Напоминание

"Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях реализации СФГОС"


Автор: Осипова Ирина Михайловна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: Казанская специальная (коррекционная) школа № 142 VIII вида.
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Проект
Тема: "Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях реализации СФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ОВЗ «Казанская специальная (коррекционная) образовательная школа № 142 VIII вида». ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации СФГОС» Проект «Модель здоровьесберегающего образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида».
Автор проекта:
Осипова И. М. «04»декабря 2015 г.
Казань 2015 г.
1
Содержание
Введение
……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ ситуации
…………………………………………………………5
Глава 2. Актуальность проект
а…………………………………………………..7
Глава 3. Цель и задачи проекта
…………………………………………………11 3.1 Цель проекта……………………………………………………………….11 3.2 Задачи проекта..............................................................................................11 3.3 Целевая группа проекта…………………………………………………...12 3.4 Объект исследования……………………………………………………...13 3.5 Предмет исследования…………………………………………………….13 3.6 Концепция проекта………………………………………..………………13
Глава 4. Пути реализации проекта
……………………………………………..15 4.1 Характеристика учреждения…………………………………………………..15 4.2 Система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья школьников……………………………………………………………...………….16 4.3 Предполагаемые результаты реализации проекта……………………...……23
Глава 5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
…………...………24
Заключение
………………………………………………………………………...26
Список использованных документов и источников информации

Приложения

Введение
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается 2
одной из сложнейших в современной науке. На современном этапе одним из важных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с нарушением интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века, они интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепления здоровья школьников и интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. В конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» по данным всемирной организации здравоохранения здоровье человека определяют 10% - наследственная предрасположенность, 10% уровень развития медицины, 15% экологическая обстановка и 65% образ жизни человека. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению проблемы. Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных каче ств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая технология – это: 3
1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. Соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка; 4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. 5. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.


