Напоминание

"Знакомство детей с природой "Кавказского заповедника" сред.гр.


Автор: Музыченко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Буратино"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский р-он, п. Каменномостский
Наименование материала: Конспект
Тема: "Знакомство детей с природой "Кавказского заповедника" сред.гр.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Комплексное познавательное занятие

Тема: «Знакомство детей с природой

« Кавказского заповедника» »

(Средняя группа)
МДОУ №9 «Буратино» Воспитатель: Музыченко Е.А.
1.Программное содержание. Привить любовь детей к всему, что нас окружает. Дать представление о том, как люди берегут природу, животных, красивый пейзаж. Воспитывать любовь к малой и большой Родине, познакомить с понятием «заповедник». Формировать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите. Уметь находить выразительные средства для передачи своих чувств к родной природе. Развивать сообразительность, связанную речь, логику, фантазию. Активировать словарь детей. СЛОВА: «Красная книга», живописные места, первозданный облик, исчезающие животные, легенда, веки вечные, свершилось, заповедник, пик. МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: Открытки с изображением животных, альбомы. Плакаты с изображением заповедников, бумага, карандаш. Магнитофон с кассетой. Сюрпризный момент. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы на тему: «Природа Адыгеи», «Кавказский заповедник» - наша гордость», «Где находится сибирский заповедник «Столбы», «Для чего нужна Красная книга?». Экскурсии в музей. Чтение книг «Адыгея» - автор Х.А. Баладжиян , «По Кавказскому заповеднику»-автор Ю.К. Ефремов, «Медвежата» - автор Е. Чарушин , «На лесной полянке» - Г. Скребицкий, «Лесные домишки» - В. Бианки, «След оленя» - Г. Снегирев. Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, открыток. Просмотр диафильмов «Природа и люди», «Животный мир заповедников». Рассматривание открыток с редкими животными. Знакомство с «Красной книгой».
ХОД ЗАНЯТИЙ: Под музыку дети приходят в группу и удобно садятся на паласе в круг. (Звучит музыка Чайковского «Времена года») –В. Ребята, когда мы говорим слово «природа», что предстает перед нашими глазами? – Ответы детей: Речка, лес, парк, сквер, животные, деревья, цветы, кустарники (3-4 отв). – В. А каких животных мы с вами знаем? – Дети. Мы знаем домашних животных и диких (2-3 отв). – В. Правильно, ребята, а где живут дикие животные? – Дети. Дикие животные живут в лесах, на полях, в горах, в пустыне.(4-5 отв). – В. А каких диких животных мы знаем, ребята? – Ответы детей. Мы знаем волка, медведя, лису, тигра, льва, оленя. ( 4-5 отв). – В. Молодцы, ребята! А сегодня, мы поговорим с вами о красоте нашей родной природы. Поговорим о Кавказском заповеднике. – В. А кто мне скажет, ребята, что означает слово « заповедник» (2-3 отв). – Дети. Заповедник – это уголок природы, где живут дикие звери, и которых охраняют люди. – В. Дети, у нас на Кавказе расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Кавказский заповедник- это очень красивое место природы. Там есть лазурные озера, снежные горы, богатые рыбой горные реки и незабываемые леса. Растительный мир заповедника очень редкий и многие растения живут только в нашем Кавказском заповеднике. – В. Мы сегодня с вами, ребята, вспомнили всех диких животных, каких мы знаем. А в нашем Кавказском заповеднике пасутся целыми стадами такие редкие животные, как туры и серны. Это исчезающие животные, их в природе очень мало. А в нашем заповеднике этим животным хорошо и уютно. Они живут и размножаются. – В. Дети, а кто мне скажет, что такое « Красная книга»? – Ответ детей: Это книга, куда вписывают всех редких животных (2-3 отв).
