Напоминание

"Метод учебного проекта"


Автор: Колупаева Мария Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 30"
Населённый пункт: г.о. Балашиха, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Метод учебного проекта"
Раздел: среднее образование





Назад




Метод учебного проекта.

Лично

мне

нравится

проектная

технология

тем,

что

она

позволяет активизировать

учащихся,

реализовать

их

личностный

потенциал. Это создает условия для развития творчества учащихся,

обеспечивает

по-настоящему

продуктивный

характер

учебной

деятельности и продуктивность образовательного процесса.

Этот

метод

предполагает

решение

какой-то

проблемы,

предусматривающей,

с

одной

стороны,

использование

разнообразных

методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из

различных

областей науки,

техники,

технологии,

творческихобластей.

Результаты

проектной

работы,

как

правило,

являются,

что

называется

«осязаемыми».

Метод проектов - может достаточно широко использоваться на любой

ступени обучения, так как он позволяет органично интегрировать знания

учащихся

из

разных

областей

вокруг

решения

одной

проблемы,

дает

возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом

новые идеи.

Проектный метод замечателен еще тем, что он, по самой своей сути,

обязательно

содержит

момент

необходимого

обуче н и я все м

в идам

умственно- продуктивной активности . И о н необычайно силь н о ее

мотивирует.

Дети очень

быстро

приходят

к

выводу,

что

для

успешной

разработки

интересного для них проекта им нужно многому научиться и

приобрести ряд специальных знаний, умений и навыков.

Проекты различаются по следующим признакам:

по срокам исполнения:

- долгосрочные (могут выполняться в течение учебного года),

- средней продолжительности (один - два месяца),

- краткосрочные (могут быть разработаны на 2-3 уроках);

по количеству участников:

- индивидуальные,

- парные,

- гупповые;

по предметно-содержательной области:

- монопроекты,

- межпредметные;

по характеру контактов:

- внутри класса,

- внутришкольные,

- межшкольные,

- по преобладающему виду деятельности, что является наиболее

важным.

В соответствии с доминирующим в проекте видом деятельности можно

выделить следующие типы проектов:

1.

Иссле

д

о

в

а

тельские

-

требуют

хорошо

продуманной структуры,

обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для

всех

участников,

обозначения

источников

информации,

продуманных

методов, результатов. Примером таких проектов могут служить исследования

истории возникновения праздников в англоязычных странах (Thanksgiving

Day, Christmas, St. Patrick’s Day), проблем молодежи, отношений между

поколениями, экологических проблем.

2.

Твор

ч

е

ские — как правило, не имеют детально проработанной

структуры совместной деятельности участников, она только намечается и

далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, групповой логике

совместной

деятельности,

интересам

участников

проекта.

Оформление

результатов

проекта

требует

четко

продуманной

структуры

в

виде

сценария

видеофильма,

драматизации,

программы праздника,

статьи,

репортажа,

дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

3.

Ро

лев

о-

иг

ровые - участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой

проблемы. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные

герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые

придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут

либо намечаться в начале работы, либо вырисовываться лишь к ее концу.

Степень

творчества

здесь

очень

высокая,

но

доминирующим

видом

деятельности

является

ролево-игровая,

приключенческая.

Проблемы,

решаемые

в

ходе

выполнения

этих

проектов,

могут

обсуждаться

в

придуманных участниками ситуациях вымышленными героями. Например,

проблема карманных денег может быть обсуждена на уровне детей и

родителей, группы подростков, в ходе телевизионного ток-шоу и пр.

3.

Инфор

мационные - этот тип проектов изначально направлен на

сбо р

информа ц и и

о

каком-то

объект е ,

явлении;

ознакомление

участников проекта с

этой

информацией,

ее

анализ

иобобщение

фактов, предназначенныхдля широкой

аудитории.

Такие

проекты

часто

и н т е ргируются

в

исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

Выходом

такого

проекта

часто

является

статья,

аннотация,

реферат

по

какой-либо проблеме.

.

Прак

тик

о

-

ориент

иров

анные

— эти

проекты

отличает

четко

обозначенный

с

самого

начала

результат

деятельности

участников

проекта. Причем этот результат постоянно ориентирован на социальные

интересы самих

участников

проекта.

Примером

такого

проекта

может

служить

создание

web

страницы, дизайна

школьного

кабинета и пр.

В обучении иностранному языку хороши все типы проектов, только

необходимо четко определить место и время каждого из них.

Исследовательские,

информационные,

практико-ориентированные

проекты, как правило, долгосрочные, могут выполняться как одним, так и

группой учащихся. Данные типы проектов эффективно можно использовать

как проекты по большому разделу или теме программы, экзаменационные

проекты.

Творческие и ролево-игровые проекты - как правило, краткосрочные,

они

предполагают

групповые

формы работы,

позволяют

максимально

вовлечь каждого ребенка в самостоятельную и творческую деятельность,

стимулируют

развитие

не

столько

межличностных

отношений,

сколько

развитие

каждого

ребенка,

обеспечивают

взаимодействие

участников

учебного

процесса.

Они

позволяют

максимально

решать

задачи

коммуникативной направленности обучения английскому языку.

Эти

типы проекто в хорошо использоват ь при изучении любо й темы по

программе курса для систематизации и обобщения, а также параллельного

приобретения дополнительных знаний, умений и навыков.

Последовательность действий учителя и учащихся на разных

стадиях работы над проектом.

Любой проект проходит три стадии:

- начинается в классе;

- выходит за рамки класса;

- опять возвращается в класс.

На первой стадии ставится проблема. В основе проекта всегда

лежит какая-то проблема. Если предполагается, что учащиеся по ситуации

должны

сформулировать

проблему,

учителю

самому

следует

спрогнозировать

несколько

таких

возможных

проблем,

которые

могут

попасть в поле зрения учащихся, либо к которым учитель будет вести их

наводящими вопросами, ситуациями и пр.

Для решения той или иной проблемы учащиеся, при необходимости,

объединяются в группы. Из опыта работы оптимальной представляется

группа из четырех, пяти учащихся. Как правило, учащиеся сами выбирают

себе партнеров для работы, роль учителя здесь сводится к тому, чтобы вновь

созданные группы были равноценными по силе и возможностям.

В группах очень быстро и без всякой подсказки учителя происходит

самопроизвольное и стихийное формирование, распределение и разучивание

ролей и соответствующих им функций.

Учебные задачи для учащихся должны быть подготовлены учителем

заранее (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у

школьников), учитель должен заранее подобрать необходимый материал

(печатный,

звуковой,

видео

и

пр.,

в

том

числе

и

из

электронных

источников), и

предложить

его

учащимся

или

порекомендовать

к

нему

обратиться. Надо продумать, какую помощь можно оказать уч-ся,

не

предлагая готовых решений.

Проект принадлежит учащимся. Они сами решают (а учитель их только

консультирует) что они будут делать, как они будут делать, и это касается

н е только

содержания

их

работы,

но

и

выдвигает

определенные

требования к уровню владения языком.

Лингвистический

материал,

необходимый для

решения

проблемы

берется, в основном, не из учебника, он определяется сутью самого проекта,

хотя

большая

часть

языковой

работы

проходит

в

классе,

в

контролируемой обстановке,

где

учитель

рядом

и

готов

помочь

решить

проблемы,

которые

н е избежно

возникнут,

когда

работа

над

осуществлением проекта выйдет за рамки класса.

На

этой

же

стадии

обозначаются

возможные

формы

продукта

проектной деятельности.

Учащимся

отводится

время

на

обсуждение

и

принятие решения о форме презентации их деятельности, решение не

обязательно должно быть окончательным, оно может меняться в ходе работы

над проектом.

Вторая стадия работы над проектом предполагает самостоятельную

разработку каждым учащимся своей роли в проекте.

Ученик самостоятельно составляет текст высказывания, подбирает

необходимы й ,

н

а

его

взгляд

лексико-грамматичес к и й

и

содержательный материал, позволяющий максимально

выразить

себя в

данной

роли, координирует свои действия с другими

участника м и

проекта

.

Основная

работа

проходи т во

внеклассной

обстановке.

На третьей стадии работы проект возвращается в класс в уже

практически готовом виде с точки зрения разработанности сценария и

продуманности ролей. На данном этапе основной деятельностью является

координация

действий,

согласование

ролей,

возможны

дополнения,

небольшие

изменения,

коррекция

действий.

Происходит

обмен

новыми

знаниями, процесс коммуникации достигает наибольшей эффективности.

На этой стадии осуществляется презентация проектов и их обсуждение.

Проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-

урочной системы, должны иметь характеристики, определяющие время и

место

использования

проекта

в

образовательном

процессе.

Эти

характеристики

могли

бы составить

методический паспорт

учебного

проекта.

В качестве примера можно привести организацию работы по

выполнению ролево-игрового проекта.

Методический паспорт учебного проекта

(дается с пояснениями)

Адресация:

(кому

предназначен,

когда

его

можно

использовать

-

для

определения

места

в

учебно

-

тематическом

плане)

8

класс,

заключительные уроки по теме.

1. Тема: (учебно-тематического плана предмета) «Around the world»

2. Цели: (образовательные, воспитательные, развивающие) обобщить

знания, полученные на уроках по данной теме и мотивировать уч-ся на

самостоятельное

приобретение

недостающих

знаний

по

теме,

учить

пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и

практических

задач,

развивать

коммуникативные

и

исследовательские

умения.

3.

Учебно-педагогическая

задача:

(на

класс,

группу,

каждого

учащегося)

4. Время работы над проектом: 3 урока.

5. Обеспечение: (материально-техническое и учебно-методическое).

Словари, любой информационный материал содержательного плана.

6.

ЗУН и

общеучебные

навыки,

необходимые

учащимся

для

самостоятельной

работы:

владение

учебным материалом по

данной

тематике, предусмотренным материалом учебника, умение вести диалог,

делать

самостоятельное

высказывание,

умение

слушать

собеседника,

работать со словарем, другими источниками информации, навыки парной или

групповой работы.

7. Мотивация к познанию, работе: интерес к теме, свободный выбор

задания, возможность проявить свои способности.

8. Предполагаемые приращения ЗУН:

- новое содержание по теме

- новые практические приемы

- обобщение понятия, представления, знания, на получение которых

нацелен результат проекта

-

развитие

навыков:

самостоятельной

работы

с

источником

информации,

самостоятельного

принятия

решения,

мыслительной

деятельности

при

проектировании,

планировании,

анализе,

структурировании

- расширение кругозора.

Любому проекту предшествует подготовительный этап, во время

которого учащиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для

начала работы над проектом. На изучение темы «Around the world» отводится

8учебных часов. Они распределяются таким образом:

- подготовительный этап - 5 часов,

- непосредственно работа над проектом — 3 часа. На подготовительном

этапе, изучается основной содержательный, лексический и грамматический

материал, предусмотренный в учебнике, выполняются задания для учащихся,

которые

стимулируют

речевую деятельность

учащихся,

побуждают

их

самостоятельно обогащать словарный запас.

Проектная технология создает оптимальные условия для развития

положительных личностных качеств учащихся и развития их реальной

самостоятельности и творчества.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники