Автор: Терентьева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Новоульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Выпускная работа
Тема: "Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»)
Факультет дополнительного образования
Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования
Выпускная работа
на тему:
«Взаимодействие педагогического коллектива
ДОО с учреждениями и родителями
воспитанников в рамках социального
партнерства в средней группе»
Выполнила: слушатель гр. Д-3-17
воспитатель МДОУ д/с
«Колокольчик»
г. Новоульяновска
Терентьева Наталья Геннадьевна
Научный руководитель:
Анохина И.А.
доцент кафедры дошкольного образования
Ульяновск 2017
Содержание
Введение................................................................................................................... 3
I. Теоретическая часть............................................................................................6
1.1Актуальность данного вопроса......................................................................... 6
1.2.Анализ программ...............................................................................................9
1.2.1Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы»................................................................. 9
1.2.2. Истоки...........................................................................................................10
1.2.3. Детство примерная образовательная программа дошкольного
образования............................................................................................................ 11
1.3. Обзор федерального опыта............................................................................14
1.4.Региональный опыт.........................................................................................15
II.
Практическая часть.........................................................................................17
III. Заключение......................................................................................................21
Список использованной литературы................................................................... 23
Введение
2
На основании Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
в целях формирования государственной политики по улучшению положения
детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка,
в рамках очередного этапа социально - экономического развития страны
актуальным стала разработка и принятие нового документа - Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее -
Национальная стратегия)
В Российской Федерации Национальный план действий в интересах
детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках
очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным
является разработка и принятие нового документа - Национальной стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012-2017
годы
(далее
-
Национальная
стратегия).
Главная
цель
Национальной
стратегии
-
определить
основные
направления
и
задачи
государственной
политики
в
интересах
детей
и
ключевые
механизмы
ее
реализации,
базирующиеся
на
общепризнанных
принципах и нормах международного права
Национальная стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по
защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие
основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг
и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей;
гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы [14]
Одним из ключевых принципов Национальной стратегии является:
обеспечение
профессионализма
и
высокой
квалификации
при
работе
с
каждым ребенком и его семьей. В Российской Федерации формирование и
реализация
политики
в
области
детства
должны
основываться
на
использовании последних достижений науки, современных технологий, в том
числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной
подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях,
так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в
части определения ориентиров государственной политики в сфере
воспитания.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер,
учитывающих особенности современных детей, социальный и
психологический контекст их развития, формирует предпосылки для
3
консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на
воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей,
сложившихся в процессе культурного развития России, таких как
человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,
вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим
собой, своей семьей и своим Отечеством [14].
Необходимость разработки и реализации Концепции государственной
семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее -
Концепция) обусловлена стоящими перед обществом задачами социально-
экономического и демографического развития. Концепция взаимосвязана с
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9
октября 2007 года № 1351 "Об утверждении Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года". Национальной
стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы",
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему
принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку,
укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского
общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли
семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и
обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия,
улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной
семейной политики соответствуют современным вызовам в этой сфере.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе
являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного
образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в
семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для
обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства,
повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания
социальной устойчивости каждой семьи.
Целями государственной семейной политики являются поддержка,
укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание
необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение
4
качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее
общественного развития. [8]
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования". Настоящий федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт)
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию.
Предметом
регулирования
Стандарта
являются
отношения
в
сфере
образования,
возникающие
при
реализации
образовательной
программы
дошкольного образования (далее - Программа), в основе которых заложены
следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства;
2)
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых
(родителей
(законных
представителей),
педагогических
и
иных
работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4)
реализация
Программы
в
формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности
1)
полноценное
проживание
ребенком
всех
этапов
детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащение
(амплификация)
детского
развития;
5)
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка,
при
котором
сам
ребенок
становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
6)
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
7) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
8) сотрудничество Организации с семьей;
9)
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества и государства;
10) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
11)
возрастная
адекватность
дошкольного
образования
(соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
12) учет этнокультурной ситуации развития детей. [1]
5
I.
Теоретическая часть
1.1Актуальность данного вопроса
Введение федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования предполагает обеспечение личностно –
развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и
детей, что возможно осуществить через построение системной, грамотной
работы с родителями воспитанников.
