Напоминание

"Фитнес для детей школьного возраста"


Автор: Ревизорова Анна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Школа №45
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Фитнес для детей школьного возраста"
Дата публикации: 13.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Фитнес для детей школьного возраста

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую

часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами,

компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а

как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,

задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости,

координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для

формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых

выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для

утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому

воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в

этом может детский фитнес.

Детский фитнес — это сочетание различных общеукрепляющих

упражнений. Занятие может включать в себя, как упражнения на осанку, так и

упражнения с предметами, хореографию, и другие виды физической

активности.

В первую очередь, детский фитнес — это спортивная программа,

разработанная с учетом физической подготовки и возраста ребенка. На

занятиях детским фитнесом дети не только развивают ловкость и гибкость,

но и выплескивают накопившуюся энергию, играя с другими малышами.

Использование элементов детского фитнеса (на занятиях по физкультуре, в

рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем

двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с

возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений

и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими

упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения,

возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-

игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают

благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного

развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания,

развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к

занятиям физкультурой.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с

детьми, значительно расширился:

- занятия на тренажерах;

- игровой стретчинг;

- фитбол-гимнастика;

- степ-аэробика;

- черлидинг;

- пилатес;

Одна из самых распространенных и современных форм физкультурно-

оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста – занятия с

использованием тренажеров. В работе с детьми младшего школьного

возраста используются как простейшие, так и сложного устройства: степы,

мячи-фитболы, диски здоровья, гимнастические роллеры, детские резиновые

эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-

батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также

пластмассовые гантели и гантели до 0,5кг, медболы, шведские стенки,

коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.

На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая система, дыхательная,

развивается общая выносливость, приобретаются двигательные умения и

навыки, способствующие укреплению здоровья дошкольников, а также

формируется интерес и потребность в занятиях физкультурой и спортом.

Занятия на тренажерах начинаются с 1 минуты и с простых упражнений.

Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят

понятные детям названия (животных или имитационных действий) и

выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном

сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети

превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой

форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают

технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую

и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в

пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений

заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую

смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с

большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую

нагрузку на все группы мышц.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела

и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих

предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой

оздоровительное действие на весь организм.

Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика.

Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В

настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в

спорте, педагогике, медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка,

что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах

прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и

брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют

формированию правильного дыхания, формируют длительно

вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных

невысоких платформ – степов ( высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20;

высотой ножики- 7 и шириной – 4см).Высота ступеньки определяется с

помощью теста: Ребенок должен:

1. Безбоязненно подниматься на ступеньку

2. Заскакивать на нее с легкостью

3. Спускаться с доски с помощью одного шага

4. Стоять на ней уверенно

Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми младшего

школьного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного

корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и

дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность

движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в

пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние

ребенка.

Детский стэп – одно из любимых занятий детей младшего школьного

возраста. Сначала дети выполняют движения под счет, затем под музыку.

Занятие едет без пауз, в режиме нон-стоп. В течение отведенного времени

никто не стоит просто так, одно движение сменяет другое.

Новое упражнение инструктор включает в занятие по ходу дела, чередуя его с

уже известными, «диктуя» голосом шаги и элементы.

Практически все упражнения, вошедшие в разработанные инструктором

комплексы «подсказаны» детьми. Важно только внимательно наблюдать,

какие движения вдруг начинают делать, случайно заскочив на платформу или

внутри образовавшейся в занятии паузы. На платформу не только шагают и

вокруг них, но и применяют платформы в эстафетах – как препятствие,

которое нужно обежать, или перепрыгнуть.

Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы,

развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат,

тренирует сердце, нормализует артериальное давление. Степ не только

способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает

необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение и

оздоравливает организм. Аэробика оказывает положительное действие на

весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и

нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и

деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что эта аэробика

достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно

задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.

Специалисты считают, что степ - аэробика прекрасна для профилактики и

лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления

после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты,

поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают

фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А, применив

отягощение (гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы

плечевого пояса.

Особое внимание хочу обратить на развитие мышц толчковой ноги у тех

детей, которые регулярно занимаются степ - аэробикой. Учащимся легко

даются прыжковые упражнения, и выполняются ими более качественно.

В настоящее время в работу с детьми активно внедряется черлидинг –

зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы

акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки

дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в

режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых

упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6

летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за

волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя

укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу,

гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный

спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая

благоприятную атмосферу. Упражнения делаются плавно, медленно и

требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их

выполнения и правильным дыханием.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Решает целый

комплекс задач: развитие двигательных качеств; обучение основным

двигательным действиям; развитие и совершенствование координации

движений и равновесия; укрепление мышечного корсета, создание навыка

правильной осанки; улучшения функционирования сердечно-сосудистой и

дыхательной систем; нормализация работы нервной системы, стимуляция

нервно-психического развития; улучшение кровоснабжения позвоночника,

суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; улучшение

коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; стимуляция развития

анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; развитие

мелкой моторики и речи; адаптация организма к физической нагрузке.

Фитбол-гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъѐме

и интереса у детей, что является эффективным методом оздоровления детей.

Дыхательные упражнения включены в каждое занятие. Важно научить

ребѐнка дышать носом, а не ртом.

Обучая детей правильному дыханию, необходимо, прежде всего, добиться,

чтобы они делали глубокий выдох. Это важно для максимальной вентиляции

альвеол лѐгких. Через эти упражнения укрепляются мышцы дыхательной

системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Каждое упражнение

имеет название, связано с каким-либо образом и, чаще всего, с

произнесением звуков на выдохе. Эти упражнения очень интересны детям, и

те выполняют их с удовольствием.

