Автор: Караваева Лилия Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г.Можга Удмуртская Республика
Наименование материала: Педагогическое эссе
Тема: "Качество образования - качество жизни"
Раздел: полное образование
Педагогическое эссе «Качество образования – качество жизни».
Каждый из нас мечтает о такой жизни, которая значительно отличается от
тех условий, в которых мы вынуждены существовать. Действительно, разве это
не так?
А кто может создать нам условия для такой жизни? Может быть,
государство,
гражданами
которого
мы
являемся?
Правительство,
от
деятельности
которого
зависит
благосостояние
народа,
доверяющего
своим
избранникам судьбу?
Родители, которые обязаны создать все условия для
полного раскрытия личности своего ребёнка? Или всё-таки мы сами? Вряд ли
кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на эти вопросы, потому что каждый
имеет свою точку зрения, имеющую место быть.
Таким образом, можно сделать вывод, что качество жизни общества и
конкретного
человека
–
это
социально-экономическая
категория,
которая
характеризует
уровень
потребления
материальных
благ
и
услуг,
удовлетворение
духовных
потребностей,
укрепление
здоровья
нации,
увеличение продолжительности жизни,
улучшение условий среды, создание
благоприятного морально-психологического климата, душевного комфорта, без
которого невозможна полноценная жизнь любого человека.
Ясно одно: на
качество нашей жизни влияют самые различные факторы, но без стремления
самого человека
изменить мир в лучшую сторону любые преобразования
бессмысленны.
Бесспорно, уровень нашей жизни напрямую зависит и от качества
образования, то есть системы социально обусловленных отношений к миру,
которыми должен обладать любой человек.
Мы наблюдаем эту взаимосвязь
на уровне жизни конкретного человека и на уровне жизни всего общества.
На связь между качеством образования и качеством жизни неоднократно в
своих выступлениях обращает внимание и В.В.Путин, президент РФ:
«…
качество образования может послужить основой качества жизни…».
Эта
мысль становится особенно актуальной в наше время.
Мы живём в условиях модернизации системы образования, которая
охватывает разные уровни. Конечно, этот процесс достаточно длительный и
довольно
сложный.
Однако
он
продиктован
самой
жизнью,
а
значит,
необходимо менять подход к процессу образования, вопреки сложившимся и
укоренившимся стереотипам.
В последнее время можно часто услышать пугающие выводы: «Страна
стремительно тупеет! Раньше молодёжь читала, ходила в кружки… А сейчас?
Сплошные
компьютеры,
пошлые
шутки
в
Интернете!
Советская
школа
давала качественное образование! Она была лучшей в мире! А теперь с
каждым годом уровень образования падает…». Эти высказывания кажутся
убедительными, но так ли это? Действительно ,может быть, мы «отупели» за
последние
25
лет?
Согласитесь,
есть
о
чем
подумать.
Хотя
тот,
кто
рассуждает о «всеобщем поглупении», считает себя-то самым умным среди
«туповатой массы». Лично мне кажется, что на современном этапе развития
системы образования не всё так мрачно, как это некоторыми представляется,
однако многое нужно менять в соответствии с требованием времени.
А
что
такое
качество
образования?
Под
ним
вовсе
не
обязательно
подразумевается обучение в престижном вузе. Качество образования - это
прежде всего приобретение знаний и практического опыта, которые потом
будут использоваться не только для своего, но и для всеобщего блага. Петр I,
прежде чем стал императором, получил самое качественное образование во
время Великого посольства, работая на верфях в Голландии. Это позволило
ему не только улучшить условия жизни в России, но и
обеспечить в
дальнейшем качественный общенациональный прорыв России в мировом
масштабе.
