Напоминание

"Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы".


Автор: Каркарина Светлана Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
Населённый пункт: м.р. Волжский, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование





Назад




Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо » –

РКМЧП возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В Казахстане технология известна

с

конца

90-х

годов и

по-другому

называется

« Чтение

и

письмо

для

развития

критического мышления » (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу

ее

положены

идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития

ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения

и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития

критического мышления ; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и

правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии

ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что

они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели

свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы

и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться

огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

1) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать

серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2) Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному

познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3) Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах

и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их

необходимо только несколько изменить.

4

) Существует

неразрывная

связь

между

развитием

мыслительных

навыков

и

формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается

критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными,

научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников

столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все

же им знакомы дискуссии и обсуждения.

Отвечу на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведу цитату тех же

авторов:

«Думать

критически

означает

проявлять

любознательность и

использовать

исследовательские

методы:

ставить

перед

собой

вопросы

осуществлять

планомерный

поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь

фактами,

а

вскрывая

причины и

последствия

этих

фактов.

Критическое

мышление

предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный

вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по

определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

Критическое

мышление

предусматривает

внимание

к

аргументам

оппонента и

их

логическое осмысление» [ ].

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих

навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения

ребенка.

Оно

формируется

быстрее,

если

на

уроках

дети

являются

не

пассивными

слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с

собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в

данной

области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно

устанавливают

внутрипредметные и

межпредметные

связи).

Кроме

того,

учащиеся

должны

научиться

педагоги

должны

помочь

им

в

этом)

подвергать

сомнению

достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать

выводы,

конструировать

новые

примеры

для

использования

теоретического

знания,

принимать

решения,

изучать

причины и

последствия

различных

явлений и

т.д.

Систематическое

включение критического

мышления

в

учебный

процесс

должно

формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

R.

Paul

(США)

предложил

разграничивать

критическое

мышление

в

«слабом» и

«сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего,

развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом»

смысле.

Напротив,

человек,

прибегающий

к

критическому

мышлению в

«сильном»

смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по

собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из

возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят

новые

представления

на

основании

предыдущих

знаний

и

представлений.

Данное

положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность

активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по

привычной

схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема

действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению –

рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько

иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

1) актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой

теме;

2) пробудить к ней интерес;

3 ) активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая

свои мысли собственными словами;

4) структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и

составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по

реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

1) получение новой информации;

2) ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если

учащийся

перестает

его

понимать,

воспринимая

сообщение,

задавать

вопросы

или

записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

3 ) соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно

строят

мосты

между

старыми

и

новыми

знаниями,

для

того,

чтобы

создать

новое

понимание;

4 ) поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы

вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

1) выражение новых идей и информации собственными словами;

2 ) целостное

осмысление

и

обобщение

полученной

информации

на

основе

обмена

мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

3) анализ всего процесса изучения материала;

4 ) выработка

собственного

отношения

к

изучаемому

материалу

и

его

повторная

проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и

реализуется

идея

связей

материала

рамках

одного

предмета,

межпредметных,

теоретического

с

практическим),

его

структурирования

самим

ребенком.

Постановка

учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к

процессу

учения.

Тем

самым

идеале),

у

каждого

учащегося

создается

целостное

когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические

сведения, навыки и умения. Существование целостной структуры знания существенно

повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний,

интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок

получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип

собственной

активности

как

субъекта

обучения.

Педагог,

в

свою

очередь,

получает

практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на

выполнение задач этапа, некоторые из которых приведены в Приложении 4. Комбинируя

их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников,

целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет

немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя,

работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями,

целями

и

задачами.

Комбинирование

приемов

помогает

достичь

и конечную

цель

применения

технологии

ЧПКМ

научить

детей

применять

эту

технологи

самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с

удовольствием учились в течение всей жизни.

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Стадия

вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,на которые хотел бы получить ответ.

Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа

ведется индивидуально - парами - группами.

Стадия

осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия

рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление

причинно- следственных связей между блоками информации; Творческая

переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа

ведется индивидуально – в парах – группах

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить

ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи

1.Составление списка известной

информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым

словам.

3. Систематизация материала

(графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения;

перепутанные логические

цепочки

- Читают или слушают текст, используя

предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных

дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в

первой части урока вопросы.

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии

осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение

новых целевых установок для дальнейшей

самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом,

аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции

чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение

изменений, дополнений в сделанные на первой

стадии. 2. Возврат к ключевым словам, верным

и

неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых

столов.

4. Организация различных видов дискуссий.

5. Написание творческих работ: пятистишия-

синквейны, эссе.

6. Исследования по отдельным вопросам темы.

7. Творческие, исслед. или практические

задания

на основе осмысления изучен. информации.



В раздел образования