Автор: Петрунина Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д\сад "Малыш" Населённый пункт: город Усть-Илимск Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеобразовательного вида «Малыш»
Проект
«Я учусь охранять свою
жизнь и здоровье»
Выполнили:
Петрунина И.С.
Паршикова Г.В.
2015г
Актуальность проблемы:
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся
стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со
знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок
сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это
дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные
для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то
мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных
задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся
рядом с ребенком.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста
играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать
их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в
процессе детского исследования ребенок получает конкретные
познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать
результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного
поведения в доме, на улице и в природе
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально
опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и
назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с
предметами дома и на улице.
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
Развивающие:.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в
рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений ..
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему
- Воспитывать бережное отношение к растениям, проявлять интерес к ним.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: с 24 ноября по май.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1 этап
- составление проекта «Я учусь охранять свою жизнь и свое здоровье»
- подбор методической и художественной литературы;
2 этап – собственно – практический. Поиск ответов на поставленные
вопросы разными способами, через практическую деятельность.
(перспективное планирование для подготовительной работы)
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в
игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка
выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и
фотоматериалы по проведению тематической недели.
- развлечение «Этот чудесный и опасный окружающий мир»;
- оформление наглядной информации для родителей.
Предполагаемые результаты:
- дети узнают много интересного об опасностях окружающего мира;
- дети смогут объяснить и дать оценку в правилах дорожного движения;
- дети будут уверенно называть причины пожара;
- у детей сформируется стремление к исследованию объектов природы,
научатся делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные
связи;
№
Мероприятия
Содержание образовательной
ситуации
Сроки
1
Работа с педагогами
1.Составление проекта «
Я учу охранять жизнь и
свое здоровье»
2.Подбор методической
и художествееной
литературы
3.Составление плана
совместных
мероприятий педагогов и
детей.
4. Работа с родителями
по взаимодействию в
рамках проекта.
Воспитатели группы
Воспитатели группы
Ноябрь
Ноябрь
2
Работа с детьми
«Опасные предметы»
Уточнить представления
детей об источниках
опасности в доме, о
правилах пользования.
«Как избежать
неприятностей в лесу»
Познакомить детей с
правилами поведения в
лесу. Учить различать
отдельные съедобные и
ядовитые грибы.
«Ты и дорога»
Развивать умение
узнавать наземные виды
транспорта по
различным признакам.
«Правила поведения
при общении с
животными»
Формировать
правильное Продолжать
знакомить с правилами
поведения с бездомными
Рассматривание
иллюстраций. Д.игра
«Правильно ли это»
С.ролевая игра «Кухня»
Д.игра «Съедобные и
ядовитые грибы» Беседа
«Опасности на природе»
Рисование: «Известные
дорожные знаки» - по
выбору детей. П.игра
«Красный, жѐлтый,
зелѐный». Д.игра
«Дорожные знаки» (лото)
Ситуация общения
«Бездомные животные».
Поведение в природе.
Ноябрь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделяя
Декабрь
1-я неделя
животными.
«Контакты с
незнакомыми людьми
на улице»
Объяснить детям, что
приятная внешность
незнакомого человека не
всегда означает его
добрые намерения.
«Острые предметы»
Закрепить представление
об острых, колючих и
режущих предметах,
предостеречь от
несчастных случаях в
быту.
«Осторожно лѐд»
Дать информацию, как
опасно ходить по льду.
Учить детей беречь свою
жизнь и здоровье.
«Правила поведения в
транспорте»
Повторить знания детей
о правилах безопасности
дорожного движения в
качестве пешехода и
пассажира
транспортного средства.
«Знакомься – бытовая
техника»
Закрепить правила
техники безопасности
при общении с
электроприборами.
«Правила безопасного
перехода через дорогу,
поведение на улице »
Уточнить представление
детей о правилах
поведения на улицах
города, закрепить знания
о правилах дорожного
движения, о сигналах
Повторение домашнего
адреса и Ф.И.О родителей.
Д.игра «Наблюдайка»
Д.игра «Какие опасные
предметы вы знаете?».
Чтение Е.Казаков «Чик –
чик ножницами», Ю.Пермяк
«Торопливый ножик».
Рассматривание
иллюстраций «Опасности,
подстерегающие детей на
улице и в природе в зимнее
время года»
Театрализация «Поездка в
транспорте»
Д.игра «Что лишнее?»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
предметов и ситуаций.
Стихи и загадки о бытовой
технике.
Загадки о правилах
дорожного движения.
Подбор стихов. П.игра
«Стоп»
Д.игра «Высоко - низко»
С.ролевая игра «Семья»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Январь
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Февраль
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
светофора.
«Как вести себя дома»
Уточнить представление
детей о правилах
безопасного поведения
дома. Повторить
названия предметов
опасных для жизни,
здоровья.
«Мы - пассажиры»
Закреплять знания детей
с понятием «пассажир»,
продолжать знакомить с
правилами поведения в
общественных местах.
«Контакты с
незнакомыми
животными »
Закрепить знания детей
о правилах безопасного
поведения с животными,
воспитывать
уважительное
отношение к животным.
«Правила поведения и
действия при пожаре»
Закрепить полученные
знания о возникновении
пожара, усвоить номер
пожарной части,
милиции и скорой
помощи. Повторить
номер «Пожарной
части» - 01.
«Что может быть
горячим»
Уточнить представление
детей о правилах
безопасного поведения
дома, закрепить
представление о том, что
можно обжечься при
небрежном пользовании
горячей водой, паром, о
кастрюлю, о плиту.
предметов и ситуаций.
Д.игра «Кто чем управляет»
П.игра «Светофор»
Коллективная работа
«Автобус»
Чтение стихотворений и
загадок про животных.
П.игра «Кот и воробушки»
Рисование «Моѐ любимое
животное»
Д.игра «Какие
пожароопасные предметы
ты знаешь». С.р. игра
«Пожарные на учениях»
Загадки.
Д.игра «Соедини по точкам»
(Утюг) Аппликация
«Чайник», «Утюг» (по
выбору детей)
Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
предметов.
Повторение домашнего
адреса и Ф.И.О родителей.
П.игра «Беги ко мне»
Рисование «Мой дом»
Д.игра «Кто быстрей
4-я неделя
Март
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Апрель
1-я неделя
2-я неделя
«Если ты потерялся на
улице»
Учить правильно вести
себя, если потерялся на
улице и к кому
обратиться за помощью
в данной ситуации.
«Правила дорожные
совсем – совсем не
сложные»
Повторить правила
дорожного движения.
Воспитывать у детей
уважительное
отношение к правилам
дорожного движения и
желание следовать им.
«Безопасность на льду
весной»
Рассказать детям о том,
как надо вести себя у
водоѐмов весной,
познакомить со
способами и способами
спасения утопающих, а
также с правилами
безопасного поведения
на льду.
«Эта спичка -
невеличка»
Рассказать детям о том,
для чего люди
используют спички,
разъяснить их опасность.
«Пожарная
безопасность»
Расширять
представление детей о
людях с профессией
пожарного, закрепить
знания о вредных
свойствах огня.
соберет светофор» Загадки
о транспорте и дорожных
знаках. Плакат, на котором
изображены различные
ситуации на дорогах.
Наблюдение по картинкам
«Что бывает, когда
трескается лѐд»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
ситуаций.
Чтение К.Чуковский
«Путаница» Д.игра
«Опасные предметы»
Рисование «Детям спички
не игрушка»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
предметов и ситуаций при
пожаре.
Д.игра «Запрещается -
запрещается» Полезные
советы. Игра с мячом,
«Какие бывают глаза»
3-я неделя
4-я неделя
Май
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
«Дороже алмаза свои
два глаза»
Учить детей соблюдать
культурно-
гигиенические правила,
воспитывать бережное
отношение к своему
здоровью, к здоровью
окружающих людей.
«Чтобы не было беды»
Уточнить знания детей о
пожарной безопасности
дома и в детском саду.
Научиться разговаривать
по телефону, повторить
номер.
«Нужные и ненужные
тебе лекарства.
Домашняя аптечка»
Познакомить детей с
понятием «лекарство»,
«яд» и объяснить, что
дети не должны
самостоятельно
принимать лекарства и
брать или что-либо
другое у незнакомых
людей.
«Руки – это лицо
человека»
Продолжать учить детей
ухаживать за руками, а
также расширять знания
детей о значении рук в
трудовой деятельности.
«Безопасность при
отдыхе на природе»
Повторить правила
безопасного поведения
на природе; рассказать о
влиянии на человека
погодных условий,
одежда по погоде, а
также вспомнить какие
Экскурсия по детскому саду.
Чтение С.Маршака «Пожар»
Отгадывание загадок
Чтение А. Пушкин «Сказка
о мертвой царевне и семи
богатырях» Экскурсия в
медицинский кабинет.
С.ролевая игра «Больница»
Полезные советы.
Инсценировка «Мойдодыр»
Д.игра «Гигиенические
принадлежности»
Подбор стихов, пословиц,
загадок. Рассматривание
иллюстраций с
изображением опасных
ситуаций.
Мир в картинках «Ситуации
на дороге»
Стих Е.Ильин «Огонь»
Д.игра «Что горит, что не
горит» П.игра «Пожар»
Экскурсия по детскому саду
«Уголок противопожарной
безопасности»
грибы можно и нельзя
собирать в лесу.
«Я на улице города»
Закрепить нормы
безопасного поведения
на улице. Рассказать о
том, что неосторожность
становится источником
возникновения опасных
ситуаций.
«Огонь – наш друг или
враг»
Повторить правила
обращения с огнем.
Повторить знания об
электричестве и
электроприборах.
3
Работа родителями
1.
Оформление папок
– передвижек,
памяток.
2.Привлечение
родителей к
организации досугов
3.Привлечение к
изготовлению
игрового
оборудования на
игровом участке,
4.Организация
выставки рисунков
«Безопасность
глазами детей»).
- Памятка для родителей:
«Причины детского
дорожного – травматизма».
- Памятка для родителей:
«Обучение детей
наблюдательности на
улице».
- Памятка для родителей по
правилам дорожного
движении.
- Памятка для родителей
водителей «Правила
перевозки детей в
автомобиле».
- Памятка «Безопасность на
воде»
- папки- передвижки: «01 –
телефон пожарной охраны»,
«Лекарственные растения»,
«Безопасность на улице»
«Предлагаем почитать.
Стихи для детей о пожаре»
В течении
года
4
Оснащение
предметно
развивающей среды
1.Создание уголка
здоровья для детей (для
проведения бесед по
ЗОЖ).
2.Изготовление
атрибутов для уголка
здоровья.
3.Наглядный материал
для уголка безопасности.
4.Пополнение
дидактических,
сюжетно- ролевых игр.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
В течении
года
Список
используемой
литературы:
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения
с детьми 5-8 лет», М. Творческий центр, 2009 г.
2.
О.
Александрова
«Воспитанный
пешеход»,
М.
Эксмо,
2010
3. Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе:
Педагогические
и
социальные
технологии.
М.,
2002.
4.
Белая
К.
и
др.
Как
обеспечить
безопасность
дошкольников.
М.,
2001
5.
Стеркина
Р.
И
др.
Основы
безопасности
детей
дошкольного
возраста.
М.,
1998.
6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у
малышей.
М.,
2007.
Панель управления