"Знакомство детей с природой "Кавказского заповедника" сред.гр.
Автор: Музыченко Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №9 "Буратино" Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский р-он, п. Каменномостский Наименование материала: Конспект Тема: "Знакомство детей с природой "Кавказского заповедника" сред.гр. Раздел: дошкольное образование
(Средняя группа)
МДОУ №9 «Буратино»
Воспитатель: Музыченко Е.А.
1.Программное содержание.
Привить любовь детей к всему, что нас окружает. Дать представление о том, как
люди берегут природу, животных, красивый пейзаж. Воспитывать любовь к малой и
большой Родине, познакомить с понятием «заповедник». Формировать бережное
отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Уметь
находить выразительные средства для передачи своих чувств к родной природе. Развивать
сообразительность, связанную речь, логику, фантазию. Активировать словарь детей.
СЛОВА: «Красная книга», живописные места, первозданный облик, исчезающие
животные, легенда, веки вечные, свершилось, заповедник, пик.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Открытки с изображением животных, альбомы. Плакаты с изображением
заповедников, бумага, карандаш. Магнитофон с кассетой. Сюрпризный момент.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы на тему:
«Природа Адыгеи», «Кавказский заповедник» - наша гордость», «Где находится
сибирский заповедник «Столбы», «Для чего нужна Красная книга?». Экскурсии в музей.
Чтение книг «Адыгея» - автор Х.А. Баладжиян , «По Кавказскому заповеднику»-автор
Ю.К. Ефремов, «Медвежата» - автор Е. Чарушин , «На лесной полянке» - Г. Скребицкий,
«Лесные домишки» - В. Бианки, «След оленя» - Г. Снегирев.
Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, открыток. Просмотр диафильмов
«Природа и люди», «Животный мир заповедников».
Рассматривание открыток с редкими животными. Знакомство с «Красной книгой».
ХОД ЗАНЯТИЙ:
Под музыку дети приходят в группу и удобно садятся на паласе в круг.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)
–В. Ребята, когда мы говорим слово «природа», что предстает перед нашими глазами?
– Ответы детей: Речка, лес, парк, сквер, животные, деревья, цветы, кустарники (3-4 отв).
– В. А каких животных мы с вами знаем?
– Дети. Мы знаем домашних животных и диких (2-3 отв).
– В. Правильно, ребята, а где живут дикие животные?
– Дети. Дикие животные живут в лесах, на полях, в горах, в пустыне.(4-5 отв).
– В. А каких диких животных мы знаем, ребята?
– Ответы детей. Мы знаем волка, медведя, лису, тигра, льва, оленя. ( 4-5 отв).
– В. Молодцы, ребята! А сегодня, мы поговорим с вами о красоте нашей родной природы.
Поговорим о Кавказском заповеднике.
– В. А кто мне скажет, ребята, что означает слово « заповедник» (2-3 отв).
– Дети. Заповедник – это уголок природы, где живут дикие звери, и которых охраняют
люди.
– В. Дети, у нас на Кавказе расположен Кавказский государственный биосферный
заповедник. Кавказский заповедник- это очень красивое место природы. Там есть
лазурные озера, снежные горы, богатые рыбой горные реки и незабываемые леса.
Растительный мир заповедника очень редкий и многие растения живут только в нашем
Кавказском заповеднике.
– В. Мы сегодня с вами, ребята, вспомнили всех диких животных, каких мы знаем. А в
нашем Кавказском заповеднике пасутся целыми стадами такие редкие животные, как туры
и серны. Это исчезающие животные, их в природе очень мало. А в нашем заповеднике
этим животным хорошо и уютно. Они живут и размножаются.
– В. Дети, а кто мне скажет, что такое « Красная книга»?
– Ответ детей: Это книга, куда вписывают всех редких животных (2-3 отв).
– В. Правильно, ребята. Серны и туры внесены тоже в «Красную книгу», потому что они
редкие животные.
- В. Сейчас, ребята, мы возьмем открытки и посмотрим, какие дикие животные живет на
нашей Земле, посмотрим альбом «Кавказский заповедник».
- В. Ребята, а какие знакомые животные изображены на открытках?
