Напоминание

Паспорт экологического проекта


Автор: Пестова Наталья Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 46
Населённый пункт: г. Мурманск, жилой район Росляково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Паспорт экологического проекта
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Паспорт проекта

«Выращивание овощных, цветочных, злаковых и лекарственных

культур в условиях Севера»

Тема проекта:
«Огород Севера»
Вид проекта:
практико – ориентированный, исследовательский
Сроки реализации:
долгосрочный
Руководитель:
воспитатель Пестова Н.Я.
Участники проектной деятельности:
воспитатели старшей группы, дети, родители.
Проблема:
возможность выращивания культур в условиях открытого грунта на Севере.
Цель проекта:
обогатить опыт детей по выращиванию овощных, цветочных и злаковых культур в условиях закрытого и открытого грунта на учебно-опытном участке детского сада.
Задачи:
1. обогащать знания детей об овощных, злаковых и цветочных культурах, произрастающих на Севере; 2. дать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста овощных, злаковых и цветочных культур; 3. формировать умение устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей; 4. развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру; 5. развивать трудовые навыки по уходу за растениями огорода; 6. развивать познавательные способности в процессе элементарного экспериментирования и наблюдения.
Этапы проекта:

Первый этап:
 накопление методических и практических материалов по теме проекта;  обсуждение цели, задач, плана проекта с его участниками: воспитателями, заместителем заведующей по учебно- воспитательной работе, родителями;  разработка перспективного плана с детьми и родителями.
Второй этап:
 введение в проблему участников проекта;  разработка плана-схемы проекта с детьми;
2  сбор и накопление материала по составлению плана проекта с детьми и родителями;  экскурсия в детскую библиотеку;  экскурсия в цветочный и овощной магазины Росляково;  клуб встреч с интересными людьми. Встреча с медсестрой, поварами детского сада. 
Третий этап:
 накопление материала;  создание развивающей среды;  создание выставки по теме проекта;  оформление материалов исследования.
Планируемый результат:
1. обогащение представлений детей старшей группы о растениях огорода (открытого и закрытого грунта), способах их выращивания и ухода в условиях Севера; 2. оформление стенгазеты «Маленькие огородники»; 3. оформление книжек-самоделок; 4. создание мини-выставки детской научно-популярной и художественной литературы в группе «Природа Севера»; 5. оформление дневников наблюдения за ростом и развитием овощных культур; 6. создание экологического паспорта овощных и цветочных культур нашего огорода; 7. оформление альбома детских работ: «Наш огород»; 8. создание выставки творческих работ детей и взрослых из овощей: «Овощи нашего огорода»; 9. оформление фотовыставки: «Чтоб здоровым быть сполна, корзинка овощей нужна»; 10. оформление фотоальбома: «Мы на огороде».
Перспективы использования результата:
1. оформление выставки: «Наш урожай»; 2. проведение праздника: «Урожай собирай».
3
Перспективный план проектной деятельности

«Огород Севера»
с детьми старшей группы Форма проведения, тема. Задачи Результат (конечный продукт)
Клуб интересных

встреч
: беседа с медсестрой и поварами детского сада Расширение знаний дошкольников о значении овощей для здоровья человека; создание мотивации у детей и родителей для организации огороднической деятельности Формирование мотива для выращивания овощей (создания условий для посадок, посев семян и пр.) НОД «Что растёт на огороде» (образовательная область «Познание») Познакомить детей с растениями огорода; расширять представление об особенностях произрастания овощных, цветочных и злаковых культур, способах ухода за ними Коллаж «Огород» Экскурсия в библиотеку. Беседа «Климат Северного края» Дать представление о климатических особенностях Северного региона и его влиянии на рост растений Создание мини-выставки детской научно-популярной и художественной литературы в группе «Природа Севера» Экскурсия в цветочный и овощной магазины Росляково Формировать представление о семенах, их разнообразии, способах их приобретения Приобретение семян для посадки НОД «Почему семена в землю сеют» (образовательная область «Познание») Обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; наблюдение за прорастанием семян и развитием растений (работа с дневником наблюдений) Чтение художественной Познакомить детей с литературными Оформление книжек-самоделок, составление картотеки пословиц
4 литературы: Э. Мошковская «Чужая морковка» Ю. Тувим «Овощи» Н. Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук», «Огурцы» художественными произведениями об овощах; обогащать словарь сравнений, эпитетов; развивать словотворчество в процессе составления рассказов об овощах и поговорок об овощах, цветах. Проведение дидактических игр: «Во саду ли, в огороде», «Найди и назови», «Что где растёт?», «Вершки и корешки» Расширять знания об овощных культурах, учить классифицировать по определённым признакам; формировать умение самостоятельно рассуждать, сопоставлять, находить частное и общее; формировать умение различать сад и огород, называть овощи, которые там растут; дать представление об орудиях труда для огорода; развивать связную речь Расширение и закрепление знаний об овощах и цветах, их выращивании, особенностях внешнего вида и пр. Посадка семян овощных и цветочных культур в мини огороды (заготовка рассады) Формировать представление о разнообразии семян овощных культур, способах посадки, орудиях труда Создание мини-огорода; создание экологических паспортов овощных культур Высадка рассады в открытый грунт и теплицу Формировать представление о способах высаживания растений в открытый грунт
5 Трудовая деятельность по уходу за растениями огорода Формировать представление о способах ухода за растениями огорода, потребностях растений во влаге, свете, тепле Расширение представление о росте овощных культур и способах ухода за ними. Оформление стенгазеты «Маленькие огородники» Цикл НООД по художественному творчеству: «
Поспели овощи на

грядке»
Развивать художественно- творческие способности, умение передавать образ понравившегося овоща, его внешние признаки; вносить в рисунок дополнения (листья, черенки, веточки), обогащающие его содержание; развивать в о о б р а ж е н и е ; воспитывать положительное отношение к природе Оформление альбома детских работ «Наш огород»; Выставка творческих работ из овощей «Овощи нашего огорода» Оформление выставки
«Наш

урожай»
; Проведение праздника
«Урожай

собирай»
Подведение итогов проектной деятельности. Повышение педагогического и социального статуса метода проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Выставка фоторепортажей. Мотивация к дальнейшему исследовательскому поиску
6
Перспективный план опытно-исследовательской деятельности по

теме: «Огород Севера»
с детьми средней группы
тема

задачи

Посадка двух сортов

семян одного вида:
Семена редиса: «Дуро», «18 дней»; Салат: «Лолло Росса», «Каменная головка»; Свекла: «Бордо», «Цилиндра». Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и сравнений темпа прорастания двух сортов семян одного вида в одинаковых условиях. Посадка семян различными способами: лентой, россыпью. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений за качеством всхожести, формируемых гряд и урожайности в различных условиях посадки. Высевание семян одного сорта под пленкой и в открытом грунте (укрывание гряды). Закрепить знания о прорастании семян различными способами. Формировать представление о потребностях для полноценного роста растения и способах их удовлетворения в условиях северного региона. Наблюдение за состоянием растения в различных условиях освещенности (салат). Закреплять представление о состоянии растения и его потребностях. Формировать познавательный интерес в процессе сравнения качественных характеристик роста растения в различных условиях освещенности. Наблюдение за состоянием растения при различных условиях полива (огурец). Продолжать формировать представление о необходимости влаги для жизни растения. Дать знания о видоизменении внешнего вида растения в случае недостаточного полива. Посадка картофеля различными способами: целым клубнем, половиной клубня. Расширять представления о различных способах посадки картофеля. Учить сравнивать рост растения и урожайность в зависимости от качества посевного материала. Исследование урожайности Продолжать формировать представление об особенностях роста картофеля: окучивание необходимо
7 картофеля с различными условиями ухода: окученные и не окученные кусты. для появления новых корней и клубней. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Исследование качества роста огородных культур в мини-огородах и открытом грунте в осенний период. Продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между условиями и качественным состоянием растения. Формировать знания об особенностях климата Северного региона и его влиянии на жизнь растений. Исследование качества роста культур в условиях мини-огорода. Учить сравнивать качество роста двух культур в одинаковых условиях, определять наиболее выносливую и долго растущую культуру учебно- опытного участка. Результат проекта: дневники наблюдений за ростом овощных культур фотовыставка: «Чтоб здоровым быть сполна, корзинка овощей нужна» фотоальбом: «Мы в огороде» Перспективный план работы с родителями.
8
Форма

взаимодействия

Задачи

Результат
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в условиях Севера». Дать представление о роли познавательной и исследовательской деятельности детей в экологическом воспитании. Познакомить с условиями экологического воспитания в детском саду. Мотивация к началу проекта. Приобретение овощных семян, инвентаря. Совместное оформление экологических паспортов овощных культур Повышение компетентности в вопросах проектной деятельности. Экологические паспорта овощных культур Поиск информации. Работа с энциклопедической литературой Оказание помощи детям в поисково- познавательной работе Книжки- самоделки «Это интересно» (история огорода, история огородного чучела и т.д.)
9 Литература. 1. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте Николаева С.Н. М: Просвещение, 2002г. 2. Добро пожаловать в экологию Воронкевич О.В. СПб: Детство-Пресс, 2003 г 3. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2008г. №3 4. Мир природы и ребёнок Маневцова Л.М. СПб: Детство- Пресс, 2000 г. 5. Осень. Часть IIСкоролупова О.А. М:ООО Скрипторий, 2008г. 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Горбашева Г.Б., М: Аркти, 2003г. 7. Программа Детство под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. Гурович Л.М. СПб: Детство-Пресс, 2001 г. 8. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду Иванова А.И. М:творческий центр Сфера, 2004г.
10 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска № 46
Экологический проект

«Огород Севера»
Воспитатель высшей квалификационной категории Пестова Н.Я.


В раздел образования