Образовательная среда в дошкольной организации, отвечающая
требованиям федерального образования, включает создание условий для
участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Актуальность данного вопроса определяется усилением общего
внимания к личности ребенка как субъекту деятельности и общения, учету
его психофизиологических возрастных особенностей в ходе согласования
специфики семейного воспитания и целостного педагогического процесса
организации дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на решение следующих задач;
- формирование личностно – развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослых и детей;
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка; создание предпосылок
учебной деятельности (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» № 1155, от 17.10.2013).
Острота социально-экономических проблем в нашей стране,
изменившаяся современная семья, финансовое и социальное расслоение
привели к следующим реалиям:
-отчуждение некоторых семей от ДОО;
-скептическое отношение к деятельности ДОО, особенно к вопросам
педагогического просвещения взрослых;
6
-полное и частичное уклонение родителей от выполнения требований
ДОО;
-пребывание ребенка в условиях противоречивых требований взрослых,
несогласованных действий родителей и педагогов;
-негативное отражение микроклимата молодой семьи на эмоционально-
чувственной и этической сферах личности ребенка, его взаимоотношениях с
социумом;
-исчезновение традиций семейного воспитания с участием старшего
поколения;
-осуществление социального партнерства ДОО и семьи эпизодично,
бессистемно, с недостаточными навыками конструктивного диалога
взрослых. (Дошкольник социум)
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут помочь
родителям совместными усилиями найти наиболее эффективные способы
решения возникающих проблем. Но для этого педагогам нужно сначала
вовлечь родителей в совместную работу, установить с ними доверительные
отношения и тесное сотрудничество. Для максимальной эффективности
такого сотрудничества недостаточно простого информативного
монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного
диалога с семьями воспитанников.
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия
принадлежит педагогам и специалистам, работающим в дошкольной
образовательной организации. На современном этапе в работе с родителями
появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность организации, то
есть активное участие родителей в работе дошкольной образовательной
организации, которое оказывает влияние на ее функционирование и развитие.
Всю работу по вовлечению родителей в деятельность образовательной
организации можно разделить на три этапа:
выявление потребностей родителей в области воспитания и
образования собственного ребенка;
педагогическое просвещение родителей;
партнерство педагогов и родителей в деятельности
образовательной организации.
На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, наблюдение за
детьми, анкетирование, устный опрос, «Почтовый ящик».
Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе для
семейного чтения, увлечь обсуждаемой на, встрече темой, расположить их к
анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с
собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на
откровенный разговор, разбудить желание поделить с педагогом своими
мыслями, сомнениями. Если педагог смог затронуть сознание и чувства
7
родителей, то их можно считать союзниками – они уже никогда не останутся
равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше
понять ребенка, найти оптимальных способы решения проблем воспитания
конкретной личности в детском саду и дома.
Главная задача педагогов на втором этапе – создание условий для
развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто
только при деятельности родителей и детей, реализованной в различных
формах.
И, наконец, на третьем этапе происходит становление партнерских
отношений педагогов и родителей:
- личностный рост родителей как воспитателей своего ребенка;
- для педагогов – поддержка педагогических усилий, направленных на
ребенка и семьи воспитанников;
- для детей – освоение элементарных приемов эффективного
взаимодействия со взрослыми и группой сверстников. [12]
Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с учреждениями
Современный этап развития нашего общества характеризуется
усилением стремления ДОО к взаимодействию с разнообразными
социальными учреждениями (музеи, библиотеки, спортивные организации,
школы и т.д.)
Цель социализации - формировать умение адаптироваться к условиям
той или иной среды, осознавать существующие в ней ценности, и
воспринимать и преумножать их. Среда, тщательно продуманная, специально
организованная, может стать тем инструментом прикосновения к личности
ребенка – дошкольника, который позволит ему развить все имеющиеся
склонности и способности.
Основными задачами процесса социализации ребенка являются:
-формирование осознанного отношения к ценностям, сложившимся в
обществе;
-способствовать воспитанию стойкой потребности в общении с
прекрасным, в создании и сохранении культурных ценностей;
-предоставить возможность ощутить себя членом общества,
гражданином своей страны, показать связь времен и народов;
-формирование коммуникативной и социальной компетентности,
положительного отношения к самому себе, другим людям, окружающему
миру;
-дать представление о культуре отношений в определенной среде,
формировать умение адаптироваться в ней, строить отношения на
взаимоуважении. [3]
8
1.2.
