Напоминание

"Джеоргуба" национальный осетинский праздник


Автор: Цуциева Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ " специальная коррекционная школа-интернат г. Моздок "
Населённый пункт: Республика Северная Осетия- Алания г. Моздок
Наименование материала: классный час
Тема: "Джеоргуба" национальный осетинский праздник
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Классный

час

посвящённый

национальному

осетинскому

празднику

«

Джеоргуыба

»

Из

опыта

работы

учителя

русского

языка

ГКОУ

«

специальная

коррекционная

школа

-

интернат

г

.

Моздок

»

Республики

Северная

Осетия

-

Алания

Цуциевой

Ирины

Александровны

Осетины, как известно, очень чтят своих дзуаров, но особо почётное

место в пантеоне осетинских святых, да и в сердцах людей, занимает Уастырджи

– покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник

молодёжи Осетин, где бы он ни был, и что бы с ним ни случилось, обязательно

заручиться поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным

столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин…

Образ Уастырджи пришёл к нам из нашего далёкого прошлого, от наших

предков – Нартов. Уастырджи дал жизнь и счастье, героини Нартовского эпоса,

являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины,

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, а

чтобы показать своё доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи»,

«Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастерджи» и т.д. В их воображении

он предстаёт высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом

коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты – дзуар»

- «Покровитель мужчин».

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было

святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Рекам, Ныхас, Коб, Хурхор,

Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи - был так, почитаем нашими предками, что даже месяц, на

который

приходился

его

праздник,

называли

«Джеоргуыбайы

май»

-

месяц

Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит

название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на

19-21/XI. Начинается он с заклания быка, которого откармливают к этому дню.

Праздник, как мы уже отмечали, длиться неделю – с воскресенья по понедельник.

В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба, накрывают

стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи, поручает его попечительству

свою

семью,

просит

здоровья

и

счастья

младшему

поколению,

высказывает

пожелание

встретить

следующий

праздник

более

достойно,

с

большими

почестями.

Праздник в честь любимого святого приходиться на осень, когда собран хлеб и

закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и

кувдов.

В последние годы Джеоргуыб стал национальным осетинским праздником.

Каждая семья готовиться к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от

материального

достатка,

приносят

жертву

в

честь

праздника,

приглашают

соседей,

родственников,

друзей.

Во

многих

местах

стало

традиционным

устраивать общесельские кувды.

Георгий

известный

воин,

служивший

при

римском

императоре

Диоклетиане. Он принял христианство и за веру свою был подвергнут долгим

мучениям.

Отважного

воина

колесовали:

привязали

к

деревянному

колесу,

его

крутили над доской с железными остриями. Но силы небесные не дали Георгию

погибнуть. Наблюдая за многочисленными мучениями воина, всё больше и больше

людей обращалось в христианство. После истязаний он был казнён.

В 324 году молодая римлянка Нина, по отцу родственница Георгия,

направилась

с

благословением

на

Кавказ.

Благодаря

проповедям

святой

равноапостольной Нины народы Кавказа, в первую очередь иверы и аланы, были

приобщены к учению Христа, в свих проповедях она рассказывала о мученичестве

Георгия.

Возможно,

именно

Св.Нина

ввела

среди

иверов

и

алан

день

памяти

колесования великомученика. Событие это относят к 10 ноября по юлианскому

календарю (23 ноября – по новому стилю).

Старинная осетинская легенда об истории ноябрьских торжеств в Осетии

зафиксирована в работе грузинского историка З.Чичинадзе «История

Осетии по грузинским источникам». Благочестивый осетин попросил у

Св.Георгия (Уастырджи) право отмечать праздник в его честь не весной, а осенью.

Мотивировалось это тем, что во славу Уастырджи он хотел принести в жертву

откормленного

барана.

По

легенде

Св.Георгий

разрешил

устраивать

осеннее

празднество. Празднование – это Джеоргуыба – обросло множеством

Традиций,

преданий,

легенд

и

обычаев.

В

последние

годы

Джеоргуыба

стал

национальным праздником народов Осетии.



В раздел образования