Напоминание

Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "фармакология"


Автор: Долгих Софья Николаевна
Должность: заведующая отделением ПК, преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Ишимский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Ишим, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "фармакология"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАКОЛОГИЯ»
С.Н. Долгих, зав. отделением повышения квалификации Тюменская обл., г. Ишим, ГАПОУ ТО «Ишимский медицинский колледж»
«Не

переобременять

учащихся

выше

меры

и

не

создавать

им

слишком

лёгких

условий».

(М.В. Ломоносов)
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) не просто форма образовательного процесса, а его основа. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Сегодня так же особенно актуальны вопросы создания клиентоориентированной среды в образовательном учреждении, а это невозможно без индивидуального подхода в организации самостоятельной работы обучающегося. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:  готовность студентов к самостоятельному труду; 1
 наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала;  консультационная помощь. Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. При изучении дисциплины «Фармакология» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:  практические работы;  индивидуальные задания;  тестирование в учебных компьютерных классах;  изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;  выполнение семестровых индивидуальных заданий;  п од го т о в ка к р ат к и х с о о б щ е н и й , д о к л а д о в , р е ф е р а т о в , исследовательских работ, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя). Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, выписанные рецепты, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы. Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества ч е л о ве ка , обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению общих компетенций, таких как: 2
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. К условиям, обеспечивающим успешное выполнение самостоятельной работы (рис.1), относятся: мотивированность учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм, метод выполнения работы; знание студентом способа выполнения работы; определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; критерии оценки и отчетности; видов и форм контроля (практика, контрольные работы, задания в тестовой форме). 3

Рисунок 1
Систематическое выполнение в срок указанного преподавателем задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Чтобы успешно справиться с выполнением заданий для самостоятельной работы, нужно, прежде всего уметь спланировать работу, распределить ее во времени, научиться работать с учебной и методической литературой. В помощь студентам был разработан четкий алгоритм подготовки к практическим занятиям.
Алгоритм выполнения самостоятельной подготовки к

практическому занятию:
1. Изучить содержание материала учебника по теме: «Средства, действующие на центральную нервную систему» (глава 5, стр. 107-159). 2. Записать в тетрадь основные понятия: ноотропные препараты, противосудорожные средства, анальгетики, психотропные средства. 3. Подготовиться к ответам на вопросы тестового контроля. 4. Ответить на вопросы самоконтроля. 4

Использовать лекции и учебник «Фармакология с общей

рецептурой» автора Д.А. Харкевич, 2012 г..
Каждый преподаватель желает, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались в колледже. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к изучению, а именно отсутствует учебная мотивация. Вообще, учебная мотивация определяется комплексом факторов: во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, спецификой учебной дисциплины. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности (рис.2). Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками студента. 5

Рисунок 2
С целью повышения мотивации учебно-познавательной деятельности преподаватели ставят студентам задачу по формированию и активизации выполнения самостоятельной работы. Развитие интереса к самостоятельной учебной работе является условиями формирования потребности в самообразовании в дальнейшем. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов является необходимым составляющим компонентом современного профессионального образования. Для организации самостоятельной познавательной деятельности важно, чтобы обучающийся владел следующими умениями: самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками; работать с этой информацией в удобное для него время; применять добытые знания в ходе решения разнообразных проблем; взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного 6
курса; постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко. Современная фармакология находится на стыке многих наук - фармацевтических, химических, биологических, медицинских. Как и все эти дисциплины, она «обслуживает» ведущий метод профилактики и лечения заболеваний – фармакотерапию, и развивается чрезвычайно динамично. Это связано с тем, что в настоящее время появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические методы получения лекарственных веществ и новые технологии лекарственных форм. Только за последние 5 лет номенклатура зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов увеличилась более чем в 2 раза. Такое прогрессивное увеличение объема информации по фармакологии ставит перед образованием задачи по совершенствованию педагогического процесса. Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить «один раз и навсегда». Фактически, добросовестным преподавателям фармакологии приходится каждый год заново готовиться и к лекциям, и к текущим занятиям, постоянно актуализируя и анализируя информацию, получаемую из самых разных источников. С учетом этого, были определены цели и задачи обучения, или иначе - то, что должен уметь студент по окончании курса фармакологии. Таким образом, изучение фармакологии в медицинском колледже решает ряд важных задач (рис.3). Их успешное выполнение возможно лишь при использовании ряда современных педагогических приемов, среди которых важное значение имеет оптимальная организация занятия, самостоятельной работы и обеспечение его соответствующими методическими пособиями. 7

