Автор: Цуциева Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ " специальная коррекционная школа-интернат г. Моздок "
Населённый пункт: Республика Северная Осетия- Алания г. Моздок
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Части речи"
Раздел: среднее образование
Урок
русского
языка
(
в
форме
игры
)
в
6
классе
коррекционной
школы
VIII
вида
Из
опыта
работы
учителя
русского
языка
ГКС
(
К
)
ОУ
«
Специальная
(
коррекционная
)
общеобразовательная
школа
-
интернат
г
.
Моздок
»
Республики
Северная
Осетия
-
Алания
Цуциевой
Ирины
Александровны
Тема
урока
:
«
Распознавание
частей
речи
».
Цели
:
Обобщить и систематезировать знания детей о частях речи.Развивать
умения распознавать части речи,формировать навыки правописания безударных
гласных в двусложных словах, гласных после шипящих,умения подбирать антонимы
к словам.Развивать умение работать в группах.Развивать умственную активность
учеников,творческое мышление, умение обобщать, сравнивать.Прививать чувства
любви и уважения к родному городу, школе.
Оборудование
:
музыкальный ценр, записи вопросов для знатоков,
карточки с заданиями командам, рисунок Совы, ордена « Умнейшей Совы», черный
ящик,мяч, колокольчик.
Ход
урока
1.Организация внимания.
2. Обобщение изученного материала.
Сообщение темы и целей урока.
–
Сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в форме игры « Что?
Где? Когда?». Тема урока : « Распознавание частей речи»
–
За игрой будет наблюдать умнейшая Сова.За правильные ответы Сова
будет вручать ордена.В игре принимают участие три команды, в каждой
команде капитан ( называю капитанов команд)
Работа
в
группах
–
Игру начинаем с разминки.
Вопросы для 1-ой команды:
1. Дарья, Диана,Малена, Милана-это...
п/о женские имена
2.и, а,о,у,ы,е,э,- это...
п/о буквы гласных звуков
3. Сколько букв в алфавите?
П/о 33 буквы
4.Как узнать сколько слогов в слове?
п/о сколько в слове гласных, столько и слогов
5. Как пишутся сочетания жи-ши ?
п/о с буквой и
6. Что такое предложение?
п/о это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль
Вопросы для 2-ой команды:
1.Москва, Владикавказ, Моздок- это...
п/о названия городов
2.Ивановна, Александровна, Геннадьевна- это...
п/о отчества
3.Сколько в алфавите букв согласных звуков?
п/о 21 буква
4. Какая бывает речь ?
п/о устная и письменная
5.Как пишутся слова с сочетаниями ча-ща?
п/о с буквой а
6.Что такое текст?
п/о это группа предложений,связанных по смыслу и расположенных в
строгом порядке
Вопросы для 3-ей команды:
1.Али, Павел, Вячеслав, Станислав- это...
п/о мужские имена
2.Нева, Волга, Терек, Дон- это...
п/о названия рек
3. Сколько в алфавите букв гласных звуков?
п/о 10
4. Из чего состоят предложения?
п/о из слов
5. Как пишутся слова с сочетанием чу-щу ?
п/о с буквой у
6. Как переносятся слова ?
п/о по слогам
Микроитог.
-Итак, разминка окончена.
Правила вы знаете, а значит можно начинать игру.
Раунд
первый
.
–
Со знатоками играет ведущий №1.
( включаю запись)
Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свой город, его улицы, здания?
Постарайтесь ответить на мои вопросы.Прочитайте пословицы, которые
записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово, какой частью
речи оно является? Объясните пропущенные орфограммы.
Задание для 1-ой команды:
КАРТОЧКА: В центре города Моздока находится Красная...
( маш.на, площ.дь)
п/о Пропущено имя существительное « площадь».Это существительное,
так как обозначает предмет и отвечает на вопрос « что?». Пропущена
безударная гласная « а», Проверочное слово « площадка».Сочетание
« ща » пишется с гласной «а».
Задание для 2-ой команды:
КАРТОЧКА: В нашем городе.... река Терек.
( сидит, говорит, протекает)
п/о Пропущен глагол « протекает».Это глагол, так как обозначает действие
предмета и отвечает на вопрос « что делает?» Пропущена безударная
гласная « е », проверочное слово « течь ».
Задание для 3-ей команды:
КАРТОЧКА: Наша школа- одно из самых.... зданий города Моздока.
( красивых, тёмных, старейших)
п/о Пропущено имя прилагательное « старейших» .Это имя
прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на
вопрос « каких?». Пропущена безударная гласная «а», проверочное слово
« старость».
В Ы В О Д :
- Что нужно сделать, чтобы узнать какой частью речи является слово?
п/о Необходимо поставить вопрос и определить, что обозначает данное
слово: предмет, признак или действие предмета.
Раунд
второй
.
-Со знатоками играет ведущий №2.
-Уважаемые знатоки! Я тоже учился в школе и вспоминаю свою школу с
большой теплотой.На карточках записаны слова.Мне бы очень хотелось,
чтобы они никогда не звучали в вашей школе.Подберите к этим словам
слова противоположные по смыслу.Какой частью речи они являются?
–
КАРТОЧКИ:
1 команда: злость-...
жестокость...
п/о доброта, жалость
2 команда: вражда-...
грубость-...
п/о дружба, нежность
3 команда: жадность-...
ненависть-...
п/о щедрость, любовь
Эти имена существительные, обозначают состояние души человека, его
чувства, отвечают на вопрос « что?».
ВЫВОД : Что такое имя существительное?
Раунд
третий
.
- Со знатоками играю я, ведущая « Что? Где? Когда?» Цуциева Ирина
Александровна.
–
-Внесите черный ящик.
–
По перечисленным признакам определите,какой предмет лежит в черном
ящике.
Он: круглый, цветной, резиновый...
Отвечает тот кто первый поднимет руку.
п/о мяч
Раздаю карточки.
Дополнить предложение.
1 команда:
Пришла … зима. ( снежная )
2 команда:
Наступила... осень. ( золотая )
3 команда:
Грачи на крыльях принесли … весну. ( раннюю )
ВЫВОД : Что такое имя прилагательное?
Раунд
четвёртый
.
-
Со знатоками играет ведущий №4
- Уважаемые знатоки! Прочитайте стихотворение на доске. Вам необходимо
вписать пропущенные слова и определить, какой частью речи они являются.
У полосатой кошки
В полоску дети-крошки -
Семь маленьких котят,
Едят и пьют из плошки,
Все вырасти хотят,
Не зря их мама …,
Их мордочками...,
Они за ней...,
Они за ней...,
… злую псину,
А повстречав щенят,
Дугою выгнув спину,
Старательно … .
шипят, учит
тычет, мурлычат,
мяучат, обходят
- Какая часть речи пропущена в этом стихотворении?
ВЫВОД: Что такое глагол?
Раунд
пятый
.
- Со знатоками играет ведущий №4
Подведение итогов.
- Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить свой
город, свою школу, уважать и понимать тех людей, которые живут с вами
рядом.
И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в
этом.
Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные
украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое
происходит.
–
Наша игра закончена. Давайте подведем итоги.
–
Подсчет орденов «Умнейшей Совы» полученных каждой командой.
Определяется команда-победитель.
–
Выходите те, кто получил ордена. Давайте поаплодируем ребятам.
–
Игра окончена. Всего доброго!