Автор: Пестова Наталья Яковлевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 46 Населённый пункт: г. Мурманск, жилой район Росляково Наименование материала: конспект занятия Тема: "Зелёный патруль в природе" Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Охранять растительность территории детского сада, двора, ближайшего
окружения;
Проводить наблюдения за ростом и развитием растений, оценивать их
состояние;
Поддерживать чистоту и порядок на территории детского сада;
Осуществлять патрулирование с целью выявления нарушений в отношении к
зелёным насаждениям, чистоты и т. п;
Проведение полезных опытов и наблюдений за растениями.
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в
лесу, в поле и т.д.;
Не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Оборудование:
Экологические знаки (запрещающие и разрешающие);
Три стойки с условными знаками (муравейник, лекарственные растения,
горящий костёр);
Имитация речки (голубая ткань);
Два стаканчика (один с мутной водой, другой с марлей и мхом);
Мусорный пакет, упаковки от сока, конфет, различные коробочки, пластиковые
бутылочки и др;
Плакат с изображением неправильного поведения человека в природе (ломают
ветки, забирают ёжика домой, оставляют мусор на поляне);
Два мольберта, магнитики-держатели;
Специальная форма для детей «Зелёный патруль»;
Слайд шоу о пожаре, природе, питьевых реках и озёрах.
Книга о природе.
Ход занятия:
1)
Звучит жалобный голос природы: (призыв о помощи)
Воспитатель:
«Пока мы вместе, ты не одна
Природа ты наша, мы любим тебя.
Тебя мы излечим, тебя мы спасём
«Зелёный патруль» на помощь придёт»
Голос природы:
1
- А что такое «Зелёный патруль?»
Ответы детей:
- «Зелёный патруль» - это мы дети, которые постоянно следят за порядком в природе,
на прогулке, на экскурсии, на экологической тропе, в огороде, в парке.
Воспитатель:
- Ребята, поможем природе? Тогда отправляемся в путь.
(подходят к трём тропинкам)
Воспитатель:
- А по какой-же тропинке нам пройти?
(на первой тропинке стоит муравейник)
- Ребята, можно нам здесь пройти? (нет)
-Почему?
Ответы детей:
- Муравейники нельзя разрушать, потому что муравьи помогают очищать лес. Их ещё
называют «санитарами леса».
Воспитатель:
- Какой запрещающий знак мы поставим?
(ребёнок выбирает запрещающий знак и ставит его на магнитную доску в красной
рамке).
- Подумайте и скажите, какой разрешающий знак можно здесь поставить?
(дети выбирают соответствующий знак и ставят его на магнитную доску в зелёной
рамке).
Воспитатель:
- Может быть мы пройдём по этой тропинке?
(показываю на тропинку, где нарисованы цветы луговые и лекарственные).
Ответы детей:
- Нет, здесь нельзя ходить, потому что здесь растут луговые и лекарственные цветы.
Если все будут вытаптывать цветы, они больше не вырастут, исчезнут. Они нужны
2
людям для лекарства. На них приятно смотреть. Они вкусно пахнут. Ими лечатся
животные.
Воспитатель:
- Какой запрещающий знак мы поставим?
(ребёнок выбирает запрещающий знак и ставит его на магнитную доску в красной
рамке).
- Подумайте и скажите, какой разрешающий знак можно здесь поставить?
(дети выбирают соответствующий знак и ставят его на магнитную доску в зелёной
рамке).
Воспитатель:
- Ой, ребята. Здесь костёр горит, нам опасно проходить. Что же делать?
Ответы детей:
- Надо срочно потушить пожар.
(дети тушат костёр - имитация)
Воспитатель:
- Дети, можно в лесу разводить костры?
Ответы детей:
- Нет, это опасно для людей, зверей, для деревьев опасно. Если сгорит лес, то у нас не
будет чистого воздуха, животным нечем будет питаться и негде будет жить. Сгорят все
ягоды, грибы и лекарственные растения.
Воспитатель:
- Какой запрещающий знак мы поставим?
(ребёнок выбирает запрещающий знак и ставит его на магнитную доску в красной
рамке).
- Подумайте и скажите, какой разрешающий знак можно здесь поставить?
(дети выбирают соответствующий знак и ставят его на магнитную доску в зелёной
рамке).
- Ребята, посмотрите на экран. Вот что может произойти, если люди оставят
непотушенным костёр.
3
«Дремлют спички словно птички
В коробочке до поры,
Только маленькие спички
Не годятся для игры.
