Автор: Ларина Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ №200 "Волшебный башмачок" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: Статья Тема: Развитие мышления у дошкольника Раздел: дошкольное образование
О.Н.Ларина воспитатель
Детский сад №200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти
Развитие мышления у дошкольника
Проблема развития
логического
мышления
получила
широкое
отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные
исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована
возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка,
намечены
пути
решения
задачи.
Однако
возрастные рамки
начала
формирования логического мышления чётко не обозначены.
Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при
формировании математических представлений служит средством перевода
детей
от
наглядно-действенного
мышления
к
наглядно-образному.
Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь
ребенку
овладеть
высоким
уровнем
логического
мышления,
приемами
мыслительной деятельности.
«Любознательность
ребенка
это
постоянная направленность
на
познание
окружающего мира и
построение своей
картины
этого
мира.
Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить различные причинно-
следственные связи и зависимости. Логическое мышление – основной вид
мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст является
сенситивным для обучения, опирающегося на наглядность» - так говорила
Белошистая А.В..
В
дошкольном
детстве
ребенку приходится
разрешать в с е более
сложные
и
р а з н о о б р а з н ы е задачи,
требующие
выделения
и
использования
связей
и
отношений между предметами,
явлениями,
действиями.
В
игре,
рисовании,
конструировании,
при выполнении
учебных
и трудовых
заданий он
не
просто
использует
заученные
действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.
Развивающееся
мы шл е н и е
д а е т
д е тя м
возможность
заранее
предусматривать результаты своих действий, планировать их.
Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с
усвоением им все новых и новых знаний. Получение знаний является
обязательным
условием
развития
мышления
детей.
Дело в том, что
усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой
решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений
взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не
сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение
тех связей и отношений,
на которые ему указывают взрослые и от
которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено,
оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в
мыслительных действиях ребенка для решения задач.
Математическими
играми
считаются
игры,
в
которых
смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
Для
нахождения
ответа
(решения),
как
правило,
необходим
предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи.
По ходу решения требуется применение математических методов и
умозаключений. Разновидностью математических игр и задач являются
логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку
мышления при выполнении логических операций и действий. С целью
развития мышления детей используют различные виды несложных задач
и
упражнений.
Это задачи
на
нахождение пропущенной фигуры,
продолжение ряда фигур,
на поиск чисел,
недостающих в ряду фигур
(нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Следовательно,
логико-математические
игры это
игры,
в
которых
смоделированы
математические
отношения,
закономерности,
предполагающие выполнение логических операций и действий.
Поисковая деятельность ребёнка всегда опирается на ту ситуацию, которую
создает педагог. Ситуация создаёт условия для столкновения мнений детей и
педагога, для взаимного анализа от независимых оценок, для определения
ролей и задач, стоящих перед каждым участником диалога. Цель заключается
в развитии способностей ребёнка
работать с исследуемыми объектами «в
лабораторных условиях» как средством познания мира. Задачами являются
развитие
мыслительных
процессов,
мыслительных
операций,
освоение
методов познания, причинно – следственных связей и отношений.
А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание
будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой
организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества
будущего ребёнка, гражданина”. Умственное развитие детей происходит как в
процессе
творческих
игр
(развиваются
умения
обобщать
функции
мышления), так и дидактической игре. Самоназвание дидактические говорят
о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей
и,
следовательно,
могут рассматриваться как прямое средство умственного
воспитания.
С
помощью
дидактической
игры
детей
приучают
самостоятельно
мыслить,
использовать
полученные
знания
в
различных
условиях
в
соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми
задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных
операциях:
· находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего
мира;
· сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным
признакам, делать правильные выводы.
Активность
детского
мышления
является
главной
предпосылкой
сознательного
отношения
к
приобретению
твердых,
глубоких
знаний,
установления различных отношений в коллективе.
Список литературы
1.
Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.; Педагогика, 1977.
2.
Занимательная
математика.
Материалы
для
занятий
и
уроков
с
дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.
3.
Куликовская
И.
Э.,
Совгир
Н.
Н.
Детское
экспериментирование.
Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2003.
4.
Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации
для организации занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Ювента, 2006.
5.
Петерсон
Л.Г.,
Кочемасова
Е.Е.
Игралочка.
Практический
курс
математики
для
дошкольников.
Методические
рекомендации.
-
М.:
Ювента, 2006.