Напоминание

"Развитие навыка выразительного чтения у учащихся с умственной отсталостью"


Автор: Воробьёва Юлия Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: с.Зилаир, Зилаирский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыка выразительного чтения у учащихся с умственной отсталостью"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Развитие навыка выразительного чтения у учащихся

с умственной отсталостью.
Актуальность темы доклада обусловлена тем, что дети с умственной отсталостью испытывают затруднения в обучении, при формировании и развитии навыка выразительного чтения. Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. Однако, проблема развития навыка выразительного чтения в специальной литературе до сих пор не получила столь же подробного освещения, как вопросы формирования других компонентов навыка чтения. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей с особенностями в интеллектуальном развитии способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей с умственной отсталостью активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения. Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге более качественной социализации учащихся с умственной отсталостью. Учитель-дефектолог на уроке чтения может развивать навык выразительного чтения в качестве составляющей в общей работе по развитию навыка чтения, у школьников с умственной отсталостью. Однако, на практике зачастую мы игнорируют систематическую, планомерную работу по обучению школьников выразительному чтению. В качестве основного недостатка в работе многих учителей отмечается почти полное невнимание к выразительности чтения. Главная роль отводится выработке технических умений чтения. Упускается из вида такой важный момент как усвоение смысла, образного содержания слова; в результате чего у детей преимущественно развиваются умения механического чтения, художественный текст не воспринимается эстетически, следовательно, не реализуется заложенные в нем возможности развития образного мышления и эстетического чувства детей. Но мы не должны забывать, что речь без интонации невозможна. Она надстраивается над линейной структурой и является обязательным признаком устной звучащей речи. Доказано, что интонация обнаруживается и в письменной речи. «Конечно, текст не ноты, в которых прямо указывается высота тона, длительность и часто сила звука. Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте 1
буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не отнесено к тому же самому слову живой разговорной речи… Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст…Звучащая, устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, детей надо учить. Все компоненты речи — звуковая оболочка , ее звучание, материальное воплощение содержания, смысл, интонации взаимосвязаны. Речевой поток, нашей речи, разделяют паузы. Тембр голоса — средство выразительности речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение — все это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называют эмоциональной окраской, тембром. На протяжении всего времени обучения в школе с детьми с различной степенью умственной отсталости, нужно постоянно проводить работу по развитию навыков выразительного чтения. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Каждый день нужно работать над развитие речевого аппарата. В этом на поможет дыхательная гимнастика, которую учителя дефектологи постоянно применяют на своих уроках. Примеры дыхательной гимнастики
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза). Работая над выразительностью речи умственно отсталых детей, также не следует забывать о чистоговорках и скороговорках.
Чтение скороговорок и

чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата,

помогает развитию дикционных умений
. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Скороговорки следует брать короткие, а потом по- степенно их усложнять. Чтение скороговорок. Жук жужжит над абажуром. Кукушка кукушонку купила капюшон , надел кукушонок капюшон,как в капюшоне он смешон! Чтение чистоговорок. Ра — ра — ра — на дворе растёт трава. Ры – ры – ры – на дереве шары. Работа на первом этапе идёт медленно, но при постоянном и многократном повторении одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки 2
в быстром темпе чтения. Отводя на уроке 3-4 минуты на чистоговорки и поговорки, мы тем самым, медленно и верно вырабатываем выразительность речи у детей с умственной отсталостью. Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность) Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации. Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения. На протяжении всего процесса обучения работа над логическим ударением должна продолжаться. Каждую неделю нужно вспоминать, что такое логическое ударении и показывать учащимся с умственной отсталостью на практике что это такое, вне зависимости какой текст мы читаем, прозаический или поэтический. Для того, чтобы предложение в тексте приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например: На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения: Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино . Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения., обращая внимание на выделенные слова и делая на них ударения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. Например: На доске записано предложение: Скоро наступит жаркое лето. Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно. Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. 3
3. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Доброе братство | лучше богатства. Один в поле | не воин. Согласье | крепче каменных стен. Одна пчела | не много меду натаскает. Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. В обучении выразительному чтению можно использовать памятку, которая создается самими учащимися. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Например: Упражнение «Прыжок». Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться. Чтобы у детей с умственной отсталостью сформировать навыки правильного и выразительного чтения, нужно развивать следующие умения: Развитие памяти и внимания к слову. Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз». Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится несколько секунд. Ребенок должен успеть прочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова. Например: вьюга , метель ,буря Задания: - Прочитайте. - Каково значение каждого слова? - Как данные слова различаются по смыслу? Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения. Задания: - Прочитайте вслух, про себя. - В разных темпах. 4
- С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно. - Воспроизведи текст по памяти. Развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения. Умение проникать в эмоциональный настрой произведения включает в себя: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние. Проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношение к герою отношение к нему автора. Например: - С каким настроением написано произведение? - Какие слова и строки передают слияние чувств, радость, тревогу? - Какое состояние природы нарисовано поэтом? - Как он относится к изображаемому ? Сложным, но необходимым, является умение определять в тексте основную мысль. Это включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения. Развитие творческого воображения. Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Это умение формируется с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста. Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых будет нарисована картина. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста. Таким образом, выбранная мною тема доклада очень актуальна для учителей- дефектологов, т. к. работе над выразительным чтением зачастую не уделяется должного внимания, в то время как специалисты признают важность развития навыков выразительного чтения у учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Обучение выразительному чтению детей с умственной отсталостью является одной из основ формирования активной личности, доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, овладению доступными формами эмоциональной отзывчивости. Все это помогает более полной социализации детей с умственной отсталостью. В докладе даны некоторые рекомендации, которые способствуют развитию навыка выразительного чтения, думаю, что соблюдая их на уроках чтения и развития речи учителя-дефектологи, лингвисты смогут корригировать процесс освоения навыка выразительного чтения. При чтении рассказов, стихотворений учителя должны обращать больше внимания на понимание детьми текста, на периодическое повторение содержащейся в рассказе основной мысли, на актуализацию в памяти детей ситуации рассказа. 5


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники