Напоминание

"Части речи"


Автор: Цуциева Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ " специальная коррекционная школа-интернат г. Моздок "
Населённый пункт: Республика Северная Осетия- Алания г. Моздок
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Части речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок

русского

языка

(

в

форме

игры

)

в

6

классе

коррекционной

школы

VIII

вида

Из

опыта

работы

учителя

русского

языка

ГКС

(

К

)

ОУ

«

Специальная

(

коррекционная

)

общеобразовательная

школа

-

интернат

г

.

Моздок

»

Республики

Северная

Осетия

-

Алания

Цуциевой

Ирины

Александровны

Тема

урока

:

«

Распознавание

частей

речи

».

Цели

:

Обобщить и систематезировать знания детей о частях речи.Развивать

умения распознавать части речи,формировать навыки правописания безударных

гласных в двусложных словах, гласных после шипящих,умения подбирать антонимы

к словам.Развивать умение работать в группах.Развивать умственную активность

учеников,творческое мышление, умение обобщать, сравнивать.Прививать чувства

любви и уважения к родному городу, школе.

Оборудование

:

музыкальный ценр, записи вопросов для знатоков,

карточки с заданиями командам, рисунок Совы, ордена « Умнейшей Совы», черный

ящик,мяч, колокольчик.

Ход

урока

1.Организация внимания.

2. Обобщение изученного материала.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в форме игры « Что?

Где? Когда?». Тема урока : « Распознавание частей речи»

За игрой будет наблюдать умнейшая Сова.За правильные ответы Сова

будет вручать ордена.В игре принимают участие три команды, в каждой

команде капитан ( называю капитанов команд)

Работа

в

группах

Игру начинаем с разминки.

Вопросы для 1-ой команды:

1. Дарья, Диана,Малена, Милана-это...

п/о женские имена

2.и, а,о,у,ы,е,э,- это...

п/о буквы гласных звуков

3. Сколько букв в алфавите?

П/о 33 буквы

4.Как узнать сколько слогов в слове?

п/о сколько в слове гласных, столько и слогов

5. Как пишутся сочетания жи-ши ?

п/о с буквой и

6. Что такое предложение?

п/о это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль

Вопросы для 2-ой команды:

1.Москва, Владикавказ, Моздок- это...

п/о названия городов

2.Ивановна, Александровна, Геннадьевна- это...

п/о отчества

3.Сколько в алфавите букв согласных звуков?

п/о 21 буква

4. Какая бывает речь ?

п/о устная и письменная

5.Как пишутся слова с сочетаниями ча-ща?

п/о с буквой а

6.Что такое текст?

п/о это группа предложений,связанных по смыслу и расположенных в

строгом порядке

Вопросы для 3-ей команды:

1.Али, Павел, Вячеслав, Станислав- это...

п/о мужские имена

2.Нева, Волга, Терек, Дон- это...

п/о названия рек

3. Сколько в алфавите букв гласных звуков?

п/о 10

4. Из чего состоят предложения?

п/о из слов

5. Как пишутся слова с сочетанием чу-щу ?

п/о с буквой у

6. Как переносятся слова ?

п/о по слогам

Микроитог.

-Итак, разминка окончена.

Правила вы знаете, а значит можно начинать игру.

Раунд

первый

.

Со знатоками играет ведущий №1.

( включаю запись)

Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свой город, его улицы, здания?

Постарайтесь ответить на мои вопросы.Прочитайте пословицы, которые

записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово, какой частью

речи оно является? Объясните пропущенные орфограммы.

Задание для 1-ой команды:

КАРТОЧКА: В центре города Моздока находится Красная...

( маш.на, площ.дь)

п/о Пропущено имя существительное « площадь».Это существительное,

так как обозначает предмет и отвечает на вопрос « что?». Пропущена

безударная гласная « а», Проверочное слово « площадка».Сочетание

« ща » пишется с гласной «а».

Задание для 2-ой команды:

КАРТОЧКА: В нашем городе.... река Терек.

( сидит, говорит, протекает)

п/о Пропущен глагол « протекает».Это глагол, так как обозначает действие

предмета и отвечает на вопрос « что делает?» Пропущена безударная

гласная « е », проверочное слово « течь ».

Задание для 3-ей команды:

КАРТОЧКА: Наша школа- одно из самых.... зданий города Моздока.

( красивых, тёмных, старейших)

п/о Пропущено имя прилагательное « старейших» .Это имя

прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на

вопрос « каких?». Пропущена безударная гласная «а», проверочное слово

« старость».

В Ы В О Д :

- Что нужно сделать, чтобы узнать какой частью речи является слово?

п/о Необходимо поставить вопрос и определить, что обозначает данное

слово: предмет, признак или действие предмета.

Раунд

второй

.

-Со знатоками играет ведущий №2.

-Уважаемые знатоки! Я тоже учился в школе и вспоминаю свою школу с

большой теплотой.На карточках записаны слова.Мне бы очень хотелось,

чтобы они никогда не звучали в вашей школе.Подберите к этим словам

слова противоположные по смыслу.Какой частью речи они являются?

КАРТОЧКИ:

1 команда: злость-...

жестокость...

п/о доброта, жалость

2 команда: вражда-...

грубость-...

п/о дружба, нежность

3 команда: жадность-...

ненависть-...

п/о щедрость, любовь

Эти имена существительные, обозначают состояние души человека, его

чувства, отвечают на вопрос « что?».

ВЫВОД : Что такое имя существительное?

Раунд

третий

.

- Со знатоками играю я, ведущая « Что? Где? Когда?» Цуциева Ирина

Александровна.

-Внесите черный ящик.

По перечисленным признакам определите,какой предмет лежит в черном

ящике.

Он: круглый, цветной, резиновый...

Отвечает тот кто первый поднимет руку.

п/о мяч

Раздаю карточки.

Дополнить предложение.

1 команда:

Пришла … зима. ( снежная )

2 команда:

Наступила... осень. ( золотая )

3 команда:

Грачи на крыльях принесли … весну. ( раннюю )

ВЫВОД : Что такое имя прилагательное?

Раунд

четвёртый

.

-

Со знатоками играет ведущий №4

- Уважаемые знатоки! Прочитайте стихотворение на доске. Вам необходимо

вписать пропущенные слова и определить, какой частью речи они являются.

У полосатой кошки

В полоску дети-крошки -

Семь маленьких котят,

Едят и пьют из плошки,

Все вырасти хотят,

Не зря их мама …,

Их мордочками...,

Они за ней...,

Они за ней...,

… злую псину,

А повстречав щенят,

Дугою выгнув спину,

Старательно … .

шипят, учит

тычет, мурлычат,

мяучат, обходят

- Какая часть речи пропущена в этом стихотворении?

ВЫВОД: Что такое глагол?

Раунд

пятый

.

- Со знатоками играет ведущий №4

Подведение итогов.

- Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить свой

город, свою школу, уважать и понимать тех людей, которые живут с вами

рядом.

И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в

этом.

Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные

украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое

происходит.

Наша игра закончена. Давайте подведем итоги.

Подсчет орденов «Умнейшей Совы» полученных каждой командой.

Определяется команда-победитель.

Выходите те, кто получил ордена. Давайте поаплодируем ребятам.

Игра окончена. Всего доброго!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники