Напоминание

"Использование технологии web-квест как средство реализации познавательной деятельности"


Автор: Щёголева Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Комсомольская сош"
Населённый пункт: пос. с-за "Комсомолец", Тамбовская обл, Тамбовский р-н
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Использование технологии web-квест как средство реализации познавательной деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Педагогический проект

«

Использование технологии web-квест как средство реализации

познавательной деятельности

»

автор: учитель

Щёголева Татьяна Александровна

МБОУ «Комсомольская сош», Тамбовской области Тамбовского района

пос.свх. «Селезневский»

2017

Содержание

Теоретическое обоснование проблемы..................................................................... 3

Подготовительный этап проекта................................................................................8

Внедренческий этап проекта....................................................................................10

Аналитический этап проекта................................................................................... 12

Обобщение и распространение опыта.....................................................................13

Выводы....................................................................................................................... 14

Литература:................................................................................................................ 15

Приложения................................................................................................................16

Теоретическое обоснование проблемы

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Тема: «Использование технологии web-квест как средство реализа-

ции познавательной деятельности»

Актуальность проекта:

Ключевое условие реализации федерального государственного образо-

вательного стандарта – это системно-деятельностный подход в образовании.

Базовую знаниевую парадигму заменяет системно-деятельностный подход. Су-

щественным становится не то, что нового узнал ученик, а чему он научил-

ся.

Основные тенденции образования всегда отражают векторы развития об-

щества. Вот почему социальные и экономические условия сейчас требуют под-

готовки выпускников, способных самостоятельно ориентироваться в мире ин-

формации. Сегодняшний выпускник должен обладать умениями и качествами

необходимыми человеку 21-го века: умение работать с информацией, обладать

творчеством и любознательностью, уметь ставить и решать проблемы, быть

коммуникативным, обладать критическим и системным мышлением, самораз-

виваться.

На помощь в формировании творческой независимой личности приходит

системно-деятельный подход, в основе которого лежат современные образова-

тельные технологии, такие как проектно-исследовательская деятельность и об-

разовательные веб-квесты.

Таким образом, основными противоречиями являются:

1)

противоречия между растущими потребностями общества в интел-

лектуально развитых инициативных людях

и снижением интереса к обучению

у детей;

2)

противоречие между большим объёмом теоретического материала по

всем дисциплинам и необходимостью развивать самостоятельность в решении

практических задач;

3)

противоречие между обучением, ориентированным на среднего сту-

дента и недостаточной загруженности способных детей для развития их обще-

интеллектуальной деятельности.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: «Для ак-

тивизации учебной деятельности учащихся необходимо использовать техноло-

гии, наиболее соответствующие требованиям, предъявляемым к содержанию

образования, и формам, наиболее соответствующим их потребностям»

Цель:

- 3 -

активизация познавательной и учебной деятельности учащихся посред-

ством использования технологии квест, переориентация обучающихся из пози-

ции потребителя информации в активного участника учебного процесса.

Задачи исследования:

изучить методическую литературу по использованию технологии квест;

подобрать банк диагностик для мониторинга сформированности комму-

никативной и информационной компетенций у учащихся;

изучить стратегии оценивания;

разработать конспекты уроков и внеклассных мероприятий с использо-

ванием технологии квестов;

апробировать приемы технологии квестов;

провести мониторинг эффективности данной технологии;

обобщить опыт применения технологии квест в образовательном про-

цессе;

распространить полученные результаты.

Новизна:

Разнообразие процесса обучения посредством использования образова-

тельной технологии веб-квест, которая способствует формированию коммуни-

кативных и информационных компетенций обучающихся с учётом воспитатель-

ной компоненты и дополняет традиционную схему учитель – учебник – ученик

актуальной схемой ученик – информационная среда – учитель.

Данная схема является приоритетной в процессе организации активиза-

ции познавательной деятельности и повышении мотивации обучающихся на

уроках и во внеурочное время.

Планируемые результаты работы над проектом

повысится заинтересованность студентов в изучении учебных дисци-

плин, мотивация обучения;

учащиеся научатся основам самообучения и самоорганизации, рабо-

тать в команде (планировать, распределять функции, взаимопомощи, взаимо-

контролю);

повысится уровень воспитанности информационной культуры обучаю-

щихся.