Глава 1. Анализ ситуации
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, 4
отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укреплениездоровья обучающихся». Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Из года в год мы наблюдаем, что в школу поступает все больше детей с ослабленным здоровьем. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Отмечено, что к концу учебного года у школьников: в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;  общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;  повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого, происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при 5
том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не может считаться правильным бесстрастное отношение профессионально подготовленного педагога к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. Именно эта установка является основой востребованности учителями и руководителями образовательных учреждений методических материалов по здоровье с берегающим образовательным технологиям.
Глава 2.Актуальность проекта
Актуальность данного проекта заключается в том, что учащиеся с ОВЗ в связи с нарушением у них различных психических функций головного мозга 6
больше других нуждаются в оптимальных психологических условиях протекания учебного процесса. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство. Применение здоровьесберегающих технологий является наиболее эффективным средством коррекции, помогающим достижению максимальных возможных успехов в преодолении трудностей. Новизна проекта в том, что в пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. На ее основе каждая школа, используя накопленный опыт формирования культуры здоровья учащихся, конструирует свою одноименную Программу, учитывающую региональные культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся. Программу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни дополняет Программа духовно- нравственного развития учащихся, определяющая пути формирования их личностного здоровья. Актуально сть здоровье сбережения отражена в следующих образовательных документах: Закон РФ «Об образовании».  Национальная доктрина образования в России  Концепция модернизации российского образования до 2010 года,  Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового 7
образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный 8
их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три группы: • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников. Приведу лишь некоторые здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе: • технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика); • технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж); • коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика). Эти, как и многие другие рекреативно-оздоровительные технологии способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников. 9
Основные составляющие этой системы:  Организация рационального двигательного режима воспитанников.  Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.  Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Глава 3. Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта 10
1.Сохранение и укрепление здоровья учащихся. 2.Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 3.Формирование культуры здорового образа жизни учащихся. 4. Разработать систему мер, направленных на сохранение здоровья учащихся на всех этапах обучения предмету технология. 3.2 Задачи проекта 1. Изучение и анализ работ отечественных специалистов по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в коррекционной школе. 2. Проведение анализа понятий «технология», «здоровьесберегающие технологии». 3. Разработка методики, методических приемов, комплекса оздоровительных психолого-педагогических мероприятий для укрепления здоровья учащихся. 4. Подбор адекватных методов, компонентов здоровьесберегающих технологий. 5. Организация педагогического процесса, направленного на формирование и развитие у учащихся образовательной деятельности, позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности, что реализуется в педагогическом процессе: - способность к позитивному самосознанию в различных жизненных обстоятельствах; -мотивация укрепления здоровья, посредством установки на ценность здоровья, приобретение знаний о здоровом образе жизни, овладение способами, охраняющими здоровье учащихся, уметь применять формы сохранения здоровья к особенностям своего организма; -культура ЗОЖ, направленная на ответственное отношение к своему здоровью, окружающих, сохранение природного потенциала, гармонизация 11
личности целью снижения уровня тревожности, повышению уверенности в себе. 6. Создание организационно-педагогических, материально - технических, санитарно-гигиенических условий для здоровьесберегающих технологий, учитывая индивидуальные показания участников образовательного процесса, обеспечив целостность образовательной системы: личностно - деятельностные, учебно - методические, дидактические , информационно-коммуникативные формы. 3.3 Целевая группа проекта В рамках проекта
субъектами
