Автор: Пестова Наталья Яковлевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 46 Населённый пункт: г. Мурманск, жилой район Росляково Наименование материала: Методическая разработка Тема: Паспорт экологического проекта Раздел: дошкольное образование
«Выращивание овощных, цветочных, злаковых и лекарственных
культур в условиях Севера»
Тема проекта: «Огород Севера»
Вид проекта: практико – ориентированный, исследовательский
Сроки реализации: долгосрочный
Руководитель: воспитатель Пестова Н.Я.
Участники проектной деятельности: воспитатели старшей группы,
дети, родители.
Проблема: возможность выращивания культур в условиях открытого
грунта на Севере.
Цель проекта: обогатить опыт детей по выращиванию овощных,
цветочных и злаковых культур в условиях закрытого и открытого грунта на
учебно-опытном участке детского сада.
Задачи:
1. обогащать знания детей об овощных, злаковых и цветочных культурах,
произрастающих на Севере;
2. дать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для
роста овощных, злаковых и цветочных культур;
3. формировать умение устанавливать связи: зависимость состояния растения
от условий среды и степени удовлетворения потребностей;
4. развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру;
5. развивать трудовые навыки по уходу за растениями огорода;
6. развивать познавательные способности в процессе элементарного
экспериментирования и наблюдения.
Этапы проекта:
Первый этап:
накопление методических и практических материалов по теме
проекта;
обсуждение
цели,
задач,
плана
проекта
с
его
участниками:
воспитателями,
заместителем
заведующей
по
учебно-
воспитательной работе, родителями;
разработка перспективного плана с детьми и родителями.
Второй этап:
введение в проблему участников проекта;
разработка плана-схемы проекта с детьми;
2
сбор и накопление материала по составлению плана проекта с
детьми и родителями;
экскурсия в детскую библиотеку;
экскурсия в цветочный и овощной магазины Росляково;
клуб
встреч
с
интересными
людьми.
Встреча
с
медсестрой,
поварами детского сада.
Третий этап:
накопление материала;
создание развивающей среды;
создание выставки по теме проекта;
оформление материалов исследования.
Планируемый результат:
1. обогащение представлений детей старшей группы о растениях огорода
(открытого и закрытого грунта), способах их выращивания и ухода в
условиях Севера;
2. оформление стенгазеты «Маленькие огородники»;
3. оформление книжек-самоделок;
4. создание мини-выставки детской научно-популярной и художественной
литературы в группе «Природа Севера»;
5.
оформление дневников наблюдения за ростом и развитием овощных
культур;
6.
создание экологического паспорта овощных и цветочных культур нашего
огорода;
7.
оформление альбома детских работ: «Наш огород»;
8.
создание выставки творческих работ детей и взрослых из овощей: «Овощи
нашего огорода»;
9.
оформление фотовыставки: «Чтоб здоровым быть сполна, корзинка
овощей нужна»;
10. оформление фотоальбома: «Мы на огороде».
Перспективы использования результата:
1.
оформление выставки: «Наш урожай»;
2.
проведение праздника: «Урожай собирай».
3
Перспективный план проектной деятельности
«Огород Севера»
с детьми старшей группы
Форма
проведения, тема.
Задачи
Результат
(конечный продукт)
Клуб интересных
встреч : беседа с
медсестрой и
поварами детского
сада
Расширение знаний
дошкольников о
значении овощей для
здоровья человека;
создание мотивации у
детей и родителей для
организации
огороднической
деятельности
Формирование мотива для
выращивания овощей (создания
условий для посадок, посев
семян и пр.)
НОД «Что растёт на
огороде»
(образовательная
область «Познание»)
Познакомить детей с
растениями огорода;
расширять
представление об
особенностях
произрастания
овощных, цветочных и
злаковых культур,
способах ухода за ними
Коллаж «Огород»
Экскурсия в
библиотеку.
Беседа «Климат
Северного края»
Дать представление о
климатических
особенностях
Северного региона и
его влиянии на рост
растений
Создание мини-выставки детской
научно-популярной и
художественной литературы в
группе «Природа Севера»
Экскурсия в
цветочный и
овощной магазины
Росляково
Формировать
представление о
семенах, их
разнообразии, способах
их приобретения
Приобретение семян для посадки
НОД «Почему семена
в землю сеют»
(образовательная
область «Познание»)
Обогатить знания детей
о росте растений;
организовать
наблюдение за
прорастанием семян в
разных условиях и
почвах;
наблюдение за
прорастанием семян и развитием
растений (работа с дневником
наблюдений)
Чтение
художественной
Познакомить детей с
литературными
Оформление книжек-самоделок,
составление картотеки пословиц
4
литературы:
Э. Мошковская
«Чужая морковка»
Ю. Тувим «Овощи»
Н. Егоров «Редиска»,
«Тыква»,
«Морковка»,
«Горох», «Лук»,
«Огурцы»
художественными
произведениями об
овощах;
обогащать словарь
сравнений, эпитетов;
развивать
словотворчество в
процессе составления
рассказов об овощах
и поговорок об овощах, цветах.
Проведение
дидактических игр:
«Во саду ли, в
огороде», «Найди и
назови», «Что где
растёт?», «Вершки и
корешки»
Расширять знания об
овощных культурах,
учить
классифицировать по
определённым
признакам;
формировать умение
самостоятельно
рассуждать,
сопоставлять, находить
частное и общее;
формировать умение
различать сад и огород,
называть овощи,
которые там растут;
дать представление об
орудиях труда для
огорода;
развивать связную речь
Расширение и закрепление
знаний об овощах и цветах, их
выращивании, особенностях
внешнего вида и пр.
