Автор: Котельникова Светлана Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 76"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Эссе
Тема: "Как приобщить ребёнка к нравственным ценностям?"
Раздел: среднее образование
Эссе на тему
«Как приобщить ребёнка к нравственным ценностям?»
Автор: Котельникова Светлана Юрьевна
педагог-психолог, классный руководитель МАОУ «СОШ № 76» г. Перми
«Воспитание гражданина –
это, прежде всего, раскрытие в сознании у детей
подлинной моральной красоты человека, красоты жизни»
В. А. Сухомлинский.
О, времена, о нравы... Именно это изречение Цицерона приходит на ум, когда речь
идёт о нравственном воспитании. Меняются времена, условия жизни, система
образования, меняется мода... Лет 15 назад у родителей моих учеников спросила: «Каким
Вы видите своего ребёнка в будущем?» Учитывая их мнения, для себя определила
формулу выпускника начала 20 века: успешная, развитая личность, умеющая переживать,
сочувствовать, оценивать, делать выбор. Сегодня у родителей немного иные приоритеты.
Они видят своего ребёнка в будущем личностью, способной оперативно принимать
решения, иметь активную жизненную позицию, быть конкурентноспособным, уметь
критически мыслить и делать осознанный профессиональный выбор для дальнейшего
удовлетворения потребностей. К сожалению, большинство современных родителей
забывают о важности нравственных качеств - доброта, отзывчивость, сопереживание,
честность. Зачастую материальное превыше духовного.
Меняется общество, уровень
жизни, мировоззрение, но человек должен всегда оставаться Человеком.
Сегодня учителю приходится делать очень многое: учить таблице умножения,
писать изложения, работать над проектами, учить исследовать. Во главу угла мы ставим
предметные результаты. Но С. Буффлер однажды сказал: «Нравственность должна быть
полярной звездой науки».
Нам же доверяют «сеять разумное, доброе, вечное». Мы формируем будущее
нашего общества, и очень важно, каким вырастет современный ребёнок, – «каждый сам за
себя или « с открытым сердцем к ближнему». Древнегреческий историк и философ
Плутарх сказал однажды: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит. Но чтобы
они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Я – учитель, наставник, воспитатель. Я вижу своего выпускника творческой,
самостоятельной личностью, умеющей адаптироваться в сложных жизненных условиях,
способной сопереживать, чувствовать, верить.
Как приобщить ребёнка к нравственным ценностям? В первую очередь, быть
другом, быть примером для своих учеников. Жить и работать в содружестве и
сотворчестве с родителями... Учиться быть искренними, устраивая «добрые семейные
праздники»... Приобщаться к миру прекрасного, посещая театры, музеи и выставки...
Учить быть настоящими и искренними, организуя уроки о доброте и честности...
Преклоняться «великим тем годам»... Устраивать семейные чтения и просмотры фильмов
о дружбе и доброте... Но не формами и методами работы будем сыты.
В. А. Сухомлинский сказал: «...От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как
раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению,
нравственным поступкам».
Можно ли научить нравственности? Нет такой науки «нравственность».
Нравственность - это отношение к жизни, это сама жизнь…