,
задавать
вопросы
или
записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
3 ) соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно
строят
мосты
между
старыми
и
новыми
знаниями,
для
того,
чтобы
создать
новое
понимание;
4 ) поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы
вызова.
Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
1) выражение новых идей и информации собственными словами;
2 ) целостное
осмысление
и
обобщение
полученной
информации
на
основе
обмена
мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
3) анализ всего процесса изучения материала;
4 ) выработка
собственного
отношения
к
изучаемому
материалу
и
его
повторная
проблематизация (новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и
реализуется
идея
связей
материала
(в
рамках
одного
предмета,
межпредметных,
теоретического
с
практическим),
его
структурирования
самим
ребенком.
Постановка
учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к
процессу
учения.
Тем
самым
(в
идеале),
у
каждого
учащегося
создается
целостное
когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические
сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно
повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний,
интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок
получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип
собственной
активности
как
субъекта
обучения.
Педагог,
в
свою
очередь,
получает
практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на
выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в Приложении 4. Комбинируя
их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников,
целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет
немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя,
работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями,
целями
и
задачами.
Комбинирование
приемов
помогает
достичь
и конечную
цель
применения
технологии
ЧПКМ –
научить
детей
применять
эту
технологи
самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с
удовольствием учились в течение всей жизни.
Описание техник технологии РКМЧП
Стадия (фаза)
Деятельность учителя
Стадия
вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,на которые хотел бы получить ответ.
Информация,
полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа
ведется индивидуально - парами - группами.
Стадия
осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал
параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.
Стадия
рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление
причинно- следственных связей между блоками информации; Творческая
переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа
ведется индивидуально – в парах – группах
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы данной фазы
- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания
по данной теме;
- систематизируют информацию до ее изучения;
- задают вопросы, на которые хотят получить
ответы;
- строят предположения о содержании текста, исходя
из заголовка, выделенных слов и т.д.;
- публично демонстрируют свои знания с помощью
устной и письменной речи
1.Составление списка известной
информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым
словам.
3. Систематизация материала
(графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения;
перепутанные логические
цепочки
- Читают или слушают текст, используя
предложенные
педагогом активные методы чтения;
- делают пометки на полях или ведут записи по
мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
1. Маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся
на полях справа).
2. Ведение различных записей типа двойных
дневников, бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в
первой части урока вопросы.
- Соотносят новую информацию со «старой»,
используя знания, полученные на стадии
осмысления;
- классифицируют и систематизируют, рождение
новых целевых установок для дальнейшей
самостоятельной работы;
- своими словами выражают новые идеи и мысли;
- обмениваются мнениями друг с другом,
аргументируя свою точку зрения;
- анализируют собственные мыслительные операции
чувства;
- самооценка и самоопределение.
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение
изменений, дополнений в сделанные на первой
стадии. 2. Возврат к ключевым словам, верным
и
неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4. Организация устных и письменных круглых
столов.
4. Организация различных видов дискуссий.
5. Написание творческих работ: пятистишия-
синквейны, эссе.
6. Исследования по отдельным вопросам темы.
7. Творческие, исслед. или практические
задания
на основе осмысления изучен. информации.