"Загадка, как средство духовно - нравственного воспитания детей"
Автор: Литвинова Лариса Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ-детский сад №4 "Золотой гребешок" комбинированного вида Населённый пункт: г. Бердск, Новосибирская область Наименование материала: Доклад (из опыта работы) Тема: "Загадка, как средство духовно - нравственного воспитания детей" Раздел: дошкольное образование
Доклад
(
из личного опыта)
«Загадка, как средство духовно-нрав-
ственного воспитания дошкольников»
Мир 21 века, каким он будет? – во многом зависит от нас и от
тех основ, которые мы заложим в сознании детей, будущих со-
зидателей новой жизни . От этих основ будет зависеть всё духов-
ное и материальное благосостояние государства и общества.
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его ду-
ховному миру становится доминантой цивилизованного развития. В
образовании, как явлении цивилизации происходит также ориента-
ция на индивида, на развитие личности.
Поэтому актуальность этой задачи отражена в Федеральном Госу-
дарственном Образовательном Стандарте дошкольного образова-
ния. ФГОС дошкольного образования выдвигает одним из осново-
полагающих принципов дошкольного воспитания »приобщение де-
тей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и госу-
дарства».
Освоению дошкольником системы ценностей, норм, стереотипов
общества должно способствовать образовательное пространство в
дошкольном учреждении.
На мой взгляд, народная культура, в частности, устное народ-
ное творчество, является одним из средств духовно-нравствен-
ного воспитания дошкольников.
Только произведения УНТ удивительным образом совмещают в
себе глубокую мудрость, лёгкость осознания и простоту запомина-
ния, соответствующие психофизиологическим особенностям до-
школьников.
К.Д. Ушинский подчёркивал, что « литература, с которой впервые
встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли,
народного чувства, народной жизни, в область народного духа.
Такой литературой, прежде всего являются произведения УНТ во
всём его жанровом многообразии : потешки , пестушки , загадки,
считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки,
сказки и другое. Они своим содержанием и формой наилучшим об-
1
разом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и раз-
вития ребёнка.
В своей работе, наряду со всеми выше перечисленными жанра-
ми, наиболее активно я использую загадки. Почему именно
этот жанр привлёк моё внимание?
Слово » загадка» древнего происхождения. В древне - русском язы-
ке слово «гадать» означает «думать», »размышлять». Отгадывание
загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде
предметов, явлений окружающего нас мира. Это расширяет круго-
зор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгады-
ваемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, кото-
рый помогает отгадать загадку.
Но при всей сложности загадок, отгадывание это игра, веселье, шу-
точное настроение, радостное предвкушение правильного ответа,
возможность пофантазировать.
Поэтому это один из любимых жанров детей.
Ещё в древние времена старшие устраивали специальные вече-
ра, где старались проверить знания, наблюдательность и сооб-
разительность младших. В этом им помогали загадки. Загадки
шли не вразброс, а в определённом порядке - сначала загадки о че-
ловеке, потом о доме, вещах, которые в нём находятся, затем о дво-
ре, огороде, саде, полях, лесах и в самом конце о природных явле-
ниях.
Эта традиция дошла и до наших дней. Я также приглашаю детей в
весёлые игры поиграть, загадки отгадать, да смекалку показать!
Мир загадок разнообразен. Основные принципы, по которым я их
использую это возрастной и тематический. Образовательный мате-
риал, с которым знакомят детей в течение года, распределён по
темам недели. В соответствии с этими темами я и подбираю загад-
ки, учитывая возрастные возможности детей.
Загадка, как средство развития и воспитания - уникальна! Я
нахожу ей место во всех видах детской деятельности . Какая бы
ни была тема, я использую загадку, как элемент активизации мыс-
лительных процессов детей, как элемент развития интереса в про-
цессе познания.
Загадка может быть: - интригующим началом деятельности; напри-
мер,
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
2
Знают все: и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
(Эта загадка дала почву для размышления о нашей планете Земля)
- как провокация к исследованию; например,
На дворе горой, а в избе водой
(дальнейшая деятельность - опыты со сне-
гом)
- как дополнительная информация к уже знакомой; например,
В лесу родился
В лесу вырос
А в дом пришёл-
Всех к себе собрал
(последовал познавательный материал « Откуда к
нам стол пришёл?»)
- и в завершении, как проверка полученных знаний; например,
( в заключение познавательной деятельности о здоровье, здоровом
образе жизни, прозвучало):
А теперь такой вопрос:
Что за мышечный насос,
В нашем теле кровь качает
Никогда не отдыхает? (кровь)
Другой аспект применения этого жанра- с помощью загадки под-
держиваю интерес в процессе режимных моментов
Мальчик Саша с утра бодр,
Ему не хочется в кроватку
Чтоб здоровым быть всегда
С утра он делает…(зарядку)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится (мыло)
Во время физического развития предлагаю отгадать загадку и
узнать подвижную игру, в которую мы сейчас будем играть, либо
во время физминутки дети показывают движениями отгадки (мед-
ведь, гусь, белка, цапля и другое).
Ответы к загадкам дети не только изображают движениями, но и
рисуют, лепят, делают аппликацию и оригами.
Такой вид деятельности как наблюдение - кладезь для использова-
ния загадок. У детей не только расширяется представление о род-
ном крае и его природе, но и обогащается словарь эпитетами, срав-
нениями, они слышат красоту родного языка.
Ну и конечно загадка, как самостоятельная игра, которая учит детей
размышлять, устанавливать взаимосвязь предметов и явлений.
3
Это ряд словесных, настольных игр, используемых в разные воз-
растные периоды. Такую подборку я назвала « Ярмарка игр».
Очень интересно с использованием загадок проходят различные
развлечения, праздники. Например, один из последних « Здрав-
ствуй, гостья, Зима», где мы с детьми отгадывали загадки о зимних
явлениях, о зимней одежде, о традиционных зимних развлечениях.
Во время досуга « Сундучок Деда Мороза» использовала загадки о
Новом годе.
Особенно актуально звучит загадка в темах о патриотическом
воспитании. Предыдущий учебный год был посвящен 70-летию
победы советского народа в Великой отечественной войне. В нашей
группе была организована проектная деятельность в свете этих со-
бытий. С помощью родителей создан патриотический уголок. За-
гадки помогали расширять представления детей о родах войск, о
предметах военного быта, о преемственности поколений. Напри-
мер,
подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом
Буду помогать ему
Охранять свою…(страну)
Хочу отметить, что каждая тематическая неделя годового плана на-
шего детского сада созвучна с задачами духовно - нравственного
воспитания: формировать у детей милосердие, сострадание, умение
прощать, быть благодарным, скромным, смелым, трудолюбивым,
ответственным. Воспитывать любовь к русской природе, русским
традициям, уважение к истории народа. Воспитывать гордость за
свой народ.
Красной линией прошли эти задачи в нашей группе в январе,
когда в соответствии с тематическим планом, мы знакомили де-
тей с традициями и обычаями русского народа, с народным
творчеством, народными промыслам и. В рамках мини-проекта
мы с детьми играли в дидактическую игру « Отгадай загадку» (о
предметах старинного быта), например,
Маленький пузатенький,
А весь дом бережёт (замок)
Без рук, без ног, во все стороны клонится (зыбка)
По загадке-картинке дети узнавали и называли русские народные
музыкальные инструменты.
Узнавали сказку по загадке:
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
« Ох, никак не вытянуть,
4
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий дружный труд ( Репка)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят)
Узнавали предметы народного промысла, например,
Снежно-белая посуда
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими
Нежными, красивыми (Гжель)
Рассказывая о русском гостеприимстве, играли в сюжетно - роле-
вую игру «Чаепитие», где звучала загадка о самоваре
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита и чайник-
Сам заварит, сам нальёт.
Во время наблюдений звучали р.н. загадки, например
Синенька шубёнка
Весь мир одела
(небо), Что вверх корнем растёт? (сосулька)
Наша группа называется « Берёзонька». Мы не могли не позна-
комить детей с берёзой, как символом России. Это была интегриро-
ванная деятельность по всем образовательным областям, и конеч-
но звучали загадки, например,
Ствол белеет
Шапочка зеленеет
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки
С р.н.загадками о домашних животных мы знакомились во время
досуга « У бабушки в деревне», например,
Зелёные глаза-всем мышам гроза ( кошка)
Помощниками в процессе этого проекта были родители. Они
предоставили экспонаты для развивающей среды и были создателя-
ми альбома « Копилка русских народных загадок», где каждая се-
мья оформляла лист альбома с загадками, заучивали их с детьми
дома, а в группе итогом было развлечение « Карусель загадок».
В своей работе я использую, как р.н.загадки в первозданном их со-
чинении , так и современные загадки о предметах русского быта,
явлениях природы, музыкальных инструментах и т. п
В моём изложении материала прозвучали загадки в одном варианте
на один объект. В практике я знакомлю детей с несколькими загад-
5
ками об одном объекте, что даёт возможность ребёнку не просто за-
помнить загадку, увидеть предмет или явление с разных сторон. У
ребёнка появляется полное понимание и представление о данном
объекте.
В заключении хочу сказать, что под влиянием фольклора у детей
повысился познавательный интерес, развивается эмоциональная
сфера, обогатилась речь, обогатились нравственные представления,
что способствует формированию личности. Всё это важно для ду-
ховно-нравственного развития ребёнка.
6