Анализ
программ
1.2.1Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы»
При формировании ООП наше МДОУ использовала примерную программу
«От рождения до школы», которая разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком до школьного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в
школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое
внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению здоровья детей.
Одна из отличительных особенностей программы «От
рождения до школы» при взаимодействии с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института
воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных
отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского
сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями
воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно
реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена
пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи
Гномов»
Взаимодействие детского сада с семьей
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-
педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки
9
критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения
своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основные задачи
взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных
задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с
педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье [11]
1.2.2.Истоки
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного,
разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового
доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до
уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям
современного общества; создание равных условий для развития детей,
имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа
предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на
искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки»
ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность
ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих
неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы
программы выделяют следующее: компетентность, креативность,
инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода
10
поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В базовую часть,
наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
характеристика возрастных возможностей детей;
общие показатели развития;
базисные характеристики личности;
рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении,
созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с
семьей, работе психолога в ДОУ.
Программа строится на достижениях отечественной психологической и
педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный
мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную
образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации
детей от рождения до поступления в школу. В лице педагогического
коллектива родители обретают важную опору для реализации своего
воспитательного потенциала и становления компетентного родительства.
С целью созидания партнерских отношений и укрепления доверия с семьями
воспитанников педагоги используют язык открытой коммуникации (активное
слушание, безоценочные высказывания, уместный комплимент, улыбка и
т.п.). Особенно это важно в эмоционально напряженных ситуациях общения с
родителями, в случаях разногласий в решении проблем, затруднений и
отклонений в развитии ребенка, в общении с родителями детей, имеющих
ограниченные возможности здоровья
.
1.2.3.
Детство примерная образовательная программа
дошкольного образования
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного
детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное,
волевое, социально-личностное.
Девиз программы: «Чувствовать — Познавать — Творить», Эти слова
определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые
пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую
направленность.
Программа "Детство" разработана авторами с позиций гуманистической
педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию
11
дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного
развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
Содержание программы состоит из четырех основных блоков.
1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные
доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ,
обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное,
бережное, заботливое отношение к миру.
3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные
умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и
творчеству.
4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного
физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить
гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни,
сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности
дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с
детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к
красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки,
участвовать в охране окружающей среды.
Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность
для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного
практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных
ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к
миру
В чем особенности содержания программы Детство?
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на
воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Оно выстроено в
соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и
направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
12
языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой,
гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое
культурно-образовательное содержание становится основой для развития
познавательных и творческих способностей, для удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.
Огромный раздел посвящен особенностям взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников, где четко прописаны задачи для
воспитателя в разных возрастных группах . По программе «Детство»
воспитатель использует в своей работе различные методики: первичная
диагностика, анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседа с
родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и
детей в утренний и вечерний отрезки времени
.
Для того чтобы более глубоко
познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений
с ребенком в разных семьях, может быть использована методика
«Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям
написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка»
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности
воспитания и развития ребенка глазами родителя, что даст возможность в
дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
Программа «Детство» уделяет особое внимание педагогическому
образованию родителей. Содержательные связи между разными разделами
программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание
при решении воспитательно-образовательных задач.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
Педагогическая поддержка
Педагогическое образование родителей
Совместная деятельность педагогов и родителей
13
1.3. Обзор федерального опыта
В своей статье Сухинина Е. С.рассказывает о своем опыте создания семейного
клуба в ДОО. Где она подчеркивает значимость этой формы работы с семьей и
отмечает ее эффективность.
«Проблема взаимодействия педагогов ДОО и семьи в последнее время попала в
разряд самых актуальных. Изменившиеся молодые семьи заставляют педагогов
искать новые формы взаимодействия, уйдя от скучных шаблонов, на что и
нацеливает ФГОС дошкольного образования.
В нашем детском саду взаимодействие с молодыми семьями началась с
посещения молодым педагогом областного молодежного форума, на котором
говорилось о молодежных клубах. После этого всем коллективом мы задумались
о создании такого клуба на базе ДОО.
После проведенного анализа оказалось, что молодые семьи составляют 55,7%.
Одной из эффективных форм такой поддержки семей стала организация на базе
сада клуба молодых семей «Миллион улыбок», где бы родители, общаясь друг с
другом и специалистами, получали бы ответы на возникающие у них вопросы,
совместно преодолевали трудности, стали бы активными участниками
досуговых мероприятий и конкурсов.
Активом клуба было разработано Положение, гимн, флаг, эмблема, девиз, план
работы и списочный состав членов клуба, которые далее ежегодно
разрабатывались и утверждались». [15]
Евсеева Е.в своей статье «В гостях у правилознаек дорожных наук» делится
опытом о проведении совместного мероприятия детей и родителей. Это
развлечение построено на знакомстве с группами дорожных знаков и их
назначением, со средствами регулировки движения, с правилами перехода
проезжей части. Оно нацелено на закрепление практических навыков
безопасного поведения на дорогах в игровой форме; воспитывание культуры
поведения на улицах города; на развитие познавательной активности,
умению ориентироваться в окружающей обстановке, своевременно указывать
на проблемную ситуации; на создание условий для формирования
социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с
родителями и взаимной помощи. [5]
Сермеева Т. Ф. делает акцент в своей работе с семьей на устный журнал как
на форму социального партнерства родителей и специалистов ДОУ в рамках
реализации ФГОС ДО. В своей статье она знакомит нас с «Устным
журналом», как одной из форм совместной партнерской деятельности
14
родителей и специалистов ее детском саду. Где Сермеева отмечает, что
«Устный журнал» — мероприятия, призванные освещать актуальные
проблемы речевого развития ребенка. Главное — сделать эти встречи
неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их
вопросы, , а не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал
убедительно, , доступно, на практике.. Это мероприятие стало доброй
традицией ее детского сада, которое проходит ежегодно в феврале, когда три
специалиста (учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и
музыкальный руководитель) представляют одну из интересующих родителей
тем, о которых они узнают из анкетирования родителей» [13]
1.4.Региональный опыт
Дубровская Л. И.разработала педагогический проект «Формирование основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Этот детский сад
уже третий год - филиал городской Академии семьи, которая является
пилотным проектом Поволжского Федерального Округа «Коррекция
поведения взрослых и детей». На базе этого детского сада проходят заседания
городского «Клуба молодой семьи», где родители активно участвуют в
обсуждениях, делятся своими взглядами на воспитание детей, получают
консультации специалистов на вопросы по здоровьесбережению. Проведение
совместных мероприятий (родители – дети: субботников по уборке
территории ДОУ, прогулки – походы, спортивные мероприятия, досуги и.т.п.)
способствуют улучшению эмоционального климата и укреплению
положительных семейных взаимоотношений. Итогом работы с родителями в
экспериментальной группе стал Проект «Я здоровье берегу, быть здоровым я
хочу» [4]
Основные задачи работы с детьми:
1.Помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни - здоровье человека,
за которое он должен сам отвечать и поддерживать свой организм в здоровом
состоянии.
2. Сформировать у детей представления
:
- о своем организме, своей индивидуальности и неповторимости;
- о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье;
15
- об охране здоровья;
- о личной и общественной гигиене;
- о рациональном питании;
- о физической культуре;
- о закаливании.
Совместная деятельность родителей и детей:
Совместные развлечения с детьми и родителями: «Физкульт - ура!». «Мамы
всякие нужны, мамы всякие важны». «Семейные старты, посвященные Дню
Защитника Отечества»;
«Красный, желтый, зеленый»;
Фотовыставка «Путешествие в страну здоровья»;
Выставка стенгазет: «Папа, мама, я - спортивная семья»;
Дни открытых дверей: «День здоровья с витаминным чаем»;
Открытое
физкультурное
занятие
«Чтоб
здоровым
быть
всегда,
нужно
заниматься!».
Анкетирование на IV этапе показало, что проведенная с родителями работа
изменила последовательность приоритетов различных факторов, влияющих
(в представлении родителей) на здоровье детей. Если в ходе первоначального
опроса родители указывали в качестве наиболее важных, на такие факторы
как экологическая обстановка (31,6 %), наследственность (22,4%), а на образ
жизни, как важнейший фактор указывали лишь 17%, то после проведенной
работы на образ жизни, как на важнейший фактор указывали уже 53,7%.
Уменьшилось и количество отказов от ответов с 13,7% до 3,5%
. [4]
Также хочется отметить опыт работы детского сада «Жар-птица». Где
помимо традиционных форм сотрудничества с социальными институтами
тесно сотрудничают со школой, разработав более эффективный план для
расширения кругозора дошкольников (посещение лаборатории, совместные
тематические часы с классом, совместные мероприятия с родителями
дошкольников и др.)
Налаживается взаимодействие МБДОУ с социальными институтами г.
Ульяновска.
Сильные стороны: комфортные, благоприятные условия в ДОО для
восприятия детьми нравственных, духовных, культурных ценностей,
16
способствование элементарному пониманию принадлежности каждого
человека (и себя в том числе) к большой социальной группе – народу.
Имеется опыт работы с:
1.
Ульяновским областным театром кукол имени В. Леонтьевой.
2.
Ульяновской областной филармонией.
3.
Библиотекой №29.
4.
МБОУ СОШ №61.
5.
ДШИ №11.
6.
ИПК ПРО.
7.
МУЗ ДГБ №3
8.
Другими МДОУ г. Ульяновска
9. Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными
возможностями «Подсолнух».
Для плодотворной работы по воспитанию и развитию детей активно
расширяется круг взаимодействия ДОО с социальными институтами города,
заключаются взаимовыгодные договора о совместных мероприятиях как в
ДОУ, так и за пределами детского сада, расширяется тематика концертов,
экскурсий, выставок. Удаленность ДОУ от культурных и образовательных
центров затрудняет посещение детьми этих организаций. [9]
II.
Практическая часть
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются
первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только
накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать,
размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
17
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей участниками воспитательного процесса?
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей
родителей, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребенка я начала работу в этом году с
анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную
картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности
структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и
семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с
каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в
педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
Мониторинг анкет родителей средней группы
Вопросы анкеты
Мнение родителей
(начало учебного года)
Мнение родителей
(конец учебного
года)
1. Оцените ваши знания в
области психологии и
педагогики, которыми вы, на
ваш взгляд, обладаете.
30% - практически
отсутствуют;
0% - очень слабые,
фрагментарные;
30% - расплывчатые,
туманные, путаные;
10% - присутствуют в
полном объеме.
2. Оцените ваши умения в
области педагогики, которыми
вы, на ваш взгляд, обладаете.
0% - практически
отсутствуют;
30% - слабые,
проявляются редко;
30% - проявляются
часто, но постоянно не
присутствуют;
40% - проявляются
постоянно,
независимо от
ситуации и
настроения.
3. Если бы вам пришлось
составлять для себя
образовательную программу,
какие вопросы вызвали бы у
вас наибольший интерес?
60% - как приучить
ребенка быть
ответственным;
40% - как отучить
ребенка от вредных
привычек и привить
18
ему полезные;
20% - как можно
вместе учить
английский язык;
30% - как привить
своему ребенку
культурные и
национальные
традиции;
60% - как вести себя в
конфликтных
ситуациях;
60% - как приобщить
ребенка к чтению, к
книгам;
50% - как не
избаловать ребенка.
4. Каким образом вы хотели бы
получить интересующую вас
информацию?
0% - самостоятельно;
0% - беседую с
друзьями, знакомыми;
30% - у специалиста,
психолога;
10% - на родительских
собраниях;
60% - в родительских
группах по интересам.
5. Какова ваша образовательная
позиция?
0% - я постоянно
работаю над собой,
расширяю свой
кругозор;
60% - я занимаюсь
самообразованием по
мере необходимости;
40% - думаю, что
время учебы у меня
уже прошло.
6. Какие из перечисленных
форм занятий вы
предпочитаете?
0% - лекции;
40% - практические
занятия;
0% - тренинги;
0% - дискуссии;
60% -
индивидуальные
консультации.
19
7. Какая периодичность
занятий была бы для вас
оптимальной?
0% - 1 раз в неделю;
0% - 1 раз в две
недели;
10% - 1 раз в три
недели;
90% - 1 раз в месяц.
8. Какая продолжительность
занятий была бы для вас
оптимальной?
100% - 1-1,5 часа;
0% - 2-2,5 часа;
0% - 3-3,5 часа.
Проанализировав результаты анкетирования, поставила перед собой
необходимость решить следующие задачи:
1.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для этого необходимо привлекать их внимание к воспитанию ребенка
различными формами работы, оказывая квалифицированную помощь. Можно
выделить следующие формы организации помощи семье в условиях ДОО:
I. Коллективные формы взаимодействия.
II. Индивидуальные формы работы с семьей.
III. Формы наглядного информационного обеспечения.
Это взаимодействие строиться в совместном проведении семейных
праздников и развлечений для детей; в организации экологических и
культурных акций; в совместном проведение трудовой деятельности с
детьми, педагогами и родителями. Именно это позволяет качественно и
своевременно расширять кругозор детей, обогащать их представления об
окружающей действительности, а также, что немаловажно, повышать
педагогическую культуру родителей.
Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-
личностного отношения к ребенку и направлена на его развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств. Наш детский сад, с принятием
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования, и ориентируясь на программу, особое внимание стало уделять
процессу социализации дошкольников, что послужило более тесному
взаимодействию не только с семьями воспитанников, но и с другими
социальными институтами детства. Такое тесное взаимодействие порождает
необходимость развития, как социальных отношений, так и социального
партнерства между семьями, дошкольными организациями и различными
образовательными и культурными учреждениями:
-дом творчество;
-музеи (чувашская культура, татарская культура);
-театры;
-спортивные школы;
20
-библиотеки;
-образовательные школы;
-воскресные школы;
-ЧОУ школа иностранных языков «Лингволэнд» г. Ульяновск;
-городской Центр семьи;
-инспектр ГИБДД.
Все это строится на принципе культуросообразности. Реализация этого
принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в
образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и
эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры
(знание, мораль, искусство, труд).[11]
III.
Заключение
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,
близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере
других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к
успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная само-
оценка.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с
родителями неоспоримы и многочисленны.
Во
‐
первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и
родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей.
Во
‐
вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно
поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и
учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению
эффективности педагогического процесса.
В
‐
третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению,
является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний
день.
В
‐
четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания
и развития ребенка в ДОО и семье.
Такое сотрудничество со специалистами ДОО помогает родителям применять
полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять
ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
В заключении следует отметить, что работа с родителями в ДОО является
составной частью процесса воспитания детей дошкольного возраста.
Комплекс мер, связанных с воспитанием должен быть целостным,
обеспечивающим развитие в: социально
‐
коммуникативном; познавательном;
речевом; художественно
‐
эстетическом и физическом областях. Совместная
21
работа родителей, воспитателей и специалистов д/с позволяет сформировать
полноценную, успешную личность ребёнка готовую к обучению в школе.
Список использованной литературы
:
1.
«Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
22
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.
N 1155 г. Москва
2.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева
и др. — СПб. ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2014.
3.
Дошкольник. Образование. Социум: методические рекомендации
по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
Ульяновской области в 2007-2008 учебном году /под ред. М. А.
Ковардаковой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. -80с.
4.
Дубровская Л. И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста». Из опыта работы МБДОУ «Центр
развития ребенка – детский сад № 57 «Ладушка» города
Димитровграда Ульяновской области»
5.
Евсеева Е., Клюшина Н. Детско
‐
родительская встреча
‐
развлечение «В гостях у правилознаек дорожных наук». Для
детей6-8 лет «Дошкольное воспитание»- №3/2016
6.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21 декабря
2012 г.
7.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014
8.
Концепция государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года. Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р.
9.
Лёушкина Т.А. из опыта работы МБДОУ детский сад №155
«Жар-птица» г. Димитровград Ульяновская область
10.
Методические рекомендации для родителей детей
дошкольного возраста по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП
ДО.
11.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного
23
образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —3-е изд.,
испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
12.
Прохорова С. Ю, Хижова Е. Б.Детский сад: работа с
родителями.- М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003»,2014. –
112с.
13.
Сермеева Т. Ф. «Дошкольная педагогика»№3(118)март 2016.
14.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р.
15.
Сухинина Елена Серафимовна, старший воспитатель, МКДОУ
Грибановский детcкий сад №1«Воспитание дошкольника» 2016
24