Автор: Здвижкова Татьяна Петровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 88" Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в детском саду Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в детском саду.
ст.воспитатель Здвижкова Т.П.
МБДОУ "ДСОВ № 88"
г.Братск
Под проектированием понимается идеальное промысливание и
практическое воплощение того, что должно быть (В.И.Слободчиков).
Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с
достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и
неповторяющийся характер.
Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в
меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы
деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения
практических задач.
Мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектная деятельность ставит ребенка в позицию «хозяина жизни»,
когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и
других новые условия жизни.
Иными
словами, проектирование в ыступает
как принципиально
иная
субъектная,
а
не
объектная (исполнительская) формаучастия
человека
в
социальном самоуправлении.
Проектирование
позволяет
взращивать
новые
формы
общности
педагогов,
детей
и
родителей,
решая
различные
проблемы
воспитания
ребенка, как в семье, так и детском саду.
Проектирование
меняет
роль
специалистов
(руководителей,
воспитателей)
в
управлении
детским садом, развитии
партнерских
отношений
с семьей: они
выступают активными участниками процесса,
способными решать актуальные задачи дошкольного воспитания.
У педагогов и родителей вырабатывается собственный аналитический
взгляд на практику воспитания детей, способность выбирать
способы
и
виды деятельности для достижения поставленной цели.
Проектирование
помогает
им
научиться
работать
в
«команде»:
от
изучения реальной обстановки до реализации проекта, овладеть способами
коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое
развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания
проекта,
отталкиваясь
от
потребностей
мира
детства;
достигнуть
позитивной
открытости
по
отношению
к
коллегам,
воспитанникам
и
родителям, к своей личности;
объединить усилия
педагогов, родителей,
детей с целью реализации проекта.
Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных
этапов.
Наименование,
содержание
их
в
небольшой
степени
различно
в
интерпретации разных авторов. Например, Е. Г. Кагаров называет следующие
этапы:
1. Составление плана.
2. Выполнение данного проекта:
а) собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых
детьми;
б) группировка материала и установление общих положений;
в) применение полученных знаний на практике.
3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и
оценка ее, составление отчета о ней.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов
проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу,
ребенка
и
рукотворный
мир,
ребенка,
общество
и
культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель,
у ч а с т н и к
о т
з а р о ж д е н и я
и д е и
д о
п о л у ч е н и я
р е з у л ь т а т а .
4.
По
характеру
контактов:
осуществляется
внутри
одной
возрастной
группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с
семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый
проект)
5.
По
количеству
участников:
индивидуальный,
парный,
групповой
и
фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.
Исследовательские проекты
По
мнению
Е.
Полат,
проекты
требуют
четкой
структуры,
обозначенных
целей,
актуальности
предмета
исследования
для
всех
участников,
социальной
значимости,
продуманных
методов
обработки
результата.
В
последние
годы
исследовательские
проекты
активно
завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по
Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем
путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу,
возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Взрослые
и
дети
договариваются
о
планируемых
результатах
и
форме
их
представления
(сочиненная
сказка,
фильм,
драматизация,
праздник, оформление интерьера и пр.).
Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной
структуры в виде сценария фильма, программы концерта и т. д.
Структура приключенческих, игровых проектов только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это
могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные
или
деловые
отношения,
осложняемые
придуманными
участниками ситуациями.
Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут
вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая,
но
доминирующим
видом
деятельности
все-таки
является
ролевая
игра,
приключенческая
Игровая
позиция является
сложным
интегральным
образованием,
включающим
в
себя
мировоззренческий
аспект
развития
ребенка;
она
выступает как важнейшее свойство его личности.
Игровая позиция определяет взгляд на реальный окружающий ребенка
мир, делая его более веселым, светлым, добрым. Дети с игровой позицией
способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, с
выдумкой и фантазией создавать доброжелательную веселую атмосферу в
семье и школе.
Ребенок
может
выступать
как заказчик или исполнитель
так
и
непо средственный участник п р о е к т а
о т
з а р о ж д е н и я
и д е и
д о
получения результата, а также как эксперт.
Самыми
сложными
являются открытые
проекты , реализующиеся
в
контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.
Именно
они
дают
высокий
результат
в
развитии
ребенка,
расширяя
пространство
его
жизнедеятельности,
вводя
в
поле
актуальных
проблем
разных систем(семьи, детского сада, района, города и т.д.).
Дошкольное
образование
является
первой
ступенью
общего
образования
ребенка.
В
этой
связи,
педагоги
нашего
дошкольного
учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные
пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из
наиболее
ярких,
развивающих,
интересных,
значимых
методов,
как
для
взрослых,
так
и
для
детей
дошкольного
возраста
является
проектная
деятельность.
Уникальным
средством
обеспечения
сотрудничества,
сотворчества
детей
и
взрослых,
способом
реализации
личностно-ориентированного
подхода
к
образованию
является
технология
про ект ирования .
Проектирование
–
это
комплексная
деятельность,
участники
которой
автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со
стороны
организаторов
осваивают
новые
понятия
и
представления
о
различных сферах жизни.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать
с р е д с т в а
д а л ь н е й ш и х
ц е л е в ы х
д е й с т в и й .
