Экскурсия в виртуальный музей "Вологодские умельцы"
Автор: Быстрова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Судский детский сад "Лучик" Населённый пункт: поселок Суда, Вологодская область Наименование материала: конспект Тема: Экскурсия в виртуальный музей "Вологодские умельцы" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
• Способствовать развитию у детей представлений о некоторых видах
декоративно-прикладного искусства родного края (Вологодские кружева,
Северная чернь, шемогодская резьба)
• Создать условия для знакомств детей с новым видом росписи -
Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их
символическом значении, колорите, построении композиции;
• Содействовать формированию понятия, что произведения декоративно-
прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций,
передающихся от поколения к поколению;
• Воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных
мастеров
Материал:
Мультимедийная установка. Презентация «Вологодские умельцы»
Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки.
В.- Ребята скажите как называется область, в которой мы живем?
(Вологодская обл.)
Правильно, мы живем в Вологодской области, она у нас очень большая. А как
называется поселок, в котором мы живем? (Суда)
Мы живем в небольшом поселке, и к сожалению в нашем поселке нет ни
одного музея. А вам бы хотелось побывать в музее и увидеть чем же славится
наша Вологодчина? (Да)
Тогда я приглашаю вас в виртуальный музей, где мы увидим ,народные
промыслы прославившие нашу вологодчину.
Вот перед нами первый зал нашего музея. Скажите, какой промысел
представлен в нем?(Вологодское кружево)
-Самое известное, прославившее нашу Вологодчину во всем мире. Про него
написано не мало стихов. А одно из них вам расскажут Лера и Женя.
Вологда завьюжена
Белыми снегами,
Вьюга стелет кружево
Прямо под ногами.
Рассыпают искорки
Северные краски,
Снежные присказки,
Кружевные сказки.
Девицы – красавицы
Взяли, поглядели,
Как переплетаются
Звонкие метели.
И рисуют девицы
Белые картинки,
Кружево стелется
Тоньше паутинки …
-Вот как красиво сказано об этом в стихотворении. Кто помнит, с помощью
чего плетут кружево? (С помощью коклюшек и льняных нитей)
-Откуда кружевницы берут свои узоры? (Из природы)
Мастерицы хотели передать всю красоту природы русского севера и их
изделия похожи на сказку.
-Мы переходим с вами в следующий зал. Вы помните, как называется
промысел, который здесь представлен. ( Северная чернь).
-В каком городе делают такие замечательные изделия? (Великий Устюг)
- А как мастера делают эти прекрасные изделия? (В изделия из серебра
вплавляют в углубления рисунка черный сплав.)
-Откуда же мастера брали свои узоры? (Из природы)
-Да , и этих мастеров вдохновляла наша северная природа.
-Вот перед вами и следующий зал. Что же в нем представлено? (Резьба по
бересте)
-А как она называется, кто помнит? (Шемогодская резьба)
-Правильно,она названа по названию реки Шемогса, которая протекает близ
города Великий Устюг.
-Какими инструментами выполняли мастера резьбу? (Рисунок наносят тупым
шилом и прорезают острым ножом с удалением кусочков бересты. Под
получившийся рисунок, иногда подкладывали цветную бумагу или фольгу.)
-Что ложилось в основу узора? (растения ,изображения птиц, зверей, людей)
-Всех мастеров вдохновляла природа, и все свои узоры они находили в ней и
старались передать своим мастерством всю ее красоту.
Могли наши предки не только работать хорошо, но и отдыхать весело.
Давайте и мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Яша»
-А нам пора переходить в другой зал. Дети Вы знаете что это за народный
промысел? Это роспись наших земляков, которые жили в старину.
Называется она- Глубоковская роспись, она совсем другая, не похожая на те,
что мы знаем (Городец, Хохлома, Гжель, у нее свои законы и свои краски.)
- Сейчас я расскажу вам как появилась эта роспись. Слушайте внимательно,
чтобы рассказать дома своим родителям, братьям и сестрам, договорились?
«Эта роспись возникла давным – давно, в нашем северном крае – в
Вологодской области; глубоко в лесах, в деревне Глубоковка, поэтому ее так и
назвали – Глубоковская. Давайте повторим название росписи все вместе
(повторяют).
Жили в Глубоковке люди, умеющие и трудиться и веселиться. Очень любили
они природу нашу северную: весной все пробуждалось, зеленело, летом в
лесах, полях, лугах яркое цветение, осень золотом все разукрашивала, а вот
зимой - стужа и кругом белым – бело, глаз некуда отвести. Надоело людям
зимой сидеть по домам без многоцветья. И решили они сами в свои дома
поселить цветы, зелень и веселое летнее настроение. Стали они расписывать
сначала прялки (показ, выяснить для чего была нужна прялка, потом
хлебницы, солонки, двери, рамы оконные, сундуки. И стало у них в домах
светло и радостно.
Светло, потому что вот такие цветы (показ главного большого цветка)
напоминали им солнце, от которого вокруг зацвела буйная зелень листьев
(показ). А из таких вот бутонов (показ) распускались разные цветы, а еще
начали созревать ягодки.
- Какой цвет использовали мастера для росписи? (зеленый, красный, охра,
коричневый, темно - синий, белый, черный)
Словно от ветра завихрились травы и превратились в завитки и вихревые
розетки – бутоны (показ). Как - будто после дождя появились капельки и
украсили цветы, листья, бутоны.
А вот от того в какую сторону загнуты были завитки менялся смысл росписи.
Например, если они тянулись вверх (показ, то людям они казались ростками,
а если вниз (показ, то корнями растений.
Маленькие точки вокруг или в самих цветах и бутонах означали семена
растений, а маленький завиток в сердцевине цветка был символом
продолжения жизни.
Некоторые элементы мастера рисовали, словно одевали много одежд –
накладывали один цвет на другой, а некоторые оставляли одноцветными.
- А как располагаются цветы, бутоны, листья в рисунке Глубоковской
росписи? (рассматривание предметов, высказывания детей) .
- У Глубоковской росписи все элементы будто связаны между собой, и еще
все они словно оживают от того, что их тоненько, очень искусно обводили
мастера черной линией – «разживляли» (повторить всем вместе)
И так, появившись на свет, глубоковская роспись росла и развивалась. Ее
узнали и в других селах. Люди возили свои изделия на ярмарки, где
продавалось много изделий других промыслов: резные и берестяные,
украшения и кухонная утварь.
А потом началась война и многие мастера не вернулись домой. Некому было
передать свой опыт детям. Остались только старички, которые сами по себе
иногда рисовали Глубоковскую роспись и с горечью вспоминали былые
времена ярмарок.
Возможно, мы и не узнали бы об этой росписи. Но много лет назад пошла в
поход одна экспедиция в эти места и обнаружила замечательную роспись в
деревне Глубоковка. Жители поделились секретами росписи, и теперь в
городе Вологде есть завод, выпускающий такие изделия (рассматривание
изделий с росписью данного завода).
А еще в городе Вологда есть училище, где учат Глубоковской росписи.
- Кто догадался, почему роспись назвали Глубоковской? (по месту
нахождения)
- Вы хотите научиться рисовать такие узоры?
- Ну, тогда, в следующий раз мы отправимся в мастерскую ,где работают
художники и попробуем расписать предметы с помощью глубоковской
росписи и устроим выставку наших изделий.
Вот и подошла к концу наша экскурсия в виртуальном музее. Вам
понравилось?
Предлагаю вам похвастаться, кто из вас сегодня, что узнал нового.
(Психогимнастика «Конкурс хвастунов»)