Напоминание

Экскурсия в виртуальный музей "Вологодские умельцы"


Автор: Быстрова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Судский детский сад "Лучик"
Населённый пункт: поселок Суда, Вологодская область
Наименование материала: конспект
Тема: Экскурсия в виртуальный музей "Вологодские умельцы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Вологодские умельцы».

Задачи:
• Способствовать развитию у детей представлений о некоторых видах декоративно-прикладного искусства родного края (Вологодские кружева, Северная чернь, шемогодская резьба) • Создать условия для знакомств детей с новым видом росписи - Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их символическом значении, колорите, построении композиции; • Содействовать формированию понятия, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; • Воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных мастеров
Материал:
Мультимедийная установка. Презентация «Вологодские умельцы»
Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. В.- Ребята скажите как называется область, в которой мы живем? (Вологодская обл.) Правильно, мы живем в Вологодской области, она у нас очень большая. А как называется поселок, в котором мы живем? (Суда) Мы живем в небольшом поселке, и к сожалению в нашем поселке нет ни одного музея. А вам бы хотелось побывать в музее и увидеть чем же славится наша Вологодчина? (Да) Тогда я приглашаю вас в виртуальный музей, где мы увидим ,народные промыслы прославившие нашу вологодчину. Вот перед нами первый зал нашего музея. Скажите, какой промысел представлен в нем?(Вологодское кружево) -Самое известное, прославившее нашу Вологодчину во всем мире. Про него написано не мало стихов. А одно из них вам расскажут Лера и Женя. Вологда завьюжена Белыми снегами, Вьюга стелет кружево Прямо под ногами. Рассыпают искорки Северные краски, Снежные присказки, Кружевные сказки. Девицы – красавицы Взяли, поглядели, Как переплетаются Звонкие метели. И рисуют девицы
Белые картинки, Кружево стелется Тоньше паутинки … -Вот как красиво сказано об этом в стихотворении. Кто помнит, с помощью чего плетут кружево? (С помощью коклюшек и льняных нитей) -Откуда кружевницы берут свои узоры? (Из природы) Мастерицы хотели передать всю красоту природы русского севера и их изделия похожи на сказку. -Мы переходим с вами в следующий зал. Вы помните, как называется промысел, который здесь представлен. ( Северная чернь). -В каком городе делают такие замечательные изделия? (Великий Устюг) - А как мастера делают эти прекрасные изделия? (В изделия из серебра вплавляют в углубления рисунка черный сплав.) -Откуда же мастера брали свои узоры? (Из природы) -Да , и этих мастеров вдохновляла наша северная природа. -Вот перед вами и следующий зал. Что же в нем представлено? (Резьба по бересте) -А как она называется, кто помнит? (Шемогодская резьба) -Правильно,она названа по названию реки Шемогса, которая протекает близ города Великий Устюг. -Какими инструментами выполняли мастера резьбу? (Рисунок наносят тупым шилом и прорезают острым ножом с удалением кусочков бересты. Под получившийся рисунок, иногда подкладывали цветную бумагу или фольгу.) -Что ложилось в основу узора? (растения ,изображения птиц, зверей, людей) -Всех мастеров вдохновляла природа, и все свои узоры они находили в ней и старались передать своим мастерством всю ее красоту. Могли наши предки не только работать хорошо, но и отдыхать весело. Давайте и мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Яша»
-А нам пора переходить в другой зал. Дети Вы знаете что это за народный промысел? Это роспись наших земляков, которые жили в старину. Называется она- Глубоковская роспись, она совсем другая, не похожая на те, что мы знаем (Городец, Хохлома, Гжель, у нее свои законы и свои краски.) - Сейчас я расскажу вам как появилась эта роспись. Слушайте внимательно, чтобы рассказать дома своим родителям, братьям и сестрам, договорились? «Эта роспись возникла давным – давно, в нашем северном крае – в Вологодской области; глубоко в лесах, в деревне Глубоковка, поэтому ее так и назвали – Глубоковская. Давайте повторим название росписи все вместе (повторяют). Жили в Глубоковке люди, умеющие и трудиться и веселиться. Очень любили они природу нашу северную: весной все пробуждалось, зеленело, летом в лесах, полях, лугах яркое цветение, осень золотом все разукрашивала, а вот зимой - стужа и кругом белым – бело, глаз некуда отвести. Надоело людям зимой сидеть по домам без многоцветья. И решили они сами в свои дома поселить цветы, зелень и веселое летнее настроение. Стали они расписывать сначала прялки (показ, выяснить для чего была нужна прялка, потом хлебницы, солонки, двери, рамы оконные, сундуки. И стало у них в домах светло и радостно. Светло, потому что вот такие цветы (показ главного большого цветка) напоминали им солнце, от которого вокруг зацвела буйная зелень листьев (показ). А из таких вот бутонов (показ) распускались разные цветы, а еще начали созревать ягодки. - Какой цвет использовали мастера для росписи? (зеленый, красный, охра, коричневый, темно - синий, белый, черный) Словно от ветра завихрились травы и превратились в завитки и вихревые розетки – бутоны (показ). Как - будто после дождя появились капельки и украсили цветы, листья, бутоны. А вот от того в какую сторону загнуты были завитки менялся смысл росписи. Например, если они тянулись вверх (показ, то людям они казались ростками, а если вниз (показ, то корнями растений. Маленькие точки вокруг или в самих цветах и бутонах означали семена растений, а маленький завиток в сердцевине цветка был символом продолжения жизни. Некоторые элементы мастера рисовали, словно одевали много одежд – накладывали один цвет на другой, а некоторые оставляли одноцветными.
- А как располагаются цветы, бутоны, листья в рисунке Глубоковской росписи? (рассматривание предметов, высказывания детей) . - У Глубоковской росписи все элементы будто связаны между собой, и еще все они словно оживают от того, что их тоненько, очень искусно обводили мастера черной линией – «разживляли» (повторить всем вместе) И так, появившись на свет, глубоковская роспись росла и развивалась. Ее узнали и в других селах. Люди возили свои изделия на ярмарки, где продавалось много изделий других промыслов: резные и берестяные, украшения и кухонная утварь. А потом началась война и многие мастера не вернулись домой. Некому было передать свой опыт детям. Остались только старички, которые сами по себе иногда рисовали Глубоковскую роспись и с горечью вспоминали былые времена ярмарок. Возможно, мы и не узнали бы об этой росписи. Но много лет назад пошла в поход одна экспедиция в эти места и обнаружила замечательную роспись в деревне Глубоковка. Жители поделились секретами росписи, и теперь в городе Вологде есть завод, выпускающий такие изделия (рассматривание изделий с росписью данного завода). А еще в городе Вологда есть училище, где учат Глубоковской росписи. - Кто догадался, почему роспись назвали Глубоковской? (по месту нахождения) - Вы хотите научиться рисовать такие узоры? - Ну, тогда, в следующий раз мы отправимся в мастерскую ,где работают художники и попробуем расписать предметы с помощью глубоковской росписи и устроим выставку наших изделий. Вот и подошла к концу наша экскурсия в виртуальном музее. Вам понравилось? Предлагаю вам похвастаться, кто из вас сегодня, что узнал нового. (Психогимнастика «Конкурс хвастунов»)


В раздел образования