Автор: Костоусова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №33 "Золотой петушок" Населённый пункт: Свердловская область, город Реж Наименование материала: Методическая разработка Тема: Физкультурный уголок в средней группе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 «Золотой петушок»»
Методическая разработка по
теме:
«Физкультурный
уголок в средней
группе»
Воспитатель: Костоусова С.А.
Пояснительная записка
Проектирование предметно-развивающей среды для организации
самостоятельной двигательной деятельности и индивидуальной работы в
группе с учетом особенностей возраста и отдельных воспитанников является
частью методической работы воспитателя ДОУ.
Цель проекта: создание оптимальных условий для организации
двигательной активности воспитанников ДОУ в условиях группового
помещения с использованием стандартного и нестандартного оборудования и
различных пособий спортивного уголка.
Задачи:
разработать содержание оборудования физкультурно-спортивного
уголка в группе;
привлечь к созданию нестандартного оборудования детей и их
родителей;
разработать
план
работы
воспитателя
по
организации
двигательной
активности
с
использованием
предметов
и
оборудования спортивного уголка.
Принципы реализации проектирования среды:
Эмоциональная комфортность ребенка;
Доступность, системность, преемственность проведения
оздоровительных мероприятий в режиме дня;
Дифференциация и индивидуализация дозирования физической
нагрузки с учетом физического развития, уровня подготовленности и
состояния здоровья ребенка;
Постоянное повышение требований качеству выполнения движений.
Физкультурный уголок в группе
Задачи:
1. Обогатить общие представления о здоровье, как ценности.
2. Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
3. Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности
детей по развитию представлений о ЗОЖ.
4.Поддерживать достижения детей, чувство гордости за результаты
собственного и общего труда.
5. Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у
детей представлений о ЗОЖ.
Требования к физкультурному уголку
1. Уголок оформляется с учётом программы ДОУ, начиная со средней группы;
2. Физкультурный уголок располагается в групповой комнате в свободном и
доступном месте для ребёнка;
3. Физкультурный уголок должен отвечать гигиеническим и педагогическим
требованиям, а оборудование в нём – принципу целесообразности;
4. Периодически менять невостребованное оборудование, можно добавлять
оборудование для сюжетно-ролевых игр;
5. Обязательно наличие символик физкультуры и спорта;
4. В физкультурном уголке должны учитываться:
задачи, решающиеся в ДОУ;
учёт возрастных условий;
здоровье детей;
интересы детей;
физические особенности детей.
Спортивные снаряды физкультурного уголка
Скакалка
Кегли
Флажки
Массажные мешочки
Массажный коврик
Массажные рукавички
Массажная дорожка
Массажные следочки
Теннисные ракетки с шариками
Эспандер грудной
Гантели
Гимнастические ленты
Кольца
Формочка-сердце с прищепками
Игра «Проворные мотальщики» («Верёвки-моталки»)
Игра «Бильбоке»
Скакалка
Скакалка – спортивный снаряд для физических упражнений,
представляющий собой синтетический или кожаный шнур, иногда с ручками
на концах.
Как правильно подобрать скакалку
Чтобы правильно подобрать скакалку для своего роста, нужно встать на ее
середину, взять ручки скакалки в ладони и потянуть вверх, они должны
оказаться где-то под мышками. Слишком длинная скакалка и слишком
короткая будут неудобны.
Польза от прыжков на скакалке
Прыжки на скакалке прорабатывают множество мышц, которые обычно не
нагружены. Они укрепляют сердце и сосуды, развивают стойкость и
выносливость, отлично разогревают, помогают «поставить дыхание»,
тренируют мышцы рук, ног, спины и пресса.
Основные правила, чтобы прыжки на скакалке принесли пользу
1.
Босиком прыгать не нужно, так как травмируются стопы. Заниматься
лучше в кроссовках.
2.
Не стоит скакать на очень твердой (например, бетон) и слишком мягкой
или неровной (ковёр, трава) поверхности.
3.
Прыжки со скакалкой надо делать на двух ногах. Старайтесь не
приземляться на пятку и на всю стопу. Приземляться лучше на
переднюю часть стопы, пятка должна быть над полом.
4.
Правильные прыжки – мягкие и легкие, не надо приземляться на пол с
грохотом.
5.
Ноги должны быть слегка согнутыми в коленях, разгибать их и держать
напряженными не надо. Стремитесь к быстрым и высоким прыжкам
без остановки.
Подвижные игры со скакалкой:
«Лошадки». Дети делятся на две группы: одни – «лошадки», другие –
«конюхи». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалку. По сигналу
воспитателя «конюхи» ловят «лошадок» и «запрягают» их (надевают
«вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре)
тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают
и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения
игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают,
подпрыгивают, ходят шагом и т.д. Можно предложить разные сюжеты
поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не
может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи»
помогают ему.
Кегли
Кегли – пластмассовые или деревянные столбики, которые могут
использоваться для игры с шарами (боулинг), кольцами (накидывание колец
на кегли) или в эстафете.
Примеры игр и эстафет с кеглями
1.
Команды встают в две колонны за линией старта. Перед каждой
ставятся 5-7 кеглей на расстоянии 1-2 метров друг от друга. В самом
конце устанавливается стойка, которую нужно будет обегать.
По команде «Старт!» первые игроки из каждой команды бегут вперед и
кладут каждую кеглю горизонтально, затем обегают стойку и
возвращаются к своей команде. Следующий участник бежит вперед и
ставит все кегли вертикально, обегает стойку и передает эстафету
следующему игроку. Следующий бежит и кладет кегли горизонтально и
так далее.
Команда, игроки которой первыми закончит эстафету, выигрывает.
2.
Кегли ставятся в круг (кеглей на одну меньше, чем игроков),
включается музыка. Игроки ходят вокруг кеглей, пританцовывая. Как
только заканчивается музыка, участники должны как можно быстрее
схватить по одной кегле. Игрок, оставшийся с пустыми руками,
выбывает, забирая с собой одну кеглю.
3.
По сигналу первый участник бежит до обруча, ставит кеглю в обруч,
возвращается на место, передавая эстафету касанием руки, второй
бежит, забирает кеглю и возвращается на место. Побеждает команда,
первой закончившая эстафету и допустившая меньше ошибок.
Флажки
Флажок – материя особого цвета, имеющая определённую форму (чаще всего
прямоугольную) и насаженная на древко. Может использоваться в эстафете и
развивающих играх.
Примеры игр и эстафет с флажками:
1.
Подвижная игра «Найди свой цвет». В разных сторонах площадки
воспитатель кладёт обручи, в них ставит по одному флажку (все
флажки разного цвета). Одна группа детей становится вокруг флажка
красного цвета, другая – жёлтого и т.д. По сигналу воспитателя: «На
прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в
разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети
бегут к своим местам, стараясь найти флажок своего цвета. Игра
повторяется несколько раз.
2.
Эстафета «Змейка». Участники команды образуют «змейку» (встают
друг за другом, взявшись за плечи или за пояс) и в таком положении
обегают флажки. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша
и сбившая меньше всего флажков.
3.
Эстафета «Такси». Один из участников команды становится водителем
такси (ему выдаётся обруч-«машина»). Он должен переправить всех
участников команды (по одному) за линию финиша. На пути «таксист»
и «пассажир» должны «объезжать» флажки – «препятствия».
Выигрывает команда, чей «таксист» оказался самым быстрым и
искусным (сбил меньше всего флажков).
Массажные коврики, рукавички, мешочки, следочки,
дорожка
Массажные коврики, рукавички и следочки представляют собой ткань с
нашитыми на ней разноцветными пуговицами и плиточными уголками;
дорожка же представляет собой тряпичную «тропинку» с прикреплёнными к
ней деревянными стержнями. Используются для массажа, физкультурных и
разогревающих упражнений, профилактики плоскостопия, активизации
работы всех внутренних органов, развития мышц и суставов ступни и голени.
Также развивает координацию.
Примеры игр и упражнений на массажном коврике, а также с
рукавичками и следочками:
1.
Массаж спины (ложимся на коврик) – эффективно проводить утром или
после тихого часа;
2.
Растираем рукавичками руки (разогревает мышцы рук);
3.
Ортопедический массаж (на дорожке, коврике или следочках);
4.
Игра «Угадай цвет» (можно также «Пуговиц какого цвета больше»);
5.
Игра «Пройди болото». Детям раздаются следочки, с помощью которых
они должны «пересечь болото» - пройти от одного края площадки до
другого, ступая только по следочкам.
Массажные мешочки – тканевые мешочки, заполненные морскими
камушками. Полезны при профилактике нарушения осанки, также развивают
координацию движений, ловкость.
Примеры игр и упражнений с массажными мешочками:
1.
Массаж пальцев рук и ладошек;
2.
Упражнения для формирования правильной осанки;
3.
Игра «Подбрось и поймай»;
4.
Можно использовать как отягощение для выполнения упражнений на
укрепление мышц туловища:
a.
поднимание ног лёжа на спине с мешочком, зажатым между
ступней;
b.
то же, но лёжа на животе;
c.
поднимание туловища, держа мешочек за головой и т.п.
5.
Эстафета «Не урони мешочек». Детям нужно преодолеть дистанцию до
поворотной стойки и обратно с мешочком на голове, не поддерживая
его руками.
Теннисные ракетки и шарики
Теннисная ракетка – крышка от майонезного ведёрка (на одной стороне –
цветной картон, другая остаётся белой) с прикреплённой к ней деревянной
ручкой. Игра с ракеткой и теннисным мячиком развивает ловкость движений
и координацию.
Примеры использования теннисной ракетки и мячика:
1.
Подбрасывание мяча ракеткой стоя, сидя, в выпаде, на коленях и т.д.;
2.
Игра «Забей мяч в круг».На площадке чертится мишень, в ней 3
круга радиусами 1,5м, 1м и 50 см. Дети становятся за кругом и
поочередно направляют мяч ракеткой в мишень. Попадание в самый
маленький круг оценивается в 5 очков, в средний – в 3 очка, в
большой – в 1 очко. Побеждает игрок, набравший больше всех
очков.
3.
Эстафета «Самый ловкий». Игрок каждой команды должен пронести
теннисный мячик на ракетке до финишной черты и обратно,
стараясь не уронить его. Побеждает команда, закончившая
испытание быстрее соперников.
4.
Игра в настольный теннис (пинг-понг).
Эспандер грудной
Эспандер – спортивный снаряд, упражнения с которым основаны на упругой
деформации. Упругий элемент или их группа, обеспечивающая нагрузку при
противодействии движению, могут быть пружинные, резиновые или
изготавливаться из других эластичных материалов. Тренировки с эспандером,
направленные на небольшие группы мышц, относятся к так называемым
изолируемым (изолирующим) упражнениям.
Этот снаряд оказывает статистическую нагрузку на мышцы груди, плеч и рук,
развивает мышечную силу.
Наш эспандер представляет собой две баночки из-под витаминов с натянутой
между ними резинкой.
Примеры упражнений с эспандером:
1.
Разведение рук в стороны. Упражнение выполняется стоя, ноги на
ширине плеч. Нужно взять эспандер и вытянуть руки перед собой.
Далее следует развести руки в стороны, не сгибая их в локтях.
Одновременно с этим нужно немного присесть. Затем снова свести
руки вместе, приняв исходное положение. Упражнение повторяется 10
раз.
2.
Встать, ноги на ширине плеч. Руки согнуть в локтях, направив ладони в
стороны. Взять эспандер, предварительно заведя его за спину.
Разводить руки в стороны, как будто толкая что-то. Полностью
распрямив руки, произвести обратное движение.
3.
Правую руку выставить прямо в бок, левую согнуть в локте и прижать
к груди. Далее следует, не меняя положения правой руки, выпрямить
полностью левую руку и согнуть обратно. Повторить несколько раз,
затем сделать это же упражнение на правую руку.
Гантели
Гантели — спортивные снаряды для выполнения физических упражнений с
отягощениями, направленных на развитие мышц, укрепление суставов и
общей работоспособности организма.
Наши гантели представляют собой пластиковые бутылки, скреплённые
между собой и наполненные камушками.
Примеры упражнений с гантелями:
1.
Попеременное сгибание рук в локтевых суставах - для мышц-
сгибателей (бицепсов).
2.
Одновременное и попеременное выжимание гантелей - для мышц
предплечий и разгибателей - трицепсов.
3.
Вращения кистями - для мышц кистей.
4.
Одновременное и попеременное выжимание гантели из исходного
положения у плеч - для дельтовидных мышц и разгибателей.
5.
Разведение прямых рук в стороны из исходного положения – руки
вперед, ладонями внутрь - для дельтовидных и грудных мышц.
6.
Комбинированное упражнение для мышц рук и туловища – повороты
направо и налево с отведением рук в стороны.
7.
Попеременное поднимание рук вперед вверх - для дельтовидных
мышц.
Гимнастические ленты
Гимнастическая лента – атласная ленточка, прикреплённая к палочке.
Используется в художественной гимнастике.
Примеры использования лент:
1.
Игра «Мы гимнасты»;
2.
Игра «Сними ленту». Ленточки подвешены на верёвке и
пронумерованы (от 1 до 10, например), палочки болтаются внизу. Чем
выше располагается палочка, тем больше номер. Игроки каждой
команды по очереди выполняют прыжки, стремясь снять ленту с
верёвки. За удачные прыжки начисляются очки в соответствии с
номером ленты. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
3.
Игра «Назови цвет»
Кольца
Примеры игр и упражнений с кольцами:
1.
Подбросить кольцо вверх и поймать на руку, броски и ловля колец на
руку напарнику, набрасывание колец на эстафетную или
гимнастическую палку;
2.
Эстафета «Передай кольцо товарищу». Команды садятся на пол в
колонны по одному. В ногах у направляющих по 12-15 колец. По
сигналу направляющие, наклоняясь назад, передают кольца по 1 над
головой сзади сидящим игрокам по цепочке. Замыкающие, получив все
кольца, поднимаются и бегом доставляют их направляющим.
Побеждает команда, первой выполнившая задание.
3.
Игра «Лассо». «Лассо» - кольцо, привязанное к верёвке. Игроки
набрасывают «лассо» на гимнастические палки, которые держат другие
участники. Кто выполнит это задание первым, тот и победил.
Игра «Бильбоке»
Игра «Бильбоке» (другое название – «Мячик в стаканчик» или «Мячик в
кольцо») – горлышко пластиковой бутылки или кольцо с прикреплённым к
нему мячиком на верёвочке. Цель игры – забросить мячик в стаканчик или
кольцо, не касаясь его руками. Развивает ловкость, глазомер, реакцию и
координацию.
Игра «Проворные
мотальщики»
(«Верёвки-моталки»)
Игра представляет собой две
палочки с намотанной между ними верёвкой. К середине верёвки
прикреплена пуговица. Два игрока берут в руки палочки и встают на
расстоянии друг от друга, натягивая верёвку. По команде «Старт!» каждый
игрок начинает наматывать нитку на свою палочку. Побеждает тот, чья
палочка первой достигнет пуговицы.
Формочка-сердце с прищепками
Дети должны прицепить все прищепки на формочку по контуру. Игра
развивает глазомер и мелкую моторику.