Напоминание

"Использование ненормативной лексики в речи обучающихся как негативный процесс"


Авторы: Макаров Олег Степанович, Макарова Карина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Самковская школа"
Населённый пункт: Поселок Самково, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ненормативной лексики в речи обучающихся как негативный процесс"
Раздел: полное образование





Назад




Использование ненормативной лексики в речи обучающихся как негативный процесс

«С языком, с человеческим словом, с речью

безнаказанно шутить нельзя; словесная речь

человека – это видимая, осязаемая связь,

союзное звено между телом и духом».

Владимир Даль

Самым главным средством общения является язык.

Язык – это наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель

общественного

сознания.

А

потому

языку

должно

придаваться

фундаментальное

и

стратегическое значение [3, с.29].

Великий, могучий русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и

разнообразием. Всю его мощь мы можем увидеть в речи культурных деятелей.

Речь – это наш словесный портрет. С помощью речи мы кажем взору самих себя.

Время доказало, что речь правильная, яркая, эмоциональная является основным ключом к

достижению определённой цели. Особенно стоит указать, это важно в случае молодых

специалистов, которые ставят себе целью достичь успеха в продвижении по «карьерной

лестнице».

Этот

успех

зависит

от

того,

насколько

полно

молодой

специалист

владеет

нормами

литературного

языка,

умело

выбирает

и

использует

языковые

средства,

способствующие достижению поставленных задач коммуникации, соблюдает этику общения

в разнообразных коммутативных ситуациях.

Но в настоящее время наблюдается такой негативный процесс как «сквернословие»,

употребление нецензурных слов в речи молодежи, препятствующий «карьерной лестнице»

молодых специалистов.

Сквернословие

-

речь,

наполненная

неприличными

выражениями;

непристойные

слова, матерные ругательства [6].

Сквернословие не имеет никакого оправдания. Многие, видимо, не понимают того,

что слова и мысли едины, что, следовательно, каковы бы ни были внутренние побуждения

человека,

употребляющего

брань,

этот

человек

объективно

обнаруживает

неуважение

к

людям. Употребление бранных слов и выражений, сквернословие следует рассматривать как

нарушение человеческих норм, как оскорбление чести и достоинства современного человека,

как нанесение вреда его психическому здоровью [5, с. 44].

Стоит остановиться на том, что более активно использует ненормативную лексику

молодёжь, которая, по различным причинам лично для каждого, становится в современном

мире ключом к новым знакомым, компаниям, что особенно важно для молодых. По мнению

молодых людей, речь, в которой использована ненормативная лексика, становится более

эмоциональной, живой, с помощью такой речи есть возможность быть понятым среди

сверстников.

Ненормативная лексика сейчас нас окружает повсюду: в жизни, в кино, в литературе,

в СМИ, на радио и тем более в Интернете. Каковы же последствия такого словоблудия, мы

сами догадываемся.

Сейчас устная речь пребывает в убогом состоянии. Кризис общественных структур

отражается и в зеркале речевого общения, однако упорядочить речь силовыми методами

нельзя. Это можно сделать только путем пропаганды образцов. А образцы в наши дни

способны реализовать и демонстрировать прямо и непосредственно в первую очередь радио

и телевидение [3, с. 30].

А откуда произошла матерная речь?

Недавно

заведующий

кафедрой

ино странных

языков

В ол го г р а д с ко й

сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А. Олянин провел

целое научное исследование, посвященное ненормативной лексике. «Если сравнить родную

лексику с мощным водным потоком, то мат – своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение

речи», – полагает ученый. Исследователь пришел к выводу, что матерные слова произошли от

древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются

непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в

обрядах

языческого

происхождения

и

носит

ритуальный

характер.

Человек,

произнося

некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и

окружающих людей. Существуют и матерные слова – имена бесов. Произносящий подобное

слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на

настроение, здоровье, состояние финансов, а также на взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалось

как черта поведения человека, одержимого бесами [2, с. 67].

Многие ученые заметили, что сквернослов наносит вред в первую очередь самому

себе. Бранные слова действуют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за

наследственность

человека.

Вырабатывается

«отрицательная

программа»

приводящая

к

«программе

самоликвидации».

Ученые

зафиксировали,

что

бранное

слово

вызывает

мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Например, одни сообщения

оздоравливают человека, другие травмируют.

Почему же многие люди используют бранные слова?

По

данным

исследований

ученых,

выявлены

типы

активного

и

«привычного»

употребления мата [5, с. 44]:

с повышенным уровнем невротизации, «опроблемности» личности;

с

повышенным

уровнем

враждебности,

агрессивности

к

окружающим

и

соответствующего восприятия социальной среды;

с неудовлетворенностью своей жизнью;

со сниженной самооценкой;

с

показателями

низкого

уровня

интеллекта

личности,

снижением

объема

оперативной

памяти

и

другими

с о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с к и м и

характеристиками.

Исходя из этого, данная проблема весьма актуальна в настоящее время.

Сквернословие имеет свои корни не только в низком уровне жизнеобеспечения и

безысходности

жизнеобеспечения,

а

в

элементарном

бескультурье

и

невоспитанности.

Шокируют

ситуации,

когда

сквернословят

люди

с

высоким

уровнем

образования,

социального

положения,

должностных

полномочий,

работающие

в

сфере

«человек

человек» [1, с. 51].

К примеру, на сайте ИМА-пресс в разделе «Комментарий дня» был задан вопрос:

«Можно

ли

чистоту

русского

языка

регулировать

с

помощью

Федерального

законодательства? Нужно ли вводить наказания за употребление бранных слов?» Мария

Арбатова вот как отреагировала на этот вопрос: «Это чисто популистский закон, и у него нет

шансов пройти в Думе и быть воплощённым в жизнь, глупости всё это» [8].

В своей статье «Матерный словарь как феномен русской культуры» А. Плуцер–Сарно

говорит о проблеме появления огромного количества «словарей русского мата». «Их качество

говорит

о

том,

что

эта

область

языка

по-прежнему

остается

вне

поля

зрения

профессиональных лексикографов. Сделаны они совершенно безграмотно любителями и

дилетантами,

чтобы

удовлетворить

вполне

естественную

потребность

напечатать

«непечатное», употребить «непотребное» [4, с. 74 - 80].

На

сайте

«Электронная

библиотека»

предложена

статья

Сергея

Степанова

«Сквернословие», в которой автор пытается «разобраться в психологических механизмах

брани, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи ненормативную

лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает

наши

глубинные

склонности

и

влечения».

В

этой

статье

также

поднимается

распространенная проблема употребления мата юношами и девушками. Здесь предлагается

решение

этой

проблемы,

которая

«видится

в

том,

чтобы

убедительным

позитивным

примером демонстрировать, что достойные люди – выше брани. Только когда те, с кого

большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат

постепенно вернется туда, откуда пришел, - в лексикон подзаборного сброда. Тем более что

любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной

форме!» [7].

В последнее время мы наблюдаем такое явление, как появление сквернословия в речи

детей дошкольного и младшего школьного возрастов. И почему мы удивляемся? Что служит

причиной такого явления?

Чтобы

узнать,

каковы

причины

появления

в

речи

у

детей

младшего

возраста

нецензурной

лексики,

мы

провели

опрос.

Мы

пытались

выяснить,

обращают

ли

дети

внимание

на

нормы

культуры

речи;

каково

их

отношение

к

нецензурной

брани;

употребляется ли в их семье нецензурная брань;

чем опасно сквернословие; как можно

бороться со сквернословием.

Опрос состоялся 17 марта 2015 года. Было опрошено 16 школьников, обучающихся в 3

классе школы № 2. Возраст: 9-10 лет.

Опрос был анонимный. Был проведен краткий инструктаж, пояснение непонятных

слов («сквернословие») и подробное объяснение каждого вопроса.

1

вопрос: Как Вы считаете, в наше время соблюдаются нормы культуры речи

(правильность речи; нет употребления «плохих», «взрослых» слов)?

рис. 1

1 вопрос: Как Вы считаете, в наше время соблюдаются нормы культуры речи (правильность речи; нет употребления «плохих», «взрослых» слов)?

