Обобщение опыта "Развитие творческих способностей у дошкольников через различные виды деятельности"
Автор: Шишкина Любовь Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Калинка" Населённый пункт: Кировская область, пгт. Юрья Наименование материала: статья Тема: Обобщение опыта "Развитие творческих способностей у дошкольников через различные виды деятельности" Раздел: дошкольное образование
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Развитие творческих способностей у дошкольников
через различные виды деятельности»
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое
настоящее.
Л. С. Выготский
Социально-экономические
преобразования
в
обществе
диктуют
необходимость
формирования
творчески
активной
личности,
обладающей
способностью
эффективно
и
нестандартно
решать
жизненные
проблемы.
Наиболее
эффективное
средство
для
развития
творческих
способностей
ребёнка в
детском саду - это изобразительная деятельность. Применение
педагогом новых техник при организации деятельности с детьми,
позволяет
маленькому художнику,
отойти от предметного изображения, выразить в
поделке, аппликации свои чувства и эмоции, дают свободу деятельности,
вселяют уверенность ребёнка в своих силах. Владея разными способами
изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает
творческие способности дошкольника.
Организация
образовательной
деятельности
по
художественному
творчеству с применением новых техник способствует развитию:
1. Ориентировочно – исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку
предоставляется
возможность
экспериментирования
(скручивание
жгутиков
сухим
способом
и
сырым,
сопоставлять
какой
способ наилучший и т.д.).
2. Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
3.
Психических
процессов
(воображения,
восприятия,
внимания,
зрительной памяти, мышления)
4. Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев
рук с салфетками дети познают ее свойства: мягкая, может скручиваться,
но при неправильном обращении рваться);
5. Познавательного интереса.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Ребята начинают
задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит
обогащение и активизация словаря.
В интернете мне на глаза попалась новая для меня техника пейп-арт ( автор
Т.Сорокина),
которой
я
«загорелась».
Техника
пейп-арт
мне
понравилась
следующими
пунктами:
дешевый
и
легкодоступный
материал,
простота
изготовления, овладеть может любой человек, поделка сделана с любовью и
своими руками, красота в результате. Но дети в то время были ясельного
возраста, я решила сначала заняться пальчиковой гимнастикой и разработала
проект, так как для осуществления задуманного мне необходимы подвижные
пальчики
детей.
Работу
я
разделили
на
З
блока: I блок, цель которого -
развитие
в
пальчиковых
играх
тактильной
чувствительности,
зрительно-
двигательной координации движений. II блок-«Девочки и мальчики поиграем
с пальчиками». Его цель – развитие творческого мышления и воображения
посредством
игровых
технологий. III
блок
-
«Пейп-арт,
первые
шаги»
-
всестороннее
интеллектуальное
и
эстетическое
развитие
дошкольников,
развитие их творческих способностей, мелкой моторики рук, логического
мышления,
художественного
вкуса
и
расширение
кругозора
в
процессе
освоения разнообразных техник работы с бумагой.
В первую очередь,
я начала свою работу с
изучения педагогических
условий
проведения
пальчиковых
игр
как
средства
развития
речи
детей
младшего возраста и методической литературы
Т.А. Ткаченко «Развиваем
мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е.
Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие
подвижности пальцев и рук), Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е.
Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова
«Игры
с
пальчиками».
Статьи
в
журналах
«Дошкольное
воспитание»,
«Ребенок
в
детском
саду»,
«Управление
ДОУ»,
отобрала
нужную
информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно
изучала
новую
методическую
литературу,
использовала
в
работе
компьютерные технологии.
В начале учебного года было проведено обследование детей по развитию
воображения,
развития
мелкой
моторики
детей
младшего
дошкольного
возраста. По результатам обследования выявлены основные проблемы:
- дети не умеют держать правильно карандаш;
- не знают основные цвета;
- не могут придумать и отразить сюжет на бумаге;
- мелкая моторика развита недостаточно.
Создала адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую
среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от
фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т.д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- пособия для шнуровки;
шнуровочный планшет, умная шнуровка(различные виды транспорта);
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания
узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
-
бумажные,
вязаные
и
резиновые
колпачки
для
пальцев
(герои
разнообразных сказок)
В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении –
это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые
движения, тем глубже знакомство с миром.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы
работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели,
реализация которых требует систематической постановки перед детьми
строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или
иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию
социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался
микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького
человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность
саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность,
отвечающую его способностям и интересам.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В
совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если
упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов,
потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание
прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и
изображений персонажей, их действий и др. Во время совместной и
самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он
дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом,
режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление
способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так
как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным
моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме
обучается пространственным понятием, а также понятию числа.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления
кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для
развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В
своей работе для лепки я использовала пластилин, тесто для лепки;
составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд,
который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику –
согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития
мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует
развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы
с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие
кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и
навыков управления мелкими движениями
.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные
техники
рисования:
мятой
бумагой,
ватными
палочками,
ладошками,
пальчиками, рисование манной крупой и т.д.. В процессе рисования у детей
развиваются
не
только
общие
представления,
творчество,
углубляется
эмоциональное
отношение
к
действительности,
но
и
формируются
элементарные графические умения.
Особое
внимание
уделяла
раскрашиванию
рисунков.
Для
этого
использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание
предполагало
несколько
видов
штриховки,
которые
обеспечивают
постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в
отработке координации движения.
Большой
интерес
для
детей
представляет
конструирование
(на
базе
конструктора
ЛЕГО).
Дети
сооружали
многочисленные
и
разнообразные
постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая
мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из
и н т е р е с н ы х
з а н я т и й
б ы л о
с о б и р а н и е
п а з л .
Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с
мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.).
Например,
перебирание
предметов,
самомассаж
этими
предметами,
о п р е д е л е н и е
п р е д м е т а
н а
о щ у п ь .
Проводимые
упражнения,
игры
на
развитие
мелкой
моторики
я
комбинировала
с
различными
видами
деятельности.
В
своей
работе
я
учитывала
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
его
п с и х о ф и з и о л о г и ч е с к о е
р а з в и т и е .
В конце каждого года я проводила итоговую диагностику развития моторики
рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной,
к о м п л е к с н о й
р а б о т ы
п о
р а з в и т и ю
м е л к о й
м о т о р и к и .
Результатом реализации проекта стало:
-Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для
обыгрывания сказок и потешек;
-Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук;
-осознание
родителями
необходимости
и
значимости
развития
ручной
моторики у детей 2-3 лет
По диагностическим данным высокий уровень
развития в пальчиковых
играх
тактильной
чувствительности,
зрительно-двигательной
координации
движений у детей 2 младшей группы высокий уровень составляет 15 детей
(79%), средний – 4 детей (21%). За истекший период наблюдается динамика
развития
моторики
кистей
рук.
Благодаря
этому
у
детей,
отстающих
в
развитии речи, возросла речевая активность, дети знают много пальчиковых
игр, которые используют в самостоятельной деятельности. Все дети достигли
высокого
уровня
освоения
навыков
самообслуживания.
Использованная
система
дала
положительный
результат
в
работе
по
развитию
мелкой
моторики
у
детей
дошкольного
возраста.
Свою
результативность
дети
показали на открытой НОД «Домашние животные» для педагогов детского
сада и родителей.
В средней группе
мы начали осваивать технику пей-арт. Я разработала
программу
на
2014-2015
учебный
год
«Пейп-артики,
первые
шаги»
Программа предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях:
художественно-эстетический
вкус,
конструкторское,
образное
и
пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку,
чтобы
осознать
себя
гармонично
развитой
личностью.
Особенность
программы заключается в том, что на занятиях дети могут более подробно
познакомиться
с
разнообразными
техниками
работы
с
бумагой.
Рассматриваются
примеры
выполнения
работ
с
применением
нескольких
техник одновременно. Положительным моментом в программе является и то,
что результат каждого занятия виден сразу. Сколько занятий – столько и
изделий, причем некоторые изделия можно будет использовать для создания
других работ, например, коллективных.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
дошкольников
среднего
возраста,
развитие
их
творческих
способностей,
логического мышления, художественного вкуса и расширение кругозора в
процессе освоения разнообразных техник работы с бумагой
Начали
со
знакомства
с
новой,
неизвестной
для
детей
техникой.
Для
изготовления любой работы -
будь это аппликация или декорирование
какого-либо предмета( коробочка, баночка, бутылка) необходимо заготовить
жгутики из салфеток. Этот вид деятельности пришёлся по душе детям и они
даже во время обеда продолжали скручивать салфетки, вместо того, чтобы
использовать
их
по
назначению.
Скручивать
салфетки
можно
двумя
способами: сухим (показ слайда) и сырым, т.е заранее смочить полотенце и
на нем скручивать .Дети предпочитают второй способ. Но у второго способа
есть один недостаток – жгутики необходимо подсушивать, иначе они рвутся.
Для
экономии
времени
жгутики
мы
заготавливаем
всегда
заранее,
в
свободное
время(
утром,
вечером).Как
обычно
начали
от
простого
к
сложному. Первые работы были очень простыми «Берёзы, русские берёзы…»
(показ слайда). Для мам, в честь празднования Дня Матери, подготовили
подарки «Цветы для мамы», добавила технику обрывания для детей у
которых не получалась новая техника. Используя эти же техники, получились
вот такие «Лебёдушки» и т.д. ( показ слайдов).
По диагностическим данным за первое полугодие 2014-2015учебного года
высокий
уровень
освоения
техники
пейп-арт
составляет
37%(3
ребёнка),
средний уровень 63%(5 детей).Все дети с большим желанием посещают
кружок и с желанием выполняют поделки, радуя своих родных и близких.
Познакомились с новой техникой и стремятся её освоить. Не у всех детей
получается
плотно
скрутить
жгутик
из
салфетки,
но
они
делают
это
в
свободное время. Прекрасно справились дети с изготовлением подарка для
мамы(
цветок
в
технике
пейп-арт),символом
года
«Овечка»
Работа
по
совершенствованию умений и навыков у детей продолжается и во втором
полугодии. В марте текущего года провела открытую интегрированную НОД
«
Путешествие
в
разноцветную
страну»
для
педагогов
ДОУ,
где
дети
показали свои умения и навыки в аппликации «Бабочка» ,используя технику
пейп-арт.
Таким
образом,
чтобы
результат
работы
был
эффективным
необходимо
использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию
тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении
и н т е р е с а
д е т е й
к
р а з л и ч н ы м
в и д а м
д е я т е л ь н о с т и .
Выдающийся
педагог
Мария
Монтессори
утверждала,
что
найти
способ
учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе,
т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также
писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в
себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что
п е р в о е
в п е ч а т л е н и е
у
р е б е н к а
с а м о е
я р ко е
и
с и л ь н о е » .
Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие
от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что
любую
работу
и
любое
действие
можно
сделать
с
интере сом.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная
задача
на
начальном
этапе
работы
с
родителями
–
формирование
и
стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я
использовала
наглядные
папки-передвижки
на
темы:
«Пальчиковая
гимнастика», «Влияние пальчиковых игр на развитие речи и творческих
способностей
у
дошкольников».
Были
подготовлены
консультации
для
педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой
моторики ребенка в ДОУ и в семье. По данной теме для родителей группы и
педагогов ДОУ и района провела мастер-класс «Пальчиковый игротренинг».
Опубликовала
статью
«Пальчиковые
игры,
как
предпосылки
развития
творческих
способностей
дошкольников»
на
сайте
информационно-
образовательного
ресурса
«Шаг
вперёд».
На
родительской
встрече
познакомила родителей с задачами дополнительной программы на 2014-2015
учебный год. Техника пейп-арт заинтересовала не только детей, но и их
родителей. Это выяснилось во время очередной беседы с одной из мам,
которая рассказала, что с тонкостями техники
её познакомил сын. Мама
закупила салфетки разного цвета и вместе с сыном готовят подарки для
близких и родных.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы,
которые
будут
способствовать
развитию
мелкой
моторики
рук,
общей
моторики, творческих способностей у детей, самостоятельности, которые
будут формировать интерес к различным видам деятельности.