Если искорка случайно,
Попадёт куда-нибудь,
Всё закончится печально
Про игры со спичками забудь!»
Воспитатель:
- Ребята, спасибо вам, что помогли природе и потушили костёр.
- А теперь отправляемся в путь.
«Мы сейчас в поход выходим
По тропинке в лес заходим
Мы самые умные, а значит в ответе
За всё живое, что есть на планете»
Воспитатель:
- Ребята, мы тушили костёр и нам жарко стало.
- Давайте к речке подойдём да освежимся.
(дети подходят к имитации речки).
Физминутка:
«К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились»
Голос природы:
«Что-вы, что-вы, здесь купаться и умываться нельзя,
4
Животным нельзя пить воду».
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему вода стала опасной и грязной?
Ответы детей:
- Люди бросают мусор, заводы сливают грязные отходы.
Воспитатель:
- Что же нам делать? Как помочь природе? Как очистить реку?
Ответы детей:
- Надо собрать мусор и унести его в мусорный контейнер.
(дети подходят к речке, собирают в пакет мусор), (воспитатель достаёт из «речки»
стакан с мутной водой и спрашивает:
- Можно такую воду пить? (нет, она опасна для здоровья, в ней много микробов)
Воспитатель:
- Я предлагаю очистить воду.
- Делаем фильтр из нескольких слоёв марли, песка и древесного угля.
- А где же мы с вами возьмём уголь и песок?
Ответы детей:
- Песок есть в природе, а уголь остался, когда мы тушили костёр.
- А у меня есть бинтик.
(дети пропускают воду через фильтр и делают вывод)
- Она стала чище, её могут пить животные. А нам нельзя пить некипяченую воду.
Воспитатель:
- Какой можно сделать вывод?
Ответы детей:
- Воду нужно беречь; разумно относиться к запасам в природе; воду нужно экономить
– плотно закрывать кран; не загрязнять водоёмы.
Воспитатель:
5
- Какой запрещающий знак мы поставим?
(ребёнок выбирает запрещающий знак и ставит его на магнитную доску в красной
рамке).
- Подумайте и скажите, какой разрешающий знак можно здесь поставить?
(дети выбирают соответствующий знак и ставят его на магнитную доску в зелёной
рамке).
Воспитатель:
«Вода есть в каждом из вас
Вода всем живым нужна
Если б не было воды
То мы бы жить не могли»
Воспитатель:
- Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей:
- Что бы пить, умываться, готовить еду, летом купаться, стирать бельё и т.д.
Воспитатель:
- Откуда в наши краны поступает вода? (из озера, из реки)
- Как называются наши питьевые озера и реки? (река Кола, Лавна, Тулома, и озеро
Дровяное и Большое).
- Не забывайте, что воду нужно экономить. Если вы не закроете плотно кран, то за
одну минуту вытечет 110 капель воды (показ). А за сутки мы потеряем 2 ведра воды
(показ).
- Вода нужна не только для питья человеку.
- А как вы думаете, зачем нужна вода морским и речным обитателям? (это их среда
обитания; это для них дом).
Голос природы:
«Люди на природе отдыхали
Веселились, загорали, и не думая
6
Бросали обвёртки от конфет
И разорванный пакет, и коробочки от сока
Отдохнули и ушли.
Что-ж мне делать? Помоги?»
Воспитатель:
- Это результат неправильного поведения человека в природе. (показ на плакат)
- Верно себя вели отдыхающие?
- Как мы должны себя вести в лесу?
(соблюдать правила)
- Что же это за правила?
(не ломать ветки у деревьев; не забирать домой диких животных; не мусорить в лесу)
- Давайте поможем природе и проведём экологическую акцию «Нет мусора!»
(дети на плакате закрывают сюжет плохого поведения человека другим сюжетом и
выставляют знаки)
- А что же ещё здесь не так? (дети закрывают картинки плохих поступков –
хорошими).
Воспитатель:
- Молодцы «Зелёный патруль».
- Вы сделали много добрых дел и помогли природе.
(подходим к доске с запрещающими знаками)
- Ребята, можно ломать ветки в лесу?
- А что вы будите делать, если увидите, что ломают ветки?
- А если дети поджигают траву?
- А если бросают бумажки?
Воспитатель:
- Вам понравилось в лесу?
- Почему?
7
- Пора нам возвращаться в детский сад.
(Природа благодарит детей за помощь и дарит им книгу о природе)
8