"

" - 37,5 %

"

" - 43,75 %

"

" - 18,5 %

Варианты ответов (см. рис. 1):

а)

да – 6 ответов;

б)

нет – 7 ответов;

в)

не знаю – 3 ответа.

Вывод: Как мы видим, большинство опрошенных считают, что нормы культуры речи

не соблюдаются в данное время. Некоторая часть опрошенных все-таки считает, что нормы

культуры речи соблюдаются. Возможно, они еще не осознали серьезность положения данной

ситуации в России либо они еще не связаны так тесно с таким явлением.

2 вопрос: Ваше отношение к сквернословию («плохим», «взрослым» словам)?

рис. 2

2 вопрос: Ваше отношение к сквернословию («плохим», «взрослым» словам)?

"

" - 12,5 %

"

" - 75 %

"

" - 12, 5%

Варианты ответов (см. рис. 2):

а)

положительное – 2 ответа;

б)

отрицательное – 12 ответов;

в)

не определился – 2 ответа.

Вывод:

Большинство

учеников

выражают

свое

отрицательное

отношение

к

сквернословию, уже понимают, что такие «взрослые» слова нежелательны в употреблении

речи людей.

рис. 3

3 вопрос: В вашей семье употребляется нецензурная лексика («плохие», «взрослые» слова)?

"

" - 6,25 %

"

" - 81,25

"

" - 12, 5 %

3

в о п р о с : В

вашей

семье

употребляется нецензурная лексика («плохие», «взрослые» слова)?

Варианты ответов (см. рис. 3):

а)

да – 1 ответ;

б)

нет – 13 ответов;

в)

иногда – 2 ответа.

Вывод:

Здесь

мы

видим,

что

в

13

семьях

учеников

взрослые

не

употребляют

нецензурную лексику. Это значительно влияет на их осмысление таких понятий, как «норма

культуры речи». Можно также предположить то, что если ученики будут в дальнейшем

употреблять нецензурную лексику, то источником не будет являться семья.

рис. 4

4 вопрос: Употребляете ли Вы в своей речи нецензурную лексику («плохие», «взрослые» слова)?

"

" - 0 %

"

" - 100 %

"

" - 0 %

4 вопрос: Употребляете ли Вы в

своей речи нецензурную лексику («плохие», «взрослые» слова)?

Варианты ответов (см. рис. 4):

а)

да – 0 ответов;

б)

нет – 16 ответов;

в)

иногда – 0 ответов.

Вывод: Все опрошенные ответили единогласно, что не употребляют нецензурную

лексику в своей речи. Здесь следует признать хорошую воспитательную работу классного

руководителя и воспитание родителей.

5 вопрос: Каковы причины, побуждающие человека ругаться «плохими» словами?

рис. 5

5 вопрос: Каковы причины, побуждающие человека ругаться «плохими» словами?

"

" - 6,25 %

"

" - 68,75 %

"

" - 25 %

"

" - 0 %

Варианты ответов (см. рис. 5):

а)

это круто – 1 ответ;

б)

принуждают – 11 ответов;

в)

привычка – 4 ответа;

г)

это украшает речь – 0 ответов.

Вывод:

Большинство

опрошенных

считают,

что

ругаться

нецензурными

словами

людей принуждают. Одна четверть опрошенных считает, что ругаться бранными словами у

людей уже стало привычкой. Но ни один опрошенный не думает, что такие слова украшают

речь.

6 вопрос: Опасно ли сквернословие («плохие», «взрослые» слова)? Если да, то чем?

Варианты ответов:

нет – 2 ответа;

да (14 ответов), т.к.:

1.

это доводит до ссор и конфликтов;

2.

можно кого-нибудь сильно обидеть, оскорбить;

3.

может произойти драка;

4.

сквернословие – плохое и ужасное, я не хочу его употреблять;

5.

опасно тем, что некрасиво смотрят люди;

6.

могут посадить в тюрьму;

7.

можно поругаться с мамой;

8.

сквернословие делает человека плохим;

9.

это будет означать, что Вы некультурный и нехороший;

10. можно всегда так говорить;

11.

за это могут сильно побить;

12. можно разругаться;

13. может не быть друзей;

14. так говорить некрасиво.

Вывод: Данный открытый вопрос дал больше возможностей ученикам выразить свое

мнение. 14 учеников согласны с тем, что сквернословие опасно и привели весомые доводы.

Можно

предположить,

что

они

уже

сталкивались

с

нецензурной

лексикой

и

получили

жизненный урок для себя. И лишь только 2 ученика ответили, что сквернословие ничем не

опасно. Скорее всего, это те ученики, которые ответили во 2 вопросе (см. выше), что имеют

положительное отношение к сквернословию.

7 вопрос: Нужно ли бороться со сквернословием («плохими», «взрослыми» словами)?

Как?

Варианты ответов:

Нет – 2 ответа;

Да (14 ответов), надо:

1.

наказывать, меньше употреблять и слушать нецензурную речь;

2.

штрафами;

3.

из-за этого ругать;

4.

просто их не говорить;

5.

просто отвыкать;

6.

не употреблять их самим и другим тоже;

7.

отучать так говорить;

8.

не знаю как;

9.

развивать в себе культуру и в то же время этикет;

10. не говорить таких слов;

11.

следить за тем, чтобы не ругался.

Вывод: Ученикам был предоставлен открытый вопрос для развернутого ответа. И

результаты показали, что они уже в некой мере понимают, как примерно можно бороться со

сквернословием. Один ученик выразил свое одобрение по поводу борьбы со сквернословием,

но, увы, не знает, как можно бороться с такой ситуацией. И всего лишь 2 ученика ответили,

что не считают нужным бороться со сквернословием.

Заключение: Данный опрос показал в основном положительные результаты и то, что

третьеклассники

пока что не затронуты нецензурной лексикой,

хотя, возможно, были

свидетелями или участниками неприятных ситуаций употребления нецензурных слов. В

итоге большинство сделало для себя выводы, которые явно не в пользу сквернословия.

В то же время был проведен похожий опрос среди обучающихся в группах очного

отделения педагогического колледжа. В опросе приняло 37 студентов.

Возраст опрошенных от 16 лет до 21 года:

16 лет – 4 человека;

17 лет – 2 человека;

18 лет -10 человек;

19 лет – 7 человек;

20 лет – 12 человек;

21 год – 2 человека.

Основную часть опрошенных составляют студенты 20 и 18 лет.

Проводя опрос, мы хотели выяснить:

как часто использует ненормативную лексику в своей речи молодежь;

от какой ситуации зависит употребление ненормативной лексики;

причины употребления ненормативной лексики в речи студентов;

источники ненормативной лексики в речи студентов;

отношение к употреблению ненормативной лексики в чужой речи;

употребляется ли ненормативная лексика в семье студента;

борется ли опрошенный с употреблением ненормативной лексики в своей речи;

отношение к ненормативной лексике в речи своих будущих детей.

Опрос состоялся 18 – 19 марта 2015 года. Опрошенный указывал лишь свой возраст.

1 вопрос: Часто ли вы используете ненормативную лексику в своей речи?

рис. 1

1 вопрос: Часто ли вы используете ненормативную лексику в своей речи?

"

" - 0 %

"

" - 32, 42 %

"

" - 59, 46%

"

" - 8, 12%

Варианты ответов (см. рис. 1):

а)

очень часто – 0 ответов;

б)

часто – 12 ответов;

в)

иногда – 22 ответа;

г)

не использую – 3 ответа;

Вывод: Данный вопрос показал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска

путей ее решения.

2

вопрос: Зависит ли употребление мата в Вашей речи от ситуации, в которой

оказались?

рис. 2

2 вопрос: Зависит ли употребление мата в Вашей речи о ситуации, в которой оказались?

"

" - 59,45 %

"

" - 16,2 %

"

" - 24,31 %

Варианты ответов (см. рис. 2):

а)

да – 22 ответа;

б)

нет – 6 ответов;

в)

иногда – 9 ответов.

3

вопрос: Влияет

ли

присутствие

представителей

противоположного

пола

на

количество нецензурных слов в Вашей речи?

рис. 3

3 вопрос: Влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурных слов в Вашей речи?

"

" - 54 %

"

" - 46 %

Варианты ответов (см. рис. 3):

а)

да – 20 ответов;

б)

нет – 17 ответов.

Вывод: Смотря на приведенные данные, стоит отметить, что нынешняя молодежь

ведет себя на равных друг с другом. Больше всего задумываются над этим вопросом те, кому

20-21 год. Возможно, это зависит от выбора полового партнера.

4 вопрос: Как Вы считаете, необходим ли мат в речи?

Варианта ответов (см. рис. 4):

а)

рис. 4

4 вопрос: Как Вы считаете, необходим ли мат в речи?

"

" - 22,7%

"

" - 54,05 %

"

" - 43,25 %

да – 1 ответ;

б)

нет – 20 ответов;

в)

лишь в некоторых ситуациях – 16 ответов.

Вывод: Возраст

большинства

опрошенных

за

неиспользование

мата

в

речи

в

основном от 20-21 года. Стоит сделать вывод, что, чем старше человек, тем он больше

задумывается о последствиях.

5 вопрос: Почему Вы ругаетесь матом?

Варианты ответов (см. рис. 5):

а)

вынуждают - 18 ответов;

б)

привычка – 17 ответов;

в)

это признак «крутизны» - 0 ответов;

г)

это украшение речи – 0 ответов;

д)

свой вариант ответа – 2 ответа:

не использую нецензурную лексику;

передает смысл всей трагичности ситуации.

рис. 5

5 вопрос: Почему Вы ругаетесь матом?

"

" - 48,65 %

"

" - 45,95%

"

"крутизны

;

это украшение

речи

;

Вывод: К сожалению, как показал опрос, примерно половина обучающихся включила

мат в свой языковой запас, даже этого не замечая. Еще примерно половина опрошенных

ответила, что их вынуждают использовать нецензурную лексику, что явно негативно может

сказаться на дальнейших отношениях.

6 вопрос: Как относятся к мату Ваши друзья?

Варианты ответов (см. рис. 6):

а)

рис. 6

6 вопрос: Как относятся к мату Ваши друзья?

"

" - 0 %

"

" - 64,87 %

"

" - 0 %

"

" - 29,73 %

"

" - 5,4 %

п одде рж и ва ют

0

ответов;

б)

не обращают внимания – 24 ответа;

в)

удивляются – 0 ответов;

г)

запрещают использовать мат – 11 ответов;

д)

свой вариант ответа – 2 ответа:

не ругаюсь матом;

удивляются,

так

как

редко

матерюсь;

некоторые

не

знают,

а,

услышав, удивляются.

Вывод: К сожалению, большинство опрошенных не обращают внимания на мат в

речи

друзей.

Они

перестали

считать

их

ругательствами

и

используют

в

качестве

повседневных слов. Соответственно, друзья перестали делать им замечания, считая это

нормальным.

7 вопрос: Из какой социальной среды ненормативная лексика попала в вашу речь?

Варианты ответов (см. рис. 7):

а)

рис. 7

7 вопрос: Из какой социальной среды ненормативная лексика попала в вашу речь?

"

" - 62, 16 %

"

" - 24,32 %

"

" - 13,52 %

улица – 23 ответа;

б)

социальная среда – 9 ответов;

в)

семья – 5 ответов.

Вывод: Подавляющее

количество

ответов

«улица»

ставит

нас

в

безвыходное

положение, так как мы знаем, что принять какие-то способы их устранения будет довольно

сложно.

8 вопрос: Ругаются ли матом в Вашей семье?

рис. 8

8 вопрос: Ругаются ли матом в Вашей семье?

"

" - 21, 62 %

"

" - 27,03 %

"

" - 51,35 %

Варианты ответов (см. рис. 8):

а)

да – 8 ответов;

б)

нет – 10 ответов;

в)

иногда – 19 ответов.

рис. 9

9 вопрос: Испытываете ли Вы неудобство, когда ругаетесь матом в присутствии взрослых?

"

" - 81,08 %

"

" - 0 %

"

" - 0 %

"

" - 18, 92 %

9

вопрос: Испытываете ли Вы

неудобство, когда ругаетесь матом в присутствии взрослых?

Варианты ответов (см. рис. 9):

а)

да – 30 ответов;

б)

нет – 0 ответов;

в)

иногда – 0 ответов;

г)

свой вариант ответа – 7 ответов:

не ругаюсь матом при взрослых.

Вывод: Радует то, что среди всех опрошенных не было таких, кто бы не испытывал

неудобство, когда ругался в присутствии взрослых матом.

10 вопрос: Боретесь ли Вы с использованием нецензурных слов в своей речи?

рис. 10

10 вопрос: Боретесь ли Вы с использованием нецензурных слов в своей речи?

"

" - 65,86 %

"

" - 8,11 %

"

" - 26,03 %

Варианты ответов (см. рис. 10):

а)

да – 24 ответов;

б)

нет – 3 ответа;

в)

иногда – 10 ответов.

Вывод: Большинство

опрошенных

борется

с

использованием

в

своей

речи

нецензурной лексики, так что есть огромный шанс на положительный исход.

рис. 11

11 вопрос: Позволите ли Вы своим детям ругаться матом?

"

" - 0 %

"

" - 86,5 %

"

" - 13,5 %

11

вопрос:

Позволите

ли

Вы

своим детям ругаться матом?

Варианты ответов (см. рис. 11):

а)

да – 0 ответов;

б)

нет – 32 ответа;

в)

не знаю – 5 ответов.

Вывод: Большинство опрошенных тревожится по поводу того, как будет себя вести

ребенок, как использование нецензурной лексики повлияет на формирование нравственных

качеств ребенка. Опрошенных, как будущих родителей, тревожит будущее их детей.

12

вопрос: Что

или

кто

может

повлиять

на

то,

чтобы

Ваши

знакомые

не

использовали в своей речи мат?

Варианты ответов (см. рис. 12):

а)

никто и ничто не повлияет – 3 ответа;

б)

возлагаю эту ответственность на себя – 13 ответов;

в)

необходима помощь родителей – 2 ответа;

г)

друзья – 6 ответов;

д)

культурное

общение

и

духовные

ценности

играют

важнейшую

роль

23

ответа.

0

5

10

15

20

25

Вывод: Данный вопрос для опрошенных показал то, что безвыходных ситуаций не

бывает. Главное идти к достижению целей, читать книги, которые обогатят словарный запас

и таким образом искоренят нецензурную лексику из речи молодежи.

Данные

опросы

были

посвящены

изучению

отношения

студентов

и

младших

школьников к нецензурной лексике, источникам возникновения нецензурной лексики в их

речи, влияющих факторов на ее употребление.

Исходя из полученных данных, мы видим, что в настоящее время многие люди не

соблюдают нормы культуры речи русского языка.

Огромнейшее влияние на популярность ненормативной лексики оказывают

СМИ,

Интернет. Вследствие того, что мы часто встречаемся с ненормативными словами, они

закрепляются

в

нашем

сознании,

переходя

в

нашу

речь,

говорящие

считают

их

приемлемыми. К сожалению, Интернет имеет сильное влияние, а он не поддается цензуре и

тщательному контролю.

Исходя из опроса младших школьников, мы видим, что они знают, что общение с

нецензурными словами приводит к агрессии, даже разрушению отношений.

Студенты же мало обеспокоены тем фактом, что употребление нецензурной лексики

стало нормой общения. Почему бы и вставить «крепкое словцо»? К сожалению, многие

забывают, что выразить свое эмоциональное состояние можно и другими, более доступными

пониманию

словами

(«удивительно»,

«восхитительно»

и

т.д.)

или

же

простыми

словосочетаниями («что Вы говорите!», «Как Вы правы» и т.д.).

Существует множество путей решения данной проблемы. Как отметили дети, можно

штрафовать, просто не произносить бранные слова, развивать в себе культуру и этикет,

начинать с себя, не слушать такую речь. Такое безобразие можно исправить, действуя вполне

приличными способами. И далее человек в первую очередь приятно поразит собеседника,

окажет культурное влияние на детей, создаст о себе вполне приличное мнение, общаясь

культурной, красивой речью.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники