Напоминание

"Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"


Автор: Гришина Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного типа №46 "Маленькая страна"
Населённый пункт: г.о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация материала на официальном сайте

Всероссийского издания "Портал Педагога"

Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе

музыкального руководителя.

Гришина Ольга Анатольевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д.с.№46 «Маленькая страна»

г.о. Балашиха

Цель: Довести требования к оценке использования предметно-

развивающей среды МБДОУ для последующего определения потенциальных

возможностей ее развития.

Задачи:

1. Повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной

предметно-развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей

гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим

ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

2. Внедрять в практику новые подходы к организации музыкальной

предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное

музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы

ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

3. Организовывать развивающую музыкальную среду, способствующей

эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

4. Создавать условия для обеспечения разных видов музыкальной

деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,

познавательной, самостоятельной, творческой, художественной,

театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания

комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

«Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву, на которой

они особенно хорошо произрастают».

Генрих Нейгауз.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте

немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что

произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно,

делать нечего.

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но

для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься?

Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.

Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены

одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной

деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания,

иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей

постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно

музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к

музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной

предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к

музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними,

проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу:

для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная

предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников

рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий

реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять

развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды

является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими

к самовыражению средствами.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном

ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные

руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы

построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того,

насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-

развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во

многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития

ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А.

Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-

ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей

среде ДОУ. Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время –

внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности,

сохранение физического и психологического здоровья.

Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

• Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых.

(От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого

зависит, станет ли эта среда развивающей.)

• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную)

деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

• Стимулировать развитие творческих способностей.

• Развивать музыкальность, любознательность, стремление к

экспериментированию.

• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основные требования к организации музыкальной предметно-

развивающей среды.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда

должна быть:

содержательно-насыщенной;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной;

здоровье сберегающей;

эстетично-привлекательной.

Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что

современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые

воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения

иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они по-

другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также

претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного

образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим

развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к

моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-

развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все

это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых

занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-

развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных

детей.

При разработке и оценке музыкальной среды следует опираться на

следующие критерии её качества.

1. Качество содержания.

Содержание, разработанное с учётом деятельно-возрастного системного

подхода С.Л. Новосёловой, отражает весь спектр детской музыкальной

деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской

музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый

предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской

музыкальной деятельности (восприятие музыки—пособия, помогающие

воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в

исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности,

а также произведения, специально созданные для развития музыкально-

сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки—пособия,

побуждающие к певческой, к музыкально-ритмической деятельности, к игре на

детских музыкальных инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному,

музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских

музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием

детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и

игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных

средств (музыкальный центр) и других технических средств (телевизор,

проектор, компьютер).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в

овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту

детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять

содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать

возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды

необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок,

действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде,

обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной

деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом

деятельности детей определённой возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной

деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей,

включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой

интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были

визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были

созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и

музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания

музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

В музыкальные центры в младшей группе помещают:

игрушки-инструменты с фиксированным звуком;

игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;

неозвученные инструменты;

атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;

музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;

музыкальный центр с аудиозаписями;

музыкальные картинки к песням.

В музыкальные центры в средней группы, кроме выше перечисленного,

входят:

металлофон;

фланелеграф или магнитная доска;

музыкальная лесенка 3-х ступенчатая;

музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого

музицирования;

неозвученные инструменты.

Дополнительно к материалам средней группы музыкальные центры в

старшей группе дополняются:

музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и

хроматическим строем, шумовые инструменты;

музыкальные игрушки самоделки;

3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;

портреты композиторов;

картинки с изображением инструментов, видов деятельности,

иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.

В подготовительной группе добавляются:

разнообразные музыкальные инструменты;

альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции,

чувства прослушанной музыки;

3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.

В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных

музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько

игрушек-самоделок. Обновлять центры целесообразно 1 раз в 2 месяца.

Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых

дети знакомятся.

Основные требования к музыкальным центрам:

Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.

Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

Педагогически грамотное руководство самостоятельной

музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

Удобное расположение музыкального центра.

Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту

ребёнка.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальной среды для детей раннего и младшего

дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь

дидактическую направленность.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными,

простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с

ними.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-

центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального

воспитания, строится на следующих основах:

Психологическая (учитывая возрастные возможности детей и ведущие

виды деятельности: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—

игровая). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо

единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного

общения с взрослыми.

Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию;

все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически

выдержаны).

Педагогическая (среда создаётся для предоставления детям возможностей

активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она

должна функционально моделировать содержание музыкально-

образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т.

п.) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию

музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и

уровню его подготовки.

В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и

учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:

музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с

использованием музыки, посещение кружка.

На музыкальных занятиях ребёнок, как правило, впервые слышит

музыкальные произведения, которые должны затронуть его душу и сердце;

некоторые будут использоваться далее в исполнительной деятельности или в

музыкально-сенсорных упражнениях. Здесь ребёнок получает знания, умения и

навыки, здесь создаётся положительный эмоциональный фон, формируется

желание и далее встречаться с музыкой, происходят различные игровые

ситуации и т. п.

Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и

самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в

тёплую погоду – на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в сюжетно-ролевых играх с

использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-

дидактических, музыкально-творческих и др.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий

(возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми,

упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим,

инструментальным детским творчество

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется

нерегламентированная музыкальная деятельность детей:

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной

деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная (аналогичная самостоятельной музыкальной

деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и

образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих

такие учреждения как дворец культуры, музыкальная школа, ЦДТ.

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются

интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие

детей, воспитателей и родителей, а также трёх уровней организации

музыкального воспитания детей.

Презентация: Музыкальная предметно-пространственная среда

МБДОУ №46 «Маленькая страна»

Комментарий к презентации:

Содержание музыкальной развивающей среды нашего детского сада

направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняется

по возрастам и носит проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя

со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, размышлять,

решать проблемные ситуации, творить. В музыкальном зале оформление

меняется к каждому времени года. Дополнением, в зависимости от тематики

праздника, могут быть: разнообразные игрушки, надувные шары и красиво

оформленные букеты. Предметно-пространственная среда музыкального зала

включает в себя музыкально-дидактическую базу, икт зону и «территорию

творчества».

Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие

танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек,

султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков,

веточек и корзиночек и др. Слушая музыку, импровизируя музыкально-

ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать

атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.

На музыкальных занятиях и праздниках используется мультимедийная

техника. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на

ребенка. На праздниках, посвященных «8 марта», «День Победы»,

«Выпускной», «ПДД», и т.д. детям были показаны презентации

соответствующей тематики. На музыкальных занятиях дети старшего возраста

осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами

исполнительского искусства в жанре современной песни, получают

практические навыки.

Мы активно привлекаем родителей к изготовлению различных атрибутов,

масок, костюмов. Совместное участие детей и родителей в театрализованной

деятельности помогает им лучше узнать друг друга, способствует сплочению

семьи.

Диапазон использования инновационных компьютерных технологий в

учебно-воспитательном процессе достаточно велик: от применения в качестве

инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной

информации.

Таким образом, грамотное, дозированное использование компьютерных

технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную

сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Игра на музыкальных инструментах доставляет удовольствие и

поднимает у детей настроение, расширяет музыкальное воспитание и сферу

музыкальной деятельности дошкольников. Желательно обеспечить наличие

детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы,

тамбурины, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и

многие другие разновидности, металлофоны и ксилофоны и т.д.

Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей

играют музыкальные центры в группах. Музыкальные центры пополняются по

мере взросления детей. Здесь дети имеют возможность в игровой форме

закреплять знания, полученные на занятиях.

При организации предметной среды, а также в процессе разработки её

компонентов, мы решили провести различные конкурсы, что способствовало

пополнению музыкальных уголков новыми инструментами (Конкурс на

«Самую красивую балалайку», «Расписные ложки», «Лучший музыкальный

инструмент», «Лучший музыкальный центр в группе»). Это способствовало

развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты

среды были сделаны своими руками. Так, например, музыкальные уголки

средних групп пополнились новыми музыкальными инструментами

непосредственно благодаря участию воспитателей и родителей. Уголки старших

и подготовительной групп – игрушками-самоделками, сделанными совместно

родителями с детьми.

Пополняется копилка музыкально- дидактических игр, изготовленных

также воспитателями, музыкальными руководителями. Благодаря применению

наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные

способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух,

чувство ритма.

В заключение хочется сказать, что от компетентности взрослого, его

доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли

эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей

деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим должно быть

комфортно в музыкальной среде.



В раздел образования