Напоминание

"Загадка, как средство духовно - нравственного воспитания детей"


Автор: Литвинова Лариса Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад №4 "Золотой гребешок" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Доклад (из опыта работы)
Тема: "Загадка, как средство духовно - нравственного воспитания детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад ( из личного опыта) «Загадка, как средство духовно-нрав- ственного воспитания дошкольников»
Мир 21 века, каким он будет? – во многом зависит от нас и от

тех основ, которые мы заложим в сознании детей, будущих со-

зидателей новой жизни
. От этих основ будет зависеть всё духов- ное и материальное благосостояние государства и общества. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его ду- ховному миру становится доминантой цивилизованного развития. В образовании, как явлении цивилизации происходит также ориента- ция на индивида, на развитие личности. Поэтому актуальность этой задачи отражена в Федеральном Госу- дарственном Образовательном Стандарте дошкольного образова- ния. ФГОС дошкольного образования выдвигает одним из осново- полагающих принципов дошкольного воспитания »приобщение де- тей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и госу- дарства». Освоению дошкольником системы ценностей, норм, стереотипов общества должно способствовать образовательное пространство в дошкольном учреждении.
На мой взгляд, народная культура, в частности, устное народ-

ное творчество, является одним из средств духовно-нравствен-

ного воспитания дошкольников.
Только произведения УНТ удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, лёгкость осознания и простоту запомина- ния, соответствующие психофизиологическим особенностям до- школьников. К.Д. Ушинский подчёркивал, что « литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, прежде всего являются произведения УНТ во всём его жанровом многообразии : потешки , пестушки , загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Они своим содержанием и формой наилучшим об- 1
разом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и раз- вития ребёнка.
В своей работе, наряду со всеми выше перечисленными жанра-

ми, наиболее активно я использую загадки. Почему именно

этот жанр привлёк моё внимание?
Слово » загадка» древнего происхождения. В древне - русском язы- ке слово «гадать» означает «думать», »размышлять». Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира. Это расширяет круго- зор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгады- ваемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, кото- рый помогает отгадать загадку. Но при всей сложности загадок, отгадывание это игра, веселье, шу- точное настроение, радостное предвкушение правильного ответа, возможность пофантазировать. Поэтому это один из любимых жанров детей.
Ещё в древние времена старшие устраивали специальные вече-

ра, где старались проверить знания, наблюдательность и сооб-

разительность младших.
В этом им помогали загадки. Загадки шли не вразброс, а в определённом порядке - сначала загадки о че- ловеке, потом о доме, вещах, которые в нём находятся, затем о дво- ре, огороде, саде, полях, лесах и в самом конце о природных явле- ниях. Эта традиция дошла и до наших дней. Я также приглашаю детей в весёлые игры поиграть, загадки отгадать, да смекалку показать! Мир загадок разнообразен. Основные принципы, по которым я их использую это возрастной и тематический. Образовательный мате- риал, с которым знакомят детей в течение года, распределён по темам недели. В соответствии с этими темами я и подбираю загад- ки, учитывая возрастные возможности детей.
Загадка, как средство развития и воспитания - уникальна! Я

нахожу ей место во всех видах детской деятельности
. Какая бы ни была тема, я использую загадку, как элемент активизации мыс- лительных процессов детей, как элемент развития интереса в про- цессе познания. Загадка может быть: - интригующим началом деятельности; напри- мер, Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. 2
Знают все: и млад, и стар, Что она - большущий шар. (Эта загадка дала почву для размышления о нашей планете Земля) - как провокация к исследованию; например, На дворе горой, а в избе водой (дальнейшая деятельность - опыты со сне- гом) - как дополнительная информация к уже знакомой; например, В лесу родился В лесу вырос А в дом пришёл- Всех к себе собрал (последовал познавательный материал « Откуда к нам стол пришёл?») - и в завершении, как проверка полученных знаний; например, ( в заключение познавательной деятельности о здоровье, здоровом образе жизни, прозвучало): А теперь такой вопрос: Что за мышечный насос, В нашем теле кровь качает Никогда не отдыхает? (кровь) Другой аспект применения этого жанра- с помощью загадки под- держиваю интерес в процессе режимных моментов Мальчик Саша с утра бодр, Ему не хочется в кроватку Чтоб здоровым быть всегда С утра он делает…(зарядку) Ускользает как живое, Но не выпущу его я Белой пеной пенится Руки мыть не ленится (мыло) Во время физического развития предлагаю отгадать загадку и узнать подвижную игру, в которую мы сейчас будем играть, либо во время физминутки дети показывают движениями отгадки (мед- ведь, гусь, белка, цапля и другое). Ответы к загадкам дети не только изображают движениями, но и рисуют, лепят, делают аппликацию и оригами. Такой вид деятельности как наблюдение - кладезь для использова- ния загадок. У детей не только расширяется представление о род- ном крае и его природе, но и обогащается словарь эпитетами, срав- нениями, они слышат красоту родного языка. Ну и конечно загадка, как самостоятельная игра, которая учит детей размышлять, устанавливать взаимосвязь предметов и явлений. 3
Это ряд словесных, настольных игр, используемых в разные воз- растные периоды. Такую подборку я назвала « Ярмарка игр». Очень интересно с использованием загадок проходят различные развлечения, праздники. Например, один из последних « Здрав- ствуй, гостья, Зима», где мы с детьми отгадывали загадки о зимних явлениях, о зимней одежде, о традиционных зимних развлечениях. Во время досуга « Сундучок Деда Мороза» использовала загадки о Новом годе.
Особенно актуально звучит загадка в темах о патриотическом