Объект исследования

Учащиеся 10-11 классов (студенты 1-2 курсов)

Предмет исследования

Квест-технологии как средство реализации познавательной деятельности

учащихся

Исследование проводится в три этапа:

I этап (январь 2015- август 2015 года) – подготовительный этап

II этап (сентябрь 2015 года – апрель 2018 года) – основной этап

-4-

III этап (май 2018 – июнь 2018 года) – аналитический этап (предполагае-

мый результат)

Для решения задач и достижения цели проекта использовались следую-

щие механизмы реализации:

1.

Информационно-образовательные - изучение и теоретический анализ

литературы

2.

Организационно-деятельностные - проведение учебных занятий и

внеклассных мероприятий с применением технологии веб-квест исследований

по проблеме;

3.

Мотивационно-потребностные - педагогическое просвещение и пси-

хологическая подготовка

4.

Рефлексивно-аналитические

- представление результатов диагно-

стики студентов

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправлен-

ный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также слу-

жит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

«Квест – это разновидность игр, требующих от игрока решения умствен-

ных задач для продвижения по сюжету. Квест в педагогике – это выполнение

проблемного задания с элементами игры». Быховский Я.С. [3].

Впервые термин «веб-квест» был предложен Берни Доджем, профессо-

ром образовательных технологий Университета в Сан-Диего в 1995 году как

способ организации поисковой деятельности в учебном процессе, при которой

студентами используется информация из интернет-источников.

«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работа-

ют учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие

веб-квесты

для

максимальной

интеграции

Интернета

в

различные

учебные

предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают

отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся ин-

формация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находит-

ся на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом яв-

ляется публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально

или в Интернет)» [3]

Веб – квест имеет четкую структуру. Он состоит из следующих разделов:

Постановка проблемы (введение) - краткое описание темы веб-квеста.

Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.

Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы пред-

ставления конечного результата.

Прохождение маршрута (порядок работы и необходимые ресурсы) -

описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для

-5-

выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники

информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, табли-

цы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организо-

вать работу над веб-квестом.

Подготовка итогового продукта

Рефлексия и оценка - описание критериев и параметров оценки выпол-

нения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки.

Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся,

выполнив данный веб-квест – формирующее оценивание.

На сегодняшний день многие ученые рассматривают вопросы внедрения

квест-технологии в образовательный процесс:

как дидактическое средство: Багузина А.И.;

как интерактивная методика: Шаматонова Г.Л., Кадемия М.Ю.;

в контексте ресурсно-ориентированного обучения: Кононец Н.;

как средство реализации метода проектов: Дубаков А.В. и другие;

для подготовки учащихся: Напалков С.В., Грабчак Д.В.;

как

средство

развития

медиакомпетентности

учеников:

Бадарацкий

А.В., Григорьева И.В. и другие.

В литературе рассматриваются два варианта понимания веб-квестов:

Веб-квест по типу «метода проектов

1

» - прослеживаются основные этапы

метода проектов: все участники объединяются в группы (исследователи, ди-

зайнеры, литераторы); каждая группа получает свое проблемное задание, а так-

же набор вебресурсов, с которыми они будут работать. Каждая группа, выпол-

няя задания должна создать новый веб-продукт (сайт, блог, виртуальный сло-

варь, кулинарную книгу). Основной акцент в таком виде веб-квеста: решение

проблемного вопроса / задачи с помощью анализа веб-ресурсов и создания но-

вого веб-продукта.

Веб-квест по типу «соревнования

2

» - учитель создает интересный сюжет;

ученики (индивидуально или коллективно, согласно сюжету) проходят задачи

(поиск информации, раскрытие тайны). Все задачи выполняются для получения

цели (отгадать пароль, найти сокровища). Основной акцент в таком виде веб-

квеста: поиск ответов с помощью анализа Интернет - источников.

1



Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практи-

ческим результатом, оформленным тем или иным образом.

2



Соревнования - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей,

выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличе-

нии полезных результатов совокупных действий и тех и других [Словарь по этике / Под ре-

дакцией И. Кона, 1981 г.]

-6-

Необходимо отметить, что один и тот же квест может быть классифициро-

ван по нескольким параметрам одновременно.

Методический потенциал квестовых технологий

Задачами технологии квеста являются развитие читательский компетен-

ций, коммуникативных умений; раскрытие творческого потенциала; формирова-

ние навыков рационального использования учебного времени; стимулирование

познавательной мотивации. По всем своим признакам технология квестов мо-

жет являться педагогической технологией, потому что открывает возможность

изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко ис-

пользуя межпредметные связи.