Упражнения с предметами позволяет укрепить разные группы мышц, развить

ловкость, внимание, повысить гибкость.

Дети сами выбирают вид упражнений, взрослый направляет движения детей,

выполняет страховку при сложных упражнениях, рекомендует те или иные

упражнения.

Подвижные игры создают атмосферу радости, делают наиболее

эффективным комплексное решение задач и поэтому имеют место на каждом

занятии.

Успешным результатом этой работы я вижу: большой интерес и активность

детей, родителей и педагогов в реализации данных методик; снижение

заболеваемости детей посещающих детский сад; повышение положительной

динамики уровня развития навыков у детей по овладению своим телом и пр.

Значение фитнеса в школьный период жизни человека заключается в

создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления

здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все

это приводит к возникновению объективных предпосылок для

гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного

возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо.

Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье

растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не

обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на

старший школьный возраст, основные физические способности и

функциональные возможности можно эффективно повысить именно в

школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко

всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества

удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для

обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в

дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные

движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и

умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать

программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных

программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической

культуры являются эффективным средством против пассивного

времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда

антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя

и т.п.).

И, наконец, фитнес в период бурного развития организма существенно

облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых,

эстетических).

2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6-7 до 17-18 лет. В этот

период создается фундамент всестороннего физического развития,

формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные

умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из

значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их

физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее

существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими

показателями, по которым в определенной мере можно судить как о

положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов

окружающей среды на организм ребенка.

На основании научных исследований было выявлено, что длина тела,

значительно превышающая средневозрастные показатели, может служить

своеобразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном

медицинском наблюдении и контроле за переносимостью нагрузки. У детей,

имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному)

массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее

функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увеличенных

физических нагрузок. Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по

сравнению со средними для данного возраста) отличаются повышенной

возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях

игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется,

инструктору следует предусматривать для них более длительные паузы

отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для

укрепления дыхательной мускулатуры, для увеличения спирометрии.

3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ

Основные средства физического воспитания представлены в программах

образовательных упреждений. Большое разнообразие физических

упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных

положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы

физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности. Принцип связи физического

воспитания с трудовой и военной практикой. Принцип оздоровительной

направленности.

Основными средствами физического воспитания являются физические

упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные

умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные

свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В

практике физического воспитания широко используются физические

упражнения из следующих разделов школьной программы: гимнастика,

легкая атлетика, ходьба на лыжах, плавание, игры.

Важными средствами физического воспитания, позволяющими

оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека,

являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические

факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями.

Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на

физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего

организма.

Под методами физического воспитания детей школьного возраста

понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические

(характерные только для процесса физического воспитания) и

общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной

форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с

обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием

физических качеств.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического

воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных

методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить

успешную реализацию комплекса задач детского фитнеса.

4. ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12

до 15 лет (V—VIII классы).

1. Антропометрическое развитие

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и

увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см

главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно

на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—

14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек

происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и

нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный

столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя

процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13

лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным

образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса

особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11

—12 лет.

2. Половое развитие

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек

и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1

—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с

разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными

функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в

подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема

индивидуального обучения в условиях коллективных занятий фитнесом.

3. Развитие сердечно-сосудистой системы

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости

сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития

центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность

формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные

функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы

кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности

значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система

кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного

морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь

к 20 годам.

4. Развитие дыхательной системы

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий

темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет

увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем

дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков

— с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до

2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный,

чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл

кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем

взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка

кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови

кислородом.

5. Развитие физических качеств

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного

совершенствования моторных способностей, больших возможностей в

развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста

достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные

способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно

увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы

наблюдаются в развитии гибкости.

6. Задачи детского фитнеса среднего школьного возраста.

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению

навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям

внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ

жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов фитнеса

(аэробика, силовая тренировка, степ-аэробика)

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий

физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время

физическими упражнениями;

7) вырабатывать организаторские, лидерские навыки поведения;

8) формировать умения адекватной оценки собственных возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь,

дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам

психической саморегуляции.

7. Основы методики детского фитнеса для детей среднего школьного

возраста.

Особенностью занятий с детьми среднего школьного возраста является

углубленное обучение базовым упражнениям и движениям фитнеса

(аэробика, степ, стретчинг, танцвальные направления, силовой тренинг).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей,

что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии

двигательных способностей. В этой связи для группы занимающихся детей

следует дифференцировать задачи, содержание и темп программы.

Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для детей,

имеющих или низкие или высокие результаты на занятиях.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в

большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые

особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного

упражнения) примерно равное.

Существенным элементом на занятиях фитнесом для подростков являются

соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях, показательных

выступлениях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в

состязаниях, выступлениях, соревнованиях (всевозможные батлы,

показательные номера).

5. РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЙ СТРЕТЧИНГОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

- Улучшаются эластичные свойства мышц

- Повышаются силовые качества

- Улучшаются восстановительные процессы после нагрузки

- Уменьшается риск получения травм

-Улучшается способность к расслаблению

- Улучшается подвижность суставов

- Улучшаются обменные процессы в организме

- Профилактика артрозов

- Уменьшается мышечный дисбаланс позвоночника

- Улучшается осанка

- Профилактика остеохондроза

- Нормализуется работа нервной системы ребенка

- Проявление гибкости



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники