Автор: Цуциева Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ " специальная коррекционная школа-интернат г. Моздок "
Населённый пункт: Республика Северная Осетия- Алания г. Моздок
Наименование материала: классный час
Тема: "Джеоргуба" национальный осетинский праздник
Раздел: среднее образование
Классный
час
посвящённый
национальному
осетинскому
празднику
«
Джеоргуыба
»
Из
опыта
работы
учителя
русского
языка
ГКОУ
«
специальная
коррекционная
школа
-
интернат
г
.
Моздок
»
Республики
Северная
Осетия
-
Алания
Цуциевой
Ирины
Александровны
Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное
место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи
– покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник
молодёжи Осетин, где бы он ни был, и что бы с ним ни случилось, обязательно
заручиться поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным
столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…
Образ Уастырджи пришёл к нам из нашего далёкого прошлого, от наших
предков – Нартов. Уастырджи дал жизнь и счастье, героини Нартовского эпоса,
являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины,
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а
чтобы показать своё доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи»,
«Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастерджи» и т.д. В их воображении
он предстаёт высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом
коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты – дзуар»
- «Покровитель мужчин».
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было
святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Рекам, Ныхас, Коб, Хурхор,
Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.
Уастырджи - был так, почитаем нашими предками, что даже месяц, на
который
приходился
его
праздник,
называли
«Джеоргуыбайы
май»
-
месяц
Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит
название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на
19-21/XI. Начинается он с заклания быка, которого откармливают к этому дню.
Праздник, как мы уже отмечали, длиться неделю – с воскресенья по понедельник.
В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба, накрывают
стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству
свою
семью,
просит
здоровья
и
счастья
младшему
поколению,
высказывает
пожелание
встретить
следующий
праздник
более
достойно,
с
большими
почестями.
Праздник в честь любимого святого приходиться на осень, когда собран хлеб и
закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и
кувдов.
В последние годы Джеоргуыб стал национальным осетинским праздником.
Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от
материального
достатка,
приносят
жертву
в
честь
праздника,
приглашают
соседей,
родственников,
друзей.
Во
многих
местах
стало
традиционным
устраивать общесельские кувды.
Георгий
–
известный
воин,
служивший
при
римском
императоре
Диоклетиане. Он принял христианство и за веру свою был подвергнут долгим
мучениям.
Отважного
воина
колесовали:
привязали
к
деревянному
колесу,
его
крутили над доской с железными остриями. Но силы небесные не дали Георгию
погибнуть. Наблюдая за многочисленными мучениями воина, всё больше и больше
людей обращалось в христианство. После истязаний он был казнён.
В 324 году молодая римлянка Нина, по отцу родственница Георгия,
направилась
с
благословением
на
Кавказ.
Благодаря
проповедям
святой
равноапостольной Нины народы Кавказа, в первую очередь иверы и аланы, были
приобщены к учению Христа, в свих проповедях она рассказывала о мученичестве
Георгия.
Возможно,
именно
Св.Нина
ввела
среди
иверов
и
алан
день
памяти
колесования великомученика. Событие это относят к 10 ноября по юлианскому
календарю (23 ноября – по новому стилю).
Старинная осетинская легенда об истории ноябрьских торжеств в Осетии
зафиксирована в работе грузинского историка З.Чичинадзе «История
Осетии по грузинским источникам». Благочестивый осетин попросил у
Св.Георгия (Уастырджи) право отмечать праздник в его честь не весной, а осенью.
Мотивировалось это тем, что во славу Уастырджи он хотел принести в жертву
откормленного
барана.
По
легенде
Св.Георгий
разрешил
устраивать
осеннее
празднество. Празднование – это Джеоргуыба – обросло множеством
Традиций,
преданий,
легенд
и
обычаев.
В
последние
годы
Джеоргуыба
стал
национальным праздником народов Осетии.