Квест-технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осу-

ществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовы-

ражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обуче-

ния; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная актив-

ности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обу-

чающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятель-

ности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным.

Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе

обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структуриро-

вать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятель-

но принимать решения для получения нужного результата, постигать элементы

научно-практической работы.

Этапы работы над веб-квестом

1. Подготовительный этап (командный, начальный)

Преподаватель определяет цели и задачи квеста, целевую аудиторию, ко-

личество участников, сюжет и форму квеста, пишет сценарий, определяет необ-

ходимое пространство и ресурсы, количество помощников, организаторов, на-

значает дату и интригует участников.

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, мате-

риалами аналогичных проектов.

Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены ко-

манды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными програм-

мами.

Главное на этом этапе вовлечь обучающихся!

2. Ролевой этап

Учитель помогает в осуществлении выбора учащимися площадок; коор-

динирует деятельность студентов при решении поставленной проблемы; оказы-

вает методическое сопровождение при работе над веб-квестом.

У учащихся идет индивидуальная работа в команде на общий результат.

Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют за-

дания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-

-7-

квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с

компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги

выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для дости-

жения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры сайта;

3) создание материалов для сайта;

4) доработка материалов для сайта.

3. Обобщающий этап

Преподаватель напоминает сообщённые в начале занятия критерии и па-

раметры

оценки

веб-квеста,

совместно

со

студентами

заслушивает

отчеты

групп о проделанной работе (рассказ о сделанных презентациях или веб-стра-

ницах) и оценивает работу детей. Подводит итоги квест-урока (мероприятия).

Команды работают совместно, под руководством педагога, ощущает свою

ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По

результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание за-

дания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной

теме,

критический

анализ,

логичность,

структурированность

информации,

определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность,

профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как

преподаватели, так и студенты путем обсуждения или интерактивного голосова-

ния.

Подготовительный этап проекта

Были определены задачи, содержание деятельности и планируемый ре-

зультат.

Задачи

Изучить информационные источники, определить цели, задачи проекта,

смоделировать ожидаемый результат, спланировать деятельность.

Провести входную диагностику.

Содержание деятельности

Провела контект-анализ по теме;

Создала рабочую группу;

Разработала план реализации проекта;

Подготовила методическую базу;

Прошла онлайн обучение ТОГОАУ ДПО «Институт повышения ква-

лификации работников образования»:

виртуальная мастерская «Интерактивная и нелинейная презентации

в образовательном процессе»,

-8-

мастер-класс «Дидактические игры он-лайн как средство достиже-

ния планируемых результатов»

тренинг «Проектирование виртуального образовательного событии,

направленного на формирование УУД».

Прошла онлайн обучение на практико-ориентированной он-лайн конфе-

ренции, проводимой на портале «Образовательная галактика Intel»:

Мастер-класс «Сервисы визуализации в проектной деятельности»

Провела вводную диагностику:

Модифицированная методика «Тест на выявление готовности к обу-

чению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой. (Приложение1);

Методика «Готовность работать с информацией и информационны-

ми источниками» (Приложение2);

Методика изучения мотивации обучения М.И. Лукьянова, Н.В. Ка-

линина.М. (Приложение3);

Опрос на готовность к самостоятельной работе

Планируемый результат

Программа работы по проекту.

Разработаны критерии оценки результатов применения квест-технологии

Критериями оценки результатов работы обучающихся являются:



уровень умения использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;



уровень умения активно использовать электронные образовательные

ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять

на практике;



обоснованность и четкость изложения материала;



оформление материала в соответствии с требованиями;



уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять

главное;



уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее

решение;



уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и

аргументировать ее.

На начальном этапе исследования были выявлены уровни готовности к

обучению в интерактивном режиме (низкий, сниженный, нормальный, высо-

кий), готовности к самостоятельной работе, умение работать с информацией и

мотивации обучения.

Исследования показали, что среди учащихся имеются те, которые не гото-

вы к интерактивному режиму обучения, имеют низкий уровень мотивации и не

готовы работать с информацией и информационными источниками. Это говорит

о том, что у них выражена низкая учебная активность, несформированность

-9-

знаний, умений, навыков. Они имеют слабые, не систематизированные знания,

стремятся перевести поисковые задания на уровень усвоенных образцов, рассу-

ждений. Вся деятельность учащихся сводится лишь к повторению полученного

шаблона.

