Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Могилёва Светлана Павловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Лабытнанги
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа "Школа социального успеха"
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы «Школа социального

успеха»: социально-педагогическая

Вид дополнительной образовательной программы: авторская

Уровень

реализации

дополнительной

образовательной

программы:

среднее

общее

образование

Уровень освоения дополнительной образовательной программы: общекультурный

Способ

освоения

содержания

дополнительной

образовательной

программы:

репродуктивный

В настоящее время дети становятся самым социально-незащищенным звеном

общества, особенно, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте у них активно

формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов

самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в

свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и

неповторимость,

в

его

сознании

происходит

постепенная

переориентация

с

внешних

оценок на внутренние, постепенно формируется своя Я - концепция, которая способствует

дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека.

Происходит выход ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально

формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Личность – неотъемлемая часть общества. Владение различными видами общения –

деловым, дружеским, спонтанным – определяет восприятие ее внутри него, степень ее

социальной активности.

Учитывая интересы, творческие возможности, с учетом потребностей детей среднего

и старшего школьного возраста и был разработан новый курс обучения.

Новизна

программы

заключается

в

том,

что групповая

специфика

обучения

в

данной

программе

обусловлена

возрастными

особенностями

подростков:

они

больше

склонны

делиться

мыслями

о

собственных

успехах

и

неудачах

между

собой,

чем

с

учителями и родителями. Группы сверстников имеют очень большое влияние, поэтому

занятия окажутся наиболее эффективными для корректировки поведения в целом, а у

каждого в отдельности будет способствовать развитию чувства собственного достоинства

и лидерских качеств.

Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в

себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у подростков.

Программа

«Школа

социального

успеха»,

ориентирована

на

личность,

ее

индивидуальные

возможности,

способности

и

интересы

детей

среднего

и

старшего

школьного возраста 12 - 15 лет. Принимаются в коллектив все желающие без конкурсов и

отборов.

Группа в количестве 10 человек, формируется из детей, имеющих примерно один

уровень подготовки. Продолжительность занятий с

группой - 2 часа в неделю. Срок

реализации программы – 1 год. Количество часов – 68.

Цель программы: развитие личности, формирование общественного успеха ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.

Пробудить у учащихся потребность в общении.

2.

Воспитание потребности в социально полезной деятельности.

3.

Развитие навыков самовоспитания.

4.

Выявление

и

развитие

индивидуальных

особенностей

ребенка:

Развитие

уверенности в себе, чувств собственного достоинства.

5.

Воспитание в ребенке стремления преодоления жизненных трудностей.

6.

Развитие лидерских качеств.

Отличительные

особенности

данной

дополнительной

образовательной

программы

заключается

в

том,

что

она

помогает

подростку

преодолеть

как

биологические,

так

и

социальные

изменения,

обуславливающие

психологическую

перестройку, которая происходит в период перехода от детства к отрочеству. Социальным

критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой

зависит от конкретной культуры.

С понятиями биологической и социальной зрелости

связано понятие «психологическая зрелость», включающее оба понятия. Психологическая

зрелость человека означает регуляцию собственного поведения человека, предполагает

реализацию человека как личности.

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной

образовательной программы подростки 12-15 лет. Количество детей в группе не более 10

человек. Программа рассчитана на 1 год (68 часов).

Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста связаны с

перестройкой

организма

ребенка

половым

созреванием.

Положение

подростка

в

обществе характеризуется двойственностью – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. В

социальной

ситуации

развития

подростка

наличествуют

две

тенденции:

тормозящая

развитие взрослости и «овзросляющая». Скорость, с которой происходят соматические

изменения, ломает детский образ и требует построения нового физического, телесного

«Я».

Эти

изменения

ускоряют

смену

психологических

позиций,

которую

должен

совершить подросток; наступление физиологической зрелости, очевидное и для самого

подростка и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса.

И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно,

границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый

возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.

Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких

ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Осознание этого со-

стояния приводит к заключениям типа: «В 14 лет мое тело будто взбесилось».

В этом

возрасте

складываются

две

разные

по

своему

значению

для

психического

развития

системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они

продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую

социализирующую

роль,

эти

две

системы

взаимоотношений

нередко

входят

в

противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Положение

принципиального

равенства

сверстников

делает

общение

с

ними

особенно привлекательным для подростков, представляет

большую ценность, часто

отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Поскольку общение с

товарищами

начинает

приносить

подростку

больше

пользы

в

удовлетворении

его

актуальных

потребностей

и

интересов,

он

начинает

больше

времени

проводить

со

сверстниками. Сходство интересов и проблем, возможность открыто их обсуждать, не

опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, - вот что

делает атмосферу в таких группах более привлекательной для подростков, чем сообщества

взрослых людей.

В подростковом возрасте представлены два вида отношений: товарищеские (начало

подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.

Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится

иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге

сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг,

умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или

такой

же

взгляд

на

мир

человеческих

отношений),

становится

своеобраз ным

психотерапевтом.

Он

может

помочь

не

только

лучше

понять

себя,

но

и

преодолеть

неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувство -

вать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми

делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне

возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет

искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя,

несмотря ни на что, любят и ценят.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не

ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в пре-

дыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более

важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в

группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений,

место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он

может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального

развития,

это

благотворно

отражается

на

формировании

его

личности.

При

неудовлетворенности

внутригрупповыми

отношениями

он

ищет

себе

другую

груп пу,

более

соответствующую

его

запросам.

Подросток

может

входить

одновременно

в

несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего

двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.

Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и

общение

со

сверстниками

принимает

в

этом

возрасте

характер

первоочередной

необходимости. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают

необходимые

навыки

социального

взаимодействия,

умение

подчиняться

коллективной

дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с

общественными.

Старшие подростки очень активны в общении и поиске друга. Такое общение для

них, по мнению Д.Б.Эльконина, особая деятельность, предметом которой является другой

человек, а содержанием – построение взаимоотношений и действований в них. Внутри

этой деятельности происходит познанием подростком другого человека и самого себя и

развиваются средства такого познания. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к

сверстникам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью.

Неблагополучные

личные

взаимоотношения

с

товарищами

воспринимаются

и

переживаются подростками очень тяжело. Разрыв личных отношений воспринимается как

персональная

драма.

Для

того,

чтобы

завоевать

друзей,

привлечь

к

себе

внимание

сверстников, подросток старается сделать все возможное и невозможное; иногда ради

этого идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт

со взрослыми.

В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, ровесники одного и того же

пола,

учатся

в

одном

классе,

принадлежат

к

одной

и

той

же

среде.

Встречаются

и

исключения. Так, например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей

подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а

развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем,

что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому не достает.

Подросток

ищет

в

друге

сходства,

понимания

и

принятия

своих

собственных

переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого надо

иметь

сходные

проблемы

или

такой

же

взгляд

на

мир

человеческих

отношений),

становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять

себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной

ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими проблемами,

проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен

разрыв

отношений.

Поэтому

довольно

часто

подростки

лихорадочно

меняют

друзей.

Общение со сверстниками выделяется в сферу личной жизни, обособленной от влияния и

вмешательства взрослых

Появляется

моральный

кодекс,

предписывающий

подросткам

четкий

стиль

поведения

в

дружеских

отношениях

со

сверстниками.

К

нарушителю

кодекса

товарищества применяется бойкот, отказ в приеме в компанию, в совместном участии в

каком-либо деле.

С возрастом все важнее становится «родство душ» – общность внутренней жизни,

совпадение

взглядов,

ценностей,

стремлений.

Совместно

выработанная

точка

зрения

осознается как своя собственная, личная. Отношения поднимаются на еще более высокий

уровень, когда появляются общие для обоих и значимые для каждого цели и задачи,

связанные с профессиональными намерениями, самовоспитанием, самообразованием.

В этот возрастной период подростков так тянет друг к другу, их общение настолько

интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на

эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может

быть

различным.

Для

него

важно

иметь

не

просто

группу,

а референтную

группу,

ценности которой он принимает безоговорочно, на чьи нормы поведения и оценки он

ориентируется.

Входить

в

любую

группу,

готовую

его

принять,

недостаточно.

При

неудовлетворенности

внутригрупповыми

отношениями

подросток

ищет

себе

другую

группу, более соответствующую его запросам, иногда может одновременно входит в

несколько групп, исповедующих разную мораль.

К концу подросткового возраста у подростков

возникает интерес и к другу

противоположного

пола,

стремление

нравиться

и,

как

следствие

этого,

появляется

повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.

В младшем подростковом возрасте

подобный интерес приобретает необычное

внешнее выражение – мальчики начинают задирать девочек, те в свою очередь постоянно

жалуются на мальчиков, однако такое повышенное взаимное «внимание» доставляет и тем

и другим явное удовольствие.

У

старших

подростков

появляются

более

романтические

отношения

они

начинают писать друг другу записки, назначать свидания, вместе гулять по улицам. На

основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше,

появляется

потребность

к

самосовершенствованию.

В

этом

возрасте

большинство

подростков начинают заниматься самовоспитанием.

Влияние родителей на подростков

уже ограничено – им охватываются не все

сферы жизни, как это было

раньше. Мнение сверстников обычно наиболее важно в

вопросах дружеских отношений между мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с

развлечениями,

молодежной

модой,

современной

музыкой

и

т.д.

Но

ценностные

ориентации

подростка,

понимание

им

социальных

проблем,

нравственные

оценки

событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Для

многих

подростков

универсальной

психологической

целью

является

эмансипация от взрослых, избавление от родительской опеки. Нуждаясь в родителях, в их

любви и заботе, в их мнении, они, тем не менее, испытывают сильное желание быть

самостоятельными и равными с ними в правах. При ненахождении общего языка с

родителями

по

важным

для

него

вопросам,

подросток

начинает

сопротивляться

требованиям, которые раньше выполнял безоговорочно, обижаться и протестовать при

попытках ограничить его самостоятельность и в случаях, если взрослые не считаются с

его

интересами,

требованиями,

желаниями,

претендовать

на

большее

равноправие

с

взрослыми, у него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства.

Существовавший

в

детстве

тип

отношений

с

взрослыми,

отражающий

асимметричное,

неравноправное

положение

ребенка,

становится

для

подростка

неприемлемым,

не

соответствующим

его

представлениям

о

собственной

взрослости.

Создается специфическая для этого воз-та ситуация: права взрослых он ограничивает, а

свои расширяет.

Позицию

взрослого

по

отношению

к

подростку

определяют:

неизменное

общественное положение подростка – школьник; полная материальная зависимость от

родителей; привычный стиль взрослого в воспитании – направлять и контролировать;

сохранение у подростка детских черт в облике и поведении – отсутствие ответственности,

способности действовать самостоятельно, несерьезное отношение к обязанностям.

Все это вместе взятое обусловливает стереотипное отношение к подростку как к

ребенку. Очевидно, что при таком отношении достойного места в системе отношений с

взрослыми подросток занять не может, в этом тандеме он всегда «ведомый», что для

подростка непереносимо. В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях с

взрослыми как реакция на недопонимание со стороны взрослого. У подростка нередко

возникают разные виды протеста, непослушания, которые в крайне выраженной форме

проявляются в открытом неповиновении, негативизме, упрямстве, безразличии к оценке

успехов.

В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего

нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность

оказывать на него влияние. Отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье

приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.

Доверительные разговоры с взрослыми

в подростковом возрасте важны. Задача

взрослого человека состоит в том, чтобы помочь подростку понять, что с ним происходит.

Состав группы: постоянный

Сроки

реализации

дополнительной

программы 1 год

(68 часа), 2 часа в неделю,

количество обучающихся в группе не более 10 человек.

Формы и режим занятий: групповые, разновозрастные.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

После годичного обучения учащиеся, включенные программой в образовательный

процесс должны иметь навыки:

Коммуникативных способностей;

Познавательного интереса;

Потребности в полезной деятельности

Прогнозируемым результатом обучения является развитие индивидуальности, через

освоение ребенком культуры и ее ценностей.

В завершении обучения учащиеся предоставляют презентацию на компакт-диске по

одной из изученных тем.

Содержание программы:

1.

Вводное занятие.

Ознакомление

с

правилами

техники

безопасности,

правилами

пожарной

безопасности.

Принятие правил группы.

Знакомство друг с другом.

Тесты.

2.

Социальная роль человека.

Факторы социализации. Среда и человек. Понятие видов социальных общностей,

формальное и неформальное объединение. Роль групп сверстников в социализации

подростков. СМК, их роль в процессе социализации (деревня, поселок, город).

Практическая работа:

Организационно-деятельностная игра.

Тесты.

Составление кроссворда по теме.

3.

Личность.

Структура

личности.

Индивидуальность.

Темперамент.

Характер.

Эмоции

и

чувства. Самовоспитание, самоуважение, самооценка, самообучение.

Практическая работа:

Ролевая игра.

Тесты.

4.

Общение.

Средства

общения.

Три

стороны

общения.

Вербальные

средства

общения.

Не

вербальные средства общения. Комплекс. Девиации. Симпатии.

Практическая работа:

Выпуск буклета по данной теме.

Тесты.

Анкетирование

5.

Конфликт

Виды

конфликтов.

Семья.

Конфликт

в

семье.

Методы

и

стили

разрешения

конфликта. Технологии управления конфликтом.

Практическая работа:

Анкетирование.

Тесты.

6.

Коллектив

Структура коллектива

Этапы развития коллектива

Самоуправление в коллективе

Сотрудничество взрослых и детей

Организация коллективной деятельности

Практическая работа:

Составить план мероприятия.

Ролевая игра

7.

Лидер.

Как стать лидером. Как приобрести друзей и поддерживать с ними отношения.

Мир взаимоотношений.

Практическая работа:

Анкетирование.

Тесты

Ролевая игра

8.

КТД

Свободное время, чем заняться? Как провести праздник? Хобби.

Практическая работа:

Разработка сценария мероприятия.

9.

Этикет

Речевой этикет. Этикет в общественном месте. Ты идешь в гости.

Практическая работа:

Тесты.

10. Личный дневник.

(мнение учащихся).

11.