исследования и воздействия будут являться все участники образовательного процесса:  Учителя должны осознать важность выбранной темы, принять ее, привязаться к ее принципам и освоить, выработав у себя стереотипы здоровьесбрегающей педагогики (пропустить через себя важность и парадигму данной темы).  Учащиеся – «заразиться» от учителя принципами и основами здоровья, активно участвовать в их реализации, создавая для себя в данной сфере поле успешности (я – хочу, я – могу, я - должен), развивая свою личность.  Родители – переориентация семей обучающихся из наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. 3.4 Объект исследования Объектом исследования и модернизации должен стать сам образовательный процесс во всех его направлениях и формах. 12
Модернизации будут подвержены при формировании модели: режим обучения, гигиенические и технологические характеристики урока, как структурной единицы образования, система воспитательной работы, физкультурно – оздоровительная деятельность, социальная работа с семьей, содержание образования. 3.5 Предмет исследования Предметом – использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе уроков для укрепления здоровья учащихся. 3.6. Концепция проекта Концепция формирования модели здо р о вь е с бе р е га ю щ е го образовательного процесса строится на полном внедрении основ здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии являются частью любой развивающей педагогической системы и имеют два уровня:  Уровень минимум – обеспечение безопасных условий обучения ребенка, обеспечивающий сохранение его здоровья;  Уровень оптимум – создание условий, форм, методов, содержания работы, которые бы в комплексе обеспечивали максимально эффективное развитие и самореализацию учащегося. Здоровьесберегающие технологии как основа современной педагогики не самоцель, а средство создания условий для творческого развития личности ребенка, формирования у него состояния успешности, веры в себя, формирование аксилогических основ мировоззрения, ориентации развития ребенка на главную цель жизни любого человека – дом, семья и дети, те вечные ценности, которые обеспечивают полноценную реализацию возможностей человека во всех сферах и счастливую долгую жизнь. 13
Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо в своей работе увидеть и использовать эту связь. Здоровьесберегающие технологии базируются на трех направлениях деятельности – диагностика, оптимизация образовательного процесса и валеологическое содержание образования, создавая совместно целостную модель образовательного учреждения, не заменяющего собой поликлинику, а на основе своих возможностей, формирующего установки и навыки здорового образа жизни и оказывающих медико – психолого – социально – педагогические поддержки учащимся в их становлении и развитии. При этом школа опирается на субъект – субъектный подход во внедрении здоровьесберегающих программ и технологий. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.
Глава 4. Пути реализации проекта
4.1 Характеристика учреждения 14
Го сударственное бюджетное специальное ( ко р р е к ц и о н н о е ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 142 VIII вида» обучает детей с легкой и умеренной умственной отсталостью. В школе на начало года 256 воспитанников, 21 класс, 4 группы продленного дня. 9 классов, где обучаются дети с умеренной умственной отсталостью и 12 классов для детей с легкой степенью умственной отсталости. Налажен организованный подвоз 20 учеников на школьном автобусе. Обучение ведется по следующим дисциплинам: - умеренная степень умственной отсталости:  - русский язык (развитие речи, чтение, письмо)  - математика (счет)  - естествознание (мир растений, мир животных, человек)  - обществознание (человек и общество)  - искусство (рисование, музыка и пение)  - физическая культура  - трудовая подготовка (самообслуживание, ручной труд, ХБТ, ремесло)  - коррекционные технологии (развитие устной речи, ППД, социально – бытовая ориентировка, ритмика, ЛФК, РПСП) - легкая степень умственной отсталости
:
 язык и речь (русский язык, чтение, устная речь, татарский язык)  математика  обществознание (мир истории, история Отечества, этика, география)  естествознание (живой мир, природоведение, естествознание)  искусство (ИЗО, занимательный труд, домоводство, СБО)  физическая культура  ОБЖ  Музыка и пение 15
 Профильный труд Распорядок работы школы Школа начинает работать с 8ч 30мин. Уроки по 40 минут, перемены 10 минут и 2 большие перемены по 15 минут для завтрака и обеда. Группы продленного дня начинают работу после окончания уроков, до 15 часов и дежурная до 17 часов. В школе существуют кружки, которые дети могут посещать после уроков. 4.2 Система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья школьников В процессе реализации проекта «Формирование модели здоровьесберегающего образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида» сложилась система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья школьников, состоящая из следующих блоков: 1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения: Здание школы типовое, двадцать семь учебных помещений. Отопление центральное, холодное и горячее водоснабжение. В 2013 году в здании произведён капитальный ремонт. Помещения здания соответствуют гигиеническим нормам. Температурный режим в школе соблюдается. В каждом классе имеются термометры. На переменах и после занятий классы проветриваются, после уроков производится влажная уборка учебных кабинетов и коридоров. Материальная база школы достаточная. В 2014 году приобретена новая мебель (ученические комплекты, шкафы, доски). В школе имеются 2 интерактивные доски, телевизор, музыкальный центр, синтезатор. В школе есть малый 16
спортзал. В нём проводятся уроки физкультуры и ритмики. Помещение соответствует гигиеническим требованиям. Кабинет оснащён спортивными снарядами и инвентарём, спортивная база школы обновляется периодически. Появились пластиковые лыжи, мячи, маты. Имеется при школе спортивная площадка, которая соответствует всем стандартам, но недостаточно оборудована. В школе оборудован медицинский кабинет, в котором постоянно находится медработник. Она контролирует здоровье учащихся, проводит плановые прививки. Под столовую приспособлено помещение, рассчитанное на 160 мест, оно соответствует всем гигиеническим требованиям, имеется все необходимое оборудование и посуда. Питание детей осуществляется в одну смену. Для всех учеников питание бесплатное за счет муниципалитета. При школе имеется ученический опытный участок, где учащиеся выращивают разнообразные цветы. Качественный состав педагогического коллектива: В школе работает 44 педагога. Из них:  с высшим образованием- 43 человека;  с дефектологическим-37 человек;  со среднеспециальным -1 человек. Педагоги имеют:  высшую кв. категорию - 6 человек;  первую кв. категорию - 26 человек;  вторую кв. категорию - 9 человек;  не имеют кв. категории - 3 человека. 2. Рационализация учебного процесса: Согласно СанПиН в школе соблюдаются все гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной нагрузки. Обучение ведется по 5- дневной неделе. Начало учебного дня – 8.30 часов. Уроки продолжительностью 40 мин. После второго урока – общешкольная физминутка (5 мин). Нагрузка в течение недели распределяется согласно кривой работоспособности человека с 17
основными днями нагрузки среда – четверг (кроме 1 класса). Расписание оценивается по ранговой шкале трудности предметов (Сивков. 1988) и контролируется завучем школы. Занятия в кружках, к сожалению, начинаются почти сразу (через 20 минут) после уроков. Это связано с удаленностью проживания учащихся от школы. Уроки физкультуры в начальной школе ведут сами учителя. Уроки по всем предметам строятся с учетом индивидуальных особенностей учеников. На основе результатов диагностики, результатов психологических исследований учителя осуществляют личностно-ориентированный подход. Для каждого ученика выбирается индивидуальная учебная траектория по профильному труду. Диагностика состояния здоровья и психических процессов детей проводится, начиная с зачисления ребенка в школу. Учитель и психолог вместе наблюдают за первоклассниками в адаптационный период и прилагают все усилия, чтобы период адаптации проходил без серьезных осложнений. Психолог усиленно работает также с теми классами и учениками, которые вызывают особую обеспокоенность, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, отслеживает динамику изменений. Учителя начальных классов самостоятельно проводят диагностику адаптации и освоения общеучебных навыков, на основе полученных результатов выстраивают работу с детьми на уроке, осуществляя индивидуальный подход. В течение всего учебного года проводится мониторинг качества знаний. Внутренний мониторинг - контрольные работы, «срезовые», проверочные, тесты. Мониторинг ведут учителя и завуч школы. Внешний мониторинг – экзамены, проводится в выпускных классах. Основной структурной единицей образования является урок. Обязательным элементом организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Современные уроки отличаются большой интенсивностью и плотностью. Поэтому дети быстро утомляются и 18
нуждаются в эмоциональной разгрузке. Учителя начальных классов включают в урок 1-2 динамических паузы, позволяющих быстрее и эффективнее переключить школьников в другой вид деятельности и снять утомляемость. Это движения со стихотворением, дыхательная гимнастика и упражнения для глаз. Уроки проводятся в соответствии с гигиеническими характеристиками здоровьесберегающей структуры урока, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся и максимально возможное освоение материала. 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы Уроки физкультуры в первой четверти и в четвертой проходят на стадионе. В первой четверти это, как правило, подвижные игры динамичного характера. В четвертой четверти это легкая атлетика. Зимой, в период лыжной подготовки уроки проходят на свежем воздухе. Лишь во второй четверти занятия гимнастикой проходят в спортзале. Уроки строятся в соответствии с программой с учетом здоровья и самочувствия детей. В начальных классах обязательно проводится общеразвивающая разминка в начале урока. Включаются упражнения на развитие всех групп мышц, укрепляющие осанку, развивающие физические качества. Во второй половине урока – игры разного активно-двигательного характера. Учитель физкультуры и начальных классов проводят уроки, согласно методическим требованиям. В школе имеется база данных состояния здоровья детей, что используется на занятиях и во внеурочное время. По медицинским показаниям часть ребят нуждается в занятиях в спецгруппе. На уроках в начальной школе применяется дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Для детей, увлекающихся спортом функционируют футбольная секция, для остальных детей имеется секция общефизической подготовки. Создана своя школьная команда по футболу. Группу ОФП посещают ученики средних и старших классов два раза в неделю. На уроках применяются физкультминутки, снимающие негативное влияние статической нагрузки на уроках. 19
Регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: спортивные игры «Веселые старты», соревнования между командами классов. Учащиеся нашей школы активные участники всех спортивных мероприятий на уровне муниципалитета и показывают хорошие результаты. В конце каждого учебного года организуются походы по родному краю. Их цель: узнать как можно больше о природе, истории, людях своего края. В то же время это хорошая физическая подготовка и закаливание организма. 4. Социально-педагогическая работа с учащимися, направленная на формирование культуры здоровья. Учителя нашего образовательного учреждения постоянно просвещают школьников по вопросам формирования здорового образа жизни. Проводят тематические классные часы (например «О хороших привычках», «Твой Режим дня»), конкурсы рисунков, плакатов, выпускает санитарные бюллетени, проводят с детьми дидактические игры, викторины валеологической направленности. (Приложение 1) Раз в месяц проходит День Здоровья, чаще всего на свежем воздухе. Для учащихся средних и старших классов работники здравоохранения читают лекции, проводят беседы формировании культуры здоровья. Организуется просмотр научно-популярных программ, фильмов о здоровом образе жизни. Проводится исследовательская работа учащихся по проблемам здоровья. Ведется совместная работа представителями медицины и внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. В начальных классах учителя проводят конкурсы и праздники, популяризирующие здоровый образ жизни. (Приложение 2) 5. Организация системы методической работы с педагогами и родителями: В школе работают опытные с большим стажем учителя, отлично владеющие методикой обучения и использующие разнообразные технологии 20
обучения, которые соответствуют возрастным особенностям учеников и их возможностям. Учителя постоянно занимаются своим самообразованием и повышают квалификацию. Школа является методическим центром, где постоянно происходит обмен опытом между образовательными учреждениями. Образованы МО по 5 направлениям, в состав МО включены учителя школы. Современные образовательные технологии используются педагогами, как в системе, так и поэлементно. Многие педагоги в силу возраста или других причин с трудом принимают новые установки и методы образования и испытывают сложности, особенно в части овладения современными техническими средствами, ИКТ – технологиями. При организации учебного процесса учителя используют технические средства (телевизоры, магнитофоны, компьютеры, интерактивную доску и т.д.), строго соблюдая все требования. В школе имеется компьютерный класс и все уроки, связанные с ИКТ проходят в нем. Класс соответствует требованиям и нормам СанПиН: достаточная площадь кабинета, хорошая освещенность рабочего места и т.д. 6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья Каждый год ученики школы проходят диспансеризацию. Медработник и классные руководители проводят анализ медицинских карт учащихся и данные доводят до сведения родителей. Обучение учащихся не может идти в отрыве от обучения и их родителей. Поэтому для родителей проводятся лекции на общешкольных собраниях по вопросам здоровья их детей. Лекции читают или учителя, или для этого приглашаются работники здравоохранения. (Приложение 3) По данным медицинского обследования в нашей школе самые распространенные заболевания: нарушение осанки, сколиоз и миопия. Причем эти показатели каждый год меняются. По нашему мнению причина в том, что медосмотр проходит поверхностно и отсутствуют в районе соответствующие узкие специалисты. Но показатели по данным заболеваниям каждый раз 21
высокие. Для их профилактики учителя начальных классов используют на уроках физкультуры разнообразные упражнения, направленные на формирование мышечного корсета, осуществляют индивидуальный подход к ученикам в зависимости от состояния здоровья. Большое внимание уделяется расположению учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Один раз в четверть (после каникул) детей пересаживают, кроме детей, страдающих сколиозом (они должны до 15 лет сидеть на стороне, противоположной искривлению позвоночника). Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения. Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики. Результаты медицинского обследования анализируются и обсуждаются на педсоветах, обсуждаются причины заболеваемости. Родители незамедлительно ставятся в известность. 4.3 Предполагаемые результаты реализации проекта 1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: формирование правильной модели поведения, предупреждающей рискованные ситуации и заболевания, создание стройной системы целостного мировоззрения и ценностных установок; 22
2. Повышение социально - психологиче ской ком фортно сти образовательного процесса для всех его участников 3. Увеличение числа школьников, занимающихся в физкультурных и спортивных кружках и секциях, формирование у обучающихся оптимального двигательного стереотипа; 4. Профилактика заболеваемости обучающихся: - сокращение пропусков по болезни в связи с острыми заболеваниями, - сокращение числа рецидивов хронических заболеваний, - сокращение пограничных и психо – эмоциональных расстройств и состояний; 5. Внедрение современных образовательных технологий и индивидуализации образования; 6. Повышение качества образования;
Глава 5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
1. Сроки реализации проекта - 2015-2017 гг.; 2. Этапы реализации проекта:  Подготовительный (с 2013г. по 2014г.)  Основной (с 2015г. по 2016г.)  Заключительный (с 2016г. по 2017г.) 3. Программа проектных мероприятий. Проект «Формирование модели здоровьесберегающего образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида».
Этап

