Автор: Козлова Светлана Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 38"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста
Тема: "Знакомим детей с профессиями"
Раздел: дошкольное образование
Козлова Светлана Валерьевна, старший воспитатель
МДОУ «Детский сад № 38» г. Ярославль
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста
по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Знакомим детей с профессиями»
Цель:
Продолжать формировать представление детей о людях разных
профессий.
Задачи:
Обучающие
- расширять и уточнять представления детей о труде
людей разных профессий (водитель, летчик, повар,
портной);
- расширять представления о предметах,
инструментах, которые необходимы людям данных
профессий;
- дать представление об их профессиональных и
личностных качествах;
- формировать у детей реалистические представления
о мотивах и результатах, которые движут людьми в
труде;
- упражнять детей в умении использовать мерку при
действии с сыпучими материалами;
- формировать представления детей о свойствах ткани.
Развивающие
- Развивать речь детей, обогащать и активизировать
словарь детей (существительными, обозначающие
профессии, глаголами, обозначающие трудовые
действия);
- развивать грамматический строй речи (согласовывать
существительные с прилагательными);
- развивать связную речь.
Воспитательные
- показать значимость и важность каждой профессии;
- воспитывать уважение к труду взрослых, к людям
труда, их деятельности;
- вызвать стремление подражать взрослым.
Приоритет-
ная область
Познавательное развитие
Материа-
лы и
оборудова-
ние
- билеты для пассажиров, руль для водителя;
- игрушки повар, портной, атрибуты повара и портного;
для повара:
- крупа (гречневая, рисовая, перловая, пшенная) в пластиковых
контейнерах, мерка - ложка, 4 игрушечные кастрюли;
для портного:
- 3 куклы, альбомы с образцами тканей, пульверизатор с водой.
Музыкальное сопровождение по выбору воспитателя.
1
Предвари-
тельная
работа
чтение
художественных
произведений;
рассматривание
иллюстраций,
альбомов на тему «Профессии»; разгадывание загадок; беседы о людях
разных
профессий;
кем
работают
родители;
сюжетно-ролевые
игры;
дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть?», разрезное
лото «Профессии», «Собери картинку».
Этапы НОД
Ход образовательной деятельности
Заранее в группе построен автобус из стульчиков. На спинках стульчиков знаки
(геометрические фигуры или другие отличительные знаки – соответствующие
изображению на билетах для путешествия на автобусе).
В одной части группы расположен столик с принадлежностями повара, в другой части
группы расположен столик с принадлежностями портного.
организа-
ционный
момент
Воспитатель:
Соберемся все в кружок.
Подойди ко мне, дружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
вводная
часть
Воспитатель:
- Ребята, мамы и папы привели вас в детский сад, а сами куда пошли,
как вы думаете?
(На работу).
Воспитатель:
- Вы знаете, где работают ваши родители? Как называются их
профессии?
- Я работаю в детском саду, а профессия моя — воспитатель.
Расскажите, где работают ваши папы и мамы, какие у них профессии?
(Ответы детей).
мотива-
ционный
этап
Воспитатель:
- Ребята, хотите отправиться в необычное путешествие?
(Да).
Воспитатель:
- На чем можно путешествовать?
(На машине, на автобусе, на корабле, на самолете, на поезде …).
Воспитатель:
- Хорошо, знаете, на чем можно путешествовать. Тогда я предлагаю
сначала отправиться на автобусе!
основная
часть
Воспитатель:
Кто водит автобус?
(Водитель, шофер).
Воспитатель:
2
- Как вы думаете, профессия водителя важная? Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, профессия водителя очень важная и нужная. Людям
приходится ездить на большие расстояния, например в другой город, или
ваши родители далеко работают, им тоже нужно пользоваться услугами
водителя. Перевозить грузы или доставить товар в магазин – все это
может обеспечить надежный, опытный водитель.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать водитель,
каким он должен быть?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Водитель должен быть очень внимательным – он следит за движущимся
транспортом, сигналами светофора и за пешеходами; должен знать
правила дорожного движения; а так же устройство машин – если
случится в пути какая-то поломка.
Воспитатель:
- Как называют людей, которые едут в автобусе?
(Пассажиры).
Воспитатель:
- Ребята, возьмите билеты и займите свои места в салоне – вы будете
пассажирами. У кого останется пустой билет, тот будет водителем и
займет место в кабине.
(Воспитатель предлагает детям билеты с изображением
геометрических фигур или других отличительных знаков, один билет без
изображения достается водителю).
Точно, вовремя и ловко
Подъезжает к остановке.
Все вошли, закрылась дверь,
Пассажиры вы теперь.
Руль крути,
Дави на тормоз -
До чего хорош автобус!
(Музыкальное сопровождение по выбору воспитателя).
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Воспитатель:
3
- Приехали! Посмотрите, кто нас ждет?
(Повар)
Воспитатель:
- Правильно, повар. Как вы догадались?
(Одежда, принадлежности).