– В. Правильно, ребята. Серны и туры внесены тоже в «Красную книгу», потому что они редкие животные. - В. Сейчас, ребята, мы возьмем открытки и посмотрим, какие дикие животные живет на нашей Земле, посмотрим альбом «Кавказский заповедник». - В. Ребята, а какие знакомые животные изображены на открытках? (Дать детям открытки с изображением животных. Звучит тихая музыка Чайковского « Сладкая греза». Вдруг раздается стук в дверь.) - Дети. Волк, лиса, заяц (3-4 отв). - В. Ребята, давайте посмотрим кто к нам стучится? - Дети: Бабушка! - В. Это не простая бабушка. Это, ребята, Бабушка- Загадушка. Здравствуйте, Бабушка - Загадушка, с чем к нам пожаловали?! (Дети приветствуют Бабушку- Загадушку.) - Б. Здравствуйте, ребята! Ой, как вас много. Такие вы все хорошие, послушные. Послушайте, что я вам расскажу: «Гуляла я как-то летом по заповеднику, и вдруг зашевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотела, а он вспорхнул и улетел». - Б. Кто же это был, ребята? - Ответ детей: Это была бабочка ( 2-3 отв). - Б. Правильно, ребята, это была бабочка! В заповеднике очень много бабочек. Они все очень разные и красивые. А вы, ребята, встречали бабочек? - Ответ детей: Конечно встречали на участке, в городе, у реки, на даче, на улице, в деревни (2-3 отв). - Б. Хорошо, ребята, пошла я дальше по дорожке, «вдруг я вижу, голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». - Б. Кто же это был, ребята? - Дети. Голубой аэропланчик – это стрекоза ( 2-3 отв). - Б. Ой, какие вы молодцы! Все знаете! Иду сегодня я по дороге и вижу: Через поле напрямик скачет белый воротник». - Б. Ну а это кто, ребята? - Дети: Это заяц. Он зимой белый, а летом серый ( 2-3 отв). - Б. Ну а кто « Зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?» - Дети: Это волк (2-3 отв).
- Б. Вот теперь, ребятки, самая трудная загадка. Попробуйте, отгадайте! Хвост пушистый, мех золотистый; В лесу живет, в деревне кур крадет. - Дети. Конечно же это лиса ( 2-3 отв). - Б. Какие вы ребята молодцы! - В. Ребята, вы все загадки отгадали правильно, мы сегодня с вами узнали, что такое заповедник, для чего он нужен. А теперь я вам предлагаю нарисовать самую яркую картину природы. ( Дети садятся за столы и под музыку Чайковского « Времена года» рисуют). 2 Часть. - В. Ребята, посмотрите на свой рисунок и приготовьте небольшой рассказ – описание своей работы. ( Дети думают под музыку Чайковского « Времена года». Воспитатель переходит от одного ребенка к другому, прислушивается к обсуждению детей, направляет работу, используя приемы, помогающие детям в работе. Например, - Прошепчи мне на ушко тайну твоего леса… Или, - Закрой глазки, «включи свой телевизор» и представь все, что ты хочешь описать… Или, - Послушай музыку, представь, что ты идешь по зимнему лесу, вдыхаешь свежий, морозный воздух, под ногами хрустит снег. Это поможет тебе в описании твоего рисунка.) ( После данного времени на обдумывание, дети описывают свои рисунки. Делают анализ работ.) - В. А какой из рисунков тебе понравился больше всего? Чем он тебе понравился? - Ответы 3-5 детей. ( Бабушка очень довольна ребятами. Она дарит детям на память корзинку с лесными дарами.) - Б. Ребята, я вижу вы все очень добрые, любознательные, хорошо рисуете. На прощание я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Анатолия Зарянова:
….Не рви цветов у скал высоких, Живых деревьев не ломай, Зверей не трогай быстроногих, И птиц напрасно не пугай! Не жги костер – изранишь землю, Вдруг ветер: и пошел пожар.. Послушайся, природа внемлет, И каждый шаг твой, как удар! Прошу тебя: будь осторожен, Не нарушай лесной покров. Ведь для земли он будто кожа, А сколько скрыто в нем миров! - До свидания, ребята, помните эти стихи! Берегите природу! ( Дети прощаются с Бабушкой – Загадушкой .)


В раздел образования