(Дать детям открытки с изображением животных. Звучит тихая музыка Чайковского «
Сладкая греза». Вдруг раздается стук в дверь.)
- Дети. Волк, лиса, заяц (3-4 отв).
- В. Ребята, давайте посмотрим кто к нам стучится?
- Дети: Бабушка!
- В. Это не простая бабушка. Это, ребята, Бабушка- Загадушка. Здравствуйте, Бабушка -
Загадушка, с чем к нам пожаловали?!
(Дети приветствуют Бабушку- Загадушку.)
- Б. Здравствуйте, ребята! Ой, как вас много. Такие вы все хорошие, послушные.
Послушайте, что я вам расскажу: «Гуляла я как-то летом по заповеднику, и вдруг
зашевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотела, а он вспорхнул и
улетел».
- Б. Кто же это был, ребята?
- Ответ детей: Это была бабочка ( 2-3 отв).
- Б. Правильно, ребята, это была бабочка! В заповеднике очень много бабочек. Они все
очень разные и красивые. А вы, ребята, встречали бабочек?
- Ответ детей: Конечно встречали на участке, в городе, у реки, на даче, на улице, в деревни
(2-3 отв).
- Б. Хорошо, ребята, пошла я дальше по дорожке, «вдруг я вижу, голубой аэропланчик сел
на белый одуванчик».
- Б. Кто же это был, ребята?
- Дети. Голубой аэропланчик – это стрекоза ( 2-3 отв).
- Б. Ой, какие вы молодцы! Все знаете!
Иду сегодня я по дороге и вижу:
Через поле напрямик скачет белый воротник».
- Б. Ну а это кто, ребята?
- Дети: Это заяц. Он зимой белый, а летом серый ( 2-3 отв).
- Б. Ну а кто « Зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?»
- Дети: Это волк (2-3 отв).
- Б. Вот теперь, ребятки, самая трудная загадка. Попробуйте, отгадайте! Хвост пушистый,
мех золотистый; В лесу живет, в деревне кур крадет.
- Дети. Конечно же это лиса ( 2-3 отв).
- Б. Какие вы ребята молодцы!
- В. Ребята, вы все загадки отгадали правильно, мы сегодня с вами узнали, что такое
заповедник, для чего он нужен. А теперь я вам предлагаю нарисовать самую яркую
картину природы. ( Дети садятся за столы и под музыку Чайковского « Времена года»
рисуют).
2 Часть.
- В. Ребята, посмотрите на свой рисунок и приготовьте небольшой рассказ – описание
своей работы.
( Дети думают под музыку Чайковского « Времена года». Воспитатель переходит от одного
ребенка к другому, прислушивается к обсуждению детей, направляет работу, используя
приемы, помогающие детям в работе.
Например,
- Прошепчи мне на ушко тайну твоего леса…
Или,
- Закрой глазки, «включи свой телевизор» и представь все, что ты хочешь описать…
Или,
- Послушай музыку, представь, что ты идешь по зимнему лесу, вдыхаешь свежий,
морозный воздух, под ногами хрустит снег. Это поможет тебе в описании твоего рисунка.)
( После данного времени на обдумывание, дети описывают свои рисунки. Делают анализ
работ.)
- В. А какой из рисунков тебе понравился больше всего? Чем он тебе понравился?
- Ответы 3-5 детей.
( Бабушка очень довольна ребятами. Она дарит детям на память корзинку с лесными
дарами.)
- Б. Ребята, я вижу вы все очень добрые, любознательные, хорошо рисуете. На прощание я
хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Анатолия Зарянова:
….Не рви цветов у скал высоких,
Живых деревьев не ломай,
Зверей не трогай быстроногих,
И птиц напрасно не пугай!
Не жги костер – изранишь землю,
Вдруг ветер: и пошел пожар..
Послушайся, природа внемлет,
И каждый шаг твой, как удар!
Прошу тебя: будь осторожен,
Не нарушай лесной покров.
Ведь для земли он будто кожа,
А сколько скрыто в нем миров!
- До свидания, ребята, помните эти стихи!
Берегите природу!
( Дети прощаются с Бабушкой – Загадушкой .)