Посадка семян
овощных и
цветочных культур в
мини огороды
(заготовка рассады)
Формировать
представление о
разнообразии семян
овощных культур,
способах посадки,
орудиях труда
Создание мини-огорода;
создание экологических
паспортов овощных культур
Высадка рассады в
открытый грунт и
теплицу
Формировать
представление о
способах высаживания
растений в открытый
грунт
5
Трудовая
деятельность по
уходу за растениями
огорода
Формировать
представление о
способах ухода за
растениями огорода,
потребностях растений
во влаге, свете, тепле
Расширение представление о
росте овощных культур и
способах ухода за ними.
Оформление стенгазеты
«Маленькие огородники»
Цикл НООД по
художественному
творчеству:
« Поспели овощи на
грядке»
Развивать
художественно-
творческие
способности, умение
передавать образ
понравившегося овоща,
его внешние признаки;
вносить в рисунок
дополнения (листья,
черенки, веточки),
обогащающие его
содержание;
развивать
в о о б р а ж е н и е ;
воспитывать
положительное
отношение к природе
Оформление альбома детских
работ «Наш огород»;
Выставка творческих работ из
овощей «Овощи нашего огорода»
Оформление
выставки «Наш
урожай» ;
Проведение
праздника «Урожай
собирай»
Подведение итогов
проектной
деятельности.
Повышение
педагогического и
социального статуса
метода проектной
деятельности в работе с
детьми дошкольного
возраста
Выставка фоторепортажей.
Мотивация к дальнейшему
исследовательскому поиску
6
Перспективный план опытно-исследовательской деятельности по
теме: «Огород Севера»
с детьми средней группы
тема
задачи
Посадка двух сортов
семян одного вида:
Семена редиса:
«Дуро», «18 дней»;
Салат: «Лолло
Росса», «Каменная
головка»;
Свекла: «Бордо»,
«Цилиндра».
Развивать познавательный интерес на основе
наблюдений и сравнений темпа прорастания двух
сортов семян одного вида в одинаковых условиях.
Посадка семян
различными
способами: лентой,
россыпью.
Развивать познавательный интерес на основе
наблюдений за качеством всхожести, формируемых
гряд и урожайности в различных условиях посадки.
Высевание семян
одного сорта под
пленкой и в
открытом грунте
(укрывание гряды).
Закрепить знания о прорастании семян различными
способами.
Формировать представление о потребностях для
полноценного роста растения и способах их
удовлетворения в условиях северного региона.
Наблюдение за
состоянием растения
в различных
условиях
освещенности
(салат).
Закреплять представление о состоянии растения и его
потребностях. Формировать познавательный интерес в
процессе сравнения качественных характеристик роста
растения в различных условиях освещенности.
Наблюдение за
состоянием растения
при различных
условиях полива
(огурец).
Продолжать формировать представление о
необходимости влаги для жизни растения. Дать знания
о видоизменении внешнего вида растения в случае
недостаточного полива.
Посадка картофеля
различными
способами: целым
клубнем, половиной
клубня.
Расширять представления о различных способах
посадки картофеля. Учить сравнивать рост растения и
урожайность в зависимости от качества посевного
материала.
Исследование
урожайности
Продолжать формировать представление об
особенностях роста картофеля: окучивание необходимо
7
картофеля с
различными
условиями ухода:
окученные и не
окученные кусты.
для появления новых корней и клубней. Учить
устанавливать причинно-следственные связи.
Исследование
качества роста
огородных культур в
мини-огородах и
открытом грунте в
осенний период.
Продолжать учить устанавливать причинно-
следственные связи между условиями и качественным
состоянием растения. Формировать знания об
особенностях климата Северного региона и его
влиянии на жизнь растений.
Исследование
качества роста
культур в условиях
мини-огорода.
Учить сравнивать качество роста двух культур в
одинаковых условиях, определять наиболее
выносливую и долго растущую культуру учебно-
опытного участка.
Результат проекта:
дневники наблюдений за ростом овощных культур
фотовыставка: «Чтоб здоровым быть сполна, корзинка овощей нужна»
фотоальбом: «Мы в огороде»
Перспективный план работы с родителями.
8
Форма
взаимодействия
Задачи
Результат
Родительское собрание
«Экологическое
воспитание детей в
условиях Севера».
Дать представление о
роли познавательной и
исследовательской
деятельности детей в
экологическом
воспитании.
Познакомить с
условиями
экологического
воспитания в детском
саду.
Мотивация к началу
проекта.
Приобретение
овощных семян,
инвентаря.
Совместное оформление
экологических паспортов
овощных культур
Повышение
компетентности в
вопросах проектной
деятельности.
Экологические
паспорта овощных
культур
Поиск информации.
Работа с
энциклопедической
литературой
Оказание помощи детям
в поисково-
познавательной работе
Книжки- самоделки
«Это интересно»
(история огорода,
история огородного
чучела и т.д.)
9
Литература.
1. Воспитание экологической культуры в дошкольном
возрасте Николаева С.Н. М: Просвещение, 2002г.
2. Добро пожаловать в экологию Воронкевич О.В. СПб:
Детство-Пресс, 2003 г
3. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для
педагогов и родителей. 2008г. №3
4. Мир природы и ребёнок Маневцова Л.М. СПб: Детство-
Пресс, 2000 г.
5. Осень. Часть IIСкоролупова О.А. М:ООО Скрипторий,
2008г.
6. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников Горбашева Г.Б., М: Аркти, 2003г.
7. Программа Детство под редакцией Бабаевой Т.И.,
Михайловой З.А.
Гурович Л.М. СПб: Детство-Пресс, 2001 г.
8. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Иванова
А.И. М:творческий центр Сфера, 2004г.
10
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Мурманска № 46
Экологический проект
«Огород Севера»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Пестова Н.Я.