Воспитатель:
- Что делает повар?
(Варит суп, жарит котлеты …).
Воспитатель:
- Как вы думаете, профессия повара важная? Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, профессия повара очень важная и нужная. Повар – это
специалист по приготовлению пищи. Многие продукты перед тем, как их
съесть, необходимо приготовить – сварить, поджарить, испечь.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать повар,
каким он должен быть?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Повар должен много знать о продуктах, должен иметь хорошую память,
потому что должен помнить много рецептов. У повара должны быть
хорошо развиты органы чувств, т.е. он на вкус может определить
готовность блюда, на запах может определить продукт и его качество.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что наш повар хочет приготовить сейчас?
(Кашу).
Воспитатель:
- Правильно, кашу. Как вы догадались?
(Много разной крупы).
Воспитатель:
- К повару придут гости, он хочет сварить для них кашу. Повар
приготовил разную крупу, чтобы сварить разную кашу и угостить гостей
той кашей, которую они захотят.
Воспитатель:
- Посмотрите, какую крупу приготовил повар?
4
(Гречневую, рисовую, перловую, пшенную).
Воспитатель:
- Ребята, какую кашу можно сварить из рисовой крупы?
(Рисовую кашу).
- Из гречневой крупы?
(Гречневую кашу) и т.д.
Воспитатель:
- Сначала повару нужно отмерить количество порций для гостей. Один
гость может съесть столько каши, сколько сварится из одной мерки
крупы. Что у нас может быть меркой?
(Ложка).
Воспитатель:
- Возьмите тарелки и положите на каждую по одной мерке крупы.
(Дети выполняют действия с меркой, кладут любую крупу по желанию).
Когда дети разложат крупу по тарелкам, воспитатель предлагает
высыпать ее в 4 кастрюльки, уточняя, какая каша будет вариться в
каждой кастрюльке.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, повар будет варить кашу, а нам нужно отправляться
дальше.
Солнце в небе золотится,
Ввысь летит большая птица.
Эта птица - самолет,
Он отправится в полет.
Воспитатель:
- Кто управляет самолетом?
(Пилот).
Воспитатель:
- Какими качествами должен обладать пилот, каким он должен быть?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Пилот должен быть очень внимательным, смелым, находчивым. Пилот
должен иметь крепкое здоровье, постоянно тренироваться.
В небе утреннем кружится самолет,
Только бури не боится наш пилот.
5
Он в жару и непогоду всех зовет
Совершить большой,
Отважный перелет!
Воспитатель:
- Кто хочет быть пилотом?
(Все!)
Воспитатель:
- Тогда заводим моторы, пилоты занимаем места в кабинах самолетов и
полетели!
(Дети «летают». Музыкальное сопровождение по выбору воспитателя).
Всё! Прилетели! Ура!
Выходите, вам пора!
Воспитатель:
- Посмотрите, кто нас ждет?
(Портной)
Воспитатель:
- Правильно, портной. Как вы догадались?
(Принадлежности, рабочие инструменты).
Если дети затрудняются, можно прочитать стихотворение или
загадать загадку.
Воспитатель:
- Что делает портной?
(Шьет одежду).
Воспитатель:
- Правильно, но сначала он выбирает ткани, правильно разрезает их, а
затем шьет.
Воспитатель:
- Как вы думаете, профессия портного важная? Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, профессия портного очень важная и нужная. Портной - это
специалист по пошиву одежды. Все хотят носить красивую, прочную и
удобную одежду.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать портной,
каким он должен быть?
6
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Портной должен много знать о тканях. Он должен быть аккуратным и
внимательным. Должен быть творческим человеком, чтобы мог
посоветовать, какую выбрать ткань и модель одежды.
Воспитатель:
- К нашему портному пришли клиенты делать заказ. Маше нужно
красивое платье. Кате нужна курточка, которая не промокнет под дождем.
Даше нужна теплая шуба. Портной предложил куклам выбрать образцы
тканей. Поможем им выбрать?
(Да).
Дети выбирают ткани на платье, куртку и шубу. Воспитатель просить
детей объяснить свой выбор.
Воспитатель:
- Правильно, на платье нужна легкая яркая ткань, на шубу – мех, на
куртку – плотная (непромокаемая) ткань.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, можно ли узнать, промокнет ткань под дождем
или нет?
Детям предлагается провести исследовательскую деятельность с
водой.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, портной будет шить одежду, а нам нужно заканчивать
наше путешествие.
Рефлекси-
вный этап
(подведение
итогов НОД)
Воспитатель:
- Понравилось вам путешествовать?
- На каком транспорте мы путешествовали?
- Кто управляет автобусом, самолетом?
- С представителями каких профессий вы еще встретились?
- Как вы думаете, какая профессия сложнее?
- Какие профессии самые нужные?
- Кем бы вы хотели стать?
Воспитатель:
- Все профессии очень важные и нужные!
В следующий раз мы продолжим наше путешествие.
7