Рисунок 3
Для успешного решения этих задач необходимы не только базовые знания различных теоретических и медико-биологических дисциплин, в особенности химии и патологии, но и глубокая систематическая самоподготовка студентов, базирующаяся на оптимальной форме методики преподавания предмета, включая подключение визуальных и тактильных анализаторов при восприятии наборов образцов и пробников лекарственных препаратов, подборка которых готовится к каждому занятию. Принимая во внимание необходимость методического обеспечения современных форм обучения, на отделении «Лечебное дело» подготовлены электронные ресурсы, содержащих в себе мультимедийные материалы для самостоятельной подготовки по курсу фармакологии. Предлагаемые материалы включают вопросы методологии, историю предмета, деонтологические аспекты назначения лекарственных веществ, электронные справочники лекарственных средств, учебники, принципы лечения отравлений лекарственными веществами,справочные материалы, включающие образцы правильно оформленных рецептурных прописей, 8
актуальную информацию о лекарственных средствах, учебные материалы для самоподготовки студентов – лекционные материалы в формате слайдовых презентаций формата Power Point; главы учебника по фармакологии и т.д. Помимо мультимедийного обучающего комплекса, на лекциях и практических занятиях необходимо широко использовать аудио-визуальные средства обучения: короткометражные учебные фильмы, видеозаписи, таблицы. Для активизации познавательной активности студентов используются ребусы. С целью реализации успешного усвоения дисциплины, мной были разработаны и апробированы методические рекомендации к практическим занятиям по фармакологии для студентов специальности «Лечебное дело». В стандартах среднего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: 1. Внеаудиторная самостоятельная работа; 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 9
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры и т. д. На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Практические занятия целесообразно строить следующим образом: 1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены). 2. Беглый опрос. 3. Решение 1-2 типовых задач у доски. 4. Самостоятельное решение задач. 5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего). По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки. По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести тест или контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, 10
выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Говоря современным языком образования, для того чтобы создавать удобные и необходимые клиенту продукты, мы усовершенствуем свою работу, используя все возможные пути. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Основное внимание при создании заданий для самостоятельной работы уделено формированию у студентов общих и профессиональных компетенций. Этой цели служит решение ситуационных одноэтапных и многоэтапных задач по фармакологии. Подготовлены задания в форме задач и в виде деловых игр. Важно в процессе решения этих задач развивать у студентов умение самостоятельно анализировать особенности действия и применения лекарственных средств. Пример: Задание №2. Решите фармакотерапевтические задачи (ОК 1, ПК 2.4,ПК 2.6) Определите вещество или группу веществ: Снижает работу сердца улучшает его кровоснабжение. Назначается под язык. Эффект развивается через 30 с – 1 мин. и длится 20-25 мин. Действует резорбтивно. Применяется для купирования приступа стенокардии. Указать название, способ применения, возможные побочные эффекты. Препарат:__________________________________________________ Выпишите на рецептурном бланке средство для купирования приступа стенокардии (см. Приложение №5).
Задание №2 (ОК 1, ПК 2.1,ПК 2.2, ПК 2.4)
Выпишите рецепты и дайте полную фармакологическую характеристику каждого препарата, используя алгоритм ответа: • фармакологическое действие 11
• применение • побочное действие • возможные взаимодействия • противопоказания Укажите высшие разовые и суточные дозы. При выполнении задания используйте справочную литературу, Приложение№5 настоящих методических рекомендаций. Активность работы студентов на практических занятиях была усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. Пример: Вариант 1 Задание №1. Выписать в рецепте: 1. Стрептомицина сульфат (Streptomycinisulfas) 0,25 г. Вводить в/м по 0,25 г 2 раза в день, предварительно растворив содержимое флакона в 2 мл 0,25% раствора новокаина. Отпустить во флаконах в количестве, достаточном для проведения 10-ти дневного курса лечения. Новокаин (Novocainum) для разведения стрептомицина сульфата. Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Таким образом, ключевую роль в организации самостоятельной работы студента, играет умение преподавателя организовать процесс учебной мотивации. Необходимо подчеркнуть, что задачи, которые ставятся перед студентом в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для 12
учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Задача достаточно сложная, но выполнимая. Наш практический опыт использования рассмотренных приемов организации самостоятельной работы студентов, позволяет сделать заключение об их целесообразности применения при изучении фармакологии. В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
13
1. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с. 2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с. 3. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с. 4. Соколова Г.Н. Труд и профе ссиональная культура ( оп ыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд- во БГУ, 1980. – 144 с. 5. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4). 6. Ю ш ко Г. Н . Н ау ч н о -д и д а кт и ч е с к и е о с н о в ы о р г а н и з а ц и и самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. - Ростов-н/Д, 2001. - 23 c.. 14


В раздел образования