воспитании.
Предыдущий учебный год был посвящен 70-летию победы советского народа в Великой отечественной войне. В нашей группе была организована проектная деятельность в свете этих со- бытий. С помощью родителей создан патриотический уголок. За- гадки помогали расширять представления детей о родах войск, о предметах военного быта, о преемственности поколений. Напри- мер, подрасту, и вслед за братом Тоже буду я солдатом Буду помогать ему Охранять свою…(страну) Хочу отметить, что каждая тематическая неделя годового плана на- шего детского сада созвучна с задачами духовно - нравственного воспитания: формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарным, скромным, смелым, трудолюбивым, ответственным. Воспитывать любовь к русской природе, русским традициям, уважение к истории народа. Воспитывать гордость за свой народ.
Красной линией прошли эти задачи в нашей группе в январе,

когда в соответствии с тематическим планом, мы знакомили де-

тей с традициями и обычаями русского народа, с народным

творчеством, народными промыслам
и. В рамках мини-проекта мы с детьми играли в дидактическую игру « Отгадай загадку» (о предметах старинного быта), например, Маленький пузатенький, А весь дом бережёт (замок) Без рук, без ног, во все стороны клонится (зыбка) По загадке-картинке дети узнавали и называли русские народные музыкальные инструменты. Узнавали сказку по загадке: Бабушка за дедушку Ухватилась крепко: « Ох, никак не вытянуть, 4
Помогите, детки!» Добрые помощники Скоро набегут, Победит упрямицу Общий дружный труд ( Репка) Нравом зол, цветом сер, Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят) Узнавали предметы народного промысла, например, Снежно-белая посуда Расскажи-ка ты откуда? Видно, с Севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими Нежными, красивыми (Гжель) Рассказывая о русском гостеприимстве, играли в сюжетно - роле- вую игру «Чаепитие», где звучала загадка о самоваре Руки в боки, как начальник, Раньше всех на стол встаёт, Сам себе плита и чайник- Сам заварит, сам нальёт. Во время наблюдений звучали р.н. загадки, например Синенька шубёнка Весь мир одела (небо), Что вверх корнем растёт? (сосулька) Наша группа называется « Берёзонька». Мы не могли не позна- комить детей с берёзой, как символом России. Это была интегриро- ванная деятельность по всем образовательным областям, и конеч- но звучали загадки, например, Ствол белеет Шапочка зеленеет Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки С р.н.загадками о домашних животных мы знакомились во время досуга « У бабушки в деревне», например, Зелёные глаза-всем мышам гроза ( кошка) Помощниками в процессе этого проекта были родители. Они предоставили экспонаты для развивающей среды и были создателя- ми альбома « Копилка русских народных загадок», где каждая се- мья оформляла лист альбома с загадками, заучивали их с детьми дома, а в группе итогом было развлечение « Карусель загадок». В своей работе я использую, как р.н.загадки в первозданном их со- чинении , так и современные загадки о предметах русского быта, явлениях природы, музыкальных инструментах и т. п В моём изложении материала прозвучали загадки в одном варианте на один объект. В практике я знакомлю детей с несколькими загад- 5
ками об одном объекте, что даёт возможность ребёнку не просто за- помнить загадку, увидеть предмет или явление с разных сторон. У ребёнка появляется полное понимание и представление о данном объекте. В заключении хочу сказать, что под влиянием фольклора у детей повысился познавательный интерес, развивается эмоциональная сфера, обогатилась речь, обогатились нравственные представления, что способствует формированию личности. Всё это важно для ду- ховно-нравственного развития ребёнка. 6


В раздел образования