Историк по образованию, я убеждена в том, что без прошлого нет
настоящего и будущего, связь времён неразрывна. Прошлое – это готовый
учебник жизни, нужно лишь внимательно читать, запоминать, вникать, чтобы
не повторять ошибок Нельзя научиться читать, «промахнув» мимо азбуки,
нельзя научиться жить сегодня, не выучив того, что было вчера. Это должно
стать нашим подходом к жизни, если мы стремимся сделать её лучше. Для
этого мы должны прийти к пониманию того, что в процессе
реализации
реформ в школе необходимо изменить акценты в подходе к воспитанию и
образованию подрастающего поколения, от которого зависит наше будущее,
взяв за основу лучшие традиции, накопленные советской школой.
Когда мы говорим, что наши дети увлечены только компьютером, значит надо
использовать
эти
знания
для
повышения
качества
образования
детей,
формировать потребность в получении знаний, без которых нельзя состояться
как личность. Согласитесь, что в советской школе «отличники» не всегда
могли реализовать свой потенциал, более успешными становились те, кто
особым усердием не отличался. Значит, школа дала им те навыки, которые
помогли им раскрыться в дальнейшей
жизни. Не случайно в настоящее
время всё настойчивее звучит мысль о развитой, созидающей личности,
способной реализовать свой творческий потенциал.
Мы
должны
рассматривать
"качество
образования" как
соотношение
цели
и
результата, как
меру
достижения
цели
при
условии,
что
цель
поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. В этом
случае
мы
оцениваем
качество,
сравнивая
результаты
с
максимальными
возможностями ребенка. Никакие результаты нельзя признать хорошими, как
бы значительны они не были, если ребенок способен на большее, и никакие
результаты, как бы они ни были малы, нельзя признать плохими, если они
соответствуют
максимальным
возможностям
ребенка.
Такого
подхода
в
прошлом опыте российского образования не было или почти не было.
Конечно, в наше время возможностей намного больше, но мы должны
прийти к пониманию того, что главное в школе – учитель, а не схема и
бюрократическая отчётность. В хороших системах учителям дают творчески
работать с учениками, которые и в наше время в юном возрасте становятся
известными
и
добиваются
тех
результатов,
о
которых
взрослые
только
мечтают.
В таких непростых условиях задача каждого педагога - повышать
качество образования на своем участке работы, то есть, говоря словами
Вольтера, «возделывать свой сад». Если преподаватель сможет интересно,
творчески
интерпретировать
для
школьников
знания
своего
предмета
и
сможет
помочь
им
сформировать
метапредметные
компетенции:
информационную,
коммуникативную,
с а м о о р г а н и з а ц и о н н у ю ,
самообразовательную,
то его воспитанники в итоге будут озабочены не
только улучшением качества собственной жизни, но и улучшением качества
жизни окружающих, всего общества, России в целом. Связь между двумя
исходными понятиями, нарушенная сегодня, будет восстановлена.
Сама жизнь подтверждает, что мы на верном пути. Многие слышали о
Михаиле
Александровиче
Самарском
–
российском
писателе,
блогере,
общественном деятеле. А ведь ему всего лишь 19 лет, сейчас он студент МГУ
факультета политологии. В октябре 2012 года на основе его программы был
создан
благотворительный
фонд
«Живые
сердца».
Хочется
верить,
что
неравнодушие к незрячим людям, способность понять их боль поможет ему
стать
таким политиком, который будет думать о всеобщем благе, а
не
личном
благосостоянии.
Или Сергей Абрамов, талантливый 17-летний
журналист, в одиночку создавший портал с новостями для подростков и
открывший бесплатную школу молодёжного предпринимательства. К тому
же он ещё и эксперт комиссии Совфреда по детской кибербезопасности.
Совсем юные ребята, а как много они уже сделали, чтобы наша жизнь стала
лучше!
Я уверена, что в нашей стране живут самые талантливые люди и рано или
поздно по качеству жизни мы сможем обогнать ведущие страны. Первый шаг
на
этом
трудном
пути
—
улучшение
качества
образования,
а
именно
дополнительного, высшего, среднего и начального. Без этого невозможно
запустить цепную реакцию качества. Будем работать и надеяться, что все-
таки
и
в
нашей
стране
есть
собственные
Платоны
и
быстрые
разумом
Невтоны!