Заключительное занятие.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

В том числе:

Теорети-

ческих

Практи

-ческих

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Социальная роль человека

2.1. Факторы социализации

2.2.Человек. Общество. Этнос. Социум.

Социализация.

2.3. Среда и человек

2.4. Понятие вида социальных общностей.

Формальное и неформальное объединение

2.5. Роль групп сверстников в социализации

подростков

2.6. СМК, их роль в процессе социализации:

-деревня

-поселок

-город

2.7. Практическая работа

10

1

1

1

1

1

1

4

3.

Личность:

3.1. Структура личности

3.2. Индивидуальность

3.3. Темперамент

3.4. Характер

3.5. Эмоции и чувства

3.6. Самооценка

3.7. Практическая работа

10

1

1

1

1

1

1

4

4.

Общение:

4.1. Средства общения

4.2. Три стороны общения

4.3. Вербальные средства общения

4.4. Невербальные средства общения

4.5. Виды общения

4.6. Комплекс

4.7. Девиации

4.8. Симпатии

4.9. Практическая работа

10

1

1

1

1

1

1

4

5.

Конфликт

5.1. Виды конфликтов

5.2. Семья. Конфликт в семье.

5.3. Методы и стили разрешения конфликтов

5.4. Технологии управления конфликтом

5.5. Практическая работа

8

1

2

1

2

2

6.

Коллектив

6

4

2

7.

Лидер

7.1. Как стать лидером

7.2. Как приобрести друзей и поддерживать с ними

отношения

7.3. Мир взаимоотношений

7.4. Самовоспитание, самообучение, самоуважение

7.5. Самоконтроль

7.6. Практическая работа

7

1

1

1

1

1

2

8.

КТД

8.1. Свободное время, чем заняться?

8.2. Как провести праздник?

8.3. Хобби

8.4. Практическая работа

5

1

1

1

2

9.

Этикет

9.1. Речевой этикет

9.2. Этикет в общественном месте

9.3. Ты идешь в гости

9.4. Практическая работа

4

1

1

1

1

10

Личный дневник (мнение учащихся)

10.1. Практическая работа

2

1

1

11

Заключительное занятие

11.1. Практическая работа

4

4

Итого:

68

41

27

Методическое обеспечение программы

В течение года учащийся получает знания по 9 различным темам. Для достижения

поставленной

цели

необходимо

выйти

на

определенный

методический

уровень,

позволяющий донести содержание программы до учащихся.

В работе используются следующие методы обучения:

Речевые, вербальные: рассказ, объяснение, лекция, беседа;

Практические: тестирование, ориентационно-ролевая игра, анкетирование;

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Педагогические средства

Учебно-методическая литература;

Конспекты

Механизмы оценки результатов.

В начале и в конце учебного года проводится диагностическая процедура.

Применяется психодиагностическая методика для определения уровня самооценки у

детей подросткового возраста. Анализ методики выявляет показатель успешности в

овладении программы.

Критерии оценки:

1. Для определения наиболее ценных свойств личности целесообразно применить

тест «Самооценка».

Показатели:

Самооценка

оптимальная

(адекватная)

ребенок

правильно

соотносит

свои

возможности

и

способности,

достаточно

критично

относится

к

себе,

стремится

реально

смотреть

на

свои

неудачи

и

успехи,

старается

ставить

перед

собой

достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он

подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому

отнесутся другие.

Таким образом, адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, т.е. без

слишком

большой

переоценки

и

без

излишней

критичности

к

своему

общению,

деятельности, поведению. Такая самооценка является наилучшей.

Пол

Уровни самооценки

Неадек-

ватно

низкий

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

Неадек

ватно

высокий

Юноши

0- 10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

67

Девушки

0- 15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

69

2. Для выявления самоотношения применяем тест-опросник В. В.

Столина, СР. Пантилеева.

Тест-опросник определяет модуль структуры самоотношения:

- интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» ребенка;

- самоуважение;

- аутосимпатия;

- ожидания положительного отношения от других;

Тест-опросник измеряет выраженности установки на те или иные внутренние действия

в адрес «Я» ребенка:

- самоуверенность;

- отношение других;

- самопринятие;

- само руководство, самопоследовательность;

- самообвинение;

- самоинтерес;

- самопонимание.

Список литературы:

Для учителя

1.

Немов «Психология», кн.1, М, 1999

2.

Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога, М, 2001

3.

Рогов Е.И. «Психология общения», М, 2001

4.

Самыгин и Столяренко «Психология управления», М, 1997

5.

Столяренко «Основы психологии», М, 1996

6.

«Социальная

психология

и

этика

делового

общения»,

под

редакцией

В.Н.

Лавриненко, М, 1995

Для учащихся

1.

Реан А.А. «Психология подростка» Учебник СПб, 2003

2.

Энциклопедия этикета М, 2001



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники