Автор: Мартынова Ольга Михайловна Должность: учитель физики Учебное заведение: ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г. Петровска" Населённый пункт: город Петровск, Саратовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: физика в музыке Раздел: полное образование
Интегрированный урок - физика в музыке
по теме «Звуковые волны»
Урок подготовили:
Мартынова Ольга Михайловна– учитель физики высшей категории ГБООУ
«Санаторная школа-интернат г.Петровска»
Иноземцева Татьяна Владимировна– учитель музыки первой категории ГБООУ
«Санаторная школа-интернат г.Петровска»
Цели и задачи урока:
Образовательные –
продолжить
изучение
процесса
распространения
механических
колебаний
в
упругой
среде
на
примере
акустических
явлений,
познакомить
с
источниками и приёмниками звука,
Развивающие – формировать представление о процессе научного познания, развивать
познавательный интерес;
Воспитательные – прививать культуру умственного труда, научить видеть красивое в
сочетании музыки и науки.
1. Этап мотивации учебной деятельности.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
2. Актуализация .
Учитель физики (УФ): как вы думаете, о чем это стихотворение?. Идет беседа учителя с
учащимися о мире звуков в природе, которая подводит учащихся к теме и цели урока –
продолжить изучение звуковых явлений, расширить знания о звуковых волнах.
В тетрадях записывается тема урока, УФ заостряет внимание на том, что в процессе
урока учащиеся должны будут составить фрейм по теме и содержанию урока.
3. Экспериментируем и поем
Для начала проведем эксперимент «Музыка стекла» с хрустальными бокалами.
Учащимся предлагается: используя хрустальный бокал, получить звук, повторить опыт
несколько раз, подливая в стакан воду и каждый раз отмечать, какой звук слышен. Вывод:
от чего зависит высота извлекаемого звука, где и как это используется .
Учитель музыки (УМ) Сейчас вы сами сможете извлечь звуки на простейших
музыкальных инструментах и извлечь звук голосом. На примере народной песни: «Во
поле береза стояла». Давайте вначале ознакомимся с инструментами. Идет исполнение
песни учащимися с использованием музыкальных инструментов.
4.Звук, звуковые волны.
УФ. Итак, давайте еще раз с вами проговорим, что такое звук и звуковая волна. ..
В мире звуков существуют такие, которые человеческое ухо не способно воспринимать,
это ультразвуки и инфразвуки. Далее учащиеся представляют презентации об УЗ и ИЗ,
подготовленные к этому уроку.
УМ. А я предлагаю сейчас вспомнить, какие существуют характеристики звука.
Звуки бывают очень разные: не организованные в стройную систему, не связанные между
собой, и те, что обладают особыми свойствами: чистые, звонкие, определенной высоты,
обладающие смысловой выразительностью, - звуки музыкальные. музыкальные
звуки, издаваемые колеблющимися телами с определенной, периодически изменяющейся
частотой. Такие колебания называются гармоническими
Громкость звука - зависит от амплитуды колебания звучащего тела, от чувствительности
уха. Допустимая громкость 30 – 40 дб
Высота звука - зависит от частоты колеблющегося предмета.
Тембр – это характерная окраска звука голоса или музыкального инструмента
Зависит от источника, позволяет различить два звука одинаковой высоты и громкости.
(Пример на балалайке)
УФ. Анализирует характеристики звука с помощью графиков, привлекая к разговору
учащихся.
УМ . Источники звука.
Общим для всех звуков является то, что порождающие звуки тела, или источники
звука колеблются . Скажите , какое из ниже приведенных выражений правильное -
Всякое звучащее тело колеблется…
Всякое колеблющееся тело звучит…
УМ.
Давайте рассмотрим характеристики тембра голоса мужского и женского. Какие тембры
голосов вы знаете?
Звучание одной и той же ноты в исполнении различных музыкальных инструментов или
голоса отличает тембр.
Именно по тембру мы узнаем голос человека или различаем музыкальные инструменты,
которые исполняют одну и ту же мелодию в одной тональности и с одинаковой
громкостью.
Те́
нор — это высокий певческий мужской голос.
Барито́
н — мужской голос, по высоте средний между басом и тенором.
Бас — наиболее низкий мужской певческий голос.
Сопрано — высокий женский певческий голос
Контра́
льто — самый низкий женский певческий голос
Групповое пение. Исполнить русскую народную песню «сама садик я садила»
УМ . Существует очень много инструментов и каждый имеет свое звучание. Сейчас
ознакомимся с видами инструментов, духовые музыкальные инструменты, струнно-
смычковые инструменты (скрипка), ударно – шумовые инструменты у вас на столе
присутствуют музыкальные инструменты, к какому виду их отнесем. Давайте все вместе
попробуем извлечь из них звуки.
1-2 мин на доработку фрейма. Демонстрируем, что получилось у учащихся.
5.УФ. Комментирует домашнее задание учащимся.
6. Этап рефлексии.
На доске прикреплены файлы с картинками. Учащимся предлагается опустить
нотки(бумажные символы) в тот файл, картинка на котором соответствует настроению
ученика.
«Мясорубка» - информацию, полученную на уроке, мне нужно «переварить»
«Чемодан» - все узнанное на уроке мне пригодится в жизни, возьму с собой в дорогу
«Корзина» - на уроке я ничего нового не узнал, а то, что было, мне не интересно