Наименование мероприятий

С р о к и

р е а-

лизации

Исполнит ель

1

2

3

4

1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении
23
1.1. Осуществление контроля за соблюдением норм СаНПиНа 2013-2014 гг. Администрация школы, ме- дицинские работники 1.2. Проведение мониторинга хода реализации инновационных педагогических технологий 2013-2014 гг. Методические объединения 1.3. Развитие материально-технической базы школы: — приобретение компьютера в кабинет психолога; — приобретение и установка диагностического оборудования; — восстановление освещения на стадионе; 2013-2014 г. Администрация школы, з а- меститель директора школы 1.4. Переподготовка и повышение квалификации специалистов школы: учителей, педагога-психолога, педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья. 2013-2017 гг. А д м и н и с т р а ц и я ш к о л ы , методический совет 1.5. Обеспечение школы необходимыми методическими пособиями 2013-2015 гг. Заместитель директора школы 1.6. Оздоровительные мероприятия общешкольного характера (санаторно – курортное лечение) Ежегодно группа н е м е н е е 1 0 человек) Заместитель директора школы по воспитательной работе
2. Организация и проведение диагностических мероприятий
2.1. Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся 2014-2015 гг. А д м и н и с т р а ц и я ш к о л ы , учреждения здравоохранения, психолог школы 2.2. Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки 2014-2015 гг. Администрация школы, ме- дицинские работники, психологи
3. Социально – педагогическая деятельность
3.1. Построение воспитательной системы школы на основе гуманистической педагогики 2015-2016гг. Заместитель директора школы по воспитательной работе 3.2. Досуговые мероприятия, «Дни здоровья» и прочее, направленное на формирование культуры здоровья и привитие правильной модели поведения. По ежегодному плану работы Заместитель директора школы по воспитательной работе 3.3. Целенаправленная деятельность по профилактике социально значимых заболеваний По ежегодному плану работы Заместитель директора школы по воспитательной работе, психолог, к л а с с н ы е р у к о в о д и т е л и , социальный педагог 3.4. Создание здоровьесберегающей физкультурно – оздоровительный среды школы, направленной на формирование навыка ведения ЗОЖ и оптимальной двигательной активности По ежегодному плану работы Учителя физкультуры, классные руководители
4. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся
3.1. Обеспечение качественного и рационального питания школьников 2013-2017 гг. М е д и ц и н с к и е р а б о т н и к и , работники столовой, директор школы, заместитель директора по АХЧ 3.2. Работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата 2014-2015 гг. Учитель физической культуры 3.3. Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях 2015-2016 гг. Психолог, м е д и ц и н с к и е работники 3.4 Работа по профилактике и коррекции нарушения зрения у школьников 2015-2016 гг. Медицинские работники 3.5 Работа по закаливанию обучающихся младших классов 2015-2016 гг. Медицинские р а б от н и к и , у ч и т е л я ф и з к ул ьту р ы и начальных классов
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении
4.1 Различные формы урочной и внеурочной деятельности 2013-2017 гг. Учи тель ф и зкультуры , м е- дицинские работники, классные руководители, психолог 24
4.2 Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся Ежегодно Заме ститель директора п о воспитательной работе, учитель физкультуры
5. Работа с родителями обучающихся
5.1. Различные формы работы с родителями обучающихся Постоянно Администрация школы, р о- дительский комитет, классные руководители
6. Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевого проекта «Школа здоровья»
6.1. Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями 2013-2017 гг. Администрация школы 6.2. Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации 2015-2017 гг. Администрация школы
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то мы получим на выходе гармонично развитого, счастливого и успешного человека, востребованного обществом и семьей. Главным условием эффективно проводимой работы, может быть только личный пример учителя, демонстрирующего здоровый стиль жизни, высокую физическую активность и оптимизм. При этом можно надеяться, что будущие поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие 25
способности, а учителю эффективно формировать основы правильного поведения.
Список использованных документов и источников информации:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, - Екатеринбург: Деловая книга, 1999г., 624 с. 2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. - В кн.: Принципы системной организации функций. М., “Наука”, 1973, с.5-61 3. Баранов А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы. Российский педиатрический журнал 1999, N2, с.4-6. 4. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито – центр», 2000. – 350 с. 5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,1960. С.40-41 26
6. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988 7. Логвинов И.И., Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. «Образ человека в современной педагогике» Тверь 2007г. 8. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Про свещение, 1988.Рубинштейн С.Л. Психология развития., М. 2000г. 9. П р о г р а м м ы с п е ц и а л ь н ы х ( к о р р е к ц и о н н ы х ) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 кл. Сбор. 2. – М.: Владос, 2010. 10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. Аркти 2006г. 11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. 12. Эриксон Эрик Г., Детство и общество.,ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга»., 1996г., с.592 27
Приложение 1 Урок чистоты 28
Приложение 2 Спортивные состязания 29
Приложение 3 Медицинское обследование 30


В раздел образования