Реализация
технологии
проектирования
в
практике
ДОУ
начинается
с
ориентации
на
актуальную
проблему
культурного
саморазвития
д о ш к о л ь н и к а ,
з н а к о м с т в а
с
ц и к л а м и
п р о е к т и р о в а н и я .
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их
р е а л и з а ц и я ,
а н а л и з
р е з у л ь т а т о в .
Условием
освоения
каждого
этапа
является
коллективная
мыслительная
деятельность воспитателей, что позволяет:
ориентироваться
на
творче ское
развитие
ребенка
в
образовательном пространстве ДОУ;
усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов
детей;
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов образовательного процесса, в
том числе родителей.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из
разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на
практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и
более
интересным.
Проектная
деятельность
развивает
наблюдательность,
творческое
и
критическое
мышление,
самодисциплину,
культуру
речи,
позволяет
участникам
быть
более
активными
в
дошкольной
жизни,
способствует
развитию
у
детей
и
педагогов
навыков
общения
в
группе,
умение
отстаивать
и
доказывать
свою
точку
зрения,
умения
публичного
выступления.
Задачами педагогического проектирования:
1.
Формирование
мотивационной
готовности
у
всех
участников
образовательного
процесса
к
апробации
новых
форм,
видов
и
содержания детской деятельности.
2.
Совершенствование
профессионального
уровня
педагогов
через
использование
творческих
форм
активации
и
осмысления
своей
педагогической деятельности.
3.
Стимулирование
и
поддержка
инновационной
педагогической
деятельности ДОУ.
4.
Установление
партнерских
взаимоотношений
с
семьей
каждого
воспитанника с окружающим социумом путем объединения усилий для
развития, воспитания, оздоровления
.
Критерии проектов
1.
Актуальность
проекта,
реальность
предлагаемых
решений,
п р а к т и ч е с к а я
н а п р а в л е н н о с т ь
н а
р а з в и т и е
р е б е н к а .
2.
Объем
и
полнота
разработок,
самостоятельность,
законченность.
3.
Уровень
творчества,
оригинальность
раскрытия
темы,
подходов,
п р е д л а г а е м ы х
в о с п и т а т е л е м
р е ш е н и й .
4.
Аргументированность
предлагаемых
решений,
подходов.
5.
Надлежащее
оформление:соответствие
стандартным
требованиям,
качество эскизов, схем, рисунков.
Организация
полноценного
взаимодействия
педагогов
и родителей
является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных
учреждений.
Для
того,
чтобы
родители
стали
активными
помощниками
воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм
сотрудничества является проектная деятельность.
Особенность
детско-родительского
проекта
заключается
в том,
что
в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор
материалов,
изготовление
атрибутов,
игры,
конкурсы,
презентации
раскрывают
творческие
способности
детей,
вовлекают
родителей
в воспитательный
процесс,
что,
естественно
сказывается
на
результатах.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе
работы
над
проектом,
но
и становятся
непосредственными
участниками
образовательного
процесса,
обогащают
свой
педагогический
опыт,
испытывают
чувство
сопричастности
и удовлетворения
от
своих
успехов
и достижений ребенка. Как известно, каждый дошкольник по своей натуре —
любознательный
Почемучка,
маленький
исследователь,
поэтому
«самое
лучшее открытие то, которое делает ребенок сам».
Реализуя
метод
проектов,
мы
воспитываем
самостоятельную
и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности
ребенка.
Семейные
творческие
проекты
расширяют
кругозор
детей
и взрослых,
наполняют
их
творческой
энергией,
помогают
выстроить
взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу
проектов, мне удалось достичь положительных результатов по включению
родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Мы
считаем,
что
использование
метода
проекта,
в работе
с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя
в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой
вклад в общее дело, радуется своими успехами. Метод проекта способствует
развитию
благоприятных
межличностных
отношений
в группе
детей.
Результатами нашего сотрудничества с родителями, я считаю, следующее:
- создание детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;
В
организации
проектной
деятельности
определили
следующие
основные направления:
построение
проектного
взаимодействия
на
основе
личностно-
ориентированной модели воспитания;
создание единого образовательного пространства;
постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
создание банка данных;
обобщение и распространение опыта работы на муниципальном,
региональном и федеральном уровне;
реорганизация, видоизменение и совершенствование предметно-
развивающей среды в ДОУ;
активное многофункциональное взаимодействие с социальными
институтами
детства,
общественными
организациями
и
учреждениями
региона;
адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный
процесс;
Основные направления в организации проектной деятельности в ДОУ
1.
Метод
проектов
успешно
реализуется
в
сочетании
с
другими
программами обучения и воспитания детей в детском саду.
2.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения
дошкольников,
основывается
на
интересах
детей,
самостоятельную
активность воспитанников детского сада.
3.
Использование
метода
проектов
в
работе
с
дошкольниками
способствует
активному
повышению
самооценки
ребенка.
Участвуя
в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой
вклад в общее дело, радуется своим успехам.
4.
Проектная
деятельность
качественно
влияет
на
повышение
профессионально-личностного
потенциала,
уровня
квалификации
и
профессионализма
педагогических
работников
в
ДОУ,
реализации
индивидуальных
возможностей,
творческого
потенциала
всех
участников
образовательного процесса.
5.
Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование
материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе
способствует
сплочению
педагогического
коллектива,
гармонизации
отношений с воспитанниками и их родителями.