Кроме этого, выявлены обучающиеся, у которых высокий уровень сфор-

мированности знаний, умений, навыков работы, познавательный мотив направ-

лен на усвоение знаний, способов их добывания и на их совершенствование; у

них выражена самостоятельность при работе с информацией.

36,00%

38,00%

23,00%

3,00%

Работа в интерактивном режиме

высокий

нормальный

сниженный

низкий

10,40%

39,20%

45,40%

5,00%

Работа с информацией

высокий

средний

сниженный

низкий

Внедренческий этап проекта

В рамках реализации проекта, на внедренческом этапе, осуществлялась

организация и проведение аудиторной и внеаудиторных занятий – математиче-

ский квест «В поисках истины», урок по математике в форме веб-квест «Гора

Логарифмы» и веб-квесты, проводимые ТОГОАУ ДПО «Институт повышения

квалификации работников образования»: «Путешествие по музеям России»,

«Дороги, которые мы выбираем..» и «Веб-рафтинг»

Задачи

Применять квест-технологию в преподавании математики, способствуя

формированию ключевых компетенций выпускников

Повысить познавательную и учебную активность учащихся

Содержание деятельности

Организация и проведение аудиторной и внеаудиторной работы учащихся

с использованием квест-технологии;

выдача заданий для самостоятельной работы;

организация необходимой помощи в прохождении квеста и оформлении

работ.

Планируемый результат

Дополнить традиционную схему учитель– учебник – ученик актуальной

схемой ученик – информационная среда – учитель;

повысить интерес обучающихся к изучению предметов естественно-

научного цикла.

-10-

В ходе организации работы учащихся над web-квестами реализовывались

следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный позна-

вательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности,

выявление умений и способностей работать самостоятельно.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способно-

стей, воображения студентов; формирование навыков исследовательской дея-

тельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литера-

турой и интернет - ресурсами; расширение кругозора.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственно-

сти за выполнение выбранной работы.

Обучающиеся техникума приняли активное участие в веб-квестах, прово-

димых ИПКРО. В 2016 году в веб-квесте «Путешествие по музеям России» ко-

манда «Пятерка оптимистов» в составе Кумайдонова А., Леонова Я., Николаев

Н.. Путилин В., Рыльскова О. заняли 3 место. В 2016 году в веб-квесте «Доро-

ги, которые мы выбираем..» команда «Торнадо» в составе Жеребятьева А., Пче-

линцева М., Черемисина А. заняли 1 место. В 2017 году в веб-квесте «Веб-раф-

тинг» команда «Адреналин» в составе Баева К., Коваленко А., Коростелев А.,

Попов А., Саренко А. заняли 2 место. При этом обучающиеся с успехом работа-

ли с информацией в сети Интернет, систематизировали ее и оформляли с помо-

щью сервисов веб 2.0.

Результат учащихся:

освоили различные способы представления информации в сети Интернет;

научились использовать, планировать, контролировать и оценивать учеб-

ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реа-

лизации;

научились работать в команде.

Аналитический этап проекта

Задачи

Итоговая диагностика, анализа и корректировки результатов.

Обобщение материалов проекта.

Содержание деятельности

Проведение итоговой диагностики, анализ и корректировка результатов.

Планируемый результат

Повышение профессиональных компетенций при применении квет-тех-

нологии

Обобщение опыта, статьи

Предварительные результаты работы над проектом.

Повышен уровень мотивации к изучению предметов

-11-

Накоплен и обобщен опыт работы по теме проекта

Наблюдается положительная динамика у студентов

Наблюдается рост творческой активности личности

Наблюдается рост участников в интернет-олимпиадах и интернет-конкур-

сах

2

0

1

5

-

1

6

у

ч

.

г

.

2

0

1

6

-

1

7

у

ч

.

г

.

2

0

1

7

-

1

8

у

ч

.

г

.

0

2

4

6

8

10

12

Участие в интернет-конкурсах, чел.

участники

призеры

победители

30,00%

35,00%

35,00%

Качество самостоятельной работы

Способны работать самостоятельно,

но под руководством педагога – 35%

(на начало проекта 50%)

Помощь нужна лишь при плани-

ровании и оформлении самостоятель-

ной работы – 35%

Способны справиться сами – 30% (на

начало проекта 15%)

I

II

III

IV

V

0

10

20

30

40

50

Мотивы обучения, %

начало

конец

-12-

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV - сниженный уровень мотивации учения;

V - низкий уровень мотивации учения.

начало проекта

конец проекта

0,0%

5,0%

10,0%

15,0%

20,0%

25,0%

30,0%

35,0%

40,0%

45,0%

50,0%

Интенсивности познавательных интересов, %

а

б

в

Чем

больше

количе-

ство

ответа

а),

тем

сильнее

выражена

познавательная

по-

требности.

Обобщение и распространение опыта

В 2017 году на научно-практической педагогической конференции "Осо-

бенности преподавания предметов естественно-научного цикла" выступила с

докладом "Использование мультимедийных средств обучения для активизации

познавательной деятельности учащихся на уроках математики". Доклад опубли-

кован на сайте образовательного центра «Лучшее решение».

В 2016 г. на XII межрегиональной научно-практической конференции

«Информатизация образования в регионе» выступила с докладом из опыты ра-

боты «Сетевая активность как средство реализации познавательной деятельно-

сти». Статья была включена в сборник тезисов, выпущенного по итогам конфе-

ренции.

Выводы

Подводя итог, можно с полной уверенностью утверждать, что технология

веб-квестов является одним из эффективных способов реализации деятельного

подхода, так как в процессе работы над веб-квестом учащиеся выступают в

роли активного субъекта жизнедеятельности, способного самостоятельно осу-

ществлять учебную деятельность, контролировать ее, создавать итоговый про-

дукт и оценивать его.

-13-

Проект показал эффективность применения технологии квест как интер-

активной образовательной среды для активизации познавательной деятельности

студентов.

Однако, образовательные веб-квест имеют как достоинства, так и недо-

статки. К недостаткам можно отнести доступ к сети и компьютерную грамот-

ность.

Итак, веб-квест – это удобная форма работы для активизации учебной де-

ятельности, повышения интереса к предмету, а главное – уместная в рамках ре-

ализации деятельностного подхода к обучению как основного подхода реализа-

ции ФГОС.

-14-

Литература:

1.

ФГОС (Министерство образования и науки РФ)

2.

Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуника-

тивной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные

технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международ-

ной научно-практической конференции. М., 2004.

3.

Быховский Я.С. Образовательные ВЕБ-КВЕСТЫ, М.: Из-во МГУ,

2000

4.

Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч.

пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 416с.

5.

Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и сред-

ство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Ин-

тернет-образования. 2002, № 7.

6.

Новикова А.А., Федоров А.В. Медиаобразовательные квесты // Ин-

новации в образовании. 2008. № 10. С.71-93.

7.

Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобано-

ва О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИН-

ТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образова-

ния. – 2015. – № 1-2.

8.

Вебинар "Живые" квесты в образовании

-15-

Приложения

Приложение №1

Ключ к проверке диагностических методик

Модифицированная методика. «Тест на выявление готовности к обу-

чению в интерактивном режиме» Е.В. Коротаевой

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к обучению в интерактив-

ном режиме и к групповой работе на уроке.

Ход проведения. Учащемуся в течение 20 минут предлагается отметить

на оценочной шкале баллы, соответствующие уровню сформированности тех

или иных характеристик. При этом поясняется, что оценка «3» отражает проме-

жуточное положение между парами характеристик, соответствующее ответу

«когда как».

Инструкция для учащегося.

Дорогой друг! Внимательно прочитай пары характеристик и отметь на

оценочной шкале свой уровень готовности к групповому взаимодействию.

Характеристики готовности к груп-

повому взаимодействию

Оценочная

шкала

Характеристики готовности к

групповому взаимодействию

Легко принимаю ситуацию груп-

повой работы

1 2 3 4 5

Избегаю совместной деятель-

ности

В групповой работе ощущаю сво-

боду, раскованность

1 2 3 4 5

В групповой работе ощущаю

напряженность, скованность

Готов согласиться с доводами

окружающих

1 2 3 4 5

Не меняю собственной точки

зрения

Свободно высказываю мнения,

предположения

1 2 3 4 5

В открытом обмене мнениями

предпочитаю больше слушать,

чем говорить

Делюсь информацией

1 2 3 4 5

Предпочитаю владеть инфор-

мацией

С благодарностью откликаюсь на

предложения взаимопомощи и со-

трудничество

1 2 3 4 5

Избегаю ситуаций, требующих

сотрудничества, поиска обще-

го решения

Владею умениями и навыками ра-

боты в группе

1 2 3 4 5

Испытываю трудности, находя

свое место в общей деятельно-

сти

Нацелен на решение групповых

задач и оказание поддержки во

время деятельности

1 2 3 4 5

Групповые цели и действия не

являются приоритетными,

предпочитаю реализовывать

свои цели

Спокойно реагирую на смену ро-

лей во время деятельности

1 2 3 4 5

Стараюсь выбирать одну и ту

же роль в процессе совмест-

-16-

ной работы

Настроен на получение разнооб-

разной информации во время

подведения итогов

1 2 3 4 5

Негативно отношусь к этапу

подведения итогов, опасаюсь

критики

Покидаю группу в ожидании но-

вой встречи

1 2 3 4 5

Часто преобладает настроение

обманутых ожиданий

Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчиты-

вается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценоч-

ному листу выявляется итоговый уровень готовности учащихся к обучению в

интерактивном режиме и к групповой работе на уроке.

Сводный оценочный лист

Школа_________________ Класс _____________________________

№ ФИО учащегося

Сумма баллов

1.

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном ре-

жиме и к групповой работе на уроке

Сумма бал-

лов

Высокий уровень

От 11 до 15

Нормальный (средний) уровень

От 16 до32

Сниженный уровень

От 33 до 42

Низкий уровень

От 43 до 55

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном

этапе тестирования осуществляется по следующему показателю: количество

учащихся с высоким уровнем готовности к групповому взаимодействию, выра-

женное в процентах от общего числа обследуемых.

Приложение №2

Методика. «Готовность работать с информацией и информационны-

ми источниками»

Цель: Выявить уровень готовности учащегося к работе с информацией и

информационными источниками.

Ход проведения. Учителю предлагается отметить на оценочной шкале

баллы, соответствующие уровню сформированности у ученика тех или иных

характеристик. При этом важно учесть, что оценка «3» отражает промежу-

точное положение между парами характеристик, соответствующее ответу

«когда как».

Инструкция для преподавателя.

Внимательно прочитайте каждую характеристику и отметьте на оценоч-

ной шкале уровень готовности ученика к работе с информацией и информаци-

онными источниками.

-17-

Характеристики готовно-

сти ученика к работе с

информацией и информа-

ционными источниками

Оценочная шкала

Характеристики затрудне-

ний ученика в работе с ин-

формацией и информацион-

ными источниками

Легко концентрирует свое

внимание на информаци-

онном объекте

1

2

3

4

5

С трудом концентрирует

свое внимание на информа-

ционном объекте

Умеет сформулировать

информационный запрос

1

2

3

4

5

Затрудняется в формулиро-

вании информационного

запроса

Умеет оценить адекват-

ность источника инфор-

мации запросу

1

2

3

4

5

Затрудняется в оценке аде-

кватности источника ин-

формации запросу

Умеет инициировать и

эффективно вести беседу

по содержанию прочитан-

ного текста или другого

информационного источ-

ника

1

2

3

4

5

Негативно относится к си-

туациям, требующим под-

держать беседу по содержа-

нию прочитанного текста

или другого информаци-

онного источника

Умеет получать недоста-

ющую информацию с по-

мощью вопросов

1

2

3

4

5

Избегает ситуаций, требую-

щих обращения к учителю

или товарищам для полу-

чения недостающей инфор-

мации

Имеет хорошую технику

чтения и письма

1

2

3

4

5

Слабая техника чтения и

письма

Осознанно читает текст

(выделяет главные мыс-

ли, понимает подтекст и

контекст, устанавливает

логические связи при чте-

нии и т.д.)

1

2

3

4

5

У ученика в основном пре-

валирует механическое чте-

ние (с трудом выделяет

главные мысли, понимает

подтекст и контекст, уста-

навливает логические связи

при чтении и т.д.)

Эффективно умеет поль-

зоваться домашней и об-

щественной библиотекой,

книгой, текстом, компью-

тером для поиска нужно-

го источника (фрагмента)

информации

1

2

3

4

5

Испытывает затруднения,

когда пользуется домашней

и общественной библиоте-

кой, книгой, текстом,

компьютером для поиска

нужного источника (фраг-

мента) информации

-18-

Умеет определять тему,

сюжет, ключевые слова

информационного источ-

ника

1

2

3

4

5

Затрудняется в определе-

нии темы, сюжета, ключе-

вых слов информационного

источника

Легко включает получен-

ную информацию в об-

щую работу или другой

блок информации

1

2

3

4

5

С трудом включает полу-

ченную информацию в об-

щую работу или другой

блок информации

Обработка данных. Итоговая сумма баллов по каждому ученику высчиты-

вается педагогом и заносится в сводный оценочный лист. По сводному оценоч-

ному листу выявляется итоговый уровень готовности учащегося к работе с ин-

формацией и информационными источниками.

Сводный оценочный лист

Школа ________________________________________

Класс _________________________________________

ФИО учащегося

Сумма баллов

1.

Интерпретация полученных данных

Оценочная таблица

Уровни готовности учащегося к обучению в интерактивном

режиме и к групповой работе на уроке

Сумма баллов

Высокий уровень

От 10 до 19

Нормальный (средний) уровень

От 20 до 27

Сниженный уровень

От 28 до38

Низкий уровень

От 39 до 50

Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном

этапе тестирования осуществляется по следующему показателю: количество

учащихся с высоким уровнем готовности к работе с информацией и информа-

ционными источниками, выраженное в процентах от общего числа обследуе-

мых.

Приложение №3

Методика изучения мотивации обучения

[М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина]

Анкета

Дата_____Ф.И.________________Класс________

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты

ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим

собственным мнением.

I

1.

Обучение в школе и знания необходимы мне для...

-19-

дальнейшей жизни; поступления в вуз, продолжения образования; само-

развития, совершенствования; будущей профессии; обретения места в обществе

(вообще в жизни); создания карьеры; получения стартовой квалификации и

устройства на работу.

2.

Я бы не учился, если бы...

не было школы; не было необходимости в этом; не необходимость поступ-

ления в вуз и моя будущая жизнь; не чувствовал, что это необходимо; не думал

о том, что будет дальше.

3.

Мне нравится, когда меня хвалят за...

знания; успехи в учебе; хорошую успеваемость и хорошо сделанную ра-

боту; способности и ум; трудолюбие и работоспособность; хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а)

получить образование;

б)

создать семью;

в)

сделать карьеру;

г)

в развитии и совершенствовании;

д)

быть счастливым;

е)

быть полезным;

ж)

принять

достойное

участие

в

эволюционном

процессе

че-

ловечества;

з)

пока не определена.

5.

Моя цель на уроке...

а)

получение информации;

б)

получение знаний;

в)

попытаться

понять

и

усвоить

как

можно

больше

учебного

материала;

г)

выбрать для себя необходимое знание;

д)

внимательно слушать учителя;

е)

получить хорошую отметку;

ж)

пообщаться с друзьями.

6.

При планировании своей работы я...

а)

обдумываю ее, вникаю в смысл;

б)

сначала отдыхаю;

в)

стараюсь выполнить все аккуратно;

г)

выполняю сначала наиболее сложную ее часть;

д)

стараюсь выполнить ее побыстрей.

Ill

7.

Самое интересное на уроке — это...

-20-

а)

обсуждение интересного мне вопроса;

б)

малоизвестные факты;

в)

практика, выполнение заданий;

г)

интересное сообщение учителя;

д)

диалог, обсуждение, дискуссия;

е)

получить отличную отметку;

ж)

общение с друзьями.

8.

Я изучаю материал добросовестно, если...

а)

он мне очень интересен;

б)

он мне необходим;

в)

мне нужна хорошая отметка;

г)

без всяких условий, потому, что делаю это всегда;

д)

меня заставляют;

е)

у меня хорошее настроение.

9.

Мне нравится делать уроки, когда...

а)

их мало и они несложные;

б)

когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в)

это мне потребуется;

г)

это требует усердия;

д)

я отдохну после школы и дополнительных занятий;

е)

у меня есть настроение;

ж)

материал или задание мне интересны;

з)

всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

10.

Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)

мысли о будущем;

б)

конкуренция и мысли о получении аттестата;

в)

совесть, чувство долга;

г)

стремление

получить

высшее

образование

в

престижном

вузе;

д)

ответственность;

е)

родители (друзья) или учителя.

11.

Я более активно работаю на занятиях, если...

а)

ожидаю одобрения окружающих;

б)

мне интересна выполняемая работа;

в)

мне нужна хорошая отметка;

г)

хочу больше узнать;

д)

хочу, чтоб на меня обратили внимание;

е)

изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.

12.

Хорошие отметки — это результат...

-21-

а)

моего напряженного труда;

б)

труда учителя;

в)

подготовленности и понимания мной темы;

г)

моего везения;

д)

моего добросовестного отношения к учебе;

е)

моего таланта или способностей.

V

13.

Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

а)

настроения и самочувствия;

б)

понимания мной учебного материала;

в)

моего везения;

г)

активной подготовки, прилагаемых усилий;

д)

заинтересованности в хороших отметках;

е)

внимания к речи учителя.

14.

Я буду активным на уроке, если (так как)...

а)

хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)

смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)

считаю нужным всегда так поступать;

г)

меня не будут ругать за ошибку;

д)

твердо уверен в своих знаниях;

е)

мне иногда так хочется.

15.

Если учебный материал мне не понятен (труден для меня),

то я...

а)

ничего не предпринимаю;

б)

прибегаю к помощи товарищей;

в)

мирюсь с ситуацией;

г)

стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)

надеюсь, что разберусь потом;

е)

вспоминаю

объяснение

учителя

и

просматриваю

записи,

сделанные на уроке.

VI

16.

Сделав ошибку при выполнении задания, я...

а)

выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б)

теряюсь;

в)

прошу помощи у товарищей;

г)

нервничаю;

д)

продолжаю думать над ним;

е)

отказываюсь от его выполнения.

17.

Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

-22-

а)

обращаюсь за помощью к товарищам;

б)

отказываюсь от его выполнения;

в)

думаю и рассуждаю;

г)

списываю у товарища;

д)

обращаюсь к учебнику;

е)

огорчаюсь.

18.

Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)

требуют большого умственного напряжения;

б)

не требуют усилий;

в)

требуют

зубрежки

и

необходимость

действовать

по

«шаб-

лону»;

г)

не требуют сообразительности (смекалки);

д)

сложные и большие;

е)

однообразные

и

не

т ребуют

логиче ского

м ы ш л е н и я .

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической

методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обуче-

ния.

Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характе-

ризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Содержательный блок I I I анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные

мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает опре-

деленным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив про-

являет себя в предлагаемом ответе.

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл. Получение отметки — 2 балла. Позиционный

мотив — 3 балла. Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 18

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера

предложений и баллы, им

соответствующие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

3

1

4

5

5

4

3

3

3

-

I

2

0

4

4

5

4

-

-

-

3

5

2

3

3

5

2

-

4

5

4

3

5

3

4

4

0

II

5

3

5

5

3

0

2

1

-

6

5

1

0

3

3

-

-

-

7

3

3

5

0

5

2

1

-

III

-23-

8

3

3

2

5

0

1

-

-

9

0

3

3

5

3

1

3

5

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объек-

тивные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения

учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).

Таблица 19

Уровень моти-

вации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового

уровня моти-

вации

I

II

III

I

26—29

24—28

24—28

72—85

II

21—25

18—23

18—23

55—71

III

18—20

12—17

14—17

42—54

IV

15—17

8—11

9—13

30—41

V

до 14

до 7

до 8

до 29

I

— очень высокий уровень мотивации учения;

I I

— высокий уровень мотивации;

I I I

— нормальный (средний) уровень мотивации;

I V

— сниженный уровень мотивации;

V

— низкий уровень учебной мотивации.

Ключ для показателей IV, V, VI мотивации

Номера предло-

жений и баллы,

им соответствую-

щие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

д

е

10

+5

-5

+5

-5

+5

-5

IV

11

-5

+5

-5

+5

-5

+5

12

+5

-5

+5

-5

+5

-5

13

-5

+5

-5

+5

-5

+5

V

14

+5

-5

+5

-5

-5

+5

15

-5

+5

-5

+5

-5

+5

16

+5

-5

+5

-5

+5

-5

VI

17

+5

-5

+5

-5

+5

-5

Приложение №4

Методика «Опросник для определения интенсивности познаватель-

ных интересов» В.С. Юркевич

Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С.

Юркевич).

-24-

1.Как долго вы занимаетесь умственной работой:

А) часто;

Б) иногда;

В) очень редко?

2. Что вы предпочитаете, когда задан вопрос на «сообразительность»:

А) «помучиться», но самому найти ответ;

Б) когда как;

В) получить готовый ответ от других?

3. Много ли вы читаете дополнительной литературы:

А) много и постоянно;

Б) неровно: иногда много, иногда ничего не читаю;

В) мало или совсем не читаю.

4. Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас занятию, свя-

занному с умственной работой:

А) очень эмоциональ-

но;

Б) когда как;

В) эмоции ярко не вы-

ражены.

5. Часто ли вы задаёте вопросы:

А) редко;

Б) иногда;

В) очень редко?

-25-

Большое количество ответа а) свидетельствует о сильно выраженной познава-

тельной потребности.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники