Напоминание

"Современные технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения"


Автор: Рахматуллова Лилия Асхатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Стародрожжановская сош №1"
Населённый пункт: с. Старое Дрожжаное
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные технологии в условиях перехода на ФГОС второго

поколения

Л.А.Рахматуллова, учитель математики

МБОУ «Стародрожжановская сош №1»

Дрожжановского муниципального района РТ

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных

задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного,

инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс

образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы

знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу

учебной

деятельности

учащегося,

но

и

как

процесс

развития

личности,

принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому

воспитание

в

школе

не

должно

быть

оторвано

от

процесса

образования, усвоения знаний, умений и навыков, а должно быть органично

включено в него.

В условиях перехода на ФГОС второго поколения с 5 класса стараюсь

заинтересовать

учащихся,

предлагая

им

систему

отношений

учебного

сотрудничества,

уважения

к

окружающим,

взаимопонимания.

Учу

ребят

мыслить, делать нужные выводы и обобщения. Моя задача - способствовать

формированию

самооценки

личности

через

развитие

стремления

к

самопознанию.

Систематическое

формирование

потребности

учеников

получить

знания

развивает

определенные

мыслительные

операции,

тем

самым повышая результативность обучения.

Для

решения

таких

задач

школьников

стараюсь обучить

главным

мыслительным

операциям:

анализу,

обобщению,

сравнению

и

др.

Современные

технологии

могут

обеспечить

активное

участие

в

уроке

каждого

ученика.

Такие

уроки

создают

атмосферу

сотрудничества

и

коллективизма,

активизируют

творческие

силы

учеников,

расширяют

их

кругозор.

Для развития творческих способностей детей:

-организую занятия, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;

-строю урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания;

- активизировать самостоятельную работу учащихся;

-обеспечиваю преемственность в работе.

Организуя нестандартные уроки, я сделала вывод, что именно такие

уроки

повышают

эффективность

обучения,

развивают

активность,

самостоятельность,

личную

инициативу

и творческие

способности

учащихся.

Мне хотелось бы остановиться на методах, которые носят обучающий

характер:

репродуктивный;

проблемный;

эвристический или частично-поисковый;

исследовательский;

проектный.

Они и составили мою методическую систему, которая помогает мне

работать над развитием творчески активной личности.

Активность мышления повышается в условиях проблемной ситуации.

Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам

формулирует

проблему,

выдвигает

предположения,

доказывает

свою

точку зрения и проверяет правильность своих решений и выводов.

Выбор

мною

технологии «Развитие творческого мышления через

проектную

деятельность»

обусловлен

необходимостью

обеспечения

качества образования. Сегодня одним из наиболее важных направлений для

развития ученика являются информационная, коммуникативная, личностно-

адаптивная,

исследовательская

и

социально-личностная

компетенции.

Технология

«Развитие

творческого

мышления

через

проектную

деятельность»

соответствует

требованиям

личностно-ориентированного

обучения

и

применима

для

работы

с

разными

возрастными

группами

учащихся.

Данная

технология

включает

в

себя

целый

ряд

методических

приемов, что обеспечивает развитие у обучающихся мышления, способствует

формированию

их

коммуникативной

компетенции

и

способностей

к

сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной

личности,

способной

к

самостоятельной

поисковой,

исследовательской

и

творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создает

на

уроке

атмосферу

сотрудничества. На

уроках

математики

стараюсь

создать

условия,

способствующие

развитию

творческого

мышления

детей;

помогаю

обучающимся

овладеть

творческим

уровнем

мышления,

обучаю воспитанников основам научного творчества, стараюсь содействовать

становлению

речевой

культуры,

способствующей

проявлению

творческой

индивидуальности обучающегося.

Этап рефлексии, например, также завершается творческой работой

детей: созданием проекта. Творчество - самый мощный импульс в развитии

ребенка. На каждом уроке я пытаюсь дать почувствовать детям силу слова,

показать его возможности.

Особое

место

в

решении

этой

задачи

занимают

уроки

решения

нестандартных задач. Учащимся старшего школьного возраста, например,

предлагаю олимпиадные задачи.

Работая по программе с использованием технологии «Развитие

творческого

мышления

через

проектную

деятельность»,

добились

неплохих результатов. И обучающиеся 5 классов, с кем первыми начали

внедрять ФГОС второго поколения, смогли добиться хороших результатов на

различных

конкурсах

и

олимпиадах

по

предмету

на

республиканском

и

Всероссийском

уровне.

Конечно,

многие

конкурсы

для

пятиклассников

организуются

на

дистанционном

уровне,

но

они

помогают

прививать

учащимся

любовь

к

предмету,

показывать

хорошие

результаты

пока

на

школьном уровне.

Исследовательский

метод,

широко

используемый

в

моей

методической

системе, помогает выработать навыки творческой работы,

развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать

выводы.

Инновационные

технологии

требуют

развития

творческих

способностей детей. Стараюсь учить учеников творчески выражать себя,

активно

общаться.

Систематической исследовательской

деятельности

учащихся

в

изучении

математики предшествует работа по активизации

познавательных

процессов

на

уроках

в

виде

решения

проблемных

и

познавательных задач, выполнения заданий исследовательского характера. В

систему

уроков

включаются

элементы

поиска

знаний,

демонстрируются

фрагменты микроисследований ребят. Как показал опыт, исследовательская

практика

не

только

расширяет

круг

интересов

ребенка,

но

и

позволяет

обучить

технологии

мыслительных

действий;

способам

эффективного

познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности,

сформировать навыки творческой переработки информации.

Постоянно

проводим

с

обучающимися

микроисследования,

которые

объединяются

в

отдельные

темы.

Многие

из

исследовательских

работ

обучающихся

были

выдвинуты на научно-исследовательские и научно-

практические конференции различных уровней и высоко оценены жюри и

рецензентами работ. Таким образом, одним из приоритетных направлений

работы

с

учащимися

в

данной

системе

является

организация

исследовательской

деятельности,

главная

цель

которой

активизировать

обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать

учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности,

обучить основам научного творчества.

Научное

творчество,

как

показал

опыт,

есть

п р оявл е н и е

интеллектуальной,

духовной,

творческой

активности

учащихся.

Научное

творчество проявляет и развивает такие стороны творческого мышления,

как «умение разрабатывать гипотезу», «умение видеть проблему», а также

«оригинальность»

мышления.

Способствует

обучению основам научного

творчества наличие системы творческих заданий. Творческие задания

помогают раскрыть творческие возможности учащегося, разбудить в нем

индивидуальность, развить воображение.

Подводя

итог

сказанному,

отмечу,

что

внедрение

современных

педагогических технологий - работа сложная, но вместе с тем интересная.

Главное,

что

она

дает

положительные

результаты.

Ученики

мыслят

самостоятельно, стремятся к творчеству. Им выходить в большую жизнь,

которая

потребует

от

выпускников

школы

умения

принимать

решения

самостоятельно.

Найти

своё

место

в

жизни

сможет

только

мыслящий

человек, умеющий найти выход